Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 4 к.с. по С.Осетии в июле 2011 г. Часть 1
МООО «РСФСТ» Долгопрудненский клуб туристов СТК «Траст-М»
ОТЧЁТ о горном спортивном походе четвёртой категории сложности по Центральному Кавказу в районе Осетия в период с 10 июля по 29 июля 2011 года
Нитка маршрута: дол.Караугом-дон – пер.Фастаг (2А,3640) – пер.Электрон (2А,3400) - пер.Авсанау (н/к,2900) – дол.Харес – пер.Западный Галдор (2Б,3750) ) – пер.Обходной (1Б,3592) – пер.Федоровского (2А,3860) – пер. Мориса Тореза (2Б,3600) – пер.Шести (2А,3700) – пер.Гаспаротто (2Б,3860) – дол.Карасу – пос.Верхняя Балкария.
Маршрутная книжка №5/2011 Руководитель группы: Мартынов А.В. e-mail: martinov_85@bk.ru
1. Справочные сведения (паспорт спортивного похода) 1.1. Проводящая организация. СТК «Траст-М» г. Долгопрудный Московской области 1.2. Место проведения. Россия, Центральный Кавказ, район «Осетия»
1.3. Общие справочные сведения о маршруте.
1.4. Подробная нитка маршрута. дол.Караугом-дон – пос.Дзинага – пер.Фастаг (2А,3640) – дол.Фастаг-дон – пер.Электрон (2А,3400) – дол.Бартуй-дон - пер.Авсанау (н/к,2900) – дол.Геби-дон – дол.Харес – пер.Западный Галдор (2Б,3750) – дол.Хазни-дон – пер.Обходной (1Б,3592) – пер.Федоровского (2А,3860) – дол.Нахашбита – пер. Мориса Тореза (2Б,3600) – дол.Суган – пер.Шести (2А,3700) – дол.Рцывашки – пер.Гаспаротто (2Б,3860) – дол.Ахсу – дол.Карасу – пос.Верхняя Балкария
1.5. Определяющие препятствия маршрута.
1.6. Руководитель группы. Мартынов Андрей Владимирович e-mail: martinov_85@bk.ru 1.7. Состав группы
2. Вводная часть 2.1. Общая смысловая идея похода Поход проходил в рамках «Школы горного туризма» специализированного уровня. На маршруте необходимо было провести занятия и увязать взаимодействие групп, эти факторы приходилось учитывать при разработке маршрута. В походе участвовало 4 человека, под них готовилось снаряжение и прорабатывалась тактика. Район мероприятия был выбран исходя из удобства подъездов и наличия удобных мест проведения совместных занятий «школы», компактного расположения и разнообразия препятствий, а также с целью знакомства с известнейшим спортивным районом Центрального Кавказа (Осетия). Маршрут нацелен на получение опыта прохождения перевалов 2Б и повышения туристического опыта в горно-спортивных путешествиях. Маршрут был разработан из двух частей. Первая часть являлась акклиматизационной. Определяющие технические перевалы находились во второй части маршрута.
2.2. Предпоходная подготовка Регулярно проводились лекционные и практические занятия на склонах реки-Москвы в Филевском парке, а также в районе деревни Полушкино. Группа приняла участие в соревнованиях по пешему туризму в сентябре, октябре, июне и горному в мае, проводимых ФСТ МО.
2.3. Варианты подъезда и отъезда Из Москвы группа добиралась поездом до г.Нальчика. Заранее были заказаны микроавтобус и пограничные пропуска. Из Нальчика доехали до пос. Дзинага, предварительно оставив заброску в а/л Комыарт. На обратном пути от пос. Верхняя Балкария до г.Нальчика добирались на рейсовом автобусе, а далее на такси в г.Минеральные воды. Из г.Минеральные воды вылетали самолетом в Москву.
2.4. Аварийные выходы и запасные пути В случае возникновения аварийных ситуаций из любой долины можно было спуститься в населенный пункт.
