Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Кто автор и строитель «Приюта 11-ти»?
Так выглядела хижина-отель на Кругозоре в 1932 г.
Но даже появление нескольких небольших хижин-приютов не могло решить проблемы решения постоянно увеличивающегося спроса на «жилые помещения» со стороны экскурсантов и восходителей на Эльбрус. В соответствующих инстанциях стало обсуждаться предложение о строительстве нового, современного отеля на склонах Эльбруса, способного единовременно принять более 100 человек. При обсуждении кандидатуры автора проекта будущего строительства большинство высказалось за утверждение Альпиниста Попова Н.М. Он к этому времени имел солидный инженерный стаж, приниамл участие в строительстве первых советских дирижаблей, да и в горах он был не новичок. Была установлена дата ввода комплекса в строй – летний сезон 1939 года. Это был жесткий срок, а принимая во внимание отсутствие путей снабжения и проблем с подъемом грузов на высоту более 4000 метров – все это ставила серьезнейшие вопросы перед проектантами.
Первыми на будущую строительную площадку (4200) поднялись архитектор-альпинист Н.М.Попов и альпинист-шуцбундовец Ф.А.Кропф. Попов имел широкие полномочия от ТЭУ ВЦСПС для окончательного выбора места под строительство отеля. Кропф был приглашен как специалист в вопросах горной безопасности. Разгоревшиеся страсти постепенно улеглись, и большинство спорщиков согласилось с выбранным местом на скалах чуть выше существующего здания «Приюта 11-ти».
В середине 1937 года от площадок «Кругозора» в сторону скальной гряды потянулись караваны ишачков груженых ящиками со взрывчаткой и необходимыми геодезическими приборами. После ухода со склонов Эльбруса последних восходителей началось бурение скважин и геодезические съемки местности. А вскоре окрестности огласились мощными взрывами – это взрывники начали работы по подготовке колованов под фундаменты будущих зданий. В процессе транспортировочных работ перед руководителями строительства встала серьезная проблема, чтобы обеспечить стройку всем необходимым только на доставку грузов понадобиться порядка пяти лет. Установленные сроки этого не предусматривали. Выход нашел инженер Н.М.Попов. Одновременно с началом подготовительных работ на стрпойплощадке,было решено немедленно приступить к строительству тракторной дороги от поселка Терскол по склонам массива Гарабаши, через «Новый Кругозор» (так была названа поляна находившаяся приблизительно на одной высоте с «Кругозором») и пройти через среднюю часть Терскольского ледника. Дорога кончалась на высоте примерно на высоте 3800 м. Дальше ее путь продолжался по ледникам и фирновым склонам. Этот участок имел протяженность всего в 4 км, против 7 км, если бы ее повели через «Старый Кругозор». Да и рельеф здесь был намного ровнее и положе.
Теперь к «Кругозору» легко и быстро можно
подняться в кабинке канатной дороги.
Ранней весной 1938 года началось строительство гостиницы. Между «Ледовой базой» (так назвали место окончания дороги) и старым «Приютом 11-ти» навели надежные мосты через ледниковые трещины, и по вечным снегам потянулись караваны с различным строительным грузом. На чем только не везли грузы, здесь были обычные русские сани с подсанками, на которых лошади перевозили длинные детали, быки тащили волоком тяжелые бревна и маленькие ишачки под вьюком и люди несшие грузы, которые по разным причинам нельзя было иначе доставить наверх. График движения был выбран необычным – начиная с самого раннего утра все что могло двигаться устремлялось наверх до тех пор пока утреннее солнце на распустит накатанную снежную дорогу. Днем все отдыхали, принимали пищу, дожидаясь ночных морозов которые быстро сковывали «раскисшую» за день дорогу и все, что могло двигаться – снова устремлялось наверх в сторону стройплощадки. Этот график оказался самым надежным, что позволило очень скоро приступить к возведению самих зданий. Для перевозки грузов была попытка применения трактора, но первый же железный «конь» автобусов. Их верхняя часть была скруглена, чтобы надежно противостоять мощным зимним (да и не только – зимним) ветрам и штормам. Для их ветронепроницаемости они были обиты листами оцинкованного железа. Основной корпус гостиницы овальной формы имел три этажа. Первый из дикого камня, второй и третий — каркасного типа из деревянных деталей. Для утепления по всему периметру зданий под листами железа прокладывались специальные теплоизоляционные плиты.
Санная дорога прекратила свое существование глубокой осенью после того как ее засыпали осенние снегопады. Отделка внутренних помещений продолжалась до глубокой зимы, и только суровые морозы заставили прекратить работы и увести вниз всех рабочих.
На следующий год работы возобновились, как только была восстановлена снежная дорога. Осень 1939 года стала радостным событием для всех работников, принимавших участие в строительстве комплекса – гостиница приняла первых посетителей.
На первом этаже находились кухня, душевые комнаты и складские помещения. На 2 и 3 этажах были жилые помещения. Комнаты своими формами и оборудованием очень напоминали каюты кораблей, это подчеркивали и откидные двух ярусные полки вагонного типа. Комнаты были рассчитаны на 2-8 человек. Для хранения личных вещей и снаряжения имелись рундуки. Стены и потолки отделаны линкрустом, паркетные полы покрыты лаком. Под потолком светили люстры, работал водопровод, центральное отопление и канализация. На 2-м этаже была оборудована просторная столовая, одновременно принимавшая 50 человек. Одним словом, по мнению специалистов, гостиница по комфортабельности напоминала первоклассный отель большого города. А один из его первых посетителей в шутку назвал его «Отель над облаками». В дальнейшем это меткое название так и прижилось. провалился в трещину и пришлось отказаться от такого варианта транспортировки грузов.
