Материал обновлён до полной версии" />

Автор: Павел Павлович Захаров, Москва

Выдающиеся семейные пары отечественного альпинизма.
Кустовский Анатолий и Батманова Ирина

«Друзья собрались, стол вином запятнан
и длится спор, застигнутый рассветом.
Нужны года, чтоб зрением обратным
увидеть, сколько счастья было в этом»

И. Губерман «Гарики за много лет»

На фото за дружеским столом слева-направо: Зоя и Гарик Апреленко, Витя Яковина, Илюша Плисецкий, Толя Кустовский, Ира- жена Плисецкого, Володя Черевко.

Выдающиеся семейные пары отечественного альпинизма.

Кустовский Анатолий и Батманова Ирина

Кустовский Анатолий Алексеевич (1925, Киев Украинская ССР -1973 , пик Коммунизма, умер на высоте 7400 м). МС (1960). МСМК (1972).Инструктор методист по альпинизму 1 категории.

Летом 1943 года еще 17-летним подростком после ускоренных курсов пехотного училища он попадает в самое пекло войны — битву на Курской дуге. Вскоре стал командиром отделения разведчиков, ходил во вражеский тыл, добывая «языков» и сведения о противнике. Принимал участие в боях за Днепр, в Корсунь-Шевченковском сражении. Редко находил, но чаще терял добрых знакомых и друзей. В таком нежном возрасте он увидел и испытал то, что вообще противопоказано молодому существу для нормального развития. Эти мальчики ничего не знали о войне — этой страшной мясорубке. Кустовский рассказывал, что они не успевали узнать имен товарищей по окопу: ребята погибали в первом же бою и после каждого боя их сменяли другие, такие же юные. Из недавно опубликованной статистики: в этой войне (для совсем юных, которые уже не знают что это такое — Вторая мировая, 1939 -1945 г.г.) в боях в армии СССР выжили только 3 мальчика из 100 воевавших, рожденных в 1925 году. Вот среди этих уцелевших троих из сотни и оказался Анатолий Кустовский, и то «благодаря» тяжелому ранению. С войны он вернулся в 19 лет с орденом Красной звезды и несколькими медалями.

Может быть, поэтому в нем всегда чувствовалось, что он знает о жизни что-то такое, о чем многие остальные тогда не догадывались по причине юношеского легкомыслия и глупости, (а стали понимать гораздо позже — все-таки на несколько лет и целую войну все мы были моложе Кустовского). И тоже гораздо позже пришло понимание, каким он был и степень его влияния на окружающих. Анатолий привнес души тех, кто вырос в те времена определенное понимание внешнего мира и людей, гораздо позже проросшее в нашем сознании.

Так сложились обстоятельства, что в кругу советских альпинистов понятие «команда» очень часто сопрягалось с именем Анатолия Кустовского. И это не только на Украине. Наверно дело в том, что Кустовский, стоявший у истоков своей команды шел к своим достижениям не только крупными шагами, но в первую очередь умело и творчески решал многие организационные вопросы, мешавшие нормальному ходу дел.

Успешные восхождения команды Украинского «Спартака» находились в том периоде, когда известная команда В.М.Абалакова начинала переживать возрастной кризис. Именно тогда, на основе Абалаковских учеников один за одним, стали появляться крупные лидеры:, Борис Студенин в Алма-Ате, Петр Буданов в Ленинграде, Владимир Кавуненко в Москве и другие.

Команда… Что это такое и, как возникает подобное понятие? Наверное, только тогда, когда каждый ее член работает на общее дело, общую идею, отставляя в сторону личные мотивы и амбиции. Когда личность каждого, сосуществующего в этом коллективе, становится неотъемлемой частью этого живого организма — команды организма, который переживает молодость, расцвет, старение и умирание. Когда убыль одного из членов этого сообщества остается зияющей пустотой в его разноцветье персонажей и их характеров.

Есть еще одно определение понятия - «команда друзей»… Это уже из серии понятий связанных с такой дружбой и взаимным пониманием, что ни какие невзгоды не сотрут лица членов такой команды из памяти, лишь отдаляя их от нас и приближая нас к ним.