2.5. Организационные сведения Для оформление пропусков в пограничную зону и заказа автобуса связывались с туристской фирмой ТАУ-СЕРВИС. Тел. моб. +7-929-884-31-75 8-928-950-38-68 Борис e-mail: bezonec@list.ru На учет в ПСС встали в г.Владикавказ
График движения
Техническое описание прохождение группой маршрута
6.1. Перевал Фастаг. Категория сложности – 2А, высота – 3640 метров. Перевал Фастаг расположен в отроге ГКХ севернее вершины Сауахзайна, соединяет ледник Харисдор и ледник Западный Караугом. В 13.30 нас привезли в пос. Дзинага. Мы сразу выдвинулись вверх по долине, что - бы не иметь контактов с местным населением. Пограничники, спускающиеся с верховьев дол. Караугом-дон, проверили пропуска. Пройдя 500 метров от пос. Дзинага встали на обед. Во время обеда, распределили снаряжение и продукты. А в 16.40 выдвинулись в сторону «райской поляны». Путь проходил по хорошо набитой тропе, правого борта долины Караугом-дон. За 1 час 30 минут чисто ходового времени дошли до моста, по которому перешли на левый берег долины. Мост надёжный, в качестве поручня натянут трос (фото № 2). По пути встречали множество хороших мест под палатки. Не доходя 500 метров до моста, тропа становится плохо заметной и местами теряется. Это единственное место, где можно перебраться на другой берег реки, т.к. она очень полноводна. Дальнейшее движение по правому борту дол. Караугом-дон выведет на бараньи лбы и является сложно проходимой. Через 10 минут ходового времени, от моста, дошли до хороших мест под палатки, до «Райской поляны» - это последние хорошие ночевки. Отсюда появляется красивые виды на ледопад Караугом. В рамках школы проводим занятия на тему: «ориентирование в горах».
В 09.20 выходим с мест ночевок. Движемся по хорошо набитой тропе до речки Иська, которая легко преодолевается по камням. Ходовое время 30 минут. Переправившись, организуем разведку и находим тропу выше по течению реки Иськи. Это место обозначено туром. Поднимаемся в карман древней левобережной морены. Тропа хорошо набитая пограничниками, ведёт по густому сосновому лесу к «райской поляне» (фото № 3). Выходим к р. Фастаг-дон – левому притоку Караугома. Фастаг-дон промыл боковую морену ледника Караугом и течет глубоко внизу. Мост через Фастаг-дон – немного выше, где легко спуститься к реке. Далее проходим по мосту на правый берег дол. Фастаг-дон и выходим к «райской поляне» (фото № 4). Чисто ходовое время от ночевок составило 1 час 25 минут. На «райской поляне» можно поставить 5-6 палаток, чистая вода берется из ручья, встречаются грибы. Обедаем и проводим занятия на тему: «Скальная техника».
Выход в 10.00. Тропа петляет в кармане левобережной морены, а затем выходит на её гребень. Ходовое время, до выхода на гребень морены, 25 минут. Далее тропа идёт по гребню или в карману морены, через лиственный лес с подлеском из рододендрона и в конце концов выводит выше зоны леса. Отсюда открывается впечатляющие виды на ледник Караугом (фото № 5). Проходим мутные озера со стоячей водой. Идём ещё 25 минут, и не доходя 500 - 600 метров до поворота морены вправо, по ходу (к леднику Западный Караугом) находим хорошую, чуть заболоченную поляну у ручья. Ручей течет с ортографически левого борта долины. Чисто ходовое время от мест ночевок составило 1 час 40 минут. Тут можно поставить множество палаток, вода - из ручья. На протяжении подъёма воды не было, места под палатки только у мутных озер. Имеется спуск на ледник Караугом. Ставим палатки, обедаем. Спускаемся на ледник Караугом и проводим занятия на тему «Ледовая техника».
