Автор: Владимир Марков,
клуб альпинистов «Тихий Океан»
г. Петропавловск-Камчатский. Фотографии предоставили: В. Марков, Д. Марков.
Мои университеты в альпинизме. Лето 2012 год. Камчатка.
Вулкан Козельский. Часть I
В первой статье я Вам дал общее понятие и схему моих сборов на Камчатке летом 2012 года. В сборах приняли участие на 6 маршрутах 3 человека и на 2-х маршрутах 6 человек. Очень хочется описать все эти события языком, более-менее понятным для альпинизма. Что я постараюсь и сделать. Пока даю ссылку первой статьи .
Ваш вездесущий Владимир Марков (Марк 2) еще свеж
Дмитрий Марков (Дым), 16 лет. Опыт Баджала до 3-его разряда пока не дотянул. ПОКА!
Роман Марков (Ромсан) 14 лет. Упорный КЕНТ
Отдохнув в городе Петропавловск–Камчатский после первого выезда, троица альпинистов (Владимир, Дмитрий и Роман Марковы) рванула в район вулкана Козельского. Вулкан Козельский много лет для меня был Домашним вулканом. Первые сборы в этом районе проходили на нашей Региональной альпиниаде в 1994 году, проведенной силами МЧС России. На этом мероприятии активно сработала ФАиС Камчатки. После этих сборов я частенько, поддерживая традиции наших ветеранов, вывозил молодых альпинистов в этот район.
Вид, открывающийся на вулкан Вилючинская сопка с вулкана Козельская сопка
Все срабатывало. Почему? Я всегда был зимой в этом районе. Сейчас мне пришлось изменить свои традиции. Ромсану еще 14 лет. Снаряжение у него в размере мальчика, который отдыхает в пионерском лагере. Чтобы в таком возрасте пацану закупить альпинистское снаряжение, нужно как минимум поднатужиться, родив ежика. Мне это не нужно и мы рванули на вулкан летом.
Мне в непогоду часто удается видеть такое, что хочется больше ходить в непогоду
Планы на это лето ставились наполеоновские, как на экспедицию на Памир. Железа тащили на маршрут до 4-й категории сложности включительно. С запасом, не стеснялись. Места знакомые, проблем не должно было быть. На практике очень ошибся. После перестройки в районе полигона Родыгина было все спокойно. Сейчас наш президент усиливает потенциал военной мощи и дает ему развивать свои способности. Вот эта мощь, которая находится рядом с городом Петропавловск-Камчатский, почти каждый день демонстрирует свои силы. Эта «демонстрация» летит в сторону вулкана Козельская сопка, сшибая все живое на пути. С этим мы столкнулись, как только вышли из автобуса в районе Родыгина.
Наш район на карте крупного масштаба
Хорошо на карте видна система «Домашних вулканов»
Все подробно, с ниткой маршрута
Утром, при выходе с рейсового автобуса, все было тихо. Затем километров пять нас провез частный водитель на микроавтобусе «Дэлика». Он, похоже, в душе был такой же романтик, как и мы. В том месте, где мы всегда заходим по лесной дороге на полигон, нас не пустили. Дежурные на КП объяснили, что каждый день в этом месте учебные стрельбы. В верховьях лежит много неразорвавшихся снарядов. Местный житель увез нас в район ключа Козельского, который течет с верховьев ледника Верхового. Сам ледник, со своей глянцевой мощью находится между вулканом Козельским 2189 м. и вершиной Угловой 2375 метров.
Ключ Козельский недалеко от своего зарождения в районе приюта
Окончание ледника Верхового
Верхняя часть ледника Верхового
Мы наивно думали, что по ключу Козельскому есть рабочие дороги, тропы. Дороги не было, тропы также не нашли. Но опыт подсказал другой вариант. Если есть полигон, значит должна быть и объездная дорога. Мы вернулись по дороге назад, метров 300 как минимум, и нашли старую, лесную дорогу по гребню еле заметного хребта. Первая разведка боем увела нас в сторону и мы вышли на речку. Вернулись и посмотрели другую дорогу на этом же хребте. Все срослось. Нас не остановишь.
Полигон «Родыгино» встретил нас мирно, но предупредил – Тут Вам не ЗДЕСЬ!
Обход полигона по лесной дороге очень романтичный
Комары показали нам сразу то, что после военных они здесь тоже ГЛАВНЫЕ
Весело, подгоняемые армией комаров, мы погнали по гребню в сторону вулкана Козельского. Азимут движения совпадал с нашими желаниями. К комарам мы были готовы. Комары, в свою очередь, были готовы к нам. Так что все получили, что хотели. По дороге шли около двух часов. Дорога лесная. Начало дороги при повороте с главной трассы военные на всякий случай перерыли трактором. Джипы это препятствие прошли без проблем. Мы тоже. Гонимые желанием попасть в горы в районе двух часов дня, получили все, что хотели. Справа от нас гремело, стреляло, грохотало, взрывалось. Мы немного ушли в сторону от этого удовольствия. Лес был очень густой. Все это стреляло на километр, как минимум, в сторону. Мы надеялись, что в нас не попадут. Не попали. Стреляли больше часа. По ушам било так, что мало не покажется.
