Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Владимир Марков >
Всего отзывов: 1 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 3.00
Автор: Владимир Марков, клуб альпинистов «Тихий Океан» г. Петропавловск-Камчатский.
Фотографии предоставили: В. Марков, Д. Марков.

Мои университеты в альпинизме. Лето 2012 год. Камчатка

И так прошел год после моего возвращения со Школы инструкторов ФАР. Что у меня изменилось? Практически ничего. Дальний Восток – дело тонкое. Поэтому долго не думая, я начал со своих детей.
Почему это произошло, я уже написал в статье по школе инструкторов.
Живу я на Камчатке больше двух лет. Мой дом остался во Владивостоке. На Камчатке одни вулканы. Да мне ничего другого и не надо! Хожу, долго не сижу. Дети подросли. Димке стукнуло 16 лет, Ромке 14 лет. Софийка стала принцессой или Феей, запутался я уже в титулах младшенькой.


Ваш покорный писатель, Владимир Марков (Марк 2), еще свеж

Дмитрий Марков (Дым), 16 лет. Опыт Баджала, до 3-его разряда пока не дотянул. ПОКА!

Димон после альпинистских сборов в Хабаровском крае на Баджале запузырился. Ему нужны уже более высокие вершины. Поэтому очень хотел летом приехать ко мне на Камчатку. Вот, вроде, все мое и срослось, что я задумал в школе ФАР. Но Ромсану было всего 14 лет. Естественно, кто возьмет на себя ответственность заниматься с этим опарышем. Конечно, отец. А кто еще? Опыта у него в горах никакого. Горы только в телевизоре видал. Но! У него 2 разряд по скалолазанию и рейтинг скалолазов России. Это его и спасло. Димон с самого начала был против участия Ромсана в сборах. Я с ним даже не спорил. Задача Димону была дана однозначная – по снаряжению подготовить Ромсана к Большим горам. И Димон с ней «справился». По приезду на Камчатку я его чуть не пришиб. Ромсан спас своего брата. А кто еще в моей семье мог заступиться за сородича? Никто! Только Ромсан.


Роман Марков (Ромсан) 14 лет

София Маркова 8 лет. Толи она принцесса, толи Фея, я запутался в конец

Софию мы не взяли. Нам еще в группе «муз-взвода» не хватало. В горах я командир и, думаю, Софийка мне этого бы не позволила. Поэтому ее оставили дома. Был еще один момент по Софии. Оказывается, по словам Ромсана, мама ни за что не пустит Софию в горы. Что нас, совершенно на сто процентов, устраивало. Билеты на самолет, к моему удивлению, я взял для пацанов очень дешевые. Как мне объяснили, все это делается по «Президентской программе». Два года я не видел своих киндеров. Встреча была хорошая. Я остался доволен. Быстро получили багаж в аэропорту и домой.


Знакомство с природой Камчатки СОСТОЯЛОСЬ

Погуляли по лесу не далеко от города Петропавловска-Камчатского и за дело. Закупка продуктов и …! Я чуть не пришиб Димона. Ромсан приехал в белой шапочке, маечке и шлепках. Коврик для ночных дел он купил за один час до вылета на Камчатку. День я соображал, как же выйти по дешевле из этого положения. Выгреб весь свой запас. И что вы думаете? Помогли камчадалы, которые ничего не имеют общего с горами. Но четко понимают: есть проблема - ее надо решать. Решили так, что еще и Димон приоделся. Затем купили Ромсану обувь. Это святое. Димке альпинистские штаны. Все остальное по «сбруе» сделали с моих личных запасов. Кошки почти с «О» и совсем даром подкатил Серега Якименко. Все, я вздохнул свободно! Пацаны сразу захотели на «Паратунку» и достали удочки, как минимум на чавычу. Это у них не прокатило. Агентура их «мамы» не сработала. У меня не забалуешь. Сначала дело, развлечение потом!


