Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Руководитель:И.Михалев, Москва

Отчет о горном походе 4 к.с. по Памиру летом 2012 г. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

4.3. Пер. Предвершинный.

1

Район:

Памир, Заалайский хр.

2

Индекс перевала (по перечню):

3

Категория трудности:

4

Характер:

Снежно-ледовый (по условиям)

5

Высота перевала

4800

6

Местоположение:

Северные отроги Заалайского хр.

7

Соединяемые долины:

Р. Нура – р. Вост. Кызылсу

8

Ориентация склонов:

В - З

9

Количество точек страховки (подъем/спуск):

0/7

10

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, ледоруб, каски, обвязки, основные веревки, ледобурные крючья, петли

11

Период времени:

Август

12

Особые замечания:

Камнепадоопасен с западной стороны

Пер. Предвершинный соединяет долины рек Нура на востоке и Чон-Кызылсу на западе, ориентация склонов восток-запад. Прохождение перевала совершено со стороны р. Нура 01.08.2012, записки не найдено.

Подъем на лед. Нура проходит по левобережному карману ледника Нура. Карман несложен, но весьма утомителен для движения. Примерно через 2 ч от устья левого притока р. Нура (3580) имеет смысл выйти из кармана на ледник Нура, последний еще закрыт в этом месте моренным чехлом, но уже не так всхолмлен, как в нижней части. Примерно через 30 мин движения по леднику возможны стоянки на ровных участках морены (3930), вода на леднике. Дальнейшее движение происходит по центру ледника в направлении ровной плоской поверхностной морены (1 ч), примерно напротив отдельно-стоящей вершинки из красной породы по правому борту ледника (прозванную «Кремлем») (Фото 3.1), и далее по этой морене еще около 2 ч, к подножью зоны трещин (нижнего ледопада). От этого места выйти на гребень левобережной морены и по ней подняться в цирк пер. Предвершинный, обходя, таким образом, все ледопады на лед. Нура, 2 ч (Фото 3.2). Последний отрезок пути движемся по старым лавинным конусам, перекрывающим левобережную морену. На выходах этой морены возможны стоянки (4300). Далее по левому краю лед. Нура за 1 ч подойти под перевальный взлет пер. Предвершинный. Еще 30 мин потребуется для выхода на перевальную седловину (кошки, связки). Перевальная седловина широкая, снежно-осыпная, возможна ночевка (Фото 3.3). Тура нет, или есть его остатки.

Спуск с перевала начинается в левой по ходу части седловины, от небольшой скальной пирамидки. Основное направление влево-вниз, справа летят камни. Спуск проходит по фирновому склону, лежащему на осыпи, крутизной 35-40о, протяженность около 350 м и перепадом 200 м (Фото 3.4). В нижней части склон приводит в скальный кулуар, забитый снегом. Сюда, однако, спускаться не следует (как описано у предшественников Б. Малахова и М. Ворожищева). Этот кулуар следует обойти левее по ходу по фирновому (или скально-осыпному, в зависимости от условий), склону (Фото 3.5). На всем протяжении осуществлялась перильная страховка, крепление веревок на ледорубах. Последний участник спускался с нижней страховкой. Спуск (3 ч) приводит на верхнее плато ледника (4600), правого притока лед. Вост. Кызылсу (Фото 3.6). Далее следует обойти 2 ледопада на этом леднике. Общее направление на центр, а затем влево. Участок под сбросами слева по ходу проходить максимально быстро (Фото 3.7)! Второй ледопад, уже на открытой части ледника, также обходится/проходится слева по ходу (4300). Далее, по морене спустится по левой части ледника к месту впадения его в лед. Вост. Кызылсу (4000, Фото 3.8). Всего на спуск от верхнего плато до впадения в лед. Вост. Кызылсу потребуется 2-2.5 ч. Пересекаем ледник Вост. Кызылсу в направлении пер. Карасу, с выходом на левобережную террасу лед. Вост. Кызылсу выше впадения притока с пер. Карасу (1-1.5 ч). Выход на левобережную террасу может быть осложнен ледовыми разломами на лед. Вост. Кызылсу в этой части ледника. На террасе удобные места для стоянки, есть озеро (4000).

Расчет ходового времени

Этап

Продолжительность

Устье левого притока р. Нура – лед. Нура

2 ч

Лед. Нура – верхний цирк пер. Предвершинный

6 ч 30 мин

Перевальный взлет пер. Предвершинный

30 мин

Пер. Предвершинный – верхнее плато ледника

3 ч

Верхнее плато ледника – лед. Вост. Кызылсу

2 ч 30 мин

Итого (ЧХВ)

15 ч 30 мин

Выводы и рекомендации:

Пер. Предвершинный соответствует 2Б к. тр. и может быть рекомендован в походах 4 к. сл. Перевал в зависимости от сезона может быть как снежно-ледовым, так и снежно-скально-осыпным. Наши условия прохождения были ближе к таковым группы С. Ганаховского, прошедшей перевал в конце Июля 2009 г, чем к условиям групп Б. Малахова и М. Ворожищева, проходивших перевал 6-го и 9-го Августа соответственно.