Вулкан Козельский встретил нас не очень радостно
Еще один разрыв и я останусь без перепонок
Верховья ключа Козельского открыли нам все прелести этого района. Погода подарила нам хорошую видимость
Армия действительно готовится основательно. И своей подготовкой показывает нам, что с ней лучше не шутить. В верховьях хребта мы пересекли нашу, до боли родимую дорогу, которая подходит сюда прямо с полигона «Родыгина». По ней мы быстро дошли до речки. На правом берегу ключа Козельского мы стали выбирать, как двигаться дальше? А именно по левому берегу или перебродить и пойти по правому. Димон, не колеблясь, хотел идти вброд. Я, трезво оценив обстановку, густые заросли и не хоженый мною летом район, пошел на разведку по левому берегу. После разведки понял одно: «Тропа есть набитая и нужно идти по ней!» Так и сделали.
Такое увидишь и задумаешься. Снега и льда нет. Камень оголен и очень подвижен
Идти по речке, по камчатской зелени, где ходят охотники, грибники и очень редко альпинисты, не очень прельщает. А куда деться? Мы пошли. Зелень до вечера достала. Комары, пользуясь случаем, грызли нас повсеместно. Тропа в верховьях начала теряться в шлаке и мелким зарослям кустарника. Рюкзаки тяжелые. Усталость давала знать. Знакомый ориентир (характерная скала на гребне хребта) в верховьях ключа Козельского показал нам, что до домика осталось идти очень мало. Бродить в средней части русла реки не стали, а пошли до самого конца. И только на траверсе ПРИЮТА, между двух характерных скал, по обеим сторонам хребта, решили перебродить поток, который выходил с ледника Верхового. Брод для нас удался на славу. Ноги сводило. Димон бродил ключ один раз. Я не мог допустить, чтобы Ромсан залез в воду. При переходе вдоль ключа Козельского по камням и бурелому в течение дня Ромсан так набил ноги, вернее колени, что я боялся переохлаждения ног у Ромы. Не дай бог. Отсюда выбираться только самому. Никто не поможет. Идти день. От греха подальше.
Справа по ходу вверх вам откроется первая скала, под ней домик – приют
Слева по ходу будет характерная скала, перебродив через речку вы попадете в домик – приют
Сам ПРИЮТ. Сделал из корпуса самолета. Хозяин приюта Биченко Александр. Он его сделал с ребятами и установил в этом месте
Пришлось сделать три ходки через речку и получить при этом «непередаваемые ОСЮСЕНИЯ». Брод перешли минут за двадцать. Пацаны убежали в домик, а я, одеваясь, отходил от ледниковой воды. Димон пришел ко мне и показал тропу к домику. Честно вам говорю, летом здесь очень мало людей. Это точно. Альпинисты Камчатки в этом районе ходят зимой и в межсезонье. Домик оборудован для этого. Сделал его Биченко Александр со своими друзьями много лет назад. Он состоит из какой то запчасти самолета, а именно из его салона. Полусфера. Печка, дрова, лежанки для ночевки. Все, как во всех приютах.
Внутри домика все удобно, продуманно
Если плохая погода, то домик Вам даст надежный, многодневный кров
Недавно альпинисты камчатки достроили к домику предбанник. Что значительно повысило комфортность в зимних условиях
В домике навели ШМОН. Рюкзаки не вносили до тех пор, пока не убрали два предбанника. После зимы в них было много мусора, стружки, щепы и пустых бутылок. Все это сложили на остатки огромной, стальной тарелки, остатки после метеостанции. На следующий день сожгли. Стало чисто уютно и правильно. Расположились в домике основательно. Жить в нем, по идее, нужно было неделю, как минимум. Погода внесла свои коррективы. Мы в нем пробыли около десяти дней. Проводили теоретические занятия, гуляли, отдыхали, ходили на вулкан. В конце концов, у меня было большое общение с моими детьми. После двух лет расставания, хотелось как можно больше побыть с ними автономно, и чтобы тебе никто не мешал. Если Ромсан общительный, то Димон более замкнутый и раздражительный. Это сыграло с ним злую шутку при самом восхождении на вулкан. Но это позже, а сейчас мы готовились к горе. Все было по-взрослому.
