Горы мира > Крым > Обзоры, очерки, статьи

Автор: Тарас Поздний, Украина

Отчет о майском походе по Крыму II к.с в 2011 году

Отчет О пешеходном туристическом спортивном походе II категории сложности,
совершенном с 01.05 по 08.05 2011 г.

Маршрут:

с.Перевальное – пер.Чел Баш – т/с Партизанская поляна – хр.Тырке Яйла – г.Стол-Гора – г.Довга – р. Улу-Узень – вдп.Джур-Джур – р. Ксир-Пата – вдп.Джурла – г. Юж. Демерджи (1239м) – с. Лучисте – {пер.Ангарський – пер. Холодный кулуар(1А) – хр. Чатыр-Даг – пер.Еклизи-Бурун(1Б) – оз. Кутузовское – пер. Ангарський}(рад.) – м.Малой-Маяк – г. Парагельмен – хр. Бабуган-Яйла – г. Роман-Кош(1545м) – пер. Гурзуфськое седло – хр. Ялтинськая яйла – т/с Баш-Дере – т/с Бойка – Большой каньон – т/с Чайный домик – т/с Ай-Дмитрий – т/с Узунджа – с.Орлиное.

Маршрутная книжка № 03/2011
Руководитель похода Гомонович Василь Велерьевич
Перевод редакция отчета: Поздний Тарас

1. Справочные данные о туристском спортивном походе.

1.1 Параметры похода:

1.2 Характеристика районов проведения похода

Крымские горы - горная система на юге Крымского полуострова. Простирается на 180 км. с юго-запада на северо-восток, от мыса Фиолент близ Севастополя до мыса Ильи близ Феодосии. Ширина горной полосы до 60 км. В рельефе четко выделяются три почти параллельные гряды с крутыми южными и пологими северными склонами: главноя, внутреннее и внешнее. Внутренняя и Внешняя - это классические куэсты. Преобладающие высоты 700-1200 м, макс. 1545 м (г.Роман-Кош).

Чатыр-Даг (Чатырдаг) - платообразный горный массив в Главной гряде Крымских гор, сложенный известняками с типичным карстовым рельефом. Высший точка массива - гора Эклизи-Бурун имеет высоту 1527 м - на 18 м ниже Роман-Кош и пятая среди гор Крыма.

Бабуган-яйла - самый высокий горный массив (яйла) в Главной гряде Крымских гор. Средняя высота 1000-1400 м, наибольшая - 1545 м (г. Роман-Кош). Здесь же расположена г. Зейтин-Кош (1537 м.). Почти весь массив расположен в Алуштинском регионе Крыма, а небольшая часть на западе, включая вершину Роман-Кош, в Ялтинском регионе. Состоит из известняков, поверхность платообразная, осложненная карстовыми формами рельефа. Круто обрывается на юго-востоке. Ялтинская Яйла - часть высочайшей гряды Крымских гор, окружает с северо-запада и запада залив, на котором размещена Ялта.

1.3. Состав группы:

2. Организация туристического спортивного похода

2.1. Общая идея похода.

Целью похода служила подготовка к походам в высшей категорий сложности. Крым был идеальным выбором поскольку сочетание весенних погодных условий с наличием технически сложных участков маршрута (пер.Холодний кулуар, пер.Тирке центральный, пер. Эклизи Бурун) потенциально давал группе необходимую техническую и морально-физическую подготовленность. Весенний Крым манил также прочими прелестями, которые имели преимущество при выборе района похода. Группа хотела познакомиться с весенней природой Крыма и горячим солнцем. Ведь будущий летний поход планировался именно в жаркую страну. Важной частью также была экскурсионная составляющая похода. Маршрут пролегал через выдающиеся природные достопримечательности, которые очень хотелось увидеть. Характерные для весны суточные колебания температур также становились своеобразной подготовкой организма. Интенсивный график движения позволил проверить выносливость и готовность группы к сложным походам.

2.2 Варианты подъезда и отъезда. Обоснование выбора точек начала и конца похода.

Подъезд: Поезд Киев - Симферополь (14:35, 100грн) далее на троллейбусе до с.Перевальное (4 грн).

Отъезд: с.Родникове через с.Орлиное (5грн) идет маршрутка в 13:20 в Севастополь. Нужно выйти на трассе Севастополь-Ялта. Далее на рейсовых автобусах, которые ходят через каждый час, до Алупки (20грн). Алупка - Симферополь автобусом (30грн). С Симферополя до Киева поездом (14:30).