Перевал сравнительно для этого района посещаем, ориентировка не затруднена. Собственно, это пока единственный в полном смысле слова перевал, соединяющий ледники Нура и Вост. Кызылсу. Вариант прохождения дополнительной седловины № 15 на схеме В. Ляпина (Фото 3.9, снято с пер. Предвершинный), представляется весьма сомнительной затеей, учитывая характер ледников, стекающих с вышеупомянутого седла к лед. Вост. Кызылсу и «нужность» этого перевала. Пер. Предвершинный весьма камнепадоопасен с западной стороны, проходить эту сторону следует в ранние утренние часы, придерживаясь левой стороны склона. Также путь может быть опасен ледовыми обвалами при обходе ледопадов в левой части ледника, притока Вост. Кызылсу. Перевал технически несложен, однако требует быстрой и уверенной работы с веревками на западном склоне, поэтому не рекомендуется для прохождения в начале маршрута, когда акклиматизация участников еще недостаточна.


Фото 3.1 Заалайский хр. и лед. Нура


Фото 3.2 Перевал Предвершинный с лед. Нура


Фото 3.3 Седловина пер. Предвершинный


Фото 3.4 Спуск с пер. Предвершинный на запад


Фото 3.5 Взлет пер. Предвершинный с запада


Фото 3.6 Перевал Предвершинный с запада


Фото 3.7 Обход верхнего ледопада под пер. Предвершинный с запада


Фото 3.8 Пер. Предвершинный с запада. Снято с подходов к пер. Курумды


Фото 3.9 Не пройденная седловина пер. № 15. Снято с пер. Предвершинный

4.4. пер. Курумды (первопрохождение)

1

Район:

Памир, Заалайский хр.

2

Индекс перевала (по перечню):

3

Категория трудности:

4

Характер:

Снежно-осыпной

5

Высота перевала

4650

6

Местоположение:

Северные отроги Заалайского хр.

7

Соединяемые долины:

Вост. Кызылсу - Курумды

8

Ориентация склонов:

С.В. – Ю.З.

9

Количество точек страховки (подъем/спуск):

2/0

10

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, ледоруб, каски, обвязки, основные веревки, кошки

11

Период времени:

Август

12

Особые замечания:

нет

Пер. Курумды соединяет долины рек Вост. Кызылсу на востоке и Курумды на западе, ориентация перевальных склонов Северо-Восток – Юго-Запад. Прохождение перевала совершено со стороны лед. Вост. Кызылсу 02.08.2012.

Перевал был любезно предложен А. Лебедевым в период консультаций по району и подготовки похода. Перевал ведет почти параллельно пер. Карасу, но выводит сразу на ледник Курумды (Фото 4.1, снято с пер. Предвершинный), и довольно логично замыкает наше кольцо на маршруте. На Схеме 0.1 обозначен красной точкой. Подъем на перевал начинается с левобережной террасы лед. Вост. Кызылсу, выше впадения долины, ведущей к пер. Карасу (4000). С террасы подняться на гребень правобережной морены ледника, левого притока лед. Вост. Кызылсу (30 мин) и по гребню морены подойти в верховья вышеупомянутого ледника (1 ч). Здесь, на повороте ледника (4400), развилка путей, направо – на пер. Карасу (2А), налево – к пер. Курумды. Далее (в связках) подойти под взлет пер. Курумды по правой ветви ледника (4450, 1 ч). Взлет представляет собой снежно-ледовый склон средней крутизны перепадом около 200 м (Фото 4.2). До середины взлета можно подняться в связках с одновременной страховкой, обходя ледовый сброс справа. Далее через бергшрунд 100 м (перильная страховка на ледорубах) снежно-ледового склона выводят на узкую перевальную седловину (1.5 ч, Фото 4.3). С седловины свисают карнизы на сторону подъема. Седловина снежная, тур складываем немного ниже, на юго-западной стороне у выхода скал (Фото 4.4).

Спуск проходит вниз-направо по ходу движения (Фото 4.5), в направлении осыпного склона и далее по границе снега и осыпи (под снегом и осыпью лед!). Спускаемся в кошках, без связок. Спуск, перепадом 200-250 м, приводит в карман, по которому еще 200 м сброса до выхода на ровное тело восточной ветви лед. Курумды (Фото 4.6, Фото 4.7 – снято с подходов к пер. Сюрприз), 1.5 ч от седловины. Здесь повернуть направо, пересечь ледник по направлению к морене, разделяющей восточную и западную ветви лед. Курумды, и по ней выйти на верхнюю оконечность озера у языка ледника (1 ч). Еще 1 ч потребуется для выхода на конечные морены западной ветви лед. Курумды, где находился наш базовый лагерь и заброска продуктов на линейную часть (3860 м).

Расчет ходового времени

Этап

Продолжительность

Терраса лед. Вост. Кызылсу – лед. под пер. Карасу и Курумды

30 мин

Лед. под пер. Карасу – поворот ледника

1 ч

Перевальный взлет пер. Курумды - седловина

2 ч 30 мин

Пер. седловина – лед. Курумды, вост. ветвь

1 ч 30 мин

Лед. Корумды – озеро под языком ледника

1 ч

Озеро под языком лед. Курумды – конечные морены западной ветви лед. Курумды (3860)

1 ч

Итого (ЧХВ)

7 ч 30 мин

Выводы и рекомендации:

Перевал Курумды соответствует 2А к. тр., может быть рекомендован в походах 4-5 к. сл., как акклиматизационное препятствие на маршруте и как кратчайший и простейший путь выхода с лед. Вост. Кызылсу на лед. Курумды. Перевал снежно-ледово-осыпной, требует навыка движения в связках и кошках по закрытым ледникам и некрутым снежно-ледовым склонам. Ориентировка при прохождении не затруднена в обоих направлениях. Прохождение перевала возможно от травы до травы за один день. Для возможного первопрохождения остается еще соседняя седловина, к югу от пер. Курумды (Фото 4.8). К слову, именно эта седловина была заявлена в маршруте соседнего отделения под руководством Пряничниковой И. М. С ледника Курумды на нее можно подняться как в лоб, по снежно-ледовому склону, так и через пер. Курумды и далее по гребню в направлении верш. 4928. Спуск с него приведет в следующий выше по течению левый приток лед. Вост. Кызылсу. Предполагаемая сложность 2А.