С утра идёт дождь. Ждём улучшения погоды, к 11.00 дождь прекращается. 11.15 выходим. По гребню левобережной морены ледника Караугом идем до ее поворота вправо по ходу. Дальше это морена переходит ледника Западный Караугом, который в результате таяния отделился от основного. Идем по карману морены, так как тропа пропала. Морена выводит к скалам борта долины. Впереди открывается мощный ледопад Западный Караугом. Где-то в этом месте нужно найти кулуар в верхний цирк перевала Фастаг. От места ночевки 1 час чисто ходового времени. Проводим разведку, и убеждаемся в правильном выборе кулуара (фото № 6). Отсюда, так же хорошо просматривается, путь подъёма на пер. Воологата (фото № 7). Поднимаемся по широкому травянисто-осыпному кулуару между крутыми скалами. В верхней части с кулуара выходим на осыпные склоны по бараньим лбам, около 15-20 метров по высоте, крутизной до 25 градусов. Осыпные склоны, высотой 200 метров, выводят к снежной части склона, под взлёт пер. Фастаг (фото № 8). В этом месте, на границе снега и осыпи имеется 10-15 хороших мест под палатки на ровных каменистых полках. Ставим лагерь, вода берется из ручья, вытекающего из снежника. На протяжении всего подъёма мест под палатки не видели. Чисто ходовое время составило 3 часа 10 минут. Проводим занятия на тему: «Снежная техника».
Выходим в 07.00 связкой. Ночь была тёплая, поэтому снег почти не смерзся, прорубаем ступеньки и поднимаемся по снежному склону на перевал Фастаг. Идём по левому краю склона. Нижняя часть взлёта крутизной 10-15 градусов, далее крутизна увеличивается и к средней части составляет 25 градусов, а в верхней доходит до 30 градусов (фото № 9). Высота взлёта 250-350 метров. Выходим на гребень южного отрога от основного хребта (фото № 10). Тут можно поставить 2-3 палатки, воду можно топить из снега. Отсюда траверсируем склон в сторону нашей седловины, провесив одну веревку. Далее поднимаемся по скально-осыпному склону 20-30 метров по высоте, крутизной до 30 градусов. Выходим на седловину перевала Фастаг (фото № 11). Чисто ходовое время 2 часа 30 минут. Седловина узкая, палатку не поставить, воды нет. Тур находится в правой части по ходу движения. В 10.15 начинаем спуск по закрытому леднику Харисбок в направление долины Фастаг-дон. Вешаем веревку за скалы на расходной петле (фото № 12), последующие веревки через ледоруб. Первую веревку сдёргиваем шнуром, последующие веревки последний участник проходил с нижней страховкой. Верхняя часть склона представляет собой, в верхней части скалы крутизной 30-35 градусов, 30 метров по высоте, далее снежный склон 25-35 градусов. Пройдя шесть веревок (по 40 метров), упираемся в трещину, идущую от одного края до другого, её проходим по надежному мосту ближе к правой части склона. Провесив седьмую веревку через трещину, продолжаем движение в связках по 20 градусному склону, уходя налево, ближе к скалам. Со склона Сауахзайны идут камни, но далеко по снегу не катятся. Склон постепенно выполаживается до 5 градусного поля (фото № 13). А далее снова обрывается ступенью ледопада, крутизной 15-25 градусов, которая проходится от центра к правой части склона, с наименьшим количеством трещин (фото № 14). Снова попадем на ровное плато, которое также обрывается ступенью ледопада, который проходится по левой части склона крутизной 25-30 градусов. Отсюда провешиваем 5 веревок через ледоруб. Последний участник идет с нижней страховкой. В этой части склона снег был абсолютно смёрзшимся, а кошки было одевать уже неудобно, поэтому если бы группа была в кошках, возможно последние пять веревок можно было не вешать. Далее склон выполаживается и снежник переходит в моренные валы (фото № 15). Затем движемся по камням через речку Фастаг-дон, и останавливаемся на обед. Чисто ходовое время на спуск составило 4 часа 10 минут. Расклад времени на прохождение перевала Фастаг.
