Люди и горы > Владимир Марков >

Автор: Владимир Марков, клуб альпинистов «Тихий Океан» г. Петропавловск-Камчатский.
Фотографии предоставили: В. Марков, Д. Марков.

Мои университеты в альпинизме. Июль 2012 год. Камчатка.
Вулкан Корякская сопка. Часть 1

Панорама Домашних вулканов. Слева на право: Вулканы: Козельский, Авача, Корякский, Арик, Ааг.

Чтобы читатель понимал, о чем я пишу и где нахожусь, дам краткую справку: «Вулкан Корякский (Корякская Сопка, Стрелошная сопка, Koriaksky Volcano, Streloshnaya Sopka) входит в состав Корякско-Авачинской группы и располагается к северо-западу от вулкана Авачинского. Это типичный стратовулкан с правильным ребристым конусом, со срезанной к западу вершиной. Абсолютная высота вулкана 3456 м, относительная — 2300 м с севера, 3300 м с юга. Восточная и северная части вершины представлены мощными экструзивными выходами монолитных андезитов. Здесь же располагается цирк диаметром около 500 м, из которого спускаются по барранкосам два ледника на северо-восточный склон. Длина первого 1 км, второго — 4,2 км. Кроме того, ледники северо-восточного склона, расположенные ниже вершины, также располагаются в барранкосах».

Панорама северо-восточного склона вулкана Корякская сопка. Летом ходить не рекомендую.

«Западная часть вершины характеризуется остатками кратера чашеобразной формы диаметром 180–200 м с остатками бортов (кромок) высотой 20–30 м. Кратер открыт к югу. Из него спускается небольшой, относительно свежий лавовый поток. Из этого кратера в прошлом вытекло довольно большое количество лавовых потоков, которые забарранировали западные и северо-западные склоны. В целом склоны вулкана крутые, в верхней части угол наклона достигает 30–35°, в нижней 15–20°. Поверхность их изрезана барранкосами, радиально расходящимися от вершины. В бортах барранкосов хорошо видны разрезы пород, слагающих постройку вулкана. В нижней части наблюдается переслаивание лав и пирокластики, при преимуществе последней, в верхней — преобладают лавы. Почти на всех склонах в бортах барранкосов и на их гребнях отмечаются башне- и стенообразные выходы даек. На южном склоне они, сменяя друг друга, тянутся на 800 м вверх, характеризуя тем самым систему подводящих каналов вулкана. Мощность даек от 2–3 до 6–7 м. На северо-западном склоне на высоте 2700–2800 м Т. Ю. Мараниной обнаружены конические дайки мощностью 3–6 м и протяженностью 100–200 м. Они наклонены в осевой части вулкана под углом 40–80°. Имеются протяженные дайки на северо-западном склоне, идущие параллельно трещине, прорвавшейся в 1957 году. Кроме того, на склонах и у подножия вулкана широко развиты шлаковые и лавовые конусы побочных извержений».

Вид на восточный склон вулкана в зимнее время. Фотография сделана Евгением Богатыревым.

Извините, за столь длительное цитирование. В первых двух статьях я дал общее понятие и схему моих сборов на Камчатке летом 2012 года. Ознакомительная статья Во второй статье была наша работа от клуба альпинистов «Тихий Океан» в районе Козельского вулкана.
Часть 1
Часть 2
В летних сборах в разных районах Камчатки приняли участие на 6 маршрутах 3 человека и на 2-х маршрутах 6 человек. Продолжаю описывать все эти события языком, более-менее, понятным для альпинизма. Тема не новая. Ее мысль светилась на центральных альпинистских порталах. Название этой темы, если я еще при памяти, «Как я перезимовал лето».

Владимир Марков, (Марк 2),58 лет пробега по дорогам России и СНГ, еще свеж

Дмитрий Марков (Дым), 16 лет. Опыт Баджала, до 3-его разряда пока не дотянул. ПОКА!

Роман Марков (Ромсан) 14 лет. Упорный мальчик

Отдохнув в городе Петропавловск – Камчатский после первого выезда, троица альпинистов: Владимир Марков, Дмитрий Марков и Роман Марков рванула в район вулкана Корякская сопка. Вулкан Корякский много лет давал возможность камчадалам тренироваться в экстремальном режиме, перед выездом в Большие горы. Да и сам этот исполин представляет из себя крепкий орешек. Его высота 3456 м. над уровнем моря. И это еще не все. Сам вулкан расположен прямо у моря, что придает ему колорит в виде резкого перепада высот. Это устраивало меня полностью в это лето. Я хотел посмотреть, как переносят мои пацаны высоту? И посмотрел! Классно переносят.