Фото 4.1 Путь к пер. Курумды с востока. Снято с пер. Предвершинный


Фото 4.2 Взлет пер. Курумды с северо-востока


Фото 4.3 Прохождение взлета пер. Курумды с северо-востока


Фото 4.4 Седловина пер. Курумды, место тура


Фото 4.5 Спуск с пер. Курумды на юго-запад


Фото 4.6 Ледник Курумды с пер. Курумды


Фото 4.7 Перевал Курумды с запада


Фото 4.8 Соседняя к югу седловина (не пройденная) от пер. Курумды

4.5. Пер. Сюрприз.

1

Район:

Памир, Заалайский хр.

2

Индекс перевала (по перечню):

3

Категория трудности:

4

Характер:

Снежно-осыпной

5

Высота перевала

4650

6

Местоположение:

Северные отроги Заалайского хр.

7

Соединяемые долины:

Р. Курумды – левый исток р. Курумды

8

Ориентация склонов:

В - З

9

Количество точек страховки (подъем/спуск):

0/2

10

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, ледоруб, каски, обвязки, основные веревки, кошки

11

Период времени:

Август

12

Особые замечания:

Камнепадоопасен с западной стороны

Пер. Сюрприз соединяет западный и восточный истоки р. Курумды, ориентация склонов восток-запад. Самостоятельного значения не имеет. Прохождение перевала совершено со стороны восточного истока р. Курумды 04.08.2012, снята записка (по сути, первая за маршрут!) группы туристов из г. Киева, рук. О. Келин, от 21.08.2008.

От места базового лагеря (высота 3860 м) двигаться в направлении потока, вытекающего из языка северо-западной ветви лед. Курумды (Фото 5.1), 1 ч до языка. Еще 1 ч потребуется для выхода на ровное тело открытого здесь ледника (4300 м). Дальше начинается зона трещин, поэтому следует пересечь ледник направо по ходу, на его левобережную морену, и далее по ней, местами по карману подняться в верхний левый цирк ледника (2 ч) (Фото 5.2). Слева по ходу остается ледопад, замыкающий правый верхний цирк северо-западной ветви лед. Корумды, где находится не пройденный перевал на лед. Правый Кичкесу (Фото 5.3). Подъем же на перевал Сюрприз занимает еще 1 ч движения по закрытому пологому леднику (связки). Перевал представляет собой 2 снежно-осыпных седловины, тур находится на левой по ходу, мы же вышли на правую. Спуск с обеих равнозначен и крайне неприятен. Это крутой (до 35-40о) и протяженный (перепадом(!) 300-350 м) скально-осыпной кулуар, местами со снегом, и везде, под снегом и камнями, лед (Фото 5.4). Поэтому спускаться следует сразу в кошках, потом надевать их будет крайне неудобно. На спуске с перевала имеет смысл закрепить 2 по 50 м перил (крепим на скальных выступах), до места соединения кулуаров, спускающихся с правой и левой седловин. Здесь можно собраться группой в безопасном от падения камней месте. Далее спускаться плотной группой по осыпи до места сужения кулуара (Фото 5.5). Следует отметить, что на фото видна только нижняя треть кулуара, верхняя часть скрыта за перегибом. Узкая горловина забита снегом, и дальнейший спуск осуществляется по снегу (местами на «три такта») до выхода из кулуара. Весь спуск, включая перильный участок, до выхода на ровный ледник занял 3 ч. На правобережной морене безымянного ледника, на который приводит спуск, есть удобные места для стоянки (4300), 15 мин от места выхода из кулуара.

Расчет ходового времени

Этап

Продолжительность

Лагерь на моренах (3860) – Сев.-Зап. ветвь лед. Курумды

2 ч

Подъем по левой морене и карману лед. Курумды

2 ч

Выход на седловину пер. Сюрприз из верхнего цирка

1 ч

Спуск по кулуару на безымянный ледник

3 ч

Итого (ЧХВ)

8 ч

Выводы и рекомендации:

Пер. Сюрприз соответствует 2А к. тр., но я бы не рекомендовал его для прохождения в описанном варианте ввиду повышенной опасности. К сожалению, ни в отчете О. Келина (http://www.tkg.org.ua/node/12222), ни в И-нете, нет фотографий цирка пер. Сюрприз с западной стороны, вся информация сводится к скудному словесному описанию. На Фото 5.6 показан возможный безопасный, и на наш взгляд, весьма логичный и красивый вариант прохождения пер. Сюрприз. Немного остается неясным момент выхода с гребня на саму перевальную седловину в обход жандармов, но судя по характеру породы на гребне, это не должно существенно повысить сложность перевала. Возможно, спускаться на перевальную седловину и не потребуется вовсе, а прямо с гребня уйти по осыпи в верховья северо-западной ветвь ледника Курумды, прямо под перевал Сюрприз с восточной стороны. В программе Google Earth и на Фото 5.2 это хорошо видно. Ориентиром может служить разный цвет породы на хребте, красный и серый. Кроме этого, на Фото 5.6 отмечена седловина возможного перевала с лед. Курумды на лед. Правый Кичкесу, путь к которой был показан на Фото 5.3.