К осени здания жилого корпуса, дизельной и котельной были практически готовы. Их формы вызывали у строителей не простое недоумение и восхищение одновременно. Их формы напоминали не полностью надутый дирижабль (сказывался опыт Н.М.Попова в строительстве дирижаблей) или походили на кузов огромных
Так выглядел «Приют 11-ти» со склонов, по которым поднимаются
в направлении скал Пастухова.
Первыми жильцами нового «Приюта 11-ти» стали сотрудники Эльбрусской экспедиции АН СССР, занимавшие почти половину 3-го этажа. Там же были оборудованы и научные лаборатории. На этом же этаже были комнаты для иностранных альпинистов.
С 1939 года подъем на «Приют 11-ти» производился уже через «Новый Кругозор», где построили временную турбазу и наметили строительство основной, а также по «эльбрусскому тракту», более короткому и с меньшей протяженностью ледникового пути, очень утомительного для путников. Прежним маршрутом пользовались лишь любители снежных просторов да иностранцы, имевшие на «Старом Кругозоре» свою гостиницу.
В 1998 – 16 августа «Приют 11-ти» полностью уничтожен пожаром.
Горит «Приют 11-ти»
Николай Михайлович Попов - автор проекта и руководитель строительства «Приюта 11-ти» и автодороги «Терскол-Ледовая база» на Эльбрусе. Любовь к горам ему привил отец, профессор МГУ М.Н.Попов. Младший Попов впервые попадает в горы в 16-летнем возрасте. В 1932 г. на ЮЗ склонах Эльбруса работал специальный высокогорный отряд Кубанской гляциологической экспедиции II Международного полярного года (МПГ). Эта экспедиция была организована ячейкой ОПТЭ Московского дома ученых. В верховьях реки Кубани работал отряд, которым руководил проф. М.Н.Попов, а высокогорное подразделение этого отряда возглавлял его сын – Н.М.Попов. К этому времени он уже стал вполне подготовленным альпинистом. Он стал автором карты Эльбруса, вошедшей в справочник-путеводитель «Перевалы Кавказа» (Издательство «Физкультура и туризм», Москва, 1935).
На гребне пика Сталинской Конституции.( Фото Н.М.Попова)
Для более детальной разведки высокогорных областей оледенения Эльбруса, отряд Н.М.Попова в том же году на скалах барьера Уллукамского кратера Эльбруса (4047) создал «Западный Приют». После тщательной разведки южных склонов Зап. Плеча Эльбруса отряд совершил восхождение на это плечо (4911) и отсюда Н.М.Попов со своим другом Б.И.Рукавишниковым впервые с этой стороны поднялись на Зап. Вершину Эльбруса (5642).
В 1935 г. Н.М.Попов в сборнике «Исследования ледников СССР. Выпуск 2-3» публикует статью - «Оледенение ЮЗ склонов Эльбруса». В 1937 г. Н.М.Попов стал участником экспедиции ВЦСПС и Всесоюзного Комитета по делам физкультуры и спорта организованной для определения альпинистских возможностей горных районов Киргизии и оказания помощи местным физкультурным организациям в налаживании учебно-спортивной работы по альпинизму. Основной спортивной задачей экспедиции (руководитель - известный ученый и альпинист А.А.Летавет) было совершение первого восхождения на пик Сталинской Конституции. 7 сентября на вершину поднялись: рук. группы И.Черепов, В.Рацек, Н.Попов и В.Мухин Выполняя вторую часть заданий по работе экспедиции, группа фрунзенских альпинистов под рук. Н. М. Попова (уч-ки: И. Оксенич, В. Рацек, Овценова, Г.И. Белоглазов) совершили первое восхождение по Зап. гребню на безымянную вершину (4370) в верховьях Ала-Арчинского ущелья Киргизского хр. Безымянной вершине группа дала название - пик Манас.
В ходе работы экспедиции Н.М. Попов в качестве руководителя (участники группы Г.И. Белоглазов и В.И. Рацек), совершил восхождение на пик Караколькский (5251) по СВ гребню 4Б к.с. и в группе И.А. Черепова - п/в на пик Нансена (5700) по ЮЗ гребню 4Б к.с.
Работы на ледниках Эльбруса показали Н.М.Попову новое направление его деятельности в горах – с 1940 года он начал систематическое изучение Аксаутского района (Зап.Кавказ) и продолжил свои изыскания в 1945-1947 и 1949 гг. По результатам этих походов и восхождений была опубликована статья Н.М. Попова «Аксаут (1940-1949)» в ежегоднике «Побежденные вершины» за 1950 г.
В ряду совершенных восхождений Н.М.Поповым выделяются: Кулак-тау (4060) п/по Вост. гребню.3Б к.с. в связке с Л.Гутманом Уллу-кара (4302) 3А к.с. с пер. Кашкаташ с Чекмаревым и Скорняковым Тихтенген – Гл. вершина с
Гутманом Джайлык-баши (4537) 4А к.с. с Л. Надеждиным, В. Назаровым. Замок в Гвандре (3930) траверс с СВ на ЮЗ (4А к.с.) в связке с Н. Веревкиным Кара-кая в Аксауте (3896) по Сев. ребру 3Б к.с. в связке с Н. Булгаковым.
1937 г. Н.М.Попову было присвоено звание «Мастер советского альпинизма».
В послевоенное время НМ Попов активно взялся за восстановление альпинистской секции МГУ (родного университета отца), уделяя основное внимание подготовке новых инструкторских и тренерских кадров. Он принимал участие в организации и проведении четырех Альпиниад МГУ. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||