Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Кавказ >


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Лазаренко Мария, г. Санкт-Петербург

Казбек 2005

Впечатления от поездки в Грузию ярки и экзотичны, как сон, как мечта, да Бог знает, как что… Было все: и восторг от увиденной красоты, отчаяние и радость победы.

О походе

Поход проходил в рамках Международного Лагеря на Казбеке, организованной Грузинской Ассоциацией Альпинизма. О существовании Лагеря узнала, прочитав статью Ольги Неподоба «Незаслуженно забытая Грузия» в газете Вольный Ветер. Позже списались с руководителем Лагеря - Зурой Кучава. С российской стороны в походе участвовали я и две моих подруги: Света (Питер) и Люся (Москва). Опыт горных походов небольшой: у нас со Светой максимальная категорийность 2а (Приэльбрусье), у Люды только некатегорийные походы.

Оглядываясь назад, понимаю, что нам повезло решительно во всем: и с командой, и с инструктором и с погодой. Это не значит, что все шло как по маслу, но все вокруг скорее способствовало, чем препятствовало осуществлению мечты.

Проезд до начала маршрута

Проезд до п. Казбеги. Удобно было бы лететь на самолете до Тбилиси, тем более что переезд на автобусе из Тбилиси в Казбеги входил в стоимость мероприятия. Но из соображений экономии мы предпочли поезд. Ехали по маршруту С-Петербург-Москва- Владикавказ. Во Владикавказе взяли такси за 50 р. с человека и доехали до рынка, где пересели в рейсовый автобус Владикавказ-Коби, который делал остановку в Казбеги.

Визы мы со Светой делали за 20$ прямо на грузинской границе, Люда сделала заранее Москве (за 10$).

На дорогу и пересечение трех границ (осетинской, российской и грузинской) ушло около четырёх с половиной часов. Рекомендуем пользоваться именно рейсовым автобусом, т.к. он проходит без очереди. А в такси реально даже заночевать на российской границе, т.к. на контроле скапливается очень много грузового и частного транспорта.

Начало. 3 июля

Поселок Казбеги встретил нас дождем, то моросящим, то по тропически обильным. Там же мы воссоединились с грузинской частью группы, которая состояла из одной девушки-грузинки Кати и 22 мужчин разного возраста (в основном студенческого).

Вечером в рамках акклиматизации прогулялись до древней церкви Cамеба, построенной довольно высоко над поселком. Переночевали на первом этаже дома гостеприимных хозяев. Вообще-то ночевка предполагалась в лесу выше поселка, но помешал дождь.

4 июля

Утром погода радовала ярким солнцем и синим небом. Благородные мужчины освободили нас от обязанности нести общественное снаряжение, т.е. мы тащили только свои шмотки. Даже палатку не дали нести. Учитывая нашу спортивную форму (вернее, ее отсутствие), это было очень кстати. Часть груза «поручили» нести до перевала лошади и ослу, арендованным в поселке.

Заранее отмечу, что за время путешествия рыцари вели себя предельно корректно. Общались с энтузиазмом, но «палку не перегибали».

Светка закрутила роман с самым симпатичным мальчиком. Так что ее отпуск оказался вдвойне удачным. Мальчик её всячески оберегал, заботился и т.д. Что, однако, не помешало ей под влиянием горной болезни спрыгнуть с крыши Приюта и получить фингал. Зато больше не нужен был налобный фонарик.

За первый день треккинга мы прошли перевал и заночевали на высоте 3000 м. Впервые попали в грозу в горах. Она неожиданно случилась ночью. Все началось с порывистого ветра, а закончилось ливнем и молниями, которые «лупили» в соседнюю вершину. Я представляла, то что наша палатка катится вниз по ущелью, то как я забиваюсь в мышиную нору (в виде мыши, конечно) Везет же грызунам! Короче страху натерпелась на много лет вперед.

5 июля.

Следующий день шли по леднику до Приюта, расположенного на 3600. Альпийские луга сменила морена, красные камни, ледопад и снег. Шли в двух связках. Нашу вел Зура (инструктор). Не гнал, шли душевно.

У меня сложилось впечатление, что эта часть Грузии более грандиозна, чем то, что я видела в Приэльбрусье. Как-то все больше и дальше. Казбек, в самом деле, красный. Видимо, это связано с повышенным содержанием железа в вулканической породе. Очень необычное зрелище красные камни, красные скалы. Черные, конечно, тоже были, но кого ими удивишь?