Фото 5.1 Выход на северо-западную ветвь лед. Курумды


Фото 5.2 Перевал Сюрприз с востока


Фото 5.3 Путь к не пройденному перевалу на лед. Правый Кичкесу


Фото 5.4 Перевал Сюрприз с запада


Фото 5.5 Выход из кулуара, ведущего к пер. Сюрприз с запада.


Фото 5.6 Возможный вариант прохождения пер. Сюрприз с запада

4.6. Пер. Зина (первопрохождение).

1

Район:

Памир, Заалайский хр.

2

Индекс перевала (по перечню):

3

Категория трудности:

4

Характер:

Снежно-ледовый

5

Высота перевала

4650

6

Местоположение:

Северные отроги Заалайского хр.

7

Соединяемые долины:

Корумды - Кичкесу

8

Ориентация склонов:

С - Ю

9

Количество точек страховки (подъем/спуск):

12/0

10

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, ледоруб, каски, обвязки, основные веревки, ледобуры, кошки

11

Период времени:

Август

12

Особые замечания:

Может быть лавиноопасен после снегопадов

Пер. Зина (№ 54 по схеме В. Ляпина) соединяет долины рек Курумды на севере и Кичкесу на юге, ориентация склонов север-юг. Прохождение перевала совершено со стороны р. Курумды 07.08.2012, перевал назван именем травмированной на первой части маршрута участницы нашей группы.

Перевальный взлет представляет собой снежно-ледовый склон, перепадом около 250 м и крутизной до 60о, но на коротком участке (Фото 6.1, снято с пер. Сюрприз). Стоять под перевалом с севера можно как на правобережной, так и на левобережной морене безымянного ледника. С места стоянок на левобережной морене (4300 м) подойти (в связках) под перевальный взлет, R0, 20-30 мин (Фото 6.2 и Фото 6.3). Участок R1 – снежно-ледовый склон крутизной до 30о, около 100 м, проходится одновременно в связках по краю лавинного конуса. Далее следует уходить правее по ходу, через ледовый «лоб». Участок R2 наиболее крутой, до 60о на коротком отрезке, 5-10 м, перильная страховка (точки страховки на ледобурах, Фото 6.4). Длина участка 150 м, до бергшрунда на склоне. Участок R3, косой траверс под ледовый сброс, 30-35о, 100 м (Фото 6.5). Под ледовым сбросом можно собраться, место безопасное (Фото 6.6). Заключительный участок R4, снежно-ледовый склон в обход сброса справа (Фото 6.7), через бергшрунд на седловину, до 35о, 150 м, точки страховки на ледобурах и ледорубах. На подъем может потребоваться 6-7 часов. Седловина перевала широкая (4650 м), снежно-осыпная. Складываем тур левее по ходу низшей точки, в месте выхода группы на гребень (Фото 6.8). Спускаться с перевала в сторону лед. Правый Кичкесу следует по центру ледника, лежащего под перевалом с юга, прямо вниз или левее по ходу. Спуск вдоль правого борта приведет в устьевой каньон (Фото 6.9). С этого ледника выйти на конечные морены, далее по моренам, обойти устьевой каньон слева по осыпному склону и спуститься в правый моренный карман лед. Правый Кичкесу. Здесь, на гребне правобережной морены лед. Правый Кичкесу удобные места для стоянки (4100 м), вода в кармане. От перевала 1.5 ч хода.

Кстати, седловина пер. № 54 на фотографиях в отчете О. Келина (2008 г, http://www.tkg.org.ua/node/12222), отмечена неправильно. На самом деле, там указана не пройденная седловина, ведущая в самый западный исток р. Курумды, р. Машале (Фото 6.10). Правильная седловина пер. № 54 находится восточнее, в левом углу ледника, а не в правом, как показано.

Расчет ходового времени

Этап

Продолжительность

Стоянки на левобережной морене (4300) – перевальный взлет

30 мин

Перевальный взлет – седловина

7 ч

Седловина перевала – лед. Правый Кичкесу

1 ч 30 мин

Итого (ЧХВ)

9 ч

Выводы и рекомендации:

Пер. Зина соответствует техничному ледовому перевалу 2Б к. тр., может быть рекомендован в походах 4-5 к. сл., как логичный путь из долины р. Курумды на лед. Правый Кичкесу. На данный момент это простейший перевальный путь на этом участке хребта. Пройденный ранее перевал Кичкесу Сев. (О. Келин, 2008 г) сложнее (3А), выше и, судя по всему, опаснее. Остается неясным отказ группы Келина от прохождения пер. № 54 в 2008 г, мотивированный его крутизной (возможно, им просто нужна была 3А - ИМ). Кстати, параллельно, остается еще одна не пройденная седловина, № 55 по схеме В. Ляпина, на наш взгляд очень красивая и логичная ледовая 3А (Фото 6.11, снято с пер. Сюрприз, Фото 6.12 с севера и Фото 6.13 с юга). На Фото 6.13 также отмечен возможный перевал напрямую с ледника Курумды на ледник Правый Кичкесу, путь к которому лежит через ледопад, упоминавшийся при описании подъема на пер. Сюрприз. Сложность такого перевала может быть в районе 2Б – 3А и он, возможно, станет кратчайшим путем с лед. Курумды на лед. Правый Кичкесу.