Наступает вечер. Можно и дать уроки молодежи
Какая задача стояла у меня? Все просто! Готовить своих пацанов не только к альпинизму, а научить их жить в горах и в самой жизни. Выживать в разных природных условиях. Понять свою суть, разобраться в самих себе. Естественно сплотиться в единую команду. Решать в дальнейшем свои проблемы, как в горах, так и в жизни. Это вопрос. И очень серьезный! Дима изначально был настроен походить со мной. И никак не понимал, что делает рядом Ромсан. Роме четырнадцать лет. Я этот факт отмел в сторону и работал с ними одинаково. Это в первые дни привело в замешательство Димона. Получилось ли у меня все, что я хотел? Не знаю. Дима вырос и стал жить сам в себе. Я делал все и не собирался уступать никому в моем решении. Наверное, у меня все получилось. Дима увидел Камчатку. Ромсан увидел ВСЕ. Я получил огромный психологический опыт работы с детьми. Действительно, есть у Макаренко учение. Это не отвергнешь. Дети – дело тонкое и повод расслабляться себе давать нельзя. Фальшивить в своей работе - тем более. Они все видят, замечают.
Список вулканов и горных вершин полуострова Камчатка, имеющие альпинистские категоричные маршруты.
Нитка маршрута 1Б на Зуб вулкана Козельская сопка
И так в БОЙ! Просмотрев список вершин, я выбрал самое простое и выполнимое, а именно пройти эти маршруты.:
Группа для проведения скальных занятий построена и готова к выходу
Мы искали любые проявления скального рельефа для проведения занятий
Маршруты должны были проходить по всем правилам. Занятия, теория, практика. Итог - само восхождение. Скалы мы нашли не сразу. Кругом все сыпется. Очень опасно. Свел до минимума. Нашел скальный гребень и на нем провел первое скальное занятие. Думаю, это было знакомство Ромсана со скалами, работой с веревкой и железом. Занятия поучились немного слабые. Но Рома понял, что такое закладной элемент. Как закладывать в щели железо и бить крючья. Как надевать сбрую и развешивать на ней железо. Димон отдыхал. Повторяю, он не понимал совершенно, своего предназначения и вел себя, как простой участник в группе. Понемногу я стал Димона вводить в курс дел. Объяснил ему: «Сейчас идет другая школа. Ты в ней уже не как участник, а как стажер инструктора. Учись, ПАЦАН!» Вечерами все дни, а именно около десяти дней, Ромсан осваивал узлы. Навешивал станции, вязал системы. Учился пользоваться узлами во всех случаях и ситуациях. У него это получилось.
Скалы не нашли, зато поняли, что здесь находиться не безопасно. Просто могут долбануть по тебе реактивным снарядом
Вот он, красавец! НАША ЗАЩИТА!
Первое восхождение провели по маршруту 1Б категории трудности.
Вышли очень рано. Подходы на Камчатке с приютов расцениваются, как китайские походы. Погоды не было, и идти к горе с палаткой не хотелось. Думаю, правильно и сделали. Сырость, морось, туман. Поднялись на плато медленно, не спешили. Прошли полосу осколков от ракет или реактивных снарядов, «хрен редьки не слаще!». Ими было устелено все плато. Зрелище интересное. Я не понимаю людей. Выше я дал Вам перечень альпинистских маршрутов на вулкан Козельская сопка. Все законно. Но! Ты находишься в зоне смерти не от самих гор, а от людей. Вы скажете – зачем вы туда ходите? Да я Петропавловск-Камчатский с этого плато вижу весь, как на ладони. А кто, тогда ходил на вулкан и делал эти маршруты? Зачем, спрашивается делать, если это опасно? Ведь, в застойные годы были случаи, когда ракетами били прямо при восхождении альпинистов в горах. Прикольно жить в России. Мы ее делаем такой сами.
Дима и Рома изучают маршрут. Дело в том, что всегда стоял туман, и только на один час мы в этот день схватили полную видимость
Папа! Мы когда веревки доставать будем?
Пройдя плато, мы уходим направо. Медленно, но верно забираемся на гребень. Это не наш гребень на Зуб. Он еще правее и до него нужно пересечь еще один овраг. Что мы и делаем. Резкий набор высоты и мы на гребне. По нему подходим к самой Башне Зуба. Сколько раз я на нем был? Ума не приложу. Но таким, как сейчас никогда не видел. Сложности никакой. Опасности никакой. Работы с веревкой никакой. Когда мы приблизились к Зубу, упал такой туман, что не только Зуб, под ногами было видно плохо. Лазание на сам Зуб не было. Взошли на вершину быстро. Пацаны отдыхали на Зубе, а я пошел траверсом на основную вершину. Дошел до памятника на вершине и громким криком объявил, что мы, действительно, находимся на самом Зубе. Димон в это время нашел бидон в трещине. Записки не было. Была салфетка с эмблемой спортивных соревнований, если я правильно понимаю, связанное с лыжами.
Где здесь зарубаться?
Еще немного и мы войдем в полосу ТУМАНА. Впереди еще просматривается вершина ЗУБА
На самой вершине были не долго. Начали спуск по пути подъема. На спуске все развелось. Плато подарило нам интересное зрелище. Рядом с нами пробегала ее величество РОСОМАХА. Пацаны были в восторге. Свистели ей и хотели поймать. Та, в свою очередь, противно издавая звуки, быстро удалилась в соседнем овраге. Росомаху я вижу второй раз в жизни так близко.