Коллектив
Итак, Приют. Он представляет собой мощное двухэтажное каменное здание, построенное в 30-х годах, видимо, со стратегической целью. Увы, он не отапливается и практически не освещается. Свет добывают из генератора и только для «администрации», а мы довольствовались солнцем и свечами. Атмосфера стояла самая дружественная. Готовили на газовых горелках.

Вообще-то идти было достаточно тяжело, уставали, хотелось только спать. Но как обычно в высокогорье, выспаться не удается. Ощущение, что ты не можешь заснуть не днем ни ночью, не оставляет. А усталость к общению не очень располагает. Получается, что при возможности пытаешься поспать, но только зря тратишь время.

6 июля

Следующий день часть наших ребят вернулась на место предыдущей ночевки, чтобы забрать оставленные продукты и снаряжение. А небольшая группа во главе с инструктором Георгием (в том числе и мы), отправилась на ледовые занятия. Был чудесный солнечный день. Мы посетили самую высокогорную церковь, расположенную на 4000 тыс. Основной целью, конечно, была акклиматизация и ледовые занятия. Повсюду открывался вид на величественные вершины. С далеких скал обваливались снежные козырьки, нарушая тишину.

К обеду вернулись ребята с заброской, подошли еще трое, приехавших позже. На завтра был назначен подъем до стартового лагеря, который планировалось разбить на леднике у подножия вершины на высоте около 4300. Вечер был посвящен изучению грузинского языка. Надо отметить, что между собой все говорили на грузинском. Со временем, когда мы выучили некоторые слова, стали кое-что понимать. Грузинский язык довольно сложный для воспроизведения, зато там нет родов.

7 июля

Следующее утро выдалось чудесным. Ущелье заполнил туман, горы сверкали в лучах рассвета. Все вокруг дышало величием и покоем. Я тогда сделала свою любимую фотографию.

Этот переход нашу связку вел не Зура. Ритм был не моим, я ужасно устала, стала задыхаться. Слезы текли по лицу, и в маске скопилось озерцо, которое я благополучно слила на короткой остановке. Шла только на чувстве гордости. Когда через 6 часов добрались до нужного места, стало проявлять себя высокогорье. Ощущение оглушённости, ослепленности, отупения и т.д. Как не удивительно, но мужики активно копали траншеи для палаток. И откуда силы у людей?! В рамках борьбы с горной болезнью я предприняла вялые потуги помочь строителям в слабой надежде прийти в себя. Как не странно, активность помогла. Мы с Мишей после окончания строительства даже снеговика слепили. Профиль сделали грузинский. Глаза из копченой колбасы, в «руку» дали ледоруб. На всех фотографиях наш красавец запечатлен. Пишу про Мишу и очень грустно становиться. Через месяц он погиб в горах Сванетии….

Но пока все были живы, а кто не болел, тот был даже счастлив. От лагеря протоптали тропинку в туалет. Снимать обвязки и отходить от палаток (кроме как по тропинке до туалета) не разрешалось из-за опасности провалиться в трещину. Девчонки лежали в палатке в горном обмороке, а я вела репортажную съемку. На следующее утро был назначен штурм вершины.


Табор
8 июля.

Рассвет был очень живописным, краски менялись поминутно. Группа разделилась на три связки. Мы с Людой оказались в последней из них, Светка в средней. Тогда я сделала интересную фотку: связка идет вверх на границе света и тени. Вспоминается название фильма «Табор уходит в небо».

Погода быстро портилась. Дул ветер, периодически мы оказывались в облаке. Зура торопил. Постепенно твердый наст стал проваливаться. Мы все больше зарывались в снег, то по колено, то по пояс. Если прибавить к этому разряженный воздух… Ни до, ни после не было у меня ничего столь мучительного, чем этот подъем (Хотела написать «взлет», но исправила. На полет это было похоже меньше всего).

Когда мы добрались до площадки перед последним броском, я была уже в полу вменяемом состоянии. Просто сидела и плакала от усталости. Какая классная вещь - горнолыжная маска: позволяет сохранить видимость лица на том месте, где его давно нет.

До вершины оставалось 40 минут круто вверх. Странная манера измерять расстояния в минутах. «Почему нельзя эти минуты просидеть на одном месте и при этом оказаться на вершине?» - эта мысль тогда вытиснила все другие из моего затуманенного сознания. Погода продолжала портиться, Зура торопил, рассиживаться было некогда. Ребята стали «вязаться» для восхождения. У меня сил не было вообще. Но разве можно откладывать? Когда я буду еще стоять у вершины Казбека?.. Меня пристегнули в середину. Люся благоразумно осталась. Сделав несколько шагов, я поняла, что идти не могу, но…

Дальше все выглядело примерно так: один парень шел впереди меня, другой рядом. Я через несколько шагов останавливалась, садилась и ныла, что больше не могу, ребята уговаривали, подбадривали. Так мы и плелись. И ни одного упрека в мой адрес! Воистину, нет предела их благородству и великодушию.


Трио
Так без сил, чувств и всего остального я дотащилась до вершины. Даже стоять не могла. Какое там торжество победы… Поскольку было облачно, Эльбрус увидеть не удалось. Да и не до него было.

Увы, обратную дорогу ни кто не отменял. По странной закономерности отстающие отдыхают меньше всех, а ведь они больше всех устают! Толком не посидев, мы ломанулись вниз. Усталость была невероятной и быстро трансформировалась в угрюмость.

Едва переставляя ноги, я мучительно искала виновного в моих страданиях. Роль мучителя больше всего подходила инструктору Зуре. Но виновата, конечно, та, что не нашла времени на предпоходную тренировку. Нелегко было пожинать плоды своей неорганизованности… Шла и думала (вроде даже говорила), что это мой последний горный поход, и недоумевала, зачем люди рвутся в горы. И, правда, зачем? Вопрос открыт.

Чудом добравшись до лагеря, мы с Люсей (Светка ушла раньше) были неприятно озадачены известием, что на отдых есть только 20 минут, после чего предстоит спуститься аж до Приюта. Недовольное выражение моего лица (вернее его части, не закрытой маской) действия не возымело. К лагерю подошла группа немцев, которые радовались, что могут воспользоваться нашими траншеями для палаток.

Через полчаса мы уже опять тащились вниз. Был день, солнце превратило жесткий наст в кашу. Мы опять проваливались, спотыкались и т.д. Долго ли коротко, но всему приходит конец. Радует, что конечна не только радость, но и печаль. Вот уже и Приют вдалеке видать… Вот стоит и улыбается Григорий, оставшийся по причине горной болезни… И такой он родной… А солнце светит, и горы все так же прекрасны….

В этот вечер я попробовала чачу. Она пахнет виноградом и заметно повышает качество жизни (в дозе 50 гр.). Постепенно к усталости стало примешиваться чувство удовлетворения.

В эту ночь мы, наконец, выспались!

9 июля

После завтрака и коллективной фотографии на фоне Метеостанции, мы уже бежали вниз к Казбеги. По дороге встретили троих чехов, у которых все еще было впереди. Везет же некоторым!

Я подбирала по дороге красные камешки Казбека, дабы сохранить их в память о «торжестве духа над телом». Конечно, было грустно, что поход заканчивается и постепенно переходит в разряд воспоминаний. Крепло чувство острой благодарности Зуре и ребятам, которые довели меня до вершины.

В тот же день мы стояли под горячим душем в дорогой гостинице в центре Тбилиси! Так закончилась горная часть грузинских каникул, и началось путешествие по цивилизованным местам. Но это уже совсем другая история.

Конец

К положительным сторонам можно отнести:
1. Высокую квалификацию руководителя.
2. Доступность маршрута даже для физически неподготовленных людей (как мы, например).
3. Хорошую дисциплину в группе.
4. Дружескую атмосферу.
5. Хорошее качество общественного снаряжения.
6. Относительно небольшую цену (120$). С начала до окончания похода нам не пришлось ни за что доплачивать.

К слабым сторонам похода, пожалуй, можно отнести питание. Конечно, никто не голодал. Продуктов было достаточно, даже больше чем надо. Но ассортимент небогатый. И батоны стоило заменить сухарями или галетами. Я бы больше взяла шоколада и сухофруктов.

Выводы.

1. Маршрут доступен даже для практически не подготовленных туристов с хорошим здоровьем.

2. Осуществлять восхождение на Казбек в рамках Международного лагеря удобно, т.к. снимаются многие организационные моменты (проживание, питание, общественное снаряжение и т.д.)

3. Недоброжелательное отношение грузинского населения к россиянам – это миф, навязанный средствами массовой информации. Все как раз наоборот.

4. О безопасности пребывания в Грузии косвенно свидетельствует большое количество европейцев, которых мы встречали как на маршруте, так и в Тбилиси.

5. Никаких проблем с пограничниками и представителями власти ни в горах, ни в городах не было.

6. Виза делается очень просто: прямо на границе без какого либо приглашения.

Всем желающим посетить Грузию, готова оказать информационную поддержку.


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100