Продолжая тему возможных первопрохождений в этом районе, хотелось бы отметить следующее. Над левым бортом ледника, лежащего к северу от пер. Зина, возвышается осыпная седловина (Фото 6.1, Фото 6.14). Она ведет в исток р. Машале (р. Курумды) и явно не сложнее 1А (мы на нее поднимались радиально). С нее открывается вид на параллельный перевалу № 54, возможный перевал из соседней долины, р. Машале, на лед. Правый Кичкесу (Фото 6.10), а также седловину № 58 по схеме В. Ляпина (Фото 6.15). Первая, судя по всему, не намного проще (если проще вообще), пройденного нами пер. Зина и, скорее всего, не имеет большого смысла. Вторая же, существенно ниже и проще с севера, однако на юг, к лед. Правый Кичкесу, похоже, обрывается каньоном (Фото 6.16), который вероятно следует обходить, траверсируя южный склон хребта в направлении вершины 4752. Последнее обстоятельство может существенно снизить ценность такого «простого» перевального пути из р. Машале на лед. Правый Кичкесу.


Фото 6.1 Северная сторона пер. Зина, снято с пер. Сюрприз


Фото 6.2 Северная сторона пер. Зина, снято с левобережной морены


Фото 6.3 Перевальный взлет пер. Зина с севера


Фото 6.4 Прохождение участка R2 пер. Зина с севера


Фото 6.5 Участок R3 северной стороны пер. Зина


Фото 6.6 Участок R3 и ледовый сброс на северной стороне пер. Зина


Фото 6.7 Начало участка R4 северной стороны пер. Зина


Фото 6.8 На седловине пер. Зина


Фото 6.9 Перевал Зина с юга


Фото 6.10 Возможный перевал с р. Машале на лед. Пр. Кичкесу, северная сторона


Фото 6.11 Седловина не пройденного пер. № 55 с севера, снято с пер. Сюрприз


Фото 6.12 Седловина не пройденного пер. № 55 с севера, снято из-под пер. Сюрприз


Фото 6.13 Седловина пер. № 55 и не пройденный пер. на лед. Курумды с юга


Фото 6.14 Гребень, разделяющий исток р. Машале и северный цирк пер. Зина


Фото 6.15 Седловина не пройденного пер. № 58 с севера


Фото 6.16 Седловина не пройденного пер. № 58 с юга

4.7. Пер. Кичкесу + траверс Заалайского хр. Через верш.5505.

1

Район:

Памир, Заалайский хр.

2

Индекс перевала (по перечню):

3

Категория трудности:

4

Характер:

Снежно-ледовый

5

Высота перевала

5505

6

Местоположение:

Северный отрог Заалайского хр., Заалайский хр.

7

Соединяемые долины:

Правый Кичкесу – Левый Кичкесу

8

Ориентация склонов:

В - С

9

Количество точек страховки (подъем/спуск):

2/1

10

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, ледоруб, каски, обвязки, основные веревки, ледобуры, кошки

11

Период времени:

Август

12

Особые замечания:

нет

Пер. Кичкесу с последующим выходом на гребень Заалайского хр. у вершины 5505 и траверсом хр. на запад позволяет пройти с лед. Правый Кичкесу на лед. Левый Кичкесу технически более простым путем, чем напрямую через пер. Кичкесу (2Б). Вдобавок получить дополнительный высотный опыт и небольшой опыт траверсов. В отчете А.Г. Никонорова (2005 г), совершившего первопрохождение всей этой связки, ей было дано название пер. Кичкесу + пер. О. Стрельникова + в. 5505 + пер. В. Капанина и была оценена, как 3А. После консультаций в Московской городской МКК, ее сложность была понижена до 2Б. Перевал пройден 09.08.2012 со стороны лед. Правый Кичкесу, с вершины 5505 снята записка туристов из г. Киева, рук. О. Келин, от 25.08.2008 г.

От места стоянки на правобережной морене лед. Правый Кичкесу (4100) следует подняться вверх по течению по гребню морены, в удобном месте спустится по конгломератному склону морены на лед. Правый Кичкесу и пересечь его на левый борт, ориентируясь на оконечность отрога, спускающегося от вершины 5408 и закрывающего от нас путь подъема на пер. Кичкесу (Фото 7.0, снято с пер. Зина), 1 ч. Далее, обходя этот отрог слева по ходу, повернуть направо и, двигаясь по левому краю ледника, местами по морене и карману ледника, выйти на небольшую седловину, расположенную на гребне вышеупомянутого отрога (карнизы!, 4800), 3-4 ч (Фото 7.1). При выходе на седловину по краю ледника, возможно, потребуется страховка на участке до 100 м, крепление на ледобурных крючьях (Фото 7.2). На седловине (в связках) повернуть налево и продолжать подъем, обходя крутой сброс ледника и ледопад поверху (Фото 7.3). Выход на перевальное плато может занять 1-2 ч в зависимости от количества и состояния снега. На сам перевал Кичкесу подниматься не следует, есть удобные места для стоянки на самом плато, не доходя до перевала (5000). Отсюда хорошо просматривается путь на снежную седловину, левее в. 5505 (пер. О. Стрельникова) (Фото 7.4). Сначала по плато, лавируя среди трещин, а затем по снежной ложбине между склонами в. 5917 слева и гребнем отрога справа, по пологому снежному склону подняться на гребень Заалайского хр. левее в. 5505, 4 ч от плато (Фото 7.5). На гребне карнизы на юг! По гребню отрога, ведущего от пер. Кичкесу к в. 5505, двигаться не следует, левее по ходу явно проще.

С гребня открывается впечатляющий вид на Памир, видно оз. Каракуль и истоки внушительного по размерам ледника Корумды. На седловине повернуть направо и, придерживаясь гребня Заалайского хр., выйти на вершину 5505 (10 мин), на вершине сложен тур. Далее по снежно-осыпному гребню (Фото 7.6) спустится в небольшую снежно-ледовую мульду, и с нее на южную сторону Заалайского хр. (Фото 7.7). Справа по ходу с гребня свисают карнизы. По закрытому леднику, обойдя карнизный участок с юга, снова подняться на гребень Заалайского хр. (пер. В. Капанина), от в. 5505 1.5 - 2 ч. На седловине (5300) возможна стоянка. Спуск на лед. Лев. Кичкесу проходит по снежно-ледовому склону средней крутизны (25-30о), перепадом около 750 м (Фото 7.8). На первом снежно-ледовом перегибе с седловины на север закрепляем одну веревку, проверяя качество и надежность снега. Дальнейший спуск проходит одновременно, в связках. Склон после обильных снегопадов может быть лавиноопасен. Спускать с седловины следует вниз-вправо, ориентируясь на неявный снежный наверху, с выходами скал внизу, гребешок, спускающийся с гребня Заалайского хр. справа по ходу. В нижней части выход на лед. Лев. Кичкесу возможен как справа от гребешка, так и слева (мы шли слева). Сразу при выходе на ровное тело ледника, на моренах возможны стоянки (4550). Спуск с гребня сюда занимает около 2 ч. Сюда же выведет и спуск непосредственно с пер. Кичкесу.

Спуск по лед. Лев. Кичкесу проходит правым бортом, до места впадения притока, текущего из-под пер. Солнечный Сев. (4300, Фото 7.9, 30 мин). Здесь следует пересечь лед. Лев. Кичкесу и далее двигаться левым ботом, уходя на старые левобережные морены. По ним же обойти язык лед. Лев. Кичкесу (4000), 2 ч. Далее река Л. Кичкесу уходит в каньон, промытый сначала в древних моренах, а затем прорезанный в толще пород красного цвета (Фото 7.10). Каньон следует обходить также по левому борту, придерживаясь травянисто-осыпной террасы, перекрытой обвалом горной породы. На травянистой террасе, за левым притоком, обрывающимся со скал водопадом, удобные места для отдыха (3800), 2 ч. Дальнейший спуск по травянистым склонам приводит на галечное дно долины р. Кичкесу, уже ниже слияния потоков, текущих с ледников Правый и Левый Кичкесу. Левым берегом реки двигаться вдоль невысокого травянистого отрога, разделяющим поймы р. Кичкесу и Пограничников. Примерно через 1 ч движения следует подняться на этот отрог в месте, где он сходит практически на «нет» и спустится к реке, текущей с лед. Пограничников. Перебродить поток не составляет труда в месте, где река разливается на множество потоков, даже в конце дня (1.5 ч). Здесь горы уже заканчиваются и дальнейший путь проходит по лугам Алайской долины (Фото 7.11). Здесь же можно выйти на хорошо заметную автомобильную колею, отмеченную на схемах В. Ляпина, ведущую параллельно Заалайскому хр. на запад. Колея по ходу пересекает многочисленные травянистые увалы и истоки р. Капстур, большей частью сухие в это время года и, примерно, через 15 км, выводит на дорогу, ведущую к погранзаставе Бардоба из пос. Сары-Таш. Вдоль колеи не проблема остановится на стоянку (3300), надо лишь выйти к ручью с чистой водой. Встречаются и озера. До заставы остается около 5 км, по пути обилие киргизских юрт и летовок.

Расчет ходового времени

Этап

Продолжительность

Правая морена лед. Пр. Кичкесу – подножье отрога в. 5408

1 ч

Подножье отрога – седловина 4800

3 ч

Седловина 4800 – плато пер. Кичкесу (5000)

2 ч

Плато (5000) – в. 5505

4 ч

В. 5505 – седловина В. Капанина (5300)

2 ч

Седловина В. Капанина (5300) – лед. Лев. Кичкесу (4500)

2 ч

Лед. Лев. Кичкесу (4500) – язык лед. Лев. Кичкесу (3900)

3 ч

Язык лед. Лев. Кичкесу – дол. р. Кичкесу

2.5 ч

Итого (ЧХВ)

19.5 ч

Выводы и рекомендации:

В целом, маршрут через пер. Кичкесу в связке с траверсом вершины 5505 и спуском на ледник Лев. Кичкесу соответствует 2Б к. тр., несмотря на небольшое количество технической работы. Маршрут продолжительностью, как минимум, 2 дня, достаточно интересный и зрелищный, может быть рекомендован в походах 4 к. сл. и в качестве первого высотного траверса. Путь через перевал снежно-ледовый, требует навыка движения в кошках в связках и применения страховки через ледовые крючья и ледорубы. Ориентировка на маршруте может быть затруднена, особенно в местах выхода на гребень и спуска с него в плохих погодных условиях.

Выход в Бардобу.

После прохождения пер. Кичкесу в связке с траверсом Заалайского хр. через в. 5505, было решено отказаться от прохождения не определяющих перевалов Солнечный Сев. (1Б) и связки Архар Ложный + Архар (2А), в связи с нехваткой времени. Запасные дни были израсходованы на организацию эвакуации пострадавшей участницы из долины притока р. Нура, а также организации спуска сошедших с маршрута участников после прохождения пер. Сюрприз. Продолжение маршрута без резерва времени на фоне накопившейся усталости участников могло привести к нежелательным последствиям. Тем более что у части группы было еще запланировано восхождение на в. Раздельная (6143). Описание выхода к погранзаставе Бардоба см. в разделе 4.7.