Каждая команда должна иметь свой стержень, свою основу вокруг чего цементируется все остальное. В Украинской команде таким цементирующим началом и стержнем, безусловно, был Анатолий Кустовский. Его терпимость, доброта в сочетании с твердостью и мудростью позволяли умело руководить столь разной по составу и характеров компанией. Он не умел быть шумным, не кричал, не показывал силу воли (а она у него была!), его «оружием» было ироничное слово, взгляд и улыбка. Улыбаться красиво он умел. Он в коллективе единоверцев был старшим не столько по возрасту, сколько по мировосприятию, миропониманию. В этом сказывался опыт, приобретенный на полях сражений во время Великой Отечественной войны.

Анатолий Кустовский часто говорил, что плохой мир в команде, лучше хорошей ссоры, хотя и не был мягким по характеру человеком. В атмосфере «плохого мира» все плохое, ненужное, постороннее отсеивалось само собой. Пример тому, случай, произошедший в 1966 году. Украинской командой на Центральном Памире в чемпионате СССР был пройден двухкилометровый стенной маршрут на пик ОГПУ (6028 м). Это не только сложнейшее первопрохождение, но и первовосхождение, т.е. явная заявка на золотые медали. Но на восхождении один из участников, физически и технически сильный спортсмен, пришедший в команду в начале сезона из другого коллектива, в сложней¬ших условиях, когда вся команда находится на пределе сил, открывается как крайне непорядочный человек. Что делать? Осудить поступок? Но как быть с чемпионатом СССР? Судейская коллегия тех лет малейшие промахи в подготовке и подборе команд не прощала. Промолчать?

На вершину ОГПУ поднялась команда в полном составе – 8 человек. Золотыми медалями чемпионов СССР за 1966 год было награждено 7 человек, одному участнику на командном разборе восхождение не было засчитано…

Владимир Черевко, член команды Анатолия Кустовского (с самого ее основания) и возглавивший ее после смерти Кустовского, вспоминает: «Тот, кому знакома атмосфера альпинистских команд, знает, что лидерство здесь зависит не от званий и прожитых лет, разница в возрасте не мешает здесь обращаться друг к другу по имени, а понятия «формальный» и «неформальный» лидер здесь тождественны, что является, очевидно, одной из притягательных сторон альпинизма. Легко, без нажима Кустовский стал лидером команды украинского «Спартака». Эта его способность простым и естественным путем становиться центром кристаллизации идей, настроений и мыслей была одной из важнейших черт его характера».

В 1958 году на Кавказе побывала группа англичан во главе с Джоном Хантом, руководителем первой Гималайской английской экспедицией 1952 года, завершившейся достижением вершины Эвереста новозеландцем Хиллари и шерпом Тенсингом. Несколько трудных маршрутов на Центральном Кавказе вместе с англичанами прошел в том году и Анатолий Кустовский. Знакомство англичан с Кавказом завершилось уже в Англии выпуском книги «Красные снега» с фотографией на суперобложке Анатолия Кустовского и Дерека Булла, одного из известных английских альпинистов.

Вспоминая эпизоды совместных восхождений и, бивачной жизни, Джон Хант писал: «Анатолий Кустовский начал с того, что осмотрел нашу ледяную пещеру. Очень скоро огромные куски льда стали вылетать из входа, когда Анатолий, который был инженером-конструктором, начал строить нечто, что нам показалось хорошей имитацией подземной станции Московского метрополитена. Через два часа он превратил наш тоннель в пещеру 10 футов в длину, 8 футов в ширину и 8 футов в высоту. Пережидая непогоду, мы с комфортом лежали в спальных мешках, читая книги, разговаривая и играя в шахматы. Анатолий играл отлично и мог победить любого из нас всего за 20 минут. Однако, когда мы с Джорджем начинали играть, Анатолий деликатно становился на сторону проигрывающего и четыре часа спустя игра заканчивалась ничьей...»

