Автор: Юрий Кошеленко, Альпосфера

Эверест. Северная Стена. Русский маршрут 2004 года

Экспедиция на Эверест по северной стене была задумана сразу после восхождения на Лхотзе Среднюю. Этот замысел был коллективный, он импонировал большинству членов команды. Лично я мечтал об этом маршруте с 1997 года, когда впервые увидел плакат северной стены с маршрутом испанской команды в помещении федерации альпинизма России. Потом было две разведки 2002 и 2003 года, в первой я участия не принимал, она ставила только фотографические задачи. Во второй я принял участие потому, что предложил лидеру проекта Виктору Козлову наметить маршрут, пройдя участок северной стены (в глубине души я рассчитывал на то, что Козлов приобретет пермит и эта разведка сможет стать полноценной попыткой восхождения). Козлов организовал поездку и приобрел пермит, но только до 7000 метров, передав мне полномочия руководителя разведки уже в Тибете. Именно тогда мной был намечен маршрут, и наша тройка прошла до 6700 метров (лезть выше, на мой взгляд, не имело смысла, начинался несложный рельеф вплоть до 6900-7000 метров, где заканчивались наши права на дальнейшее продвижение), после чего мы сняли все снаряжение со стены, забрали весь мусор и свернули лагеря.

Начало маршрута на С. стене, 2003 г.

Хотя мой замысел не вполне удался, я все же глубоко проникся желанием пройти новый маршрут. Я полагал, что поскольку на северной стене уже много достойных маршрутов, пройденных в хорошем стиле, чтобы сказать новое слово в освоении этого массива мало просто пройти новую линию, надо, во-первых, это сделать без искусственного кислорода, во-вторых, как можно больше использовать возможности альпийского стиля, в-третьих, небольшой командой 5-6 человек. Я включился в подготовку к новой экспедиции, один раз сказав «да», я оставался верен своему слову.

Планы Виктора Козлова и мои на само восхождение изначально не совпадали, ему как руководителю была нужна просто победа - восхождение в самом безопасном, самом гарантированном стиле – в осадном, с кислородом и большой командой. Но, в конце концов, не организатор идет на гору, и я рассчитывал найти поддержку у самих альпинистов. Многие из членов команды уже бывали на Эвересте (5 человек), я думал, что им будет интересно совершить теперь восхождение без кислорода, другие были сравнительно молоды, но с опытом высотных восхождений, кто-либо из них мог меня поддержать. Мои расчеты оказались идеалистическими. Если в начале некоторые альпинисты еще высказывались в духе «Почему нет», то чем дальше развивались события, тем больше их позиция соответствовала духу кислородных восхождений. Тактика в этом случая представлялась понятной и простой, она не предполагала дополнительного риска, был шаблон, который приставили к стене и в соответствии с ним работали. Такой подход давал очень высокую вероятность успеха. Это была профессиональная работа на результат.

Мы лезли, фиксируя веревки и устанавливая лагеря, большинство членов команды чувствовали себя хорошо, и я надеялся, что на заключительном этапе передовая сборная группа из решительных альпинистов попробует сделать быстрый рывок к вершине без кислорода. Я работал вместе со своим другом Виктором Бобком, к сожалению, он не имел форму достаточную для бескислородного восхождения. Наша двойка из 63 участков до 7900 метров обработала 20 (совсем неплохо, если учесть, что еще кроме нас работали две тройки и одна четверка) и установила 3 высотный лагерь на 7800 в основании кулуара Хорнбайна. Находясь на этом биваке, я предложил нашему сообществу крамольную идею продолжения восхождения с этой точки в альпийском стиле и без кислорода по кулуару Хорнбайна. Я считал, что это вполне логичный ход, линия маршрута пошла бы без траверса влево, но главным для меня было отступление от шаблона и бескислородный маршрут. Этот призыв вызвал сильное сопротивление, как у руководителя экспедиции, так и у следовавшей вслед за нами группы. После этого мои отношения и так не очень гладкие переросли в открытую оппозицию главной идее экспедиции – восхождению самым безопасным способом строго по центру северной стены Эвереста. Мнение команды победило, наша двойка провесила четыре веревки в направлении центра стены, после этого последующие группы, начиная с 8000 м. работали уже с кислородом. Как только на горе начал применяться искусственный кислород, восхождение для меня потеряло главный смысл, приключение переставало существовать. На заключительном этапе экспедиции началась борьба за приоритет использования заброшенного на стену кислорода, и нашу двойку вынудили идти последней. Предстоящая работа выглядела, как обычный подъем по перилам с кислородом до 8500 метров. Далее выход на маршрут Месснера и спуск по классике. У меня были обязательства (во всяком случае, я так считал) перед моим другом Виктором Бобком, ведь я его втянул в эту экспедицию, еще начиная с разведки, а Виктор страстно хотел на Эверест. Поэтому, несмотря на все психологические перипетии, мы выступили.

На этом этапе к нам присоединился Виктор Володин. С количеством кислорода в высотных лагерях полной ясности не было, на 7100 м. стало понятно, что для трех человек кислорода для безопасного восхождения и спуска явно не достаточно. Тогда я принял решение отдать свой кислород моим друзьям, чтобы они могли гарантированно взойти и спуститься, ведь группа была последней, и помощи в случае форс-мажора от утомленных предыдущих восходителей ожидать было нельзя. Кроме того, это решение для меня стало вполне логичным, я мечтал об Эвересте без кислорода, я подразумевал не бескислородное личное восхождение, а бескислородный маршрут команды. Когда открыто отстаиваешь свои взгляды, ты поневоле вынужден жить в согласии с ними.

Безусловно, Русский маршрут нельзя считать абсолютной диретиссимой, но наша команда прошла новую линию на Северной стене Эвереста, и это, без сомнения, достижение в классе кислородных восхождений в Гималаях.

Кварц, яшма и честный путь на Рорайму

Лхотзе Средняя - Русский восьмитысячник

ЮРИЙ КОШЕЛЕНКО
13-й Piolet d'Or
Интервью для Mountain.RU

Белый Арарат

Так ли плоха слава?

Немного снега в преддверии жаркого лета Арарат на лыжах