Фото 7.0 Заалайский хр. и пер. Кичкесу, снято с пер. Зина


Фото 7.1 Путь под пер. Кичкесу с востока


Фото 7.2 Подъем на пер. Кичкесу с востока, обход крутой части ледника


Фото 7.3 Подъем на перевальное плато пер. Кичкесу с востока


Фото 7.4 Путь с перевального плато пер. Кичкесу к в. 5505


Фото 7.5 Путь с перевального плато пер. Кичкесу к в. 5505


Фото 7.6 На гребне Заалайского хр. рядом с в. 5505


Фото 7.7 Путь обхода узкого участка гребня Заалайского хр. с юга


Фото 7.8 Путь спуска с гребня Заалайского хр. на лед. Левый Кичкесу


Фото 7.9 Перевал Солнечный Северный с лед. Левый Кичкесу


Фото 7.10 Путь обхода каньона на р. Лев. Кичкесу


Фото 7.11 На просторах Алайской долины в междуречье р. Кичкесу и Капстур

4.8. В. Раздельная (2Б, 6143)

1

Район:

Памир, Заалайский хр.

2

Индекс перевала (по перечню):

3

Категория трудности:

4

Характер:

Снежно-ледовый

5

Высота

6143

6

Местоположение:

Заалайский хр.

7

Соединяемые долины:

Ачик-Таш

8

Ориентация склонов:

С

9

Количество точек страховки (подъем/спуск):

0/0

10

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, ледоруб, каски, обвязки, основные веревки, ледобуры, кошки

11

Период времени:

Август

12

Особые замечания:

Как правило, до вершины идет хорошо набитая и промаркированная тропа

Вершина Раздельная (6143) находится в Заалайском хр. между пиком Дзержинского (6717) и пиком Ленина (7134), через нее проходит наиболее традиционный и посещаемый в настоящее время путь восхождения на последний. В маршрут была включена в основном с целью получения участниками высотного опыта.

В базовый лагерь компании «Горы Азии» в долине Ачик-Таш под пиком Ленина группа приехала на заранее заказанном микроавтобусе с погранзаставы Бардоба, время в пути 4-5 часов. В отличие от предыдущего района восточного Заалая, здесь везде есть набитые тропы. Из базового лагеря конная тропа идет по левому берегу р. Ачик-Таш, по так называемой луковой поляне (1 ч), затем поднимается по левому притоку р. Ачик-Таш и далее на пер. Путешественников (1А, 4200), обходя, таким образом, язык лед. Ленина (Фото 8.1), 1.5 ч. Спустившись с пер. Путешественников, тропа траверсирует левый борт долины над лед. Ленина (Фото 8.2), пересекает реку, вытекающую из левого притока лед. Ленина, 1.5 ч, и по левобережным моренам приводит в лагерь 1 под пиком Ленина (4400), 1 ч. (Фото 8.3). Собственно, лагерей здесь много, у каждой фирмы свой. Самый нижний, у фирмы Ak-sai Travel, самый верхний – Pamir Expedition. На тропе есть соответствующие указатели. Из лагеря Asia Mountains (мы стояли именно там) по тропе, пересекая небольшой приток лед. Ленина по открытому льду и, минуя лагерь 1 Pamir Expedition, стоящий на последней левобережной морене, по открытому леднику Ленина подходим под нижний ледопад (4500), 1 ч (Фото 8.4). Здесь следует надеть кошки и связаться, несмотря на битую колею. Прямо вверх через ледопад и затем, траверсируя снежно-ледовое плато под склонами пика Ленина на запад, так называемую «сковородку», тропа приводит в лагерь 2 (5400) (Фото 8.5). Путь сюда, в зависимости от акклиматизации, может занимать 4-6 часов. На вершину Раздельную, стоящую прямо над лагерем 2 (Фото 8.6), поднимаются по ее северному склону-гребню, на который выходят вдоль скал из лагеря 2 (Фото 8.7). Далее по гребню под завершающий взлет, перепадом 300 м (Фото 8.8), который может быть весьма утомительным. Путь из лагеря 2, в зависимости от акклиматизации, может занять 4-6 часов. Вершина представляет собой наклонное снежное плато, практически на ее куполе находится лагерь 3, штурмовой для восходителей на пик Ленина. На всем пути выше лагеря 2 трещин не встречается, или они надежно засыпаны снегом. Все восходители идут, не связанные между собой. Весь путь подъема некрутой, до 25-30о, однако надежнее идти в кошках.

Расчет ходового времени

Этап

Продолжительность

Базовый лагерь Ачик-Таш (3600) – лагерь 1 (4400)

5 ч

Лагерь 1 (4400) – подножье ледопада лед. Ленина (4500)

1 ч

Ледопад лед. Ленина – лагерь 2 (5400)

4 ч

Лагерь 2 (5400) – северный гребень в. Раздельная (5800)

2 ч

Северный гребень в. Раздельная – в. Раздельная (6143)

2 ч

Итого (ЧХВ)

14 ч


Фото 8.1 Пик Ленина и Луковая поляна, вид из базового лагеря Ачик-Таш


Фото 8.2 Путь к лагерю 1 вдоль левого борта лед. Ленина


Фото 8.3 Выход по левобережным моренам лед. Ленина к лагерю 1


Фото 8.4 Путь по лед. Ленина к лагерю 2


Фото 8.5 Лагерь 2, вид с подъема на северный гребень в. Раздельная


Фото 8.6 В. Раздельная, вид из лагеря 2


Фото 8.7 Путь из лагеря 2 на северный гребень в. Раздельная


Фото 8.8 Вершинный купол в. Раздельная с севера. Слева от тропы следы лыжников.