«...Присутствие Анатолия в нашей группе — пишет английский напарник Кустовского по связке Кристофер Брайен — давало нам дополнительный подъем духа, и мы надеялись, что сможем понять друг друга в любой возникшей ситуации. Работа в связке с ним была большим удовольствием, мы отлично ладили, несмотря на различие языков и техники восхождения. Наступил момент, когда пути членов нашей группы и принявших нас с такой теплотой русских, разошлись. Мы произносили тосты за здоровье каждого из нас и благодарили Анатолия Кустовского, киевского инженера, за его компанию и за его мудрость».

Анатолий Кустовский был отличным конструктором. Трудно подсчитать, сколько альпинистского народа пользовалось в своей практике восхождений чем то «от Кустовского». Дело не в подсчете, а в том, что его изобретения и усовершенствования сразу становились востребованными в разных районах Союза. До сих пор сохранились разработанные А. Кустовским чертежи снаряжения 30-40 летней давности. В этих конструкциях можно увидеть элементы техники сегодняшнего дня: «закладушки» из веревочных пе¬тель, облегченные карабины специальной формы, в которых размыкающаяся часть почти не нагружена, скальные крючья с эллиптическим отверстием для карабина, при котором минимальны вырывающие усилия на крюк, и многое другое. Интересна история шлямбура конструкции А.А. Кустовского. При выбивании отверстия, измельченная порода выдувается из тела шлямбура с помощью рези¬новой груши через отверстие в центре 4-х рубящих перьев. Этот шлямбур известен всем альпинистам СССР и разошелся в разные страны мира. Он изготавливался Институтом сверх¬твердых материалов Академии Наук Украины по чертежам А. Кустовского. Конструкция оказалась настолько оригинальной и продуманной, что была оформлена заявка на изобретение, а шлямбур стал выпускаться серийно и продаваться в магазинах Киева, т.к. очень понравился новоселам бетонных домов.

А.Кустовский (слева) на стене Чапдары (Фанские горы) в 1970 году.

В начале 60 гг. минувшего века, мы все с интересом читали о «гималайском стиле» восхождений. Мощная экспедиция с большим числом носильщиков — шерпов доставляет к подножию вершины многие тонны груза. И начинается «осада». Навешиваются перильные веревки от подножия до вершины, по которым затем с помощью «жумаров» поднимается несколько счастливчиков.

Анатолий Кустовский изначально считал, что высотные стенные маршруты должны проходиться «с ходу». Это именно то, что в последние годы в Гималаях стало именоваться восхождением в альпийском стиле. С той лишь разницей, что этот стиль высотных стенных восхождений Кустовский предлагал и де¬монстрировал более 30 лет назад. Ясно, что этот стиль требовал высоких физических данных от его исполнителей и новой тактики. Не все получалось сразу. В 1962 году на пике Щуровского, пока еще «без высоты», отрабатывалась эта тактика.

На этом восхождении в группе восходителей было шесть человек. Число было выбрано не случайно. «Шестерка» или даже «восьмерка» обладает самообеспеченностью, т.е. у нее вполне достаточно внутренних резервов, чтобы действовать самостоятельно в случае любой неожиданности, т.к. на сложной стене помощь извне почти исключена.

На второй день восхождения эта «шестерка» растянулась в центре стены на 300 метров и остановилась. Первые не могли идти, так как у них иссяк резерв крючьев и веревок. Последние не могли двинуться наверх - на их плечи легло много оставшегося груза. Нет мест, где можно было бы собраться всем вместе и перераспределиться. В этой ситуации выявился еще один минус, как «понимать» последним, что «хотят» первые, а они в свою очередь «отстали» от последних. Договориться на сложном рельефе, на расстоянии 300 метров практически не возможно. Это было не восхождение, а сплошная «холодная ночевка» и голодные дни. Все же команда прошла стену пика Щуровского и заняла 3 место в чемпионате СССР.

