Авторы: Игорь и Лариса Ширяевы
Непальские дневники. Носильщики-шерпы. Часть 3
Благосостояние носильщика (шерпа и не шерпа) можно определить по обуви. Обувь – один из основных рабочих инструментов. Хорошая обувь для носильщика – это как хорошая фотокамера для московского фотографа. И степень доступности по деньгам примерно такая же. Встреченных нами носильщиков можно было условно поделить на три категории:
1. Бедняки и молодежь в шлепанцах и вьетнамках. О том насколько соответствуют вьетнамки технике безопасности передвижения по скальным участкам, это еще можно подискутировать. Известно, что советские альпинисты-скалолазы лазали по каменным стенкам в обычных черных резиновых галошах из советского магазина, чем приводили в ужас западных альпинистов. Резина обладает отличным сцеплением. Надо только галоши брать на 2 размера меньше, чем размер ноги. Будет дискомфортно ноге, но зато не слетят. ГлавЕжж когда-то немного лазил, когда был помоложе и не такой раскаченный.
Но вот когда видишь молодых парней (у нас бы они считались еще детьми) на леднике под грузом во вьетнамках – вот здесь реально испытываешь шок. Возникает желание позаботится. Иногда это желание имеет непредсказуемые последствия. Наш спутник, добрая душа Виталик, после такого перехода по леднику, посмотрев на измученных и продрогших носильщиков, заказал им горячего молока на ужин. То ли ребята прибавили к молоку еще кое-чего, то ли хозяин ночного приюта решил воспользоваться добротой белого путника, но счет отличался от того, что было заказано. Восток… Хитрость почитается наравне с доблестью, а доброта может трактоваться как глупость.
2. Средний класс в кедах и кроссовках. Уровень кроссовок – непальский сампошив. Комфорт для ног в многокилометровом горном переходе можно представить.
3. Богачи в трекинговых ботинках. Их, мягко говоря, не много. Ботинки не брендовые, но даже такие – огромная удача для носильщика. Иногда туристы после трека оставляют старые трекинговые ботинки своим носильщикам в подарок. Как правило, в состоянии «чтоб не выбрасывать». О совпадении размера речи не идет. (Большинство непальцев мелкие.)
Носильщики идут медленно и тяжело, опираясь на массивную деревянную Т-образную палку. Конструкция ее незатейлива и отработана веками до совершенства и минимализма, как техника Apple. Палка короткая, и руку не приходится сгибать в локте, опираясь на этот своеобразный посох. В нижней части корзины для переноски грузов сделана выемка. Носильщик отдыхает стоя, опирая корзину на горизонтальную перекладину палки. Сама перекладина входит в выемку корзины, и так можно отдыхать даже на скользких поверхностях. Палка фиксируется в выемке под весом корзины, и треугольная конструкция, состоящая из ног носильщика и палки, становится вполне устойчивой.
Корзины тоже используются традиционной конструкции. Вместо привычных нам рюкзачных лямок – широкая налобная лента. Груз удерживается на спине усилием лба. Руками тянут за специальные веревки–балансиры наподобие того, как эквилибрист балансирует шестом, когда идет по проволоке. Только носильщик идет по узкой и скользкой горной тропке. Такая техника переноски грузов выработана веками.
Груз, который несут носильщики, реально очень тяжел. Плюс непривычная для нас техника переноски. Кроме того, европейцу психологически тяжело. Ведь шерпы идут, уткнувшись носом в тропу. Малейший поворот головы, чтобы поглазеть по сторонам, и корзина слетает со спины из-за натяжения налобной ленты. Вот почему мало кому удается с первого раза справиться с корзиной шерпа.
Если носильщик несет рюкзаки туристов, то он связывает между собой два огромных туристических рюкзака, а сверху водружает и привязывает свой маленький штурмовой рюкзак (а чаще просто мешок) с личными вещами. К этой конструкции он привязывает налобную ленту и веревки-балансиры для рук. И несет. Без завтрака и перерыва на обед.
Такая конструкция весит около 50 кг. Считайте сами. Авиакомпании ограничивают вес туристического рюкзака – 20 кг. Перевесы случаются, но меньше бывает редко. В горном туризме и альпинизме рюкзаки легкими не бывают. Чужих 2 рюкзака по 20 кг и свой около 10 кг. Итого, 45-50 кг. Носильщик в возрасте 15-ти лет – это обычное дело в Гималаях. Но есть люди, которых мы прозвали дабл-шерпы. Они несут 4 связанных туристических рюкзака и сверху свой личный мешок. Общий вес около 90 кг.
Носильщики-шерпы идут очень расчетливо. Идти в их колонне комфортно. Надо только набраться нахальства и втиснуться на тропе между тяжело дышащими носильщиками. И повторять их движения.
Шерпы выбирают на тропе сложную, извилистую, но очень экономящую силы траекторию движения. Основной метод экономии энергии – сделать набор высоты максимально плавным. Не наступать на камни, а перешагивать. Там где на тропе ступени, идти по самым мелким ступеням. Если начертить траекторию движения центра тяжести объединенной конструкции носильщик-груз, то кривая получается довольно плавная, без зубчатых пиков и провалов. Но длинная и извилистая. Идут носильщики очень мелкими шажками. Так идти намного легче. Шерпы это знают, хотя не учились ни физике, ни математике. И кстати, тяжело груженые шерпы почти всегда приходят к месту ночевки быстрей, чем туристы с легкими штурмовыми рюкзаками. Проверено на практике. Удержаться весь ходовой день за медленно, но очень рационально идущими шерпами - задача нелегкая!