Роман Марков постигает азы в подготовке продуктов для работы в горах

Обычная обстановка «по ДОЗАМ»

Как обычно, закупка продуктов и расфасовка по дням. Если Дима прошел Школу начальной туристской и альпинистской подготовки во Владивостоке, то Рома на все смотрел с широко открытыми глазами. Я его быстро направил в рабочее русло и коротко объяснял, что, зачем и почему. Потом, по завершению работы, когда уже лежали укомплектованные капроновые мешки по дням, прочитал ему лекцию по продуктам и питанию в экстремальных условиях. Там где по пакетам шнырять нельзя, там, где должно быть ясно – это твое на день, ОТ ВИНТА!


Димка кошки точил в лесной зоне, комары были рады его занятости. Когда Димону надоело терпеть их, он надел накомарник

Ромка кошки не точил, а просто заправил заводскую заточку. Учился все делать правильно

Прошло два дня, и мы в ДЕЛЕ. Теплые квартиры позади. Первое, что меня волнует, – занятия с пацанами. Горы подождут. С чего я начинал? О! Это песня! Я уже в одной из статей писал об этом. Повторюсь. В начале 80-х я проходил Школу в АУСБ «Шхельда». Там эту заповедь и уяснил: «От неправильно заточенных кошек и ледоруба не далеко и до измены РОДИНЫ!» Эта истина так въелось в мое НУТРО, что я всегда начинаю свои дела с заточки кошек, что и передал этим летом своим детям. Те, долго не мучаясь, брали напильники и заправляли зубья своим кошкам. До сборов я отсылал пацанам статьи по заточке ледового снаряжения. Димка, как всегда, в курсе дел. Ромсан, как всегда, сначала расширяет глаза, затем берет в руки изделие и учится все делать правильно.


Занятия для Ромсана проводил Дима. И это правильно!

Ромсан все делал старательно, внимательно и интересно

И так! Господа, первые шаги – «занятия на снегу». Все просто, все везде это делают одинаково. Есть инструктор, есть участники, есть правила и остается самое главное, провести само ЗАНЯТИЕ. У меня как всегда новаторство. А именно. Димка прошел эту школу под бдительным надзором Ищенко Александра, еще во Владике. Поэтому, зачем пацану вправлять мозги, если они у него уже есть?


Самозадержание на снегу проводили, не думая о том, что в лагерь вернемся мокрые. Тяжело в учении легко в бою

Если мне было, что-то не ясно, Димон все упражнения повторял сам. Ромсан учился

Я сделал все по-другому. Занятия проводил Дима Марков. От меня требовалось сделать вводную часть урока и заключительную его часть. По ходу урока я иногда добавлял что-нибудь из своего опыта. Все было в меру и по месту, что придавало учебному процессу колорит заинтересованности всего личного состава. Димон, в свою очередь, получил практику проведения занятий. Ромка, как всегда, СТАРАЛСЯ!


Плавно перешли к станциям на снегу и спускам дюльфером

Первый спуск Ромсана на снегу, без всяких «Восьмерок», да еще при помощи узла «авто блок»

Дима так вошел во вкус работы в качестве инструктора, что отработав элементы прохождения крутых, снежных участков, перешел к более сложному занятию. А именно показал всем, что он готов сам настроить систему продергивания веревки на сложном крутом участке. Ромка чесал репу и пытался ВРУБИТЬСЯ, понять и ничего не упустить. Думаю, что я правильно сделал, что Ромсана не напрягал по полной. Если чувствовал, что он ТОРМОЗИТ, прекращал его напрягать. Какие его годы?