В результате подобного эксперимента стало ясно, что надо радикально менять тактику и обеспеченность команды. Основными посылками стало решение кардинальных проблем:
- количество веревок и крючьев на маршруте должно быть заранее строго рассчитано
- всем связкам недопустимо растягиваться на стене больше, чем на 2-3 веревки
- каждый участник должен иметь запас еды, чтобы поесть в любой нужный момент и, главное - переночевать там, где его застала ночь
- в группе между первыми и последними должна быть радио связь(!).
Итак, с 1962 года на своих восхождениях команда Кустовского использует индивидуальные рационы питания, гамаки для ночевок на стене, две радиостанции в группе заранее рисуются схемы движения «гусеницы» участни¬ков восхождения по всему маршруту.

Именно эта тактика позволила в 1963 году совершить одно из красивейших восхождений на Кавказе — прохождение ЮЗ стены легендарной Ушбы, а в 1964 году впервые применить ее при прохождении стены пика Энгельса (6500 м). Интересно, что в чемпионате СССР 1964 года было первоначально выделено три класса — технический, траверсы и высотный, однако, ввиду того, что марш¬рут на пик Энгельса содержал качественно новые элементы, Федерация альпинизма принимает решение о создании (на-чиная с 1964 года) нового класса восхождений в чемпионатах страны — высотно-технического. И присуждает первое место в этом классе команде Кустовского.

Анатолий Кустовский в 1964 году.

Классический образец лидера команды подразумевает, что он всегда и во всем должен быть первым, а уж на маршруте – тем более. Был ли Анатолий Кустовский таким лидером, который даже право пройти первым оставлял за собой? Приемник Кустовского, Владимир Черевко об этом говорит так: «Чаще всего он шел вторым. Но вот эпизод нашего восхождения на Свободную Корею по северной стене в 1969 году: крутой нависающий участок, покрытый натечным льдом. Я на выходе стенки забиваю крюк в трещину, залитую льдом, нагружаю его и, естественно, лечу «в свободном полете» метров пятнадцать... Хорошо, что скалы здесь имели отрицательный угол крутизны! Толя сменяет меня и спокойно проходит этот участок первым. Вообще, кто видел, как «стоят» у него руки и ноги на скалах, сразу чувствовал профессионала. Он никогда не занимался скалолазанием как спортом, но однажды в конце 50-х годов выступил в коман¬де ЦС ДСО «Спартак» на чемпионате СССР по скалолазанию вместе с Мишей Хергиани. Было еще много других случаев, из которых я понял, что позиция второго на маршруте — это признак мудрости руководителя».

Невозможно в одной статье привести описание всех маршрутов, пройденных Кустовским. Приведем список наиболее значительных маршрутов Кустовского (кроме Донгуз-Оруна) - все они первопрохождения. Повторение любого из них и сейчас украсит биографию любого альпиниста.

1960 г. Ц. Кавказ. Двойка: Анатолий Кустовский и Анатолий Луцюк — совершила восхождение по стене вершину Донгуз-Орун через ледовую «шапку», повторив достижение замечательных грузинских альпинистов Михаила Хергиани и Иосифа Кахиани.

1961 г. Зап. Кавказ. Домбай. Украинская команда «Спартак» в рамках чемпионата СССР прошла новый маршрут на Гл. Аксаут по северной стене. Состав команды: Анатолий Кустовский - руководитель, Юрий Мельник, Гарри Апреленко, Геннадий Карлов, Виктор Яковина, Анатолий Луцюк.

1962г. Ц. Кавказ. Пик Щуровского по бастиону Сев.стены. 3 место в чемпионате Союза. Состав команды: А.Кустовский, Г.Апреленко, В.Черевко, Г.Карлов, ГСемочкин, В.Яковина.

1963г. Ц. Кавказ. Восхождение на Ушбу (4694м) по ЮЗ стене признано лучшим восхождением сезона в Союзе (результаты чемпионата в тот год не подводились по решению Федерации альпинизма СССР, т.к. погиб Л.Мышляев — сильнейший альпинист страны). Этот маршрут, протяженностью около двух кило¬метров, изобилующий карнизами, отвесами и нависающими участка¬ми, находится в одном ряду со сложными восхождениями европейского стенного альпинизма тех лет. Состав команды: А.Кустовский, Г.Апреленко, В.Черевко, Г.Карлов, Г.Семочкин, В.Яковина.

1964 г. – пик Комсомола Украины – 1 место в чемпионате Украины

1964 г. ЮЗ Памир. Известный альпинист страны В.М.Абалаков предлагает А.Кустовскому решить новую задачу: пик Энгельса с его стеной, протяженностью в 2000 метров, с преодолением отвесных участков на высотах более 6000 м. в ситуации кислородного голодания – задача не для рядового коллектива альпинистов. Пройденный маршрут оказался сложнее и выше всех других в технически-сложном классе и содержал качественно новые элементы. Команде «Спартака» присуждается первое место в созданном новом высотно-техническом классе. Состав команды: А.Кустовский, В.Черевко, К.Клецко, Г.Шалаев, Ю.Яковенко, В.Яковина.

1966 г. Ц. Памир. Команда Кустовского продолжает совершенствовать выработанный стиль, преодолевая сложнейший стенной маршрут в условиях высоты на пик ОГПУ (6028 м). Это вновь приносит ей 1 место в чемпионате страны. Кроме того, это было не только первопрохождение, но и первовосхождение на саму вершину. Состав команды: А.Кустовский, В.Черевко, Г. Семочкин, Г.Карлов, Г.Шалаев, Ю.Яковенко, И.Науменко.

1967 г. Ц. Памир. Восхождение на высшую точку страны — пик Коммунизма (7495 м) по новому пути - ЮВ ребру. Это восхождение позволило еще выше поднять потолок применения сложной снежной, ледовой и скальной техники, применив ее на высотах выше 7000 м. В итоге — 1 место в чемпионате СССР. Состав команды: А Кустовский, В.Черевко, В.Колесник, П.Зайд.

1969 г. Тянь-Шань. Объектом восхождения выбрана суровая и холодная, во многих местах покрытая натечным льдом, Сев. стена Свободной Кореи (4740 м). Команда завоевывает серебряные медали в чемпионате СССР.

1969 год. Команда Украинского «Спартака» после восхождения на пик Свободной Кореи.
Справа налево - А. Кустовский, В. Черевко, В. Яковина, Г. Семочкин, Ю.Пархоменко, В. Колесник.

1970 г . Памиро-Алай.Фанские горы. . Выбирается стена вершины Чапдары (5197 м). 4 место в чемпионате страны. Состав команды: А.Кустовский, В.Черевко, О.Шило, В.Яковина.

1971 г. Ц. Кавказ. Восхождение на центральную вершину Шхельды по «зеркалу» приносит команде золотые медали в чемпионате УССР.

1973 г. Самым сильным и самым смелым высотным стенным проектом Анатолия Кустовского было восхождение команды по Южной стене пика Коммунизма на Памире в 1973 году.
Эта стена, с точки зрения альпинизма, в те годы, не имела себе равных на территории СССР. Наивысшая из всех семитысячников гора, с огромной почти трехкилометровой высотой от подножия, дополняется крутизной, составляющей в среднем 70°. Особенно сложна ее центральная часть, где вертикальные участки значительны по протяженности, а отдельные стенки имеют отрицательную крутизну. Одним словом, южная стена представляла собой идеальный объект для высотных стенных восхождений. Первопрохождение Юж. стены пик Коммунизма стало последним в жизни Анатолия Кустовского. Он умер на высоте 7400 м.

Отмечая заслуги А.Кустовского, с 1974 года и по настоящее время в Украине проводятся соревнования по скалолазанию - «Мемориал памяти Анатолия Кустовского».

Батманова Ирина Петровна (1938, гор. Воронеж). МС (1971). Младший инструктор методист по альпинизму. Окончила Киевскую городскую школу инструкторов.

После того, как родители Ирины в 1955 году получили назначение на работу в город Николаев – на новый только, что построенный «Южно-турбинный завод», семейный совет Батмановых принял решение об отправлении дочери в Одессу к родственнице. Она выбрала физико-математический факультет Одесского государственного университета. К моменту окончания общеобразовательной школы Ирина окончила музыкальную школу по классу рояля. В школе она любила решать задачки по алгебре и тригонометрии, да и то, что она окончила школу с медалью, упростило ее поступление в университет.

С раннего детства Ирина мечтала стать геологом. Долгое время она собирала разные камешки во время хождения с отцом на охоту (как он шутил - была у него «охотничьей собачкой»), бегая за сбитой дичью. Свою «коллекцию» камешков Ирине пришлось «подарить» Сталину во время какого-то его юбилея — в школе сказали, что вождю нужно отдать самое дорогое. В то время страна жила в своеобразном психозе, когда все что-то ему «дарили»! Коллекция пропала, а страна лишилась одного геолога, но приобрела физматематика. В 1960 году Ирина Батманова окончила физико-математический факультет Одесского Госуниверситета.

Это было время увлечения молодежи Одессы альпинистскими тренировками, походами и горячим желанием попасть в горы. Именно тогда в Одессе альпинизмом руководил А.В.Блещунов. С 1957 года увлеклась альпинизмом и Ирина Батманова.. Начальные шаги в альпинизме запомнились ей, как одно из светлых воспоминаний, так интересно были построены занятия в Одессе. А.В. Блещунов не только преподавал альпинизм - он ставил задачу для себя шире: воспитать из своих студентов Людей, которые при этом еще были бы увлечены альпинизмом. Во многом это ему удавалось, и молодые альпинисты навсегда запомнили его «Школу» и руководителя этой «Школы» Александра Васильевича Блещунова..

Вместе с дипломом Батманова получила классификационный билет 2-го разряда по альпинизму и свою жизнь без гор она уже не мыслила. Отсюда и жизненный выбор Многочисленные выезды на тренировки по скалолазанию привлекали Батманову возможностью не только выезда из города на природу, но помогали осваивать альпинистскую технику.

С Анатолием Кустовским Ирина Батманова познакомилась в 1960 году в Житомире на соревнованиях по скалолазанию – приехала защищать честь Одесских скалолазов. Здесь к ней пришла первая значимая победа – она, выступая в связках, заняла 2-е место.

2004 год. Крым. Первенство Украины по
Малым горам. Член судейской коллегии –
Ирина Петровна Батманова

В альплагере «Шхельда» в том же году впервые начала собираться та спартаковская команда Кустовского, которая потом составила ее костяк. Батманова с группами спартаковцев сделала восхождения на Уллу-кару (3А) и пик Вольной Испании (4А). Эти восхождения для команды были тренировочными, а Ирина на них набиралась умения и опыта. Вероятно, тогда в команде и решили, что с Батмановой можно ходить в одной группе. Это были первые совместные с Анатолием восхождения. Правда альпинистские «весовые категории» супругов сильно отличались - Кустовский уже признанный мастер, поэтому Батманова была включена в состав «молодежной» команды «Спартака», которая ездила на сборы то вместе с основной командой, то порознь, набирая свой опыт и знанияСовместная супружеская жизнь Кустовского и Батмановой была пронизана альпинизмом, общими альпинистскими друзьями и общими интересами. Без особого на то напряжения, получилось, что их киевский дом стал центром притяжения всех общих сборов, будь то праздники или собрания команды. Все члены команды настолько были интересны друг другу, настолько «дышали» одними интересами, общественными и спортивными, что трудно вспомнить сколь-нибудь серьезных разногласий, обид. Все решалось при взаимном уважении, дружеском расположении. Общие семейные выезды с детьми на скалы, на лыжах с детьми же в рюкзаках, семейные сборы — запомнились как «праздник, который всегда с тобой».