Карта крупного масштаба дает представление, где находится Петропавловск-Камчатский

Все вулканы Домашней группы в сборе

Подробная карта место нашего проживания, питания и блуждания

Очень запоминается цифра высоты данного вулкана. Его склоны видны с балкона многих домов Петропавловска-Камчатского. Мое первое восхождение на этот пик произошло на нашей региональной альпиниаде в 1994 году. Мероприятие проводилось силами МЧС России. Естественно, тогда активно сработала ФАиС Камчатской области. После тех сборов я частенько, поддерживая традиции наших ветеранов-альпинистов, вывозил молодых горовосходителей в этот район Домашних вулканов.

Теперь даю все маршруты на этот вулкан, которые занесены в перечень зарегистрированных маршрутов ФАР.

Список вулканов и горных вершин полуострова Камчатка, имеющие альпинистские категорийные маршруты. Вулкан Корякская сопка.

Из этого перечня вершин мы выбрали все маршруты, которые были наиболее удобные нам для горовосхождения в это лето.

Панорама всех маршрутов на вулкан Корякская сопка с востока в зимнее время года
Выбирал маршруты по простому принципу. Когда фактически начали работать на этом вулкане, то сам был шокирован одним моментом. Я все это ходил только в зимнее время года. И совершенно не представлял, как это будет выглядеть летом (только догадывался). Характер летнего рельефа, при восхождении на этот вулкан, дает вам возможность в любой момент «сыграть в ящик». Советую Вам послушать мой внутренний НЮХ и проводить восхождение на Корякскую сопку только в зимнее время или в межсезонье.

Панорама всех маршрутов на вулкан Корякская сопка с востока в наше время года

Итак, на дворе июль 2012 года. Мы едем в автобусе от Петропавловска-Камчатского по объездной дороге в сторону Елизова. Дорога ДАЧНИКОВ. Выходим на «до боли знакомом» 25-ом километре. У нас три рюкзака и герметик с продуктами в руках. Втроем топаем по асфальту. Пять километров до поворота на Сухую речку с Димкой тащим этот гребаный герметик. Ромсана жалеем. Почти дошли до поворота и тут, как палочка выручалочка, маршрутное такси. Едет оно до базы «Камчатинтур». Что нам и надо. Водитель назвал свою суму, мы свою, порешали.

База «Камчатинтур» расположена под перевалом между вулканами Авачинская сопка и Корякская сопка

Так, по пыльной Сухой речке докатили до самой базы. Пока все складывается и получается. Погода шепчет, но моя чуйка говорит: «не надолго!». На базе возникла дилемма. Тащить герметик с продуктами сразу до мульды или оставить, и сделать вторую ходку. Разум побеждает. Оставляем продукты внизу и идем на мульду с рюкзаками. Мульда находиться на высоте 2000 метров. Что она из себя представляет? Все просто. На гребне маршрута 2А когда-то возник вулканический прорыв. Лава прорвала склон вулкана Корякская сопка, но много шума не наделала. На гребне образовался лавовый пупырь красного цвета. Между пупырем и гребнем в настоящий момент находится классная ровная площадка 50х50 метров. Огромный валун защищает место под бивуак, если ветер северный. Если ветер южный палатка передвигается на северную часть Валуна. Вот вроде и все. На этой мульде нам нужно было прожить неделю. Что мы и сделали. Хотели больше, но погода внесла свои коррективы.

Мы покидаем Базу и идем в сторону мульды

Нас приветствует гора «Верблюд»

Так выглядит «Верблюд» зимой

Итак! Мы вышли с Базы и пошли в сторону горы «Верблюд». Тихо обошли эту гору справа и резко стали набирать высоту, чтобы выйти на гребень вулкана Корякская сопка. По этому гребню проходит маршрут 2А. Не спешили, хотя форму уже набрали на Козельском вулкане. Давило только одно. А именно? Приходим, ставим палатку и вниз за продуктами. После такого перехода идти вниз не очень хочется. Но нужно. Продукты - это важно. По своему опыту скажу вам, что в молодости ЖОРЕВО у нас стояло на первом месте.