Нам, богатым белым бездельникам-туристам, несравненно легче, чем шерпам. Каждый из нас несет на спине маленький, удобный штурмовой ранец российского спецназа и на груди сумку с фотоаппаратурой. В ранце питьевая вода по минимуму, одежда на случай непогоды в горах, термос с горячим сладким чаем, таблетки витамина С с глюкозой, налобные фонари на случай задержки на маршруте. Средства связи не несем, аптечку тоже. Итого, за спиной вместе с весом самого ранца около 5-6 кг.
На груди фотосумка, сконструированная по принципу нагрудного рюкзака. Она жутко мешает дышать в условиях, когда на высоте и так не хватает воздуха, но зато позволяет оперативно фотографировать и защищать камеру от непогоды. В сумке тушка, сменная оптика, зарядки, кабеля и прочие аксессуары, деньги и документы. Вес фотосумки 3-4 кг. Итого каждый несет 8-10 кг. И мы не удерживаемся за шерпами, плавно переходя назад от лидирующих групп к отстающим. Вот они плоды сидения у компьютера…
Навстречу попадаются караваны тяжело груженых яков. Яки идут медленнее всех. По походке видно, как сильно у них болят колени и копыта. Як тащит на себе чудовищный для человека вес. Як устал, у него болит, и он раздражен – агрессивное животное. При виде раздраженного яка шерпы начинают шустро карабкаться на крутой склон, с грузом в 50 кг за спинами, уходя с тропы наверх и пропуская яков ниже себя. Мы по наивности упускаем этот момент и расплата наступает незамедлительно. Головной як корпусом неумолимо скидывает вниз с тропы под обрыв. Зацепившись за кусты, отчаянным рывком выскакиваем обратно на тропу. Следующий в колонне як раздраженно бьет рогами по ребрам. Больно и перехватывает дыхание так, как от пропущенного удара профессионального боксера. Сразу становится понятно, кто здесь на гималайской тропе истинный хозяин, а кто гость.
Мулы, в отличие от яков, ласковые и отлично помнят встреченного на тропе путника. Если ты погладил какого-нибудь мула, то при повторной встрече на тропе он тебя обязательно вспомнит, остановится и будет выходить на связь глазами.
Огромное количество средств для переноски тяжестей в горах (животных и людей), а также отсутствие других доступных способов заработать и прокормиться, порождает предложение услуг по ношению грузов. Альпинизм меняется: он становится легче, доступнее, менее требовательным к здоровью, тренированности, волевым и моральным качествам человека. Это дает шансы все большему количеству обычных людей увидеть и сфотографировать разные прекрасные горы, вплоть до вершины Эвереста. Но есть оборотная сторона.
Постепенно альпинизм перестает быть истинным – тем героическим и романтическим занятием, образ которого сформирован книгами, фильмами, песнями. В современном мире вполне морально допустимо бросить попавшего в беду человека в горах без помощи. (Об этом мы уже писали в предыдущих записях «Непальских дневников».) Подразумевается, что тропа густо «населена» восходителями, и обязательно кто-то поможет. Иногда этот кто-то так и не появляется, т.к. все проходят мимо. И человек умирает на глазах у проходящих мимо восходителей. Иногда по многу дней умирает, взывая о помощи.
Если раньше люди более тщательно готовились к восхождению: осваивали технические навыки, подгоняли под себя снаряжение, тренировались физически, выходили на пробные тренировочные маршруты, то сейчас люди больше заняты тем, как найти денег на восхождение. Будут деньги – будет восхождение! На остальное часто не остается ни времени, ни сил, ни желания. Кроме того, успокаивает мысль, что при наличии финансов тебя на вершину хоть на руках занесут. Появилось понятие – коммерческое восхождение. Это вроде как такси взять – ты платишь, и тебя везут или даже несут. Появился типаж дряхлого джентльмена с палочкой и пожилой мадам, вокруг которых суетится целая бригада носильщиков, поваров, гидов.
Хорошо это или плохо? Хорошо, когда думаешь, что в свои далекие 70 лет ты сможешь продать свою квартиру и перед смертью увидеть вершину Эвереста. Хорошо, что у тысяч людей появилась возможность пережить потрясающие по силе духовные, мистические и эмоциональные ощущения, которые буквально накрывают человека в Гималаях. Но нужно понимать, что также как «шахид-такси» в Москве ничего не гарантирует, так и «шерпа-такси» в Гималаях не гарантирует вам сохранения жизни и здоровья. Даже если у вас много-много денег.
Носильщики обещали доставить ваш груз, и в лучшем случае ваше тело. Что это тело останется живым, вам никто не гарантирует. Ведь никто не отменял горную болезнь с отеком легких, перепады температур с обморожениями, снежные лавины и трещины, коварные как безумный могильщик. А еще горняшка любит догонять свои жертвы. На высоте ты можешь неожиданно чувствовать себя вполне сносно, а после спуска вниз тебя «накрыло».
Небольшой ролик:
|