Автор: Маковкин Михаил, Ростов-на-Дону

через “Зеркало”

(маршрут С. Ефимова)

Стена Ерыдага
...Наконец позади весь процесс подготовки.

Место лагеря под стеной
Пара-тройка дней дороги и переноски грузов - и вот наш базовый лагерь установлен под километровой стеной на очень удобных площадках с водой и большими “разбросанными” камнями, пригодными для болдеринга…

10.08.1998

Для того чтобы немного разлазиться перед основным маршрутом, решаем вдвоем с Гаджимурадом сходить на маршрут 4Б по южному контрфорсу г. Сельды. Работалось быстро, и весь маршрут мы пролезли за 35 минут, а ещё через 20–ть мы, спустившись с вершины, стояли у основания спусковой осыпи и разбирали снаряжение.

Нитка маршрута С. Ефимова, 6А
11.08.1998

Собирались выйти пораньше для того, что бы подработать нижнюю часть маршрута, но по каким-то причинам получилось начать работу на маршруте только с обеда. В этот день, как и в последующие, работу по обработке маршрута первым взвалил на себя Нурбагандов Гаджимурад.

До вечера успеваем провесить почти пять веревок и затащить кой-какого барахла, необходимого для жизни и работы на стене.

Смотров Сергей
В лучах заходящего солнца, предвещающего на завтра долгий рабочий день, спускаемся в лагерь, который находится в часе ходьбы от маршрута.

Вечером за ужином к нам решает присоединиться и Сережа Смотров. На маршрут полезем втроем.

12.08.1998

Рано утром выходим из лагеря вместе с нашими друзьями, решившими проводить нас под начало маршрута.

Со скарбом за спиной, вытягивая
баул с водой, проходим поочередно
по провешенным накануне перилам
Довольно быстро проходим по провешенным вчера веревкам. Впереди еще несколько веревок трудного лазания до выхода на бастион.

Место для ночевок в гроте
Чуть выше места выхода на бастион находим хорошее место для ночевок в гроте, в котором можно жить с комфортом и ходить почти без страховки. Оставляем Серегу на хозяйстве на месте нашего будущего ночлега, а сами отправляемся поработать вверх - сколько получится до конца дня.

Уже в темноте спускаемся по двум провешенным веревкам к Сереге. Приятно было увидеть его на выровненной площадке рядом с котелком, источающим ароматный запах харчей. В свете фонариков ужинаем и укладываемся спать.

13.08.1998

Нурбагандов Гаджимурад.
отсиживались и пережидали
непогоду под полиэтиленовой
накидкой
Ночью духота и теплый ветер насторожили нас.

С утра погода испортилась. Снизу по ущелью стали подниматься языки тумана. Небо затянуло плотными облаками. Порывами ветра стало бросать дождь. По стене потекли ручейки, перерастающие в водопады. Временами дождь полощет, не оставляя надежды на продвижение вверх – что ж, есть возможность пополнить запасы воды, которая в середине августа на этой стене в дефиците.

Разыгравшаяся было гроза, к обеду поутихла. В разрывах облаков, за пеленой которых угадывалось солнце, стали просматриваться силуэты окрестных вершин.

Надеясь на улучшение погоды, решаем работать дальше.

Лезем в перерывах дождя, отсиживаясь и пережидая непогоду под полиэтиленовой накидкой, наблюдая, как облака волнами накатывают на нас.
Ближе к вечеру погода наладилась. Ярко светило клонящееся к закату солнце. О непогоде напоминали лишь сырые фрагменты нашего снаряжения.

От “перчатки” прямо вверх по линии
падения воды
Долазим до “перчатки” – характерной скальной нашлепки в форме растопыренных пальцев длиной в несколько метров, «стоящих» на своих кончиках в метре от основной стены.

Станция на «зеркале»
Вверху над нами “зеркало” – гладь, нависающая в верней части на протяжении двухсот метров.

Вверх-вправо уходит шлямбурная дорожка, пробитая предыдущими восходителями.

Мы решаем лезть от “перчатки” прямо вверх по линии падения воды.