Чем выше, тем лучше виды вокруг. Настроение поднимается

Мы на мульде. Поставили лагерь. Можно чуть расслабиться перед выходом вниз

Здравствуйте! Я мышонок Тарасик! «Хозяин здешних мест пришел к нам пообедать»

Как бы мы не хотели, но на мульду затащились. Высота 2000 метров не дает нам не какого эффекта, что бы, не расслабляясь, начать делать лагерь. Обошли валун со всех сторон. Убрали мусор. Его было немного. Пока мы не поняли, что он просто спрятан среди камней. Нашли полупустые газовые баллоны. Естественно, сожгли их в процессе наших сборов здесь же. Палатку поставили быстро. «ХР-2» меня нигде не подводила. Кстати. Однажды, зимой, под Корякой я попал в такой переплет, что о постановке палатки не могло быть и речи. Я нашел валун, сел под него, завернулся в палатку и пересидел ночь. Вы спросите: «Спал ли я в эту ночь?» Хороший вопрос. На него нет ответа, так как, чтобы меня понять, нужно пережить все, чем я занимаюсь уже много лет. Получаю от этого такую порцию АДРИНАЛИНА, что просто жить без этого уже не могу.

Вид на Авачу с нашего лагеря. Высота 2000 метров над уровнем моря

Наглядно можно увидеть и прочувствовать все то, что мы видели сами каждый день

И так, палатка стоит. С водой в августе проблема. Практически все снежники исчезают. ЗАСУХА! Над мульдой все пересыхает. Поэтому нужно искать снежники, которые еще солнце не уничтожило. Достаточно быстро нашли такое место. Пять минут ходу, и мы у воды. Сварили обед. Плотно покушали. Взяли пустые рюкзаки и пошли на Базу. Приперлись обратно поздно. Уставшие легли спать. На следующий день у нас был отдых. Мы могли себе позволить это. Хотя занятия между бездельем мы все же провели.
Мои пацаны познакомились со здешним обитателем. Он представился просто: «Мышонок Тарасик!» Пришлось ставить его на довольствие. Через день под валуном его вход в домик бы напичкан всем тем, что для нас было свято.

Нитка маршрута 1Б по описанию и наш вариант с мульды

Долго не расслаблялись. Погода в этих местах не вечна. И так! В бой! Первое восхождение запланировано по маршруту 1Б категории сложности. Маршрут пройден еще в 1959 году. Представляете эти годы? Нет! Я представляю, мне тогда 4 года было. Именно в это время я стал ненавидеть рыбий жир и манную кашу. Два этих компонента были очень модны для начинающих экстрималов. Что мне понравилось и взволновало, когда мы «бичевали» на мульде – это молодая особа, юная альпинистка, которая рано утром появилась неожиданно около нашего лагеря. Маленький рюкзачок за плечами и рвение подняться на вулкан Корякская сопка по маршруту 2А категории сложности. Коротко обменялись с ней информацией, и она ушла наверх. Больше я ее не видел.

Начало нашего пути по гребню 1Б

Пацаны, когда увидели Корякский вулкан снизу, были очень взволнованны. Я понимал, что это у них первая настоящая гора. Разве можно снизу увидеть верхнюю часть этой развалюхи? Да и я летом первый раз на ней. Так что, мы влипли в одну миску со сметаной и скоро ее должны были выхлебать.

Скалы не большие, лазание не сложное. Можно и обойти скалы, если лазить лень

Вот так выглядит наш путь сверху

Гребень в этом месте сужается. Вправо и влево отвесные стены. Есть куда улететь

Встали очень рано. Хотелось подольше побыть на вершине. Нам повезло. Погоду на 1Б мы поймали. Пересекли в направлении на юг основной кулуар, который разделял нашу мульду от гребня маршрута 1Б. В кулуаре было все спокойно. Солнце еще не успело обдать скалы теплыми лучами. Подъем на сам гребень достаточно крут. Поднялись траверсом на сам гребень и в этом месте отдохнули.

Начало движения по гребню очень простое. Но минут через двадцать ты подходишь к полосе скал на гребне. Место в этой части узкое и придется полазить по этим скалам. Все просто, падать некуда. Пройдя менее часа этот участок, мы выходим на пологую часть гребня и движемся уже по взлетам. Скальные взлеты выглядят, как трамплины. Очень простое движение через них. Единственное, что достает, это резкий набор высоты и движение по крупным камням. Затем опять поля на гребне, и так мы проходим три взлета.