Лучшие восхождения Ирины Батмановой: 1968 год, Кавказ, Шхельда вост. (по Гарфу) 5А к.сл., 1969 год, Тянь-Шань, в. Корона, 6-я башня, 5А к. сл., в. Корона, 6-я башня по стене, 5Б к. сл., 1970 год, Памиро-Алай, Фанские горы, Чап-Дара по С-В ребру, 5Б к. сл., 1971 год, Кавказ, в.Шхельда Центр, по «зеркалу», первопрохождение, 6 к. сл.

После смерти мужа «большой» альпинизм пришлось оставить — росла дочь. Чтобы все-таки ездить в горы, на несколько лет переключилась на инструкторскую работу с новичками и значкистами.

Сейчас, когда многое устоялось, когда это «обратное зрение» многое высветило по новому, вернее, добавило новый смысл к старому, пришло время сбора и выпуска книг воспоминаний ветеранов. Именно поэтому И.П. Батманова, член комиссии пропаганды альпинизма и скалолазания при ФАиС Украины, приняла решение о возобновлении в Украине серии, подобной «Побежденным вершинам» - начать освещать текущую, современную жизнь альпинистов Украины. У нового редактора есть большое желание поставить эту серию на постоянную основу, но, мягко говоря, ограниченные финансовые возможности, а, еще более, недостаточное (или потерянное) понимание самими альпинистами необходимости и значения такого выпуска, тормозят и желание, и работу.

Но при этом выходящие отдельные сборники, которые за последние годы сумела выпустить И.П.Батманова, образно говоря, расхватываются, как «горячие пирожки», не залеживаясь на полках и переходя в разряд «бестселлеров».

Ниже приводится перечень ее работ:

• «Дороги, которые мы выбираем». 2005 год. Очерки воспоминаний разных авторов, под редакцией И.Батмановой.
  • «Мы родом из альпинизма». 2005 год. Очерки воспоминаний разных авторов, под общей редакцией И. Батмановой.
  • «Альпинизм в Одессе. Вчера. Сегодня. Завтра». 2006 г. Книга посвящена 70-летию Одесского альпинизма, и является коллективным трудом известных одесских альпинистов. Составитель и редактор - Ирины Петровна Батманова.
  • «Украинские вертикали-2008». 2009г. Панорама жизни альпинистов и скалолазов Украины. В издании представлены статьи об экспедициях и восхождениях, об успехах и проблемах скалолазов и ледолазов, об опыте и практике работы региональных ФАиС, статьи из истории альпинизма, и хроника за 2008 год. Идея проекта и составитель Батманова И.П., редколлегия сборника И.П. Батманова, Л.В. Герасимова, А.И. Клокова, П. Ф. Славинский, А.Л. Ясинская
  • «Восхождение длиною в жизнь». 2010 г. Сборник статей к 70-летию президента ФАиС Украины В.К.Симоненко, МС, ЗТУ по альпинизму, «Героя Украины». В издании представлены рассказы не только альпинистов, выраставших, как спортсмены, вместе с В.К. Симоненко, но и свидетелей его многолетней деятельности по организации гималайских экспедиций. Составитель и редактор Батманова И.П.
  • «Украинские вертикали-2009-2010». 2012 г. Панорама жизни альпинистов и скалолазов Украины: экспедиции и восхождения успехи и проблемы скалолазания хроника событий результаты соревнований по альпинизму и скалолазанию по Украине и СНГ. Идея проекта и составитель Батманова И.П., редколлегия сборника И.П. Батманова, Л.В. Герасимова, А.И. Клокова, П. Ф. Славинский, А.Л. Ясинская
  • В ближайших планах И.П.Батмановой сбор и подготовка материалов (совместно с одесскими альпинистами) для большой книги, посвященной 75-летию одесского альпинизма.

П.П.Захаров (По воспоминаниям и материалам И.П.Батмановой, участников команды А.А.Кустовского, «Mountain.RU», «ExtremeUA», Альпклуба «Одесса», «Альпклуба СПБ», фото из архива И.П.Батмановой)

Моя первая "шестёрка" по маршруту моего полного тёзки.

Ну, повезло! Правда, в 1984 г., когда мы ходили на Ушбу, в классификаторе она была как 5Б. Нонсенс!