Полезное > Медицина >

Автор: Cергей Коровяковский, Москва

Поход в горы - с чего начать.
Это страшное слово – «КЛЕЩ». :)

Поскольку одной из самых любимых «страшилок» для тех, кто отправляется в горы (в частности на Алтай) является этот противный насекомый, наверное, стоит об этой проблеме рассказать немного подробнее.

Страшен, конечно, не клещ как таковой, а то, что некоторые из них (далеко не все) являются переносчиками энцефалита.

Кратенько о самом клеще:

Вот так он выглядит.

А вот так он кусает (первая фаза – пока ещё окончательно не впился)

Эта микро-гадость водится в Горах Алтая повсеместно.
Наиболее массово встречается весной и в начале лета (май-июнь).
Обитает в лесу и высоком кустарнике. Фактически в любом месте до границы леса можно запросто его подцепить.
Ближе к концу лета встречается всё реже и реже, но даже в августе месяце вполне реально выловить его на себе.

Основные средства защиты и профилактики:

1. Вакцинация – заранее (за 2-3 месяца) обратитесь в поликлинику, и вам там сделают необходимый курс прививок.

2. Использование специальных отпугивающих репеллентов – в последнее время медицинские химики (химические медики) продвинулись в этом вопросе достаточно далеко, и при определённой настойчивости всегда можно купить какое-нибудь чудодейственное средство, отпугивающее всё, включая клещей (по крайней мере, так обещано на этикетке).

3. Если с группой идёт собака, никогда не пускайте её в палатку.

4. Во время похода старайтесь реже залезать в совсем непролазную чащобу.

5. В районе, где предполагается наличие большого количества клещей, обязательно одевать ветровки (со штанами) из «балоньки», гладкого капрона и т.д. – по такой ткани клещ ползать не может и падает на землю.

6. В течении ходового дня (на привалах) поверхностно «осматриваться», а на вечерних привалах – тщательно. Особенно тщательно проверять участки, покрытые волосяным покровом, а также в складках тела. Клещ, прежде чем впиться, лазает по телу ещё часа 2, поэтому его вполне реально своевременно отловить и уничтожить.

7. Найденного на себе клеща снять и аккуратно раздавить (палочкой или камнем). На земле давить ногой его бесполезно – не давиться, гад! Просто сбрасывать с себя тоже не нужно, т.к. вполне вероятно, что его подцепит кто-то из ваших товарищей, или кто-то из туристов следующей группы.

8. Если клещ впился, но ещё далеко не влез в толщу кожи, то его несложно вытащить – аккуратным вращательным движением. Если не получается, можно просто вырезать с куском кожи. Помните – если при вытаскивании его головка отломиться и останется в вашем теле, то можете заработать себе очень неприятную гнойную рану. В любом случае, после этих процедур рана обязательно дезинфицируется.

9. Если клещ залез уже очень глубоко, то оставьте его вытаскивание до первой возможности обратиться к профессиональному врачу.

10. После укуса клеща, на всякий случай, нужно начать принимать любые иммуностимуляторы (медикаменты, настойки и т.д.).

Это, так сказать, общие правила. А теперь немного отступлю от академичности и поделюсь своими соображениями по это вопросу.

Уверен, что главная профилактика и защита от клеща – нормальные мозги туриста!!!
Если постоянно выполнять правила №3, 4, 5, 6 (из вышеприведённых), то проблем можно избежать почти на 90 % (а порой и на все 100%). В моей практике было немало походов, когда в группе вообще ни один человек за весь поход так и не увидел клеща.

Отсутствие прививки тоже не является таким уж страшным упущением. За всю свою походную жизнь ни разу её не делал (хотя и не говорю, что это правильно). Но, тем не менее, жаловаться на это пока причин не было.
Кстати, те, кто живёт в горах, тоже практически никогда не делают прививок, и ничего страшного в этом не видят.

И ещё…
На многих забавных форумах «опытные» туристы любят давать всякие экзотические советы (типа, «народные средства») по борьбе с клещами:
- постоянно натираться соком чемерецы (очень ядовитое растение),
- класть одежду на муравейник,
- и т.д.
Так вот, делать этого не нужно, а то вместо одной гипотетической проблемы, вы себе приобретёте другую, но уже вполне реальную! :)))

И в завершение - прежде чем поднимать жуткую панику в лагере (найдя на одежде какое-нибудь насекомое) нужно помнить, что далеко не всё, что там ползает, это клещи! И далеко не каждый клещ – энцефалитный!

Читать дальше

...

а если сказать в группе, что кто-то нашел клеща, то начнется массовая истерия, а-ля по мне кто-то ползает :-D