Автор: Дмитрий Плетнёв, Николаев (Украина)

Кавказ — 2010 (часть 1)

Каждый год мы с друзьями ходим ... нет, не в баню, а в горы. На этот раз мы посетили район Домбая (Карачаево-Черкессия, Россия).

Наш дорогой шеф (Козий Виктор Георгиевич) решил совместить приятное с полезным, и объединил четвёрку с двойкой. Задумка была такая, четвёрка приезжает первая, делает нужные перевалы, затем через неделю встречается с двойкой и уже 4+2 вместе наматывают километраж, нюхают ромашки и едят земляничку. Отличный план, как по мне.
Итак, одним жарким летним воскресным вечером группа смелых туристов с горящими глазами села в плацкартный вагон, который унёс их на восток. Херсон - Харьков, а именно на этот поезд мы сели, довёз нас до Знаменки, где мы удачно съели арбуз и пересели на Киев - Кисловодск. Ну почти удачно. Наташа Иванова (наша походная Фея) чересчур резко подняла рюкзак и сорвала себе ноготь на ноге. Неприятная травма, но она не помешала Фее насладится походом.
В поезде Киев - Кисловодск наконец-то собрались вместе все 12 четвёрошников из разных городов Украины (Николаев, Киев, Львов, Запорожье).
Прибыли в Невинномысск часа в 2 ночи, по старой доброй традиции, расположившись с максимальным комфортом на лавочках, стали ждать утренний рабочий поезд на Черкесск. Однако, 2 шустрых аборигена предложили шефу свою ГАЗельку за вполне вменяемую цену, и мы поехали.
В 5 утра были уже в Черкесске, в 7 зарегистрировались у МЧСовцев, в 8 зашли в здание почты. И тут начался ад... Чтобы получить штемпель почты в миграционную карту мы убили пол дня (заполнение бумажек, оплата госпошлины в единственном отделении Сбербанка, тысяча и один ксерокс) и ещё часа два на погранцов. Погранцы пропуск дали в приграничную зону, но позакрывали нам все двоечные перевалы. То есть “зарубили” четвёрку на корню. “Ничего”, — загадочно и обнадёживающе сказал Георгиевич, - “главное, что Джаулавчат не тронули...” Наконец все бумажки подписаны, мы несёмся к Домбаю на всех парах. Вот и он! Горы прямо над головой. Проскакиваем Домбай сходу, наша цель — Алибек. Уже на подъездах к альплагерю ГАЗелька не может одолеть подъём по грунтовке, даже без пассажиров. Ну что ж, полезай, рюкзак, на спину! Становимся лагерем на полянке (выше Алибека, не переходя на его берег).

День первый.

Продукты поделены, заброска заброшена, вперёд и вверх! Идём на Турье озеро. Папа Козий любит ходить последним. Так он видит всю группу и контролирует ситуацию. Каким-то образом мы его потеряли, ещё и залезли в какие-то хащи. Группа теряет руководителя — хорошенькое начало! Ну ничего, нашлись. На Турьем озере особо горячие головы искупались.
И тут “Аннушка пролила масло”, то есть шеф объявил: “Для тех, кто ходит быстро. Встречаемся на бараньих лбах.” Вполне безобидные слова, да?
Идём в сторону перевала Джаулавчат. Первыми на бараньи лбы (такие зализанные скалы, за которыми следует выход на снежник) прискакали кони. Каким-то образом Наташа, вторая Наташа (Телевная) и Зонт оказались на другой тропинке, которая круто забирала вверх по травянистому склону. Спускатсья на лбы они не захотели, мотивируя тем, что “тропа набитая и с туриками”. Главный же аргумент был “Наташа уже там”. Тут подразумевалась Фея, которая находилась уже метров на 100 выше по склону.

“Раскольников” не смогли наставить на путь истинный даже команды шефа. Так и продолжили движение: основная часть команды - по снежнику, а трое человек - по противоположному склону долины. Они были в поле нашего зрения. И мы им периодически предлагали спуститься.

Начался противный дождик. Световой день кончался. Надо было что-то делать. И тут папа Козий выдал идею. Значит так, основная часть группы переходит на противоположную сторону долины через несложный ледопад. Там как раз просматриваются места под палатки. Три человека спускаются к нам. Ура, ура, семья снова вместе.
Иванова говорит, после слов “для тех, кто ходит быстро”, она включила фильтр и указания шефа прошли мимо ушей.
А вечером мы ещё и тортика поели из печенюшных крошек и сгущёнки. Особый аромат придавали добавленные туда 25 гр коньяка.

День второй.

Пошли добирать не взятый вчера перевал Джаулавчат. Всё просто, ходится ногами в кошках. На самом перевале мы заинтересовали местных туров. Спуск с перевала - замечательный снежник, по которому мы с Ильёй и Олей Власовой быстренько сбежали.

Внизу распластался широчезный ледник Джаулавчат. Напротив просматривался перевал Светланы Савитской. Честно говоря, он мне не понравился. Под самым верхом узкий снежный жёлоб с большим ранклюфтом внизу. Георгич не захотел его идти, сославшись на то, что группа ещё не готова. Наш следующий перевал - Маршала Жукова. Пойдём завтра, а сегодня выполним технический подход.