Вот тебе и НА! Скала «Стальной треугольник превращается в другую фигуру. Мы свидетели разрушения скал

Впереди кулуар. Снега нет. Будем ездить на камнях

Так это место выглядит в зимнее время года

Попадаем на следующую узкую часть гребня. Справа обрыв, который уходит стенкой в основной кулуар. Движение легкое, просматривается основная тропа в верхней части гребня среди камней, где много шлака.
Впереди хороший ориентир, наш «Стальной треугольник». Погода хорошая. Я замечаю изменения в самой скале «Стальном треугольнике». Все так быстро разрушается, что верхняя часть скалы перестает быть острой. Вернее, совершенно перестает быть похожей на треугольник. Немного выше в этом месте обрушена стена и образовался глубокий кулуар. Успокаивает то, что наш маршрут проходит правее стального треугольника, и все камни с него летят в основной кулуар.

Заход в кулуар совершенно безопасный. Зимой в этом месте один восходитель уехал вниз и сломал себе ногу

Идти по кулуару так противно, «аж переночевать негде»

Вышли из кулуара и посмотрели наверх. До вершины еще работать не менее часа

Пацаны понемногу оживляются. Высота набрана хорошая. «Скоро вершина!», - так думают они. Я, в свою очередь, понимаю, что это зрительный обман. До вершины, как до луны. Незаметно для себя мы поравнялись со скалой «Стальной треугольник». В этом месте начинается вход в огромный кулуар. Сейчас он меня пугает. Снега нет. Над тобой куча камней. На чем они держатся? Одному богу известно. Входим в кулуар соседнего ключа. Стараемся пересечь его, как можно правее от нависающих скал. Уходим на явный гребень. В этом месте открывается вид на маршрут 3А. Развалюха, а не 3А. К этой характеристике можно добавить еще очень опасные кулуары. Думаю, камни по ним свистят так часто, что ходить по этим местам летом самоубийство. Придерживаясь левого гребня, серпантином начинаем движение по нашему кулуару. Камни мелкие, держаться на честном слове. Все едет вниз. Но мы идем и не думаем о таких мелочах. В этом месте наиболее безопасный участок.

Так это место выглядит зимой

Вы видите ледовый участок выхода на наш основной гребень маршрута 2А

Мы выходим на последний рубеж. Впереди ключевой участок, не более 50 метров и вершина

В верхней части кулуара Димон так хотел заглянуть за перегиб гребня и увидеть вершину, что рванул вперед и намного опередил нас. Это плохо. Он полез на основной гребень. Его нужно обойти правее. Так легче. Мы с Ромсаном пошли немного траверсом. И поднялись на верхнюю часть кулуара, очередную предвершину по тропе. В этом месте встретились с Димоном. Он нашел воду. Ручей бежал с ледника, который не таит летом. Думаю, скоро растает и этот ледник. По крайней мере, лет десять назад он был больше. Это точно.

Это же место зимой

Ромсан рванул первым. Димон постоянно поджимает и подстраховывает брата

Два брата АКРОБАТА на вершине вулкана Корякская сопка. Чувствуют себя отлично и готовы лезть выше

Перекуривали недолго. Я заснял на фотоаппарат выход маршрута 2А, который нам предстояло пройти позже. Именно в этой части, где мы сейчас находились, сливаются в единое целое два маршрута 1Б и 2А категории трудности. Дальше основной гребень. Все полого, все просто, но лететь есть куда. А именно по льду маршрута 2А очень даже реально это сделать. Перекусили. Я даю шанс Ромсану на вершину выйти первому. Димон пока этого не знает. По гребню преодолели еще один пупырь. Почти рядом вершина. Осталось пройти один ключевой участок, при выходе на нее. Зимой тут не расслабишься. А летом? Летом тем более. Все живое, и в любой миг катится вниз. Димон хотел идти первым. Я его остановил и пустил Ромсана лидером. Как Ромка работал последних 50 метров – это песня. Он почувствовал кровь «большой охоты». Димон ревновал, но не высовывался и не мешал брату работать первым. На этом маршруте мы не пользовались страховкой. Не хотели. Да и не нужно это было этого делать.

Вид на северо-запад. Обалдеть места и ледник, который спускается на север