6. 2. Перевал Электрон. Категория сложности – 2А, высота – 3400 метров. Расположен в сев. отроге ГКХ, отходящем от вер. Цихварга, соединяет ледники Западный и восточный Цагардор, ведет с лед. Бартуй (ущ. р. Бартуй) в ущ. р. Фастаг. В 17.00 выходим в сторону пер. Электрон. В начале пути поднимаемся по гребню правобережной морены. Проходим очень живописное озеро. Далее траверсируем моренный гребень и перемещаемся к левому борту морены (фото № 16). Речку, спускающуюся из под пер. Электрон, смогли преодолеть не сразу, а только поднявшись выше по течению, не доходя 400-500 метров до ледника. Там же обнаружили места под палатки, но разбили лагерь только поднявшись под сам ледник, здесь находятся последние хорошие места под 2-3 палатки. Отсюда хорошо просматривается путь на пер. Фастаг (фото № 17). Чисто ходовое время от реки Фастаг-дон до ночевок 1 час 30 минут.
Выход в 06.45. Подходим к леднику, связываемся. Подъём на ледник осуществляем по 15 градусному снежно-ледовому склону, по левому краю долины. Ледник пологий, закрытый, крутизной 5-10 градусов, проходится по центру в направление седловины пер. Электрон (фото № 18). Подходим под снежно-осыпной склон, крутизной 20 градусов. Высотой около 100 метров. В 08.40 выходим на седловину пер. Электрон (фото № 21). Чисто ходовое время от мест стоянок составило 1 час 35 минут. Седловина узкая, разместить рюкзаки можно, палатку не поставить, воды нет (фото № 19). Тур находится в левой части по ходу движения. С седловины пер. Электрон хорошо просматривается путь подъёма на пер. Авсанау, пер. Короткий и пер. Геби-Бартуй (фото № 20). В 09.30 начинаем спуск с перевала Электрон по снежно-осыпному склону крутизной 25 градусов, высота около 250-300 метров (фото № 22). Далее осыпь переходит в снежный склон крутизной 25 градусов. Движение в связках. Проходим бергшрунт по хорошему мосту, ближе к правой части склона. Закрытый ледник выполаживается. Проходим по пологой части до очередной ступени. По описаниям спуск осуществляется как с левого края, так и с правого. Как показала разведка, с правого края спуск весьма проблематичен, так как имеет большое количество трещин и ненадёжных мостов. Поэтому спускаемся по левому краю, в сторону моренных валов. Крутизна около 15 градусов. Выходим на моренные валы. Ходовое время от седловины до морен составило 1 час 00 минут. По моренным валам выходим к речке вытекающей из под ледника (фото № 23). А далее продолжаем спускаться вдоль реки до открытого ложа ледника Бартуй, шириной около 500 метров. Ледник Бартуй пологий, сложности в прохождение не вызывает (фото № 24). Пройдя ледник, встали на обед. Ходовое время от седловины составило 2 часа 00 минут. Расклад времени на прохождение перевала Электрон.
