Автор: Филипп Картаев, руководитель команды BASK

Брянские ПСРы: впечатления участников

В ноябре в Брянской области прошел Чемпионат России по поисково-спасательным работам. Предложенная командам дистанция была одной из самых сложных в истории этого вида спорта.

Рекомендации по пути движения:
лучше вообще не ходить....
(Из описания этапов соревнований)

2 ноября, 15.00, 5-й час соревнований

Небольшое озеро, расположенное в Брянской области рядом турбазой «Сказка» уже покрылось тонкой коркой льда. Это, разумеется, нисколько не смутило главного судью соревнований, который сообщил командам, что они должны форсировать это озеро на своих плавсредствах.
Участник чемпионата России по ПСР готовились и не к такому, поэтому небольшие надувные лодки и катамараны были оперативно извлечены из рюкзаков. Вскоре участники в этих лодках весело заскользили по ледяной глади. Вперед ненадолго вырвался участник московской команды BASK-ГУ, который догадался взять с собой не только весло, но и треккинговые палки. Теперь он с их помощью как заправский лыжник гнал вперед свое плавсредство.
Через несколько минут веселый хруст возвестил о том, что часть участников проломили лед, и теперь их лодки играют роль маленьких ледоколов…

2 ноября, 16.00, 6-й час соревнований

Покончившие с передвижением по озеру команды одна за другой выбегают к мосту через реку Снежеть. Здесь их ждет новое «развлечение». Нужно спуститься по веревке с моста в реку, нырнуть на дно (глубина чуть больше двух метров), найти там «ценный груз» (мешок с песком, который в сухом виде весит 20 кг), прикрепить его к своей веревке, поднять на мост ныряльщика, а затем и сам груз.
Температура воздуха – около 5 градусов выше нуля - весьма располагает к водным процедурам. Температуру воды мы не мерили, но Снежеть уже местами покрыта льдом.

2 ноября, 23.00, 13-й час соревнований

Команды успели пройти первые 2 десятка этапов и отдохнуть часа полтора. Начинается очередной тур соревнований. Участникам предстоит ночной переход протяженностью около 30 км с десятком несложных этапов.

При этом на первой половине маршрута команда должна разделиться: 5 человек будут перемещаться пешком, а шестой должен сплавиться по реке. Вот этот сплав оказался серьезной проблемой. Температура ночью упала ниже нуля, река стала замерзать, а многие плавсредства не выдерживали многочисленных столкновений с острыми осколками льда и давали течь. Участник из Смоленска, сдув свою лодку, продолжил свой путь пешком вдоль извилистого берега речки и лишь к утру воссоединился с командой.

3 ноября, 18.00, 32-й час соревнований

Очередной этап соревнований – «Госпиталь». Глобальные поисковые работы. В заданной зоне поиска, площадью несколько квадратных километров, разбросано 15 пострадавших. Их нужно найти, доставить к условному госпиталю и оказать первую помощь.
Кроме того, в близлежащем озере плавают несколько увесистых деревянных чурок, исполняющих роль утопленников. Их тоже нужно доставлять в госпиталь. Это часть этапа особенно удается команде из Брянска под руководством Жеки Шувалова: их катамаран уверено колет лед и весьма вместителен.

4 ноября, 10.00, 48-й час соревнований

С момента начала соревнований прошло всего двое суток, а участники уже выглядят значительно менее бодро, чем на старте. За сорок восемь часов им удалось поспать часа 2-3. Все остальное время они работали на дистанции.
Очередной этап – наклонная навесная переправа через реку Десну, главную реку Брянской области. Длина переправы около 90 метров, причем целевой берег на 20 метров выше исходного.

4 ноября, 22.00, 60-й час соревнований

Место проведения блока «Техногенка» - огромный недостроенный дом на окраине Брянска. Подъем пострадавшего на пятый этаж по шахте лифта, спуск его по троллею с пятого этажа дома на улицу, транспортировка пострадавшего через узкие лазы в заваленном камнями подвале – это только часть того, что пришлось сделать командам в этом блоке.

5 ноября, 09.00, 71-й час соревнований

Кульминация соревнований – постройка из брёвен плота, вмещающего всю команду.
До сих пор мне непонятно, как шесть измученных трехсуточным марафоном человек смогли за 7 часов свалить кучу бревен, переправить их через реку и построить из них посудину, грузоподъемностью около 600 кг.

6 ноября, 07.00, 93-ий час соревнований

Уже больше 10-ти часов продолжается сплав на плотах. В процессе этого сплава команды прошли больше дюжины этапов. Постепенно становится ясно, что далеко не все плавсредства готовы к столь длительному применению: у многих команд участники уже давно сидят по щиколотку в воде. На улице по-прежнему приличный морозец, поэтому продолжение сплава становится испытанием, которое под силу далеко не всем командам.
Наиболее комфортно (если на четвертые сутки ПСРов вообще можно говорить о комфорте) чувствуют себя участники команды BASK-ГУ. Запас плавучести их плота еще более чем достаточен. На плоту постоянно горит костер и периодически булькает кипящий чай. В такую погоду это весьма актуально.

6 ноября, 16.00, 102-ой час соревнований

Последний этап сплава - «Порог» - судьи все-таки отменили. Потому что никто так и не понял, как можно пройти эту штуку (кажется, это остатки плотины) на плоту. Команды потихоньку собираются на финише.
Четырехсуточный марафон позади. Как всегда на ПСР – полная непредсказуемость результатов. Прошлогодний победитель брянских соревнований, команда «Планета», оказалась лишь на пятом месте, а победитель предыдущего (проходившего в Сочи) чемпионата России, команда BASK-ГУ, стала четвертой. Первое место заняла команда Всероссийского студенческого корпуса спасателей (рук. А. Огрызков).