Началась слесарная работа
Началась слесарная работа – в ход пошли скай-хуки и съемные шлямбурные крючья.

Выше первой веревки “зеркала” рельеф становится чуть богаче – появились щели под крючья и под закладки. Но время неумолимо движется к ночи и на половине очередной веревки, уже в сумерках, начинаем спускаться к ночевке в гроте.

Нижняя часть маршрута до выхода
на бастион
14.08.1998

С утра прохладно. Небо ясное. Над горами царит тишина. Нарушая тишину скрежетом открываемых консервных банок и урчанием горелки, мы готовим завтрак. Далеко внизу, в Куруше, слышны еле доносящиеся блеяние овец и обрывки музыки.

Прохождение последней веревки
«зеркала»
Снимаем лагерь. Со скарбом за спиной, вытягивая висящий на веревке баул с водой, проходим поочередно по провешенным накануне перилам.

Гаджимурад дорабатывает не пройденную вчера до конца веревку, и мы втроем собираемся посередине «зеркала», на полке шириной в ступню.

Под нами зализанный отвес, а над головой - уходящая вправо вверх вертикальная щель длиной в две веревки, запирающаяся нависанием. За ней выход на “минарет”…

Здесь же мы обнаруживаем на репшнуре “не замеченный” предыдущими восходителями контрольный тур первопроходителей этого маршрута – Сергея Борисовича Ефимова & Co. Хороший сюрприз для …надцатого прохождения маршрута!

Ночевка в гамаках
Лазание достаточно напряженное, и до конца дня мы успеваем обработать неполных две веревки вверх по “зеркалу”.

В кромешной тьме, по провешенным веревкам спускаемся к полке.

Развешиваем гамаки и, перекусив, передавая чай с “этажа на этаж”, укладываемся спать.

15.08.1998

По провешенным веревкам и через нависающую щель вылезаем на “минарет”.

В этой части маршрут Ефимова частично совпадает с маршрутом Бабицкого. Двумя веревками выше “минарета”, на полке, размещаемся на ночлег.

Маковкин Михаил
Пока еще хоть что-то видно, и мы решаем провесить веревку выше бивуака.

Гаджимурад, оторвавшись от станции на несколько метров и успев забить крюк, … срывается. Пролетев метров семь-десять, повисает на страховке. Решено оставить эту затею до завтра. Как оказалось следующим утром – скалы в этом месте монолитны и орошаются водой.

Готовим ужин. Полусидя-полулёжа устраиваемся спать, завернувшись в накидки.

16.08.1998

Ясное утро и предвкушение близости выхода на плато подняло нас с теплых мест очень рано.

«Книга» – гигантский
внутренний угол
Впереди над нами “книга” – гигантский внутренний угол, сложенный из монолитных мраморизованных известняков красно-желто-розового цвета. Кое-где проступают вмурованные в стену окаменелости древних морских животных. Все это нависает над нами, заставляя сильно задирать голову. Четыре веревки лазания выше места ночевок выводят нас на относительно большую осыпную полку за “книгой”.

Прохождение участка выше
«книги»
До плато уже рукой подать. Нещадно палит солнце, жарко и хочется пить.

Участки трудного лазания перемежаются с осыпными полками. Еще один участок относительно простого лазания и, наконец, мы все вместе стоим на плато!

От вершины нас отделяет некрутой, еле угадывающийся гребешок. Как приятно почувствовать твердую опору под ногами!

Над местом последней ночевки
Вот и вершина! На вершине меняем записку и принимаем поздравления от друзей на сеансе радиосвязи. Вниз!

На плато на спуске с вершинного взлета нас ожидал сюрприз – огромное, мирно пасущееся стадо дагестанских туров. Около трехсот голов – даже для местных жителей такое в диковинку! Заметив нас, вожаки подают характерным свистом сигнал тревоги, и все стадо убегает в сторону стены Ерыдага на знакомые им сбросы.

Проводив все это действо взглядом, мы побрели вниз в лагерь, оглашая окрестности восторженными возгласами.