2.3 Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Заявленная нить маршрута:

с.Перевальное - ур.Альошина вода - т/с Партизанская - г.Тирке - вдп. Джур-Джур - вдп.Джурла - г. Юж. Демерджи - Пер. Ангарский - пер. Холодный Кулуар (1А) - пер.Еклизи-Бурун (1Б) - с.Розове - хр.Бабуган Яйла - в.Роман-Кош - хр.Ялтинська яйла - г.Рокка - р.Куры-Узень - р.Узунджа - с . Орлиное - м.Форос.

Запасные варианты:
1) День 2: т/с Партизанская - г.Тирке – Демерджи-яйла - г. Юж. Димерджы
2) День 4: вдхр.Изобильне - род. Ай-Йора - г.Сераус - т/с Талма - род. Иртыш.
3) День 6: г.Лиса - Карадагский лес - вдхр.Чернореченское.
2.4 Изменения маршрута и их причины
Без изменений

2.5 Информация о прохождении маршрута каждым участником
Маршрут пройден всеми участниками.

2.6 Отчет рассмотрен МКК турклуба «Робинзон»

3. График движения и техническое описание прохождения маршрута

3.1. График движения

3.2 Техническое описание прохождения маршрута День 1, 01.05.2011, с.Перевальное - вдсп.Джур-Джур

Маршрут группа начала с с.Перевальное, перед мостом через приток р.Ангара есть поворот налево и тропинка идет мимо жилых домов возле притока. Тропа услана мелким щебнем и ведет к руинам автобусной остановки. Далее по тропе через метров 300 идет логический поворот на право, в обход скальных участков поросших снизу лесом. Пройдя 400 м нужно не пропустить слабо заметную тропинку слева которая ведет вверх на яйлу Димерджи-Долгоруковку. Крутой подъем идет сначала лесом 150м далее выход на голые скальные участки и снова тропа ведет в лес с пологим подъемом. Открывается вид на пер. Холодный кулуар и хр. Чатыр-даг. Перед самым выходом на яйлу ландшафт обнажается. Троп очень много и яйла практически голая, без ориентиров. Поэтому мы взяли азимут на восток в сторону т/с Партизанская. Прошли яйлу в час и возле леса сели обедать в 14:00. Далее идет две тропы: одна возвращает в лес а другая идет прямо, мимо памятника партизанам. Стоит идти прямо, так как тропы потом сходятся. Тропа дальше идет одна, широкая. Начинаем по ней спускаться и приходим к ручью, который переходим по наложенным бревнам. Тропа ведет по левому берегу ручья, и начинает подниматься, а через 20-30 мин выводит к памятнику партизанам с муляжом хаты. Идем дальше к месту стоянки туристических групп у реки Бурульча. Мы миновали поворот на Тырке яйлу и пошли на подъем вдоль русла второй, считая от истока, притоки р.Бурульча. Таким образом немного побродив мы вышли на тропу к Тырке яйле. Перед самой яйлой резкий подъем с скальным выходом справа, который в наш период был засыпан снегом. Выходим на яйлу и видим Стоп гору слева. Далее идем по тропе, которая берет в лево и приходим к краю Тырке яйлы, открывается вид на долину р.Улу-Узень и скалы яйлы. Двигаемся по краю до логического спуска. Далее находим тропу, которая за 30-40 мин крутого спуска выводит нас к р. Улу-Узень. Здесь ночуем.

День 2, 02.05.2011, вдп.Джур-Джур - Ангарский перевал.

Спускаемся по левому берегу р.Улу-Узень к вдп. Джур-Джур. Тропа периодически переходит справа налево. Далее с левого берега встречаются обрывистые скалы, по которым нужно либо лезть в обход в гору, или идти вдоль скал по карнизам. На правом берегу тропа проще. Мы идем по левому берегу, проходим скалы и выходим на хорошую тропу, встречаем гопников-лесников и идем дальше, держимся правой тропы и спускаемся к водопаду. Далее до водопада идем по правому берегу по течению. После водопада сворачиваем на тропу к водопаду Джурла. Дорога однообразная, занимает 3-4 часа. Чувствуя приближение обеда тропа упирается в камень, который трудно не заметить. Обходим его по праву и далее на спуск. Выходим на открытый участок с видом на море и фотографируемся. Возле водопада обедаем и далее вдоль русла реки на которой находится Джурла, преодолевая камни, идем на север. Приходим мимо т/с Джурла и далее на подъем. Поднявшись на перевал, поворачиваем на лево и двигаемся на вершину Демерджи. От Демерджи спускаемся в с. Лучистое по тропе левее вершины горы. С Лучистого подьехали до Ангарского перевала

День 3, 03.05.2011, радиально пер.Ангарський – пер. Холодный Кулуар – пер. Еклизи-Бурун.

