Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Руководитель: В.Ломакин, Москва

Отчет о горном походе 2 с эл 3 к.с. по Ц.Кавказу в августе 2010 г. Часть 1

ЦЕНТРАЛЬНАЯ СЕКЦИЯ ТУРИСТОВ

МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ОТЧЁТ

о спортивном походе 2 с элементами 3 к.с.

на Кавказе (Восточное Приэльбрусье),

проведённом с 1 по 15 августа 2010 года

Руководитель похода

Ломакин В. Д.

тел.: (916)-363-32-21

e-mail: vl-88@yandex.ru

Москва 2010 г.

1. Справочные сведения.

Вид туризма: горный

Район путешествия: Восточное Приэльбрусье

Категория сложности: 2 с эл. 3

Количество участников: 12

Сроки проведения: 1-15 августа 2010 года

Продолжительность маршрута: 15 дней

Протяжённость маршрута: 108,8 х 1,2 = 130.6 км

Маршрут группы:

р. Ташорун — пер. Хибины (1Б, 3500) — р. Кыртык — р. Мукал — пер. Сылтан (н/к, 3450) — пер. Зурбаган (1Б, 3650) — р. Баксан — р. Курмычи — пер. Джаловчат (2А, 3550) — пер. Адылсу (1Б, 3600) — вер. Узловая (1Б, 3900) — вер. Курмычи (1Б, 3950) — пер. ВЦСПС (1Б, 3700) — а/л Джантуган — р. Адырсу — р. Шхельда — р. Когутайка — вер. Большой Когутай (1Б, 3800) — р. Баксан — Азау — ск. Пастухова

Пройдено категорийных препятствий: 8, из них 2А — 1, 1Б — 7

Максимальная высота: 5000 (склон г. Эльбрус)

Максимальная высота ночёвки: 4100 (Приют 11)

Суммарный набор высоты: 8720 м

Маршрут утвержден МКК МГУ в составе: Зеленцов Д. Ю., Зеленцова Е. В., Голубев М. В.




2. Список участников

Фамилия, имя, отчество

Туристская подготовка

Обязанности в группе

Ломакин Василий

1 с эл. 2 ГР Терскей,

3ГУ Фаны

руководитель

Смирнова
Ирина

1 с эл. 2 ГР Терскей,

3ГУ Фаны,

помощник руководителя

Шарибжанова Анастасия

2ГУ Зап. Кавказ, 1ГУ Архыз

медик

Шарибжанова Евгения

1 с эл. 2 ГУ Терскей

пом. медика

Хрисанфова Елена

1 с эл. 2 ГУ Терскей

пом. медика

Заборовский Никита

1 с эл. 2 ГУ Терскей

снаряженец

Катаргин Алексей

3ГУ Фаны

медик

Романов Лев

1 с эл. 2 ГУ Терскей

фотограф, эколог

Иванова Маргарита

1 с эл. 2 ГУ Терскей

завхоз

Шейнин Владимир

1 с эл. 2 ГУ Терскей

реммастер

Шамшина Юлия

1 с эл. 2 ГУ Терскей

финансист

Харпалёв Иван

ПВД

хронометрист


3. Подготовка похода

3.1. Цели и концепция мероприятия

В 2009 году группой из 21 человека с Василием Ломакиным и Ириной Смирновой в качестве руководителей был пройден поход первой с элементами второй категории сложности на Центральном Тянь-Шане в районе хребта Терскей. Часть участников той большой группы на следующий год захотели продолжить занятия горным туризмом и пойти в более сложный поход.

По желанию участников в качестве района горного путешествия изначально был выбран Кавказ. Никто из новичков прошлого года ещё не бывал на Кавказе, у многих совпало желание побывать в этих новых для себя местах.

Отдельной целью было совмещение горного похода с осмотром природных и культурных достопримечательностей Абхазии, для чего специально было выделено несколько дней после похода.

3.2. Район путешествия и маршрут похода.

Обилие перевалов всех категорий позволяет провести поход 2 к.с. практически в любом районе Кавказа. При построении маршрута изначально учитывалось два пожелания:

· участники хотели увидеть вблизи высшую точку Европы

· руководитель предпочитает протяжённые линейные маршруты

Таким образом, маршрут должен был представлять собой протяжённую нитку без самопересечений с концом в районе Эльбруса.

Было построено несколько вариантов маршрута со стартом к западу или востоку от Эльбруса. Среди прочих фигурировали нитки со стартом в районе реки Теберда и альплагеря Безенги. Первый из них в итоге был забракован по причине того, что опытные участники похода уже побывали на Западном Кавказе в 2007 году. Второй был подвергнут критике со стороны членов МКК: большая протяжённость маршрута для не очень спортивной группы из новичков второго года обучения. В результате появился вариант со стартом в районе перевала Шаукам, в сравнительно редкопосещаемой долине реки Ташорун.

Итоговый маршрут состоял из трёх линейных отрезков, основными препятствиями на которых являлись:

· перевал Хибины (1Б) — редкопосещаемый перевал, первопройдённый всего несколько лет назад, никем ещё не пройденный в нашем направлении.

· перевал Джаловчат (1Б–2А) ­— снежно-ледовый перевал, новый тип препятствия для новичков второго года.

· хребет Адылсу с вершинами Узловая (1Б) и Курмычи Восточная (1Б) ­— достаточно нестандартное скальное препятствие для походов второй категории сложности.

· вершина Большой Когутай (1Б) — скальный маршрут на красивую обзорную точку в центре Приэльбрусья.

Таким образом, удалось разнообразить характер препятствий, встречающихся на маршруте. Участники закрепили навыки передвижения по уже известным им формам рельефа: траве, осыпям, закрытым ледникам, а также впервые попробовали движение по наклонному льду, скалолазанье с рюкзаком и без, движение по перилам на подъём и на спуск на разных формах рельефа.


4. Организация похода

4.1. Транспортные и прочие услуги

Заезд в Приэльбрусье не представляет трудности. Дорога по Баксанскому ущелью — основная магистраль Эльбрусского района — круглый год поддерживается в хорошем состоянии. Ситуация с заброской в долину реки Ташорун сложнее. Единственный автомобильный маршрут туда проходит по дороге ныне не действующего Тырныаузского молибденового комбината. Фирмы, организующие трансферы, имеют разные мнения на счёт качества этой дороги. Одни сообщают, что «дорога полностью разрушена и непроходима», другие, что возможен заезд только на ГАЗ-66 за большую плату. На поверку выяснилось, что за дорогой всё же следят, каждое лето она приводится в относительный порядок после лавин и весенних селей. Через неё проходит маршрут, идущий далее через перевал Шаукам к урочищу Джилису у северного подножия Эльбруса, причём наиболее трудная для автомобилей часть этого пути — подъём на перевал Шаукам, который нам преодолевать не требовалось. Нас забросили в нужную точку на двух автомобилях: УАЗ-452 «Буханка» и а/м «Газель», которую местный умелец переделал в комфортабельный внедорожник :)

Все транспортные услуги для нас обеспечивала фирма Бориса Саракуева — «Тау- Сервис». От общения с Борисом остались очень хорошие впечатления, все возникавшие по ходу дела проблемы оперативно разрешались. Рекомендуем пользоваться его услугами.

Координаты Тау-Сервис:

· Адрес: г. Нальчик, ул. Ахохова, д. 167, офис 17.

· Телефон: +7-928-950-38-68

· е-mail: bezonec@list.ru

· сайт: http://www.kbr-bazar.ru/tau/ , http://nalchik.tiu.ru/cs2077-tau-servis

Прайс-лист фирмы:

· Трансфер Нальчик – река Ташорун: 8600 руб. за два внедорожника.

· Развоз и хранение трёх забросок: 2000 руб.

· Оформление погранпропусков: 100 руб. за пропуск.

· Газ: 300 руб. за 450-граммовый баллон фирмы Kovea.

Борис также помог нам с организацией переездов по Кабардино-Балкарии после похода. С его помощью мы получили координаты местных водителей, с которыми созванивались и договаривались на месте.

4.2. Регистрация и государственные сборы

Маршрут похода большей частью пролегал вблизи границы РФ и Грузии, что потребовало оформления погранпропусков. За небольшую плату Борис Саракуев оформил необходимые документы и подвёз их к поезду. Следует отметить, стандартный пропуск оформляется на всю группу сразу, а значит нужно не забыть сделать копии на каждого из участников. Иначе в случае, скажем, схода человека с маршрута отдельно от остальной группы, он остаётся без пропуска. Пограничники за всё время похода никак себя не проявили, наши пропуска не были проверены ни разу.

4.2. Особенности общения с местными жителями и представителями власти.

В последние годы участились проблемы у групп, совершающих путешествия по горам Кавказа в целом и по Приэльбрусью в частности. Летом 2009 года в Приэльбрусье был на несколько недель введён режим контртеррористической операции, что привело к фактическому закрытию въезда в район. В наш год район не закрывали, но некоторые трудности в общении с местными жителями и представителями власти были и у нас.

Наиболее неприятный инцидент произошёл во время первой ночёвки в долине перевала Хибины. В 3 часа ночи мы были разбужены двумя рабочими из стоящего ниже по долине коша. Люди требовали сигареты и верёвки, оружием не угрожали, но вели себя достаточно нагло и грубо. Верёвка якобы была нужна для вытаскивания машины, застрявшей при подъёме на перевал Шаукол. Надо сказать, что днём, когда мы проходили мимо этого коша, нас напоили молоком и отказались брать деньги, а вечером один из ночