Горы мира > Крым > Морчека

Автор: Алексей Шелхаков, Крым

Морчека. Восстановительные работы

В среду, 10 октября, мы закончили восстановительные работы на Морчеке, удалили почти все шлямбура, оставленные компанией Сергея Нефедова, замазали лунки от болтов. Можно было бы поставить точку в «Холодной войне», но остается чувство некой недосказанности, у многих людей появляются вопросы, кажется, что действие еще нуждается в развернутом пояснении.

Должен сказать, что лично для меня вся эта неприятная история началась не в сети, а непосредственно под Морчекой, жарким сентябрьским днем, когда подойдя под стену и готовясь к маршруту, я увидел перила с земли и до самого верха стены, прямо через центральную башню. Такого раньше тут не было - любое восхождение, каким бы сложным оно не оказалось, не требовало провески сплошной нитки перил через весь массив. Подобные работы чаще всего означают новый мультипитч или глобальный ремонт на стене. Ну, и конечно, цепочки блестящих, 12-мм шлямбурных крючьев, убегающие по гладкой стене от самой земли, сколько хватало глаз.

Я хожу на Морчеке с 1998 года и отлично помню, как щепетильно встречало лазающее сообщество появление хотя бы одного нового шлямбура на этой стене. Надо почитать еще сохранившийся морчекский журнал, чтобы прочувствовать ту атмосферу, те споры, компромиссы, тот накал дебатов вокруг буквально одного-двух шлямбуров. Не было в этом амбиций и куража, никто не хотел таким способом ограничить посещаемость стены, поддержать закрытость клуба. Нет, была тревога за будущее горы, боялись оставлять на ней постоянное, почти вечное, как нам тогда казалось железо. Крюк можно выбить, а шлямбур уже почти что элемент рельефа… Можете считать это иллюзией, или еще чем, но шлямбура на Морчеке были почти под запретом, все это поддерживали и никто кажется не оспаривал. Мы всегда стремились сохранять стену чистой, настолько, насколько это возможно при существующем уровне мастерства восходителя и качества страховки. Одним словом, увидев шлямбурные дорожки, я позвонил Алексею Жилину, он мне и рассказал, как все произошло.

Дальше - больше. Читая в сети дискуссию по данной теме, никак не мог понять, почему не удалось решить столь щепетильную проблему в очном порядке, а потребовалось выносить все это на виртуальный форум, разводить такую драму, использовать лексику и приемы сомнительного сетевого пиара. Я сожалею об этом. Но раз уж так получилось, договориться в узком кругу не удалось, одна из сторон конфликта обратилась к методу публичности, я должен четко обозначить нашу позицию, сообщества Морчекистов, по данному вопросу. Мне, да и всем нам глубоко неприятны получившие хождение пренебрежительные ярлыки в духе «сетевой альпинист», «виртуальный восходитель» и тому подобное. Мы никогда не будем бравировать своей посвященностью в специальные технические вопросы альпинизма перед другими людьми. Все они проявляют неравнодушие к нашему сообществу, нашей теме, и имеют право высказаться. Мы уважаем их за их заинтересованность нашей жизнью, готовы помогать им повысить свою компетентность, хоть и признаем, что интернет форум - не самый подходящий для этого формат. Отдельный разговор с теми, кто использует всю эту беду для собственного пиара, отлично понимая, что, и почему происходит. Горит дом, а они в золе пекут картошку. Для них такая правда,- поймите, что только дела определяют реальный уровень восходителя (альпиниста), а не их красивая презентация в медийном пространстве. Если ты МОЖЕШЬ,- ты крут. В альпинизме нельзя жить на дивиденды с былых побед, медали тускнеют в шкафах на второй день, и хулиганские сетевые выходки не добавляют уважения в сообществе живых( не виртуальных) людей.

Линия, размеченная шлямбурами команды Нефедова пересекает снизу вверх : Вариант Центра по Фантику (Черный потек), Скайвей, проходит в паре метров от Мачомбо , Классику (через башню). Если для первого маршрута данный факт – прискорбное но не критичное вмешательство (было 2 старых шлямбура Фантика, их срубили, и забили свои болты, вместо двух - три, затем у двух скрутили уши), то для Скайвея - существенное ослабление, понижение сложности - первопроходители Круглов – Ляшенко на этом участке установили 7 шлямбурных крючьев (болтов), Нефедов и Седар заменили 6 из них и добавили еще 5 (два на промежуточной станции прямо в середине участка R3-R4 Скайвея - с неё и начался конфликт). Станция на Классике - в середине веревки. Я застал от начала и до конца всю историю подготовки и прохождения сложных ИТО маршрутов, наша связка была второй независимой связкой, прошедшей и Скайвей и Мачомбо. И сейчас, вчитываясь в то, что пишут многие, надо полагать, молодые альпинисты, я делаю вывод, что они не понимают ни логики существования подобных маршрутов, ни их объективной ценности. Попробую очень бегло, в формате данной статьи, осветить этот вопрос. Эти маршруты появились как принципиальный выход из тупика тотального шлямбурения. Мы ненавидели перестежки по шлямбурным дорожкам, понимали, что эти «пулеметные» серии болтов на стенах - уже прошлое, но как проходить монолит с минимальным количеством оставляемого железа, пока не знали. Привезенные Ю. Кругловым дырочные скайхуки были прорывом. Наверно сейчас трудно представить, как это можно было пойти в магазин альпинистского снаряжения и не найти там «ТАЛУН» БД или аналог других фирм. Речь идет о 1997 годе. Тогда в Крыму и пойти то было некуда почти что. Не то, что купить дырочный скайхук. Мы их делали сами, по образцу паука БД. А первые привез Круглов. То, что он сделал на стене с их помощью,- тогда напоминало чудо - после прохождения оставалась чистая гладкая плита с очень реденькими шлямбурами 8 мм (метров через 5-7) для страховки. Между ними - серии ходов по рельефу и дырочкам. Кроме того, оставленные на страховку, эти скаи держали неглубокий срыв (ну, или работали как тормозные ступени). Так что проблема шлямбурения была решена, пройден рельеф, ранее остававшийся девственным, создан новый, суперстремный маршрут. На нем учились ИТО-шить все, кто собирался поднять свой уровень владения железом и мастерство. Маршрут имел и имеет всю ту легитимность, какую только может иметь альпинистский маршрут,- он классифицирован, вошел во все путеводители, участвует в чемпионатах, а главное, его ходят люди. Спускаясь по маршруту позавчера я вблизи рассмотрел шлямбура, забитые Кругловым вручную, 15 лет назад. Они практически идеального качества и обеспечивают надежную для данного маршрута страховку по сей день. В особенности некоторые станционные шлямбура - они выглядят новыми. Так вот - на маршрутах подобных этому «реболтинг» допустим только на шлямбура аналогичного диаметра, - иначе это упрощает маршрут, в том числе и психологически. Не надо делать вид, что мы не отличаем 8 мм шлямбур, забитый альпинистом для прохождения из верхних колец крюконог, от 12 мм паруса ВЕНТО. На любых двух шлямбурах, оставленных командой Нефедова можно смело делать висячую станцию по середине Скайвея. Это не упрощение? Господам фриклаймерам было недопустимо воспользоваться для прохождения 8мм шлямбурами? Их падение как-то опаснее падения любого рядового посетителя Скайвея, у которого скай криво сел в дырочку или он равновесие потерял… Все сказанное в равной мере относится и к Мачомбо. Этот маршрут также имеет всю возможную легитимность в альпинистском сообществе, как и Скайвей, и он тоже оказался затронут шлямбурами Нефедова. Нельзя проводить свою линию через существующие маршруты, понижая их сложность. Можно, опять же, по разному относиться к спортивному альпинизму и чемпионатам, как его неотъемлемой части. Автор этой статьи тоже не в числе их почитателей, но нельзя не проявлять необходимого уважения и такта по отношению к этому процессу. Внутри него живут и совершенствуются вполне реальные восходители, зачастую высокого спортивного уровня, это их право так ходить и так соревноваться.

Отдельно вынужден фиксировать внимание на ложно расставленных С.Нефедовым акцентах в вопросах лазания и ИТО. Я не обсуждаю, заблуждение это, сознательное искажение тенденций или еще что. Хочу только пояснить, что альпинистское восхождение предполагает владение всеми методами. Никакого конфликта лазания и ИТО не существует в помине. На сложном, не подготовленном рельефе первопрохода, где еще много осыпного материала, травы, снега, или чего там еще судьба приготовит, все средства борьбы хороши. Переход с ИТО в лазание и наоборот, осуществляется быстрее и проще, чем подготовленнее восходитель, и эти два способа передвижения оба имеют право на применение и будут совершенствоваться параллельно, сколько люди будут ходить первопроходы. Тут соотношение примерно как у рукопашного боя и боя с холодным оружием - и то и другое может пригодиться смотря по ситуации. Есть конечно мастера и в том и в другом, но зачем говорить о приоритетах? Первопроход - война. Задача –выжить, дойти до верха.

И к слову о войне. Название данное Нефедовым линии, пройденной им совместно с гостями из США,- лично меня коробит. Конечно, право автора называть свое творение как заблагорассудится, но у любого словосочетания, тем более у такого расхожего политического штампа есть сильный ассоциативный ряд. Мы, сообщество восходителей на Морчеку,- все живые люди, со своими взглядами на социальные, исторические и прочие актуальные темы. Взгляды наши порой диаметрально противоположны, на то мы и люди,- но дела спортивные и горные ,- это отдельно. Здесь мы все аполитичны, тут зона консенсуса, так что не курите на заправке. Тем более не надо представлять случившееся противостояние в духе дилеммы местные - пришлые или украинцы - россияне. Ни к чему хорошему эти подмены не приведут. Все мы, люди неравнодушные к горам, те, кто делает в них спортивные первопроходы, или просто ходит единички и двоечки, или любит красивые виды и рассказы очевидцев, и таким образом получает свой позитив,- все мы сопричастны этому прекрасному миру гор, пусть и по разному. Но в каком то смысле мы все вместе, и никто не более ценен чем другой. Также все мы ответственны за этот не восполнимый природный фонд перед будущими поколениями, им мы должны передать наши стены в чистом, не нафаршированном железками виде, ибо и они, наши дети и внуки в равной мере с нами имеют право на владение этим богатством.

И в завершение. Все произошедшее вокруг линии команды Нефедова я категорически не называю созданием и ликвидацией маршрута. Маршрут не может существовать на одном и том же (буквально) физическом месте с другими уже ранее существовавшими самостоятельными маршрутами, притом отрицая их (понижая их сложность). Да, ребята проделали определенную работу, подготовили свою линию, ее пришлось очистить от их точек страховки по уже упомянутым соображениям. Любую работу жаль, но очистка стены, ликвидация шлямбурных крючьев, была необходима, я это уже подробно объяснил. Не нужно также все переводить на личности и объяснять произошедшее в духе конфликта Нефедова с Кругловым и Ко. Восходительское сообщество и без того настолько малочисленно и некогерентно, что мы просто не можем позволить себе еще и конфликтовать. Только нашей разъединенностью и уже относительно редким посещением Морчеки я могу как-то объяснить незнание Сергеем тех простых правил, что так естественно и просто соблюдались раньше всеми нами, кто создавал на Морчеке Скайвей, Мачомбо, Уголок. С ликвидацией данной линии на Морчеке жизнь не заканчивается, я уверен, что в Крыму еще много мест как для мультипитчей под спортивное лазание, так и для тредовых маршрутов. Только надо обязательно все обсуждать и анонсировать. Да будет мир.

Морчека – конец «Холодной Войны». (Факты без эмоций)

Морчека. Правильные вещи

Декларация сообщества восходителей на Морчеку

Морчека. Уважать чужие традиции

Новый маршрут на Морчеку. Объяснительная

“Нафигачили болтов на Морчеке мы, почирикали чуть-чуть и уехали” – американцы на Морчеке

Обсуждение проблемы на СуперТопо

дискуссия это когда стороны слушают друг-друга.

Фотки очень хорошо подобраны. На одной ящерица счастливо бежит по скале, а на второй впилась в палец тому кто оторвал ей хвост. Очень отражена суть конфликта, и отсутствие шансов прийти к консенсусу при такой постановке вопросов. И даже нет смысла разбираться кто тут ящерица в конфликте.