6. 3. Перевал Авсанау. Категория сложности – н/к, высота – 2900 метров. Перевал расположен в северном отроге ГКХ и ведет из долины реки Гебидон на ледник Бартуй. Перевал Авсанау по форме напоминающий лемех от плуга, от осетинского – железо, лемех, плуг. В 14.30 выходим с обеда и начинаем подниматься к пер. Авсанау. В начале пересекаем моренные валы, которые когда-то нагрёб ледник Бартуй, а затем отошёл, оставив каменные нагромождения. Далее доходим до травянистых склонов, ведущих в цирк пер. Авсанау. Крутизна склонов до 20 градусов, тропа прослеживается только в нижней части подъёма, а далее теряется. Под травянистыми склонами находится очень живописное озеро. Поднявшись в цирк, сразу же начали подъём по левой части склона (фото № 25). В 15.45 группа вышла на седловину пер. Авсанау. Седловина широкая, тур находится в центре. Множество хороших мест под палатки. На седловине воды и снега нет. На протяжении всего подъёма воды так же не было. Зато вода появляется в 50 метров ниже в сторону долины Геби-дон. Перевал очень красивый с обеих сторон. Виды с него впечатляющие. Чисто ходовое время от ледника Бартуй до седловины составило 1 час 00 минут. Спускаемся по альпийским лугам вдоль ручья. На протяжении первых 300-400 метров спуска регулярно встречаем хорошие травянистые места под палатки. Если осуществлять подъём на седловину пер. Авсанау с дол. Геби-дон, то можно перепутать седловину перевала с ложной седловиной. Ложная седловина более низкая и логичная, а нужная находится выше, левее ортографически. Движемся вниз сначала по альпийским лугам, которые переходят в моренные валы (средняя осыпь), а деле на правом берегу реки появляется тропа, которая местами теряется в зарослях рододендрона. Через 1 час ходового времени доходим до дол. Геби-дон. Тропа в дол. Геби-дон хорошо набита, ведет по правому берегу, то вдоль реки, то забирая выше над каньонами. Встречали два места, где можно поставить палатки. В средней части дол. Геби-дон тропа упирается в каньон, в котором падает водопад. Проведя разведку, находим тропу выше по склону, и каньон обходим по ней в 30-50 метров выше по тропе. В этом месте находим очень большое количество грибов. Далее тропа идёт хорошо заметная и не теряется. По пути встречаем пост пограничников. От них получаем информацию о том, что не доходя до моста обозначенного на карте, мы встретим ещё один мост, из 2-3 бревен. Перейдя в этом месте мост, далее движемся по хорошо набитой пограничниками тропе, которая выводит к бугельному подъёмнику. Затем осуществляем спуск вдоль бугельного подъемника, который выводит к базе отдыха «Орлиное гнездо» (рядом с базой Россельмаш), где мы поставили палатки. Этот путь более короткий, мы сэкономили, не менее одного перехода по времени (40-50 минут). Чисто ходовое время от седловины перевалы Авсанау до базы отдыха составило 3 часа 25 минут. Расклад времени на прохождение перевала Авсанау.
6. 4. Перевал Западный Галдор. Категория сложности – 2Б, высота – 3829 метров. Перевал расположен в Суганском хребте между вер. Мал. Галдор и пик Боткина и ведет с ледника Северный Галдор (верховья реки Хазны-дон) в ущ. р. Галдори-дон ( ущ. р. Харес). Вчерашний день был насыщенный и сложный. Поэтому отсыпаемся и выходим в 10.30. За 40 минут чисто ходового времени доходим до а/л Комыарт. Где забираем заброску и получаем подробную информацию о движение в сторону пер. Западный Галдор. Устраиваем полуднёвку. Пообедав, выходим в 15.30 в сторону пер. Западный Галдор. Есть два пути, один ведёт по автомобильной дороге, а второй по тропе, которую можно найти сразу за воротами а/л Комыарт. Тропа идёт по левому краю долины с плавным набором высоты. В итоге тропа соединяется с дорогой и дальнейшее движение по дороге. По пути встречаем красивый водопад вдоль дороги. После водопада первый поворот дороги направо и появляется синяя табличка «пограничный контроль». За ним тропа уходит левее по ходу. Далее предъявляем пограничникам пропуска и выходим на заброшенную автомобильную дорогу, по которой осуществляем дальнейшее движение. Дорога постепенно становится тропой. Не доходя 1 км до ущелья Карончаги, тропа раздваивается. Нам нужна менее затоптанная тропа, уходящая наверх (фото № 26). Если этот поворот пропустить, то можно подняться в ущелье и с нижней тропы, хотя это менее удобный путь. Тропа поднимается до ровных пастбищ и идёт по ним. Не доходя до развалин коша, встаём на ночлег, воду берем из речки. Чисто ходовое время от б/о Орлиное гнездо до дол. Карончаги составило 3 часа 00 минут.