От пер. Ангарський идем на подъем в направлении хр.Чатыр-даг. Пер. Холодний Кулуар (1А 1453м) находится правее и его снизу не видно, он прикрыт скальным выступом который хорошо выделяется. Подъем на перевал начинается с седловины между г. Сахарная Головка и г. Ангар-Бурун. На седловину ведет тропинка от Ангарского перевала, двигаемся на подъем, берем вправо в направлении седловины. Далее приходим к ЛЭП и параллельно ней к ручью, который на карте не обозначен. Возле ручья есть домик и через ручей есть хороший мост. От хижины пошли на подъем в направлении седловины и за 15мин вышли на седловину. Далее есть единственная тропа в гору на хребет. Доходя до перевала Холодный Кулуар тропа исчезает в глыбе камня. Перевал не крутой градусов 50, но весь засыпан камнями средней величины 30-40 см в поперечине. Стоит двигаться близко друг к другу, так как кулуар узкий, чтобы не допустить схода камней на нижних участников. Выше на тропе еще остался снег, топчем ступени. Под самым верхом в камне видно выдолбленный крест. Здесь крутизна увеличилась. От перевала двигаемся на вершину Ангар-Бурун. А дальше в направлении вершины Еклизи-Бурун (1527 м). По хребту идет одна тропинка на юго-запад. Подойдя к перевалу, осмотрели возможные спуски и решили спускаться ближним от вершины. Перевал находится в лево от вершины на 50-100м. В самом верху перевала Еклизи-Бурун (1Б, 1527м) есть характерный острый камень, за который удобно закрепить веревку. Первую веревку решили закреплять ниже в кулуаре за 20-30 метров. Там есть хороший камень. Навесив первую веревку и организовав для первого участника верхнюю командную страховку, начали спускаться. В кулуаре много мелких камней, которое постоянно падают. Спускались все последовательно, от станции к станции. Вторую закрепили за уже вбитые ранее крюки (проверив сначала их надежность). Так как место, где был начало третьей веревки, не позволяло разместиться всей команде, далее проходили последовательно сразу две веревки. После третьей веревки достаточно пологий участок с галькой, пройдя которую через 50 м, пришлось снова навешивать веревку и дюльферять дальше. Потом по гальке добрались до тропинки и вышли на поляну под скалами. Идем по тропе прямо на право, проходим Кутузовское озеро и через 30 минут мы у Ангарского перевала.

День 4, 04.05.2011, с. Малый Маяк - род Гурзуфськое седло.

От Ангарского перевала отправляемся на троллейбусе до с. Малий Маяк. Выходим не доезжая до Малого Маяка и идем по трассе до поворота асфальтированной дороги на право. Через 20-30 мин приходим к постройке какого-то завода, дальше дорога заблокирована. Поворачиваем на асфальтированную дорогу, ведущую к скале Парагельмен, через 20мин мы у водопроводной трубы, которая проходит на поверхности и там можно набрать воды. Идем по единой тропе до самого верховьях реки Ла-Илья. Далее к источнику, где опять же можно набрать воды. Двигаемся по тропинке в лесу вверх до яйлы, на открытую местность выходим через час. На Бабуган яйле немало троп но они не путаются, мы берем ориентир в направлении на Роман-Кош и идем по единственной в том направлении тропе. Перепада высоты нет вообще, хорошая тропа по яйле. На пол пути к Роман-Кош нас настигает плохая погода, которая длится три дня. На Роман Кош поднимаемся в дождь. Видимость очень плохая без GPS с главной тропинки лучше не сходить. Мы движемся в сторону Гурзуфского седла, на котором пересекаются накрест две тропинки. Одна наша, по которой мы идем на Беседку ветров и другая, ведущая к стоянке с источником внизу. Мы решаем заночевать возле источника.

День 5, 05.05.2011, Гурзуфское седло-т/с Бойко.