Все, что отрабатывали на снегу пригодилось на льду

Последнее упражнение перед боем – работа в связках

На следующий день мы отправились искать лед. Представляете, на Корякском вулкане летом с юга трудно найти лед. Но мы нашли. Дело в том, что лед мне не нужен был крутой. Мне нужно было понять, как себя Ромсан чувствует на ледовом рельефе. Как снимает и одевает кошки. И прочие мелочи, которые затем могли сыграть злую шутку на рабочем маршруте. Мне нужен был лед в начале ШКОЛЫ, а не потом, как это принято на Дальнем Востоке. Вы думаете, я утрирую? Нет! Я это видел раньше и не раз. Димон работал в российских, самодельных кошках. Дома у него есть фирменные, но почему-то они не на лазят на его обувь. Я этого не понимаю, но предложил Димону эти кошки привести на следующее лето. Думаю, у меня они налезут сразу и «без мыла». Молодо-зелено.


Венцом нашего труда на занятиях было успешное восхождение на вулкан Острый Толбачик

Наша группа на вершине. Все по-взрослому. А ведь Ромсану всего четырнадцать лет

Занятия на льду прошли на «Ура». Все это привело к тому, что в августе мы в группе сходили на прекрасную ледовою 2Б. Вершина Острый Толбачик подарила нам, относительно, хорошую погоду. По фотографиям всегда этого не видно. И слово «относительно» не просматривается. А то, что мы лежали на спуске с вершины на фирне, как минимум, минут по пять, как бы не считается. Если бы мы не лежали, нас бы просто сдуло и унесло к «едрене-фене». Хочется отметить подготовку Димона. По ней чувствуется ШКОЛА АЛЬПИНИЗМА в городе Владивостоке. Он везде работал первым. Делал это спокойно, в команде. Ромсан всегда замыкал шествие группы. У него была тяжелая работа. Если кто падал, выносить бойца с поля битвы. И он с этим отлично справлялся.


Волк везде на охоте присматривает за своим волчонком и прикрывает его своим боком на случай опасности

В горах мне никогда не приходилось работать с детьми, да еще с 14-и летними. С одной стороны это опасно, с другой – а почему? Есть правила и по ним нужно жить. А если ты уверен в человеке? Я не понимал Ромсана, как он переносит высоту? Да он ее вообще никак не переносит. Бегал на вершине Корякского вулкана. Затем суетился на Остром Толбачике. Димка, в свою очередь, все это переносил очень спокойно, равномерно, прямолинейно. Наверное, ему на лекциях четко объясняли правила игры на высоте. Такое отношение к альпинизму привело к тому, что мы в течение недели стояли три раза на вершине Козельского, затем перешли на Корякский вулкан и по трем маршрутам в непогоду поднялись на Корякский. Венцом нашей подготовки был вулкан – Острый Толбачик. Красивая вершина. Логичный и безопасный маршрут, по меркам Камчатки. Но это позже. А сейчас мы готовились к скальным занятиям. И это ЗАКОН!


Сначала узлы, а потом все остальное

Одеты по первому сроку. Все есть, хоть многое и не свое. Какие наши годы?

Как я уже говорил, сборы были у пацанов во Владивостоке, как при отступлении неприятеля на неподготовленные позиции. При всем при этом на скальные занятия молодежь вышла одетая и готовая к подвигам. Естественно, перед скальными занятиями была лекция и практические занятия по узлам. Ромсан все не мог запомнить название узла Грэнд-вайн. Не беда. Я по приезду с Кавказа не мог произнести или вспомнить свою первую вершину «Гвергишер», за что получил по всей строгости закона от Игорени Железняка. На Ромсана я не обижался, так как он все делал старательно, аккуратно. Три раза в день брал небольшие концы репа и вязал по 3-4 узла за урок. Так за 5 дней он уже владел солидным багажом знаний по узелковой технике. Причем ничего не путал, и каши в голове у него не было. Димон в это время занимался всем, чем попало.