Спустились на ледник по травянистому кулуару. На противоположном борту долины — живописные водопады, которые вытекают из-под ледопада и пропадают где-то в ледниковых недрах. Идём по леднику вверх, к истокам.

Часика в 4 начался уже традиционный дождик. Встали прямо на леднике, в 15 минутах от старта подъёма на перевал. Поровняли слегка площадки под палатки. Я с Сурком сразился в поединке на снежках. Кидал “по приборам” из-за палатки, тем не менее попадал.

День третий.

Ранний подъём. Ещё затемно поели. Сегодня у нас встреча с Жуковым, всё, шутки кончились — началась настоящая веселуха.
Пошли по снежному склону, градусов 45, наверное. В одном неприятном месте сняли кошки и с элементами лазанья преодолели метров 20 разрушенных скал. Стало выглядывать солнце из-за хребта, ледопад справа от нас заиграл бирюзой и оттенками голубого. Далее по снежному склону пошли вверх, обходя наиболее крутые участки, а потом и трещины. Походили в связках. В одном крутом месте навесили перила. Авангард группы (я и Ильюха) упёрлись в трещину. Я встал на страховку. Илья, соорудив из двух ледорубов что-то на подобии альпийского креста (рыхлый снег не держал), смог выбраться на другой борт. Пошёл разведывать дорогу. Проход нашёлся.
Тем временем наш дорогой шеф соорудил из верёвки, ледоруба и двух ледобуров замечательный мостик через трещину.

А дальше, ещё через пару перильных верёвок, нас поджидал снежный крутячок. Илья, как первопроходец (или первый проходимец?) навесил верёвочку, по которой потом все жумарили с выходом на удобную сыпушную полочку. Сомнительное, доложу вам, удовольствие. Власовой тоже не понравилось, да Оля?
И вот когда я выбрался на полочку уже капал противный дождь. Там уже мёрзли Оля и Женя, и тут его замёрзшую но светлую голову посетила мысль. А ведь у нас есть тент! И таки да, есть! Уселись, накрылись, хоть как-то сократили теплопотери. А дождь идёт... А град падает... А впереди ещё 4 верёвки по снегу и непонятно сколько ещё до перевала... А пить хочется, а вода кончается... И чего я сюда припёрся? Сидел бы в Николаеве на БАМе, пил бы пиво... Кляте життя! Але ж треба його якось доканувати...

И вот встаёшь, вщёлкиваешся в перилину и идёшь вверх. След в след, без ледоруба (твой ледоруб на какой-то из станций). И такое паскудное чувство возникает, когда твоя правая рука не сжимает привычного клювика. Очень не хочется срываться, поэтому идёшь аккуратно.
Фууу... Станция. Самострах. “Женька! Свободно!!!” А сам выбираешь его. Забираю у него ледоруб и иду дальше. Принимаю. Что за ужасные станции! Куча немыслимых узлов, наполовину вбитый ледоруб, потому что внизу камни...
Выше четвёртой верёвки есть плоское место, отлично, кидаем рюкзаки, отдыхаем. Бухтуем верёвки, у каждого по букету ледорубов со станций. Дальше перила уходят горизонтально ниже ранклюфта. Оля, рассказывает, они в прошлый раз с Сечком где-то в этом ранклюфте ночевали. Говорит, до перевала недалеко.
Опять мы с Женей идём последние, забираем 2 верёвки перил. Уже около 15 часов. Тем временем погода радует, солнце греет в просвет между облаками.
Переходим ранклюфт по снежному мостику. Ещё 2 верёвки перил, но уже на ледобурах.
Дальше везде ровно, да это ж перевал! Ура!!! Мы таки взяли тебя, Жуков! Поднимались 12 часов.
Едим перевальный шоколад, запить нечем. Я допил свои последние из 750 миллилитров воды с пол часа назад. Однако, опять надуло тумана. Перевального тура не нашли, видимо, снегом завалило. Записку оставили на ближайших скалах.
Куда спускаться — совершенно не видно, идём, полагаясь на память и чутьё папы Козия. Снежный склон становится всё круче. Остаётся час светового дня. Мы нашли довольно стрёмную маленькую плоскую площадку. С одной стороны — снежный мост через трещину, с другой - крутой склон куда-то вниз. Не уютно тут.
В просвет между облаками видно довольно плоское снежное поле ниже по курсу. До него метров 300-400. Идём туда. При ближайшем рассмотрении поле оказывается совсем даже не плоским, но выбирать не из чего. Рубим террасы под палатки. Без кошек ходить по склону довольно стрёмно.

Хочется пить и только это желание удерживает от того, чтобы вот так просто упасть и заснуть. Ждём чай как чудо. Дежурные топят снег. Наконец в палатке появляются 4 кружки чая. Спасибо дежурным, слава завхозу (то есть мне). Употребляем колбасу, сыр, илюхины сушеные киви.
На карематы стелим один спальник, состёгиваем остальные 3, спим в тепле и сухости.

< a href="http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5966" title="Открыть в новом окне" target="_blank">Продолжение следует....