Весь день шел дождь, видимость была очень плохая, метров 30. Шли целый день по GPS. После беседки ветров есть поворот на право, мы сходим с асфальтированной дороги и двигаемся по тропе на север. Из-за плохой видимости мы пропустили поворот и пошли по тропе, ведущей в никуда. Идя по тропинке на север, нужно не пропустить поворот на лево и дорожку, которая ведет на запад. Возвращаемся на верную дорогу. Далее проблем с ориентированием не должно быть так как тропа одна до каменного забора под горой Эндеки. Мы проходим вдоль каменного забора, кстати от конца забора возможен спуск вниз, в сторону Ялты. Идем по тропе, которая выводит нас до поворота на т/с Баш-Даре. Эта тропа идет прямо, а спуск на Баш-Даре на право с резким сбросом высоты. Из-за плохой погоды и грязи спуск затягивается на 2 часа. Выходим к реке, далее по левому берегу через 400м хорошая поляна для организации лагеря. Мы становимся сразу у реки не доходя до т/с Баш-Даре.

День 6, 06.05.2011, т/с Бойко - ур.Узунджа

От т/с Баш-Даре вдоль реки Кулу-Узень движемся 30-40 мин. Тропа переходит на правый берег и постепенно отдаляется от русла реки в правую сторону с набором высоты. Движемся по тропинке в гору и выходим на возвышение, покрытое лесом. За 5 мин проходим его и идем на спуск. Спускаемся к заболоченной местности, из-за дождливой погоды там полно воды, но в сухую погоду это вполне хороша поляна. От поляны идем в сторону т/с Бойко. Далее идет хорошая грунтовая дорога. Видимость была практически нулевая и особых ориентиров не видно, но даже в такую погоду в этой местности потеряться невозможно, тропа выводит прямо к Большому каньона. От Большого каньона идем на вдп. Серебряные струи. Бродим водопад на правый берег реки и поднимаемся к искусственной котловины с водой. Оттуда идем дальше по дороге, держа курс вверх, через 30 минут начинается затяжной серпантин к т/с Чайный Дом. По серпантину идем 70 минут. У т/с Чайный дом есть указатель на каньон Узунджа. От указателя идем на право по дороге, проходим слева от нас пещеру. Тропа ведет на север, а Узунджа на юге, эта тропа делает неплохую петлю. Двигаемся на север дальше по тропе и огибая хребет, поворачиваем на юг. Далее по тропе до самого села прямо в низ. Спустившись в село, берем курс влево и доходим к озеру на окраине села. От озера на юго-запад по тропе, которая через 15-20 мин начинает резко спускаться. Идем по лесу 20 мин и заходим в узкое ущелье, которае выводит нас к реке Узунджа. Бродим реку и далее по тропе набираем высоту, здесь есть замечательные места для стоянки. Мы движемся дальше и уже через 20 минут выходим к селу Узунджа. Вдоль дороги протекает река, на берегу которой мы становимся ночь.

День 7, 07.05.2011, ур.Узунджа - с. Ронникове - с. Орлиное - дорога Ялта-Симферополь.

От т/с Узунджа идет хорошая асфальтированная дорога до самого села Родниковое. По пути можно рассмотреть великолепные пейзажи долины, и зайти на экскурсию в Скельскую пещеру. Мы выходим к с. Родникове, а оттуда на маршрутке в 13:20 (Родниковое-Севастополь) мы добрались до с. Орлиное, а оттуда к дороге Севастополь-Ялта.

День 8, 08.05.2011, дневка.

Отдыхаем в городе Алупка после похода.

3.2. Технические препятствия

4. Выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Группа прошла интересный и технически разнообразный маршрут, который соответствует второй категории сложности. Удалось получить опыт преодоления перевалов разных по рельефу и по технической сложности. Запланированная нитка маршрута проходится за 8 дней, но в связи с плохой погодой пришлось делать радиальный выход на хр.Чатирдаг с преодолением двух перевалов: 1А пер. Холодный Кулуар и 1Б пер. Еклизи-Бурун. Данный радиальный выход сэкономил группе один день и позволил влезть в зазор хорошей погоды. Прохождение перевала Холодный Кулуар технически и физически сложное в условиях весны. Скорость группы существенно увеличена из-за отсутствия рюкзаков, на данном перевале. Следующий пер. Еклизи-Бурун (1Б) является технически сложным перевалом и по характеру рельефа может быть отнесен к высшей категории. Спуск по данному перевалу группа осуществляла без рюкзаков и это стало решающим фактором при выборе места спуска. Также отсутствие груза увеличило мобильность.

К сожалению, погодные условия в Крымских горах могут меняться резко и надолго, в нашем случае это повлияло на качество и количество фотоматериалов. Также при плохой видимости усложняется ориентирования. В отдельных случаях трудно обойтись без GPS. Следует учесть осложненные подъемы и спуски с яйл в дождливую погоду и резервировать больше времени. В целом группа осталась довольна пройденным маршрутом.

Семь способов согреться в палатке