Курс молодого бойца начали с парадной одежды и боеприпасов на ремне

Первое упражнение работа с веревкой на скальном рельефе

Меня это трогало, и я его развел. То есть, его «всезнание» не сработало. Расскажу, не поверите. У всех Федераций, я думаю, на современном этапе, одна ошибка. Первичное в альпинизме отдают на откуп самим участникам. А участники, думая, что это не пригодится, пускают все на самотек. Пример. Димон, лежит и ничего не делает. Я ему задаю вопрос. Какая самая высокая вершина в мире. На этот вопрос Димон ответил. А какая высота ее, естественно нет. А сейчас ставьте ведра, горшков не хватит. А сколько у нас вершин за 8000 тысяч метров? На что получил утвердительный ответ от Димона – одна. Вот тут-то Димон раскрутился у меня по полной. Я ему, как в наши молодые годы, пригрозил не засчитать этап. У Димона в голове одни клеточки. Он стал со мной усердно вспоминать все 8000-ки. Я перечислил ему 13. Никак не мог вспомнить 14-ый. Только мои конспекты помогли. Я забыл сам Броуд пик. Вы знаете, все-таки заниматься с молодежью выгодно. Почему? Автоматом и ты будешь с ними учиться. Что я в это лето и делал. Под пристальным надзором Димона. И если он иногда ошибался – я был на седьмом небе, так как хоть в этом был выше его.


На страховке расслабляться нельзя. Задача без натяга выдавать веревку первому участнику

Ошибку быстро исправили, и Ромсан уже готов страховать напарника, который уходит вверх

Часто делал я ошибки специально, чтобы понять реакцию Димона. Тот сразу вскипал и делал вид «всезнающего», что в конечном результате давала Ромсану понятие, что такое не правильное в технике альпинизма и если это происходит, как нужно быстро выйти из этого положения. Моя система «Станиславского» сработала на все сто. Все получили удовольствие, знание и на занятиях не было скучно. Что привело в конечном результате к успешным восхождениям на четыре вулкана Камчатки.


Подошли уже к третьей станции. На ней планируем отработать спуск по двойной веревке

Дима на занятиях отдыхал. Все это он уже делал и не раз

Так, проработав несколько веревок со сменой лидера, пацаны стали изучать технику движения по одинарной веревки, затем двойной. Пользоваться не железом, а специальными узлами на страховке, как на подъеме, так и на спуске. Занятия проводились по двум этапам. Ознакомительный - на простом рельефе в районе Козельского вулкана. Второй этап, более сложный, на скалах и льду вулкана Корякская сопка.


Боец, вы готовы к движению по сложному горному рельефу одновременно? Готов! А ужин? Ужинать будете на завтрак – Боец!

Я есть хочу! Мама нас в это время кормит

Когда настал вечер, у пацанов возникло чувство, что уже ужин близко и что сейчас все закончим. Я приготовил им сюрприз. Они живо отрабатывали спуск по сдвоенной веревке, с элементами ее продергивания. Все проходило спокойно, без проблем. Рома все делал впервые. Дима все делал уже не раз. Ромсан, спустившись по веревки ниже по склону, все там оставил и подошел к станции, где стоял Димон. Последний налаживал спуск. На снегу и на льду это одно, а на скалах это другое. Поэтому я внимательно за всем наблюдал и задавал вполне разумные вопросы. Оказалось, что техника спуска везде одинаковая. Маленькие отличия не ломают общей схемы. По вопросам я понял главное. Мы сейчас находились на простом рельефе и это все, как бы, проигрывалось. А что будет на крутом рельефе? Вот в этом и заключалась моя фишка этого вечера.


«Трусцой вперед и не стонать. Небось картошку уважаешь, когда ее сальцем намять!»

Сразу портится погода, сразу ветерок, занятия удались!

Если бы вы видели, как они быстро, в конце занятий, сматывали веревки. И когда прозвучала команда «приготовиться к движению в связках по горному рельефу одновременно», у всех сработал инстинкт ГОЛОДА. Это мне было нужно больше всего. Людей в горах смолоду нужно учить подавлять все слабости жизни, а именно: жрать, спать, пить и жить с женщиной. Что я и начал делать с молодыми альпинистами.


Ромка без всяких проблем вязал узел «автоблок», настраивал все сам и спустился с истерикой

Моя задача была простая, сечь за всем происходящим

Задача стояла простая. По гребню найти более подходящую стенку и отработать спуск дюльфером, что мы и сделали. Пройдя менее часа, подошли к ярко выраженному скальному гребню. Наверх организовали станцию и все, что мы делали на тренировке, ниже сделали уже в боевой обстановке. Больше всего я переживал за Ромсана. Димону что? Чем сложнее, тем лучше. Скучно не будет. Ромка все переживал в себе. Был спокоен, сосредоточен и уверен в том, что рядом товарищи, которые все знают, умеют и сделают правильно.


Только после всех занятий мы попали на Паратуньку

Пацаны оттягивались по полной. Я их и здесь нагрузил школой плавания

На стене Дима все сделал быстро и быстро спустился по одинарной веревке со страховкой. Рома должен был спускаться последним по сдвоенной веревке, чтобы внизу ее продернуть. Все это уже делали часа два назад. «Повторение – мать учения!» Рома продел в «восмерку» две веревки и пошел в низ. Тут произошло то, что называется «опыт приходит с годами. Узел «автоблок» никак не давал ему двигаться быстро. Рома ругался с болью в горле, продергивая злощастный узел. Когда внизу все кончилось, естественно, он свалил все на снаряжение. Я до последнего молчал, потому что знал. Сейчас я спущусь так же, с такой же вязкой и ему вставлю пистон в одно место. Что и произошло. У меня все работало, спуск был быстрый, равномерный и без надрыва станции. В лагере пацаны все проделали уже на небольшом валуне и поняли, что знать узел, как он вяжется – этого еще мало. Нужно знать, как все работает с этим узлом. Это уже другая история. Кто его знает, кто эту историю после меня напишет. «Время с Толстяком бежит не заметно!»


Ныряние в горячую воду, а потом переход в другой бассейн с холодной, непередаваемые ощущения

Вы думаете, я на Карибах? Ошибаетесь! Я на Паратуньке

Провели все занятия и спустились в низ. Нужно, а куда деться? Все лето впереди. Начало июля. Времени много. Не долго думая, уехали ранним утром на Паратуньку. Пацанам так все понравилось, что они плескались в воде по часу. Вода была нагрета с умом, что давало право не только греться, но еще и шевелиться. Баловались «по-черному». Я, понимая, что нужен отдых от горячей ванны, часто вылезал и смотрел за пацанами сверху. Те, в свою очередь, тоже вылезали на пару минут, чтобы перевести дыхание и снова плюхались в воду. Народу было немного, и все оставались довольны.

Через два часа мне все надоело, и я с ними провел часовое занятие по плаванию, показав мастерство всех стилей. Что больше всего меня поразило – они не могут плавать в объеме их возраста. Вы думаете начинать учить плавать нужно с техники любого стиля? Ошибаетесь. Нужно учить людей тонуть и не паниковать при этом. Дать понять людям, что в воде можно жить, только для этого нужно ее понять. Тонуть, медленно погружаясь на дно бассейна и с шумом выпуская весь воздух из легких. Тело принимает отрицательную плавучесть, и ты погружаешься до предела своих возможностей. Лежишь на кафеле, вокруг тишина и покой. Вот, когда сделаете так, значит с Вас будет толк на воде и под водой. А потом техника. И все у Вас получится.


Вот и выросли мои пацаны. Появились крылья и свободный полет. В небе молодой КУТХ

После Паратуньки было свободное время, и мы долго гуляли по ночам по городу Петропавловску-Камчатскому. Димон часто ленился и не ходил с нами. Нам было без разницы. Отдохнув, снова в горы, снова непогода и полтора месяца работы. Это много для такого возраста, еще и на каникулах. Пацаны все выдержали. Это уже другая ИСТОРИЯ.

Продолжение следует....
Отзывы (оставить отзыв)
Сортировать по: дате рейтингу

Удалено администрацией.

[комментарий удалён администрацией за нарушение правил пользования сайтом]
 
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru