Авторы Игорь и Лариса Ширяевы, Москва

Непальские дневники. Доле

Утром из сказочно красивого Кьянгджума с видом на Ама-Даблам уходим вверх в Доле. Адаптация к высоте закончилась. Горняшка сказала: «Кто не спрятался, я не виноват!» Высота Доле 4110 метров.

Перед выходом осматриваем свои отекшие физиономии. Отпускаем пару дежурных шуток для поднятия боевого духа. Сравниваем небритую физиономию Игоря с женским половым органом, а бледную подслеповатую физиономию Ларисы со свиной задницей. После таких эпитетов в адрес друг друга адреналин наконец-то вяло выбросился в кровь, как депрессивный самоубийца с балкона пятиэтажной хрущобы. Теперь как-то можно идти. Навьючиваемся: рюкзак на спину, фотосумка на грудь, зеркалка на шею… Работаем, детка, работаем! Если не мы, то кто?!

По графику, неизвестно кем и для кого составленному, от Кьянгджума до Доле идти около 5 часов. Мы идем намного дольше. «Стою на асфальте я в лыжи обутый. То ли лыжи не едут, то ли я…» То ли горняшка, то ли вес аппаратуры, то ли старость… Но мы все время останавливаемся чтобы найти хорошую точку для съёмки, уходим в сторону от тропы, а люди просто идут. Условия неравные.

В Доле приходим уже под вечер. Высота 4110 метров. Это личный рекорд. Предыдущий был гора Кинабалу, пик Лоу 4095 метров. Теперь всё, что выше, нам в плюс по самооценке. Тупое это занятие – мериться самооценкой в Гималаях, но нужен хоть какой-то кнут для самого себя. Пусть это будут тупые, пустые понты. Внизу мы над ними посмеемся. А сейчас они нам помогают.

Доле лежит в облаках. Это нам так показалось вначале. На самом деле, облака висят в нескольких десятках метров над головой. Облака очень густые и плотные. Реально они выглядят, как подвесной потолок. Кажется, что они пенопластовые, и можно рукой коснуться. Только здесь холодно, а пенопласт должен быть теплым…

Чуть ниже на площадке местные пацаны устроили футбольное поле. Бегают они на такой высоте не быстро, да и ноги у непальцев короткие, но сам факт впечатляет. Площадку обложили камнями, чтобы мяч в ущелье не скатился. А вниз мячик упрыгает на несколько километров. Бразильской сборной по футболу и не снилась такая экзотика!

Ну, а мы лучше посидим-полежим на шкуре яка… Угадывайте, что за летающая тарелка приземлилась слева от Игоря?

Осматриваем окрестности. На подходе к Доле каменотесы дробили камень для строительства нового дома. Пока дошли, пока заселились, скинули рюкзаки и добежали обратно, каменотесы закончили работу. Кадр упустили. Обидно. Зато сфотографировали продукт непальской творческой мысли: каменно-деревянный забор.

Усталые и запыхавшиеся заселяемся в наши апартаменты. Отпиваемся чаем из термоса. Холодно. В неотапливаемом помещении несколько градусов выше нуля.

Хронически грязные руки сделали свое черное дело. Где здесь наш лучший белый друг? Бежим в кабинку типа сортир. Сейчас вы будете смеяться, но срать в облаке на высоте больше 4 км – это действительно тяжелый физический труд. Проверено!

Спустились сумерки, и одновременно спустились ниже облака. Мы полезли через заборы фотографировать яков.

Волосатые махины пучили глаза, как будто увидели марсиан. Только потом дошло: Игорь после сортира забыл выключить налобный фонарик и выглядел весьма экзотично. Яки реально удивлялись.

Ночью традиционно не спалось по причине горняшки. Облака легли на Доле и окутали всё кругом. Влажность 100%. Холодно. У нас не очень подходящие спальники. Тропический вариант, с которым мы ездили в джунгли. Они выношены и устрашающе в крови после укусов пиявок. Лежим в одежде. Сквозь головную боль как-то особенно иррационально в мозг проникает звон тибетских колокольчиков. Это звенят яки, которые бродят ночью в темноте, в густом сером, как техническая вата, облаке. Ночь, яки, облака, Гималаи… Вот почему-то Бог, когда создает романтические места, в которых хочется остаться на всю жизнь, делает их не только мистически притягательными, но и одновременно почти непригодными для комфортной жизни. (Таити не в счет. Таити не мистично.) Наверное, это проверка на силу духа… Вот с такими мыслями-галлюцинациями и засыпаем…