Выход 10.40. По карте обозначена тропа по правому борту ущелья Карончаги. Хотя более логичным выглядит по левому (фото № 27). Поднимаемся по правому борту долины. Тропы так и не увидели. Склоны травянистые, крутизной около 20-30 градусов. Поднимаемся вдоль гребня. Далее склоны выполаживаются, крутизна их становится 15-20 градусов. Когда на гребне появляются скалы, начинаем траверсировать склон, не теряя высоты. Речку переходим под Галдорскими ночевками. Галдорские ночевки – это множество ровных травянистых площадок, а рядом протекает ручей. Мы встаем на 50 метров выше этого места, на ровные травянистые стоянки, ручей находим не сразу (фото 29). Отсюда хорошо просматривается путь подъёма на пер. Западный Галдор (фото № 28). На протяжении всего подъёма к Галдоровским ночевкам палатки не поставить. По левому краю ущелья виднеется тропа. Подъём по правому краю затруднений не вызывает. Чисто ходовое время от мест ночевок до Галдоровских ночевок занял 2 часа 40 минут.
Выход в 06.30. Идём по моренным валам крупной, слежавшийся осыпи (фото № 30). Далее движемся по снежному, широкому кулуару, крутизной 20-30 градусов. Частенько летят камни со склонов вершины Центральный Галдор. Доходим до узкого заснеженного кулуара ведущего к пер. Западный Галдор. Одеваем кошки, системы. Первые 100 метров по высоте идём по снежнику крутизной 25 градусов. Далее кулуар сужается до 4-5 метров и провешиваем перила (40 метров), станцию крепим на ледорубе, крутизна склона 30 - 40 градусов. Провешиваем вторую веревку, также на ледорубе. А третью закрепляем на скале при помощи петли. Снег переходит в среднюю осыпь, по которой выходим на седловину пер. Западный Галдор (фото № 32). Тур находится по центру. На перевале сильный ветер. Есть два места под палатки. Вода из снега. Чисто ходовое время от Галдорских ночевок до седловины перевала составило 6 часов 10 минут. Спуск по закрытому леднику в связках (фото № 31, 33, 34). Крутизна склона в верхней части ледника составляет 20 градусов. Идём по правой части ледника до бергшрунта, который проходим по надёжному мосту. Далее склон выполаживается до 10-15 градусов. А мы переходим на левую часть ледника. В средней части спуска (по высоте) придерживаемся левого края, т.к. справа ледовые сбросы. Крутизна склона в этом месте доходит до 30 градусов. Имеется множество трещин, которые проходим по перилам (2 верёвки по 40 метров). Последний участник с нижней страховкой. Далее склон снова выполаживается до 10-15 градусов. Следующую среднюю ступень мы проходим с левого края, максимально подойдя к скалам (фото № 35). Крутизна склона в этом месте 30-35 градусов. Провешиваем перила (3 верёвки по 40 метров). Последний участник идет с нижней страховкой. Нижняя ступень представляет открытый ледник крутизной 25 градусов, который проходим в наиболее пологой центральной части (фото № 36). Идём в направление жандарма, который обходим с право по моренным валам, крутизной 20 градусов. Движемся вдоль русла реки (фото № 37). Спустившись к подножию жандарма, переходим речку на левый берег, т.к. далее переправа будет более проблематичной. Дальнейшее движение по травянистым моренным валам, по левому краю. С ледника Хазны спускается река с одноимённым названием, которую можно перейти только вброд. Решаем встать на ночевку, а с утра осуществить переправу, т.к. уровень воды будет меньше. Чисто ходовое время на спуск с перевала составило 5 часов 00 минут Расклад времени на прохождение перевала Западный Галдор.
6.5. Связка перевалов Обходной - Федоровского. Категория сложности – 2А, высота – 3812 метров. Расположен в северном отроге пика Шевченко, соединяет долины Нахашбита и Хазныдона. До 11.00 утра идёт дождь, пережидаем в палатках. В 11.35 выход. Осуществляем простой брод реки Хазны, двойками (фото № 38). Далее спускаемся по левому борту дол. Хазны в сторону травянистого гребня. По которому заходим в цирк пер. Обходной (фото № 39). В нижней части гребень имеет крутизну 25 градусов и проходится по траве. Далее появляется хорошая скотогонная тропа, которая выводит в цирк к пер. Обходной (фото № 40). Цирк - это плато в виде средней/крупной пологой осыпи (фото № 41). Взлёт пер. Обходной представляет снежный, широкий кулуар крутизной 20 градусов. В верхней части кулуар сужается до 10 метров (фото № 42). Высота взлёта около 250-300 метров. В верхней части имеются небольшие трещины. На протяжении всего подъёма, воды нет! Седловина перевала широкая, осыпная (фото № 43). Тур в центре. Имеются 3 хороших места под палатки. Вода есть на леднике. Встаём на ночёвку. Чисто ходовое время от места ночевки до седловины пер. Обходной 4 часа 45 минут.
Выход 08.50. Ледник пологий, закрытый, крутизна 5 градусов. Идём в связках по левому краю склона (фото № 45). За 30 минут доходим под взлёт пер. Федоровского. Взлёт скально-осыпной, высотой 100 метров. Крутизна склона до 30 градусов. Взлёт проходится слева - направо по ходу движения. На перевале визуально видно две логичных седловины. Нужная нам седловина находится с право по ходу, но начинаем подъём под левой по ходу седловину. За 15 минут вышли на седловину перевала Федоровского (фото № 46). Седловина узкая, осыпная. Тур находится ближе к южному краю. Палатки не поставить, воды нет. С седловины хорошо просматривается, путь подъёма на пер. Мориса Тореза (фото № 44). В 10.20 начинаем спуск по осыпному склону, крутизной 20 – 25 градусов (фото № 47, 48). Осыпь мелкая и спуск по ней приятен. Кулуар шириной 20 метров к нижней части расширяется. Попадаем в цирк. Осыпь средняя/крупная. Пройдя 400-500 метров, крутизна склона возрастает до 20 – 25 градусов. А ещё 200 метров ниже находятся скальные сбросы высотой около 100 метров. Здесь имеются 3 варианта спуска. Первый: уйти вправо под склоны, там склоны более пологие. Второй вариант: уйти резко влево под скалы, от туда пройти ещё 50 метров влево по полкам и начать спуск. Третий вариант (мы так спускались): в центре склона, по узкому камнеопасному кулуару, шириной 4 - 5 метров. Крутизна кулуара доходит до 30 градусов, идти по такому конгломерату неприятно, но можно (фото № 49). Чисто ходовое время от седловины перевала до ледника Нахашбита составило 2 часа 10 минут. Расклад времени на прохождение связки перевалов Обходной – Федоровского.
6.6. Перевал Мориса Тореза. Категория сложности – 2Б, высота – 3600 метров. Место нахождения - в северном отроге Суганского хребта, отходящего от вершины Узловой Суган, между вершинами Узловой Суган (4450м) на юге и пиком Днепровской правды (4050м) на севере. Ведет с западной ветви ледн. Псыгансу (Нахашбита) на востоке на восточную ветвь ледн. Сев. Суган на западе. Ледник Нахашбита шириной 600 – 700 метров. Достаточно пологий, но при движение в сторону пер. Мориса Тореза становится сильно разорванным. Спустившись на ледник, пересекаем его и обедаем. После обеда подходим к месту слияния западной и центральной ветви ледника Нахашбита. Путь на западную ветвь преграждает мощный ледопад, простирающийся по всей ширине ледника (фото № 50). Перепад высот – 250 метров. Визуальный осмотр показал, что прохождение ледопада справа под скалами представляет серьёзную опасность, так – как очень камнеопасен. Ставим палатки. Погода портится, начинается дождь. Ходовое время от места выхода на ледник до мест стоянок 1 час 10 минут
В течение дня идёт дождь, видимость 50 метров. К вечеру дождь прекращается, организуем разведку путей подъёма на ледопад. С вечера провешиваем веревку.