5. Выводы и рекомендации.

Составом школы был пройден насыщенный маршрут IV к.сл., включающий в себя разнообразные по технике и тактике прохождения препятствия. В общей сложности, было пройдено 3 перевала 2Б к. тр., одна вершина 2Б к.сл. и 3 перевала 2А к. тр., из них 2 первопрохождения, 2А и 2Б к. сл. Кроме этого, составом школы был получен высотный опыт (до 5500 – 6000 м) и опыт маршрутов в «больших горах». На маршруте были организованы учебные занятия по технике переправ и движения по снежно-ледовым склонам, проведен семинар по тактике организации первопрохождений перевалов. В целом, можно сказать, что слушателями 1 отделения был получен полноценный практический опыт горных походов 4 к. сл. в высоких горах, превышающий необходимый уровень подготовки школы СУ по горному туризму. Маршрут был пройден в заявленные сроки, с минимальными отклонениями от основного графика, с заменой его на предусмотренный запасной вариант. В результате, группа отказалась от прохождения не определяющих заключительных перевалов Солнечный С. (1Б) и связки Архар Ложный + Архар (2А), в связи с нехваткой времени. В дальнейшем это способствовало успешному восхождению на в. Раздельная (6143) с целью получения высотного опыта. Сезон 2012 г на Заалайском хр. отмечался, как сезон с нестабильной, холодной погодой и большим количеством снега. Однако, заготовленные снегоступы (конструкции А. Лебедева) на высотах до 5500 м не понадобились. К сожалению, недостаточная физическая подготовка участников для высоких гор и организационные трудности при проведении школы (в частности, отказ инструктора А.В. Конощенко принимать участие в УТП) не позволили всему составу школы пройти заявленный маршрут.

Район восточной части Заалайского хр. может быть рекомендован в качестве учебного полигона для первого знакомства с «высокими горами» и проведения УТП, начиная с 4 к. сл. Хотелось бы выделить следующие моменты:

1. В настоящее время, благодаря строительству новой дороги через пер. Талдык из г. Ош в Алайскую долину, активности местных турфирм, а также возможности заехать в район практически под ледники, район стал весьма доступен для посещения.

2. Беспрепятственные выходы в Алайскую долину практически из всех северных долин района позволяют обеспечить высокий уровень безопасности проводимых здесь мероприятий.

3. Заезд на высоту 3500 м (практически за день) накладывает требование грамотного проведения высотной акклиматизации участников, в противном случае неизбежен сход с маршрута в начале УТП части слушателей.

4. В качестве особенностей Памира также следует назвать полной отсутствие троп, как по долинам, так и по протяженным моренам. Исключение составляет только район пика Ленина. Движение без троп, с одной стороны, замедляют расчетное движение по маршруту, но с другой, заставляют грамотно и вдумчиво выбирать путь следования, что в итоге положительно сказывается на опыте путешествий в горах.

5. Настоятельно рекомендуется уделять повышенное внимание физической подготовке участников для путешествий по Памиру. Следует учесть, что продолжительность мероприятия составит 3-4 недели.

6. Район таит еще большое количество возможностей для первопрохождений, в том числе и перевалов 2А-2Б к. тр.

7. Район путешествия, подъездов и выездом административно относится только к Киргизии, что исключает возникновение конфликтных ситуаций при переезде из одного государства в другое. Возможный кратковременный заход на территорию суверенного Таджикистана в ходе маршрута не требует дополнительных разрешений. Однако, оформление пограничных пропусков в район потребуется.

Литература:

1. Обзор А. Джулия восточной части Заалайского хр.:

http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=1093

2. Настоятельно рекомендуем прочитать статьи А. Лебедева по проведению акклиматизации в походах в высоких горах:

http://mountain.ru/world_mounts/pamirs/2003/Mindgar/

http://www.risk.ru/users/leb/9311/

3. А также отчеты по проведенным здесь походам:


1. А.Новик Горный поход 6 к.с. по Северо-Восточному Памиру 2000г http://www.mountain.ru/mkk/biblio/pamir/Novik2000/pamir1.shtml

2. А.Лебедев Горный поход 6 к.с. по Северному Памиру 2001г http://www.mountain.ru/mkk/biblio/pamir/lebedev/01/

3. Б.Малахов. Горный поход 5 с эл. 6 к.с. по Восточному и Центральному Заалаю 2003г. http://www.turclubmai.ru/heading/papers/823/

4. Шалов А.А Горный поход 3 к.с. по Северному Памиру 2004г http://tlib.ru/doc.aspx?id=30079&page=1

5. Ворожищев М.Г. Горный поход 6 к.с. по Северному Памиру 2007г http://takt.tomsk.ru/db/web.page?pid=18123

6. А. Джулий, 2005 г.
http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=1113

7. М.Михайлов "6613". Первовосхождение на пик Курумды http://www.mountain.ru/world_mounts/pamiro-alay/2001/kurumdy/kurumdy.shtml

8. Ганаховский_2009: http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4148

9. О. Келин, 2008:

http://www.tkg.org.ua/node/12222

4. Официальные документы:

Пограничные зоны Кыргызстана
http://www.mountain.ru/world_mounts/tien-shan/2004/pogran/

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru