Автор: Сергей Краснощёков, Владивосток
Вулкан плоский Толбачик, пролетая над извержением. фоторепортаж
Вулкан плоский Толбачик в предверии 21.12.2012 решил порадовать нас своим, очередным извержением. Я не мог пропустить этого события. Последнее извержение там было в 1975–76 годах. Мне подумалось, что еще через почти сорок лет я точно туда не поеду, по вполне объективным причинам. Что если и доживу, то уж точно буду больным и старым, наблюдать это со стороны.
Заглавная фотография сделана моей второй половиной. Она своим одним кадром уделала меня, с моими дорогими объективами и фотоаппаратами :), молодец, что не только это увидела, но и успела сфотографировать!!! Фотография публикуется с разрешения автора.
Но всё же вернёмся к нашему извержению.Это кадры из поездки к Толбачику в сентябре 2011 года. Их я привожу, чтобы понять. В таком виде рельеф в этом месте останется уже только в фотографиях.
Видно, что на шлаковых конусах бывших извержений уже стала появляться простейшая растительнось, мхи и трава.
Здесь, на закате можно было наблюдать совершенно фантастические марсианские пейзажи. Некоторые шлаковые конуса имеют красноватый оттенок и при заходящем солнце мы наблюдали такие картины.
Чтобы понять, где же прорвало плоский Толбачик на этот раз, я отметил конус, через который произошёл прорыв 27 ноября 2012 года. Последнее извержение через этот конус и его образование были в 1941 году. К слову сказать, что прорыв там не один, их несколько.
Это фотография сделана 6 сентября 2012 года на рассвете. До извержения оставалось 2,5 месяца. По оценкам вулканологов, предвестников нынешнего извержения не было. Оно стало для них неожиданным. А вот извержение 75–76 годов было ими с большой долей точности предсказано. Как много раз мы с друзьями в ожидании рассветов и закатов, мечтали. Вот бы сейчас бабахнуло, всё для этого есть и время и место, а главное мы на месте. И ведь бабахнуло, правда без нашего участия. Иногда порой задумываешься, что Толбачик своенравный и не всегда предсказуемый вулкан. Находясь там, теперь уже понимаешь. Рвануть может в любую минуту. Но вернёмся непосредственно к нынешнему извержению. У нас появилась возможность 15 декабря сделать облет на вертолёте места прорыва.
Погода была хорошая, но вот место извержения затянуто облачностью и вулканическими выбросами. У меня были сомнения, а увидим ли мы вообще что то. Но понимая, что от нас мало что зависит, мы всё же летим. Временной промежуток полёта можно разбить так. Десять — пятнадцать минут летим до прорыва и столько же обратно. И только оставшееся время остаётся на съёмку.
Общее время в воздухе один час.
Подлетаем к фронту лавового потока. Он протянулся на десятки километров от места извержения. Видно, что верхний слой уже остывает. Но внутри температура расплавленных пород остаётся довольно высокой, до 1000 градусов. Остывать это всё будет не один десяток лет. По рассказам, на конусах 75–76 года извержения, снег появился зимой только в 2000-х годах. Поток уже не так стремительно продвигается вперёд, как это было в первые дни. Идёт его нагромождение и рост в высоту. Высота в некоторых местах составляет 10–15 метров.
Лавовый поток просто подминает под себя всё что встречается на его пути как бульдозер. Летим дальше, понятно, что вертолёт может летать по приборам, но не в горной местности. Здесь ему нужны видимые ориентиры. И вот пилот начинает кругами искать разрывы и просветы в облачности и выбросах, чувствуется сильный ветер, порой машину качает и сносит от порывов ветра, но она управляема, в этом сомнений нет. Не покидает чувство тревоги, сможем пробиться или не сможем и тогда придётся возвращаться. Инстинкт самосохранения начинает работать на полную катушку. Стоило ли вообще лететь. Толбачик бросается пеплом на десятки километров. Полёты большой авиации в этом районе запрещены.
На очередном заходе что то мелькает за бортом, YES!!! , мы видим это! Буквально успеваешь сделать пару кадров. Снимающего народу 20 человек на борту. Открывающихся окон всего 6. По возможности стараемся не мешать друг другу и снимаем по очереди. Потом ещё несколько заходов, разными бортами. Обстановка меняется каждую секунду. Вид с нашей стороны совершенно не похож на вид при заходе другим бортом. Поэтому, кому то повезло больше со снимками, кому то меньше. Здесь не угадаешь на все 100%.
Наше оплаченное полётное время вышло, мы возвращаемся. Не всё конечно удалось снять, как хотелось бы. Начинают посещать мысли, возможно придётся вернуться и не один раз. Если всё конечно не закончится так же неожиданно, как началось. |