Выход в 06.50. Первые 100 метров по высоте поднимаемся справа налево по 30 градусному ледовому склону. Далее ледопад сильно разорван (имеется большое количество глубоких хаотичных трещин) и путь прямо и левее по ходу невозможен. Уходим влево, в сторону рандклюфта, то спускаясь, то поднимаясь по стенкам трещин (фото № 51, 52, 53). На этом участке нами было провешено 4 веревки (по 40 метров). Крутизна локальных 5 метровых участков до 90 градусов. Что бы спуститься в рандклюфт, провешиваем 2 веревки (по 40 метров), крутизна склона 30 градусов. Рандклюфт широкий (10 – 25 метров), имеется множество снежных мостов, камнеопасно (фото № 54). Крутизна около 10 - 20 градусов. Поднимаясь по рандклюфту, нами было провешено 2 веревки на подъём (около 10 метров каждая) и одна на спуск (7 метров). Постепенно ледник выполаживается до 5 – 10 градусов, идём в связках, по левой части склона. Проходим множество надёжных снежных мостов. На прохождение ледопада у нас ушло 4 часа 55 минут. Идём по снежному плато крутизной 5 – 10 градусов по центральной части закрытого ледника (фото № 55, 57). Видны следы свежих лавин. Перед тем, как ледник начинает набирать крутизну, обедаем. Вода есть на множестве ручейков текущих поверх ледника. Ходовое время от ледопада составило 25 минут. В 14.10 выходим с обеда. Идём в связках по средней части пологого ледника крутизной до 15 градусов (фото № 56). Ходовое время от места обеда до взлёта составило 1 час 10 минут. Взлёт ледовый, проходится слева направо, по ходу движения. В нижней части взлёта идём по снегу до бергшрунта. Крутизна нижней части склона до 25 градусов. От бергшрунта начинаем провешивать перила. Первая веревка через бергшрунт с уходом влево по ходу движения. Вторая пошла вверх (фото № 58). А третья, четвертая и пятая пошли к правой части склона походу движения, как по более пологому пути (фото № 59). В сумме было провешено пять веревок по 40 метров, закреплённых на станциях (2 ледобура + петля). Над бергшрунтом склон был ледовым. Крутизна его составляла 35 – 40 градусов. За 1 час до выхода на седловину перевала нас застала гроза на склоне, видимость была 20 – 30 метров. Седловина перевала – это огромное ровное снежное поле (гораздо больше футбольного) (фото № 60). Тура не нашли. На перевале имеются множество широких закрытых снегом трещин. Поставили палатки, воду топили из снега. Чисто ходовое время на прохождение взлёта составило 2 часа 40 минут.
Выход в 08.05. Спуск по закрытому леднику в связках (фото № 61). Ледник состоит из двух ступеней. Первую (верхнюю), можно проходить, как справа, так и слева. Вторая (нижняя) ступень проходится по левому краю ледника (фото № 62). От места ночевок идём напрямую к правой части ледника. Крутизна склона около 5 градусов. Постепенно крутизна увеличивалась, и мы оказались над верхней ступенью ледника. Верхнюю ступень ледника проходим вдоль скал, встречаем множество закрытых трещин. Пройдя наиболее крутую часть спуска, крутизной 20 - 25 градусов, уходим налево под ледовые сбросы к левой части ледника. Пересекаем ледник и оказываемся в левой части. По пути нам встречаются множество засыпанных широких трещин. В этой части крутизна ледника 10 – 15 градусов. Вторую (нижнюю) ступень проходим по левой части ледника, крутизной около 25 градусов, почти без трещин. Верхняя ступень по центру непроходима. Нижняя ступень по центру и правому краю почти не имеет вариантов прохождения, т.к. сильно разорвана, имеется большое количество длинных трещин, а крутизна отдельных участков доходит до 40 - 45 градусов. Ходовое время на спуск от седловины перевала, до осыпей на леднике Суган составило 1 час 15 минут. Расклад времени на прохождение перевала Мориса Тореза.
Продолжение >>>>>>>> |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||