Автор: Денис Урубко, Алма-Ата
Зимний выбор
История зимних попыток восхождения на пик Макалу продолжается почти тридцать лет. За это время были предприняты около десятка штурмов, но все закончились неудачей. При том, что остальные вершины выше восьми тысяч метров, расположенные в Непале и Тибете, были покорены с первых же попыток. Эверест, Лхотзе, Канченджанга и другие покорялись альпинистам, но Макалу оставался неприступен. При том, что его атаками в период зимних муссонов занимались известнейшие альпинисты мира - Р.Месснер, Р.Казаротто, М.Курнис, К.Велицкий, Ж.Лафайль и другие.
Название «Макалу» обозначает - Черный Гигант. Он действительно, высоко поднимается над окружающими вершинами красивой темной пирамидой. Вообще, первыми на вершину в 1955 году поднялась французская экспедиция, и с тех пор этот маршрут по Северо-Западному склону стал классическим. Большинство альпинистов предпочитают подниматься здесь. Но надо сказать, что любое зимнее восхождение отличается от обычного. При неистовых ветрах и лютом холоде, что встречаются на границе Непала и Тибета, подъем на вершину предстает в другом аспекте - словно на новую неизведанную гору.
Для меня вызов этой вершины стал ясен в начале 2008 года, когда четверо альпинистов ЦСКА Казахстана пытались штурмовать Макалу. Наша команда в жестких условиях смогла пробиться до высоты 7500 метров, где была остановлена ураганным ветром. Первый в связке Сергей Самойлов был отброшен очередным порывом на несколько метров, жестко ударился. При таком буйстве ветров риск превышал допустимую отметку, и мы ошалелые, помороженные отправились обратно. Стало ясно, что помимо высокой подготовки надо обладать большой долей везения и терпения. Чтобы поймать «окно» в дикой круговерти зимних гималайских ветров…
Гора притягивала меня. И весной 2008 года, снова возглавив экспедицию ЦСКА, я поднялся на ее острый словно лезвие вершинный гребень. И расправил плечи надо всем миром. Казалось бы, дело сделано… Однако, спортивная часть моей души была полна сомнений… Молодежь получила опыт, но сам себе я ничего не доказал. Потому что подъем по простому маршруту пятидесятилетней давности в простых условиях для меня не был реальной задачей.
И вот зимой 2009 года я снова оказался у подножия Черного Гиганта. На этот раз в компании с итальянским альпинистом Симоне Моро. Сдружившись за последние десять лет, мы не раз рисковали жизнью и помогали друг другу на сложных гималайских маршрутах. Принципиальное видение альпинизм у нас одинаковое - это должно быть что-то новое, что до сих пор никому не удавалось. Это должен быть шаг в неведомое - что раздвигает границы человеческих возможностей. Встретив Новый Год в Катманду, мы отправились в горы.
Конечно же, ни одна современная экспедиция не обходится без помощи местных жителей. В первую очередь, это вызвано стремлением правительства Непала обеспечить своих людей работой. Поэтому, до Базового лагеря на высоте 5650 метров мы добирались с караваном носильщиков из окрестных деревень. И помогать нам остались несколько непальцев - повар, его помощник и работник по лагерю «принеси-подай». Мы же с Симоне, не дожидаясь окончательных согласований, воспользовавшись сравнительно хорошей погодой отправились на склоны горы на акклиматизацию.
За несколько дней, отыскав проход в системе ледопадов, нам удалось набрать приличную высоту. К тому времени, облака, едва заметно мерцавшие над горизонтом, превратились в зловещую тень, ветер усилился до урагана средней силы. Одет я был в проверенную прошлой зимой одежду Sivera, поэтому сильно не переживал – больше беспокоился за Симоне, как, наверное, он за меня. Двадцать третьего января, оставив часть вещей на отметке 7000 метров, мы спустились в Базу. Для того, чтобы быть уверенными, что снаряжение не «улетит» в Тибет, нам пришлось закопать его в снег. И надеяться, что мы обнаружим его по возвращении.
Двадцать шестого января, вычислив нужный день, непальские ребята провели священную церемонию «Пуджа», связанную с началом работы экспедиции. Чтобы получить на маршруте покровительство богов, и Гора не гневалась на людей, нарушающих гармонию мира, повар Тзакат прочел полагающиеся моменты, и с буддистским спокойствием напоил всех ракши. Эта местная алкогольная настойка вкупе с молитвенными флажками, развевающимися над нашей каменистой площадкой, должны были настроить силы природы в нашу пользу. И оставалось только за малым - выжить в этой свистопляске зимнего муссона с температурой -40 градусов, и достичь вершины.
На эту гору было предпринято более десяти зимних экспедиций, но все они были остановлены ураганами Гималаев. Муссонные ветра, кругом заворачивающие с Тибетского плато, способны остудить самые пылкие головы. Некоторые альпинисты навсегда остались на склонах “Черного Гиганта” - поплатились жизнью за попытку достичь пятой по высоте вершины мира.
И вот когда, казалось, шторм над Макалу на некоторое время сбавил силу до умеренного, и гора перестала “гудеть” под его порывами, мы вышли на решающую попытку. Акклиматизации была недостаточной, однако, в условиях зимы нужно было пользоваться любой возможностью. Потому что второго шанса могло и не быть. Поэтому, вооружившись терпением и смирением, мы в два дня поднялись до отметки 7600 метров. Кто может себе представить сложность выживания в таких жутких условиях, поймет меня. Это и пробуждение в тесноте промороженной палатки, когда даже внутри спального мешка намерзает корка льда. Человек всю ночь ощущает болью промороженные ноги и руки. И лазание по скалам при полном измождении, когда простой вздох становится мучением, а сердце колотится от невероятного напряжения всех сил. Надо было пройти все круги ада, чтобы только выйти к началу “финишной прямой” - началу подъема, собственно, на вершину. Гора была невероятна по своим размерам.
Тем не менее, наше стремление покорить Макалу оставалось неумолимым. И никакой мысли о том, чтобы вернуться, отложить попытку штурма, не возникало. Утром 09 февраля в 06 часов мы нацепили на ноги ботинки «Олимпус», и с не менее олимпийским спокойствием покинули крохотную палатку. Зимний световой день короток, поэтому собирались мы затемно. И надо было успеть до захода солнца вернуться в лагерь. Порывами ветра нас прижимало к ледяным склонам, било о скалы. В некоторых местах, где приходилось лезть со страховкой, я выходил вперед, Симоне выдавал веревку. Честное слово, до самого последнего метра этого жуткого пути я не был уверен в успехе. Шквальный ветер достигал 100 километров в час, мороз был на уровне - 40. Поэтому, поймите мою радость, когда я поднял усталую руку с ледорубом над вершиной Макалу! Это был апофеоз - воплощение мечты. В 13 часов 53 минуты по Непальскому времени буддистские боги узрели меня на вершине “Черного Гиганта” - гималайской горе, тридцать лет сопротивлявшейся людям.
Нас с Симоне трясло от холода и переполнявших эмоций. Мы обнялись на вершине, срывая дыхание. Было сложно видеть что-то вокруг из-за неистового ветра и холода - казалось, глаза вымерзали, а на ресницах налипали куски льда. Это была настоящая битва, в которой наша дружба прошла испытание. Возможно, впоследствии я не смогу понять самого себя, дать рациональное объяснение действиям - как искусству. Но тот момент истины, победы… он навсегда останется со мной, как самое ценное, что я пережил.
Уже в сумерках мы, с трудом передвигая ноги, сумели спуститься к небольшой палатке. Все вокруг трепетало под ударами шторма. Пережив неимоверно холодную ночь, не в силах что-то есть, едва не подавившись парой глотков воды, мы с трудом осознали, что настало утро. Надо было уносить ноги из этого чуждого человеку мира высоких гор. Ведь мы всего лишь песчинки на ладони Мироздания. Но теперь, когда я смотрю на вершину Макалу, и вспоминаю свои чувства на острие этой пирамиды, я понимаю, что нет ничего невозможного. Надо лишь следовать своим целям и пользоваться степенью свободы, предоставленной Судьбой.
Сложные вещи делаются гармонично и красиво. Как произведение искусства. Так бывает и в альпинизме. Зимнее восхождение на вершину Макалу стало тому очередным подтверждением. Отныне в историю освоения Гималаев Казахстан вписан, как покоритель самого строптивого «восьмитысячника». До сих пор только Польша и Италия могли похвастать подобным достижением. Альпинизм как вид спорта достаточно специфичен, но реальные – «неординарные» - отметки в нем ясны всем, кто бывал в горах, или живет у их подножия. Поэтому я поздравляю всех с этим серьезным спортивным результатом. И благодарю друзей за поддержку, оказанную этой бесконечной зимой у подножия высочайших гор мира.
Видео "ЗИМНИЙ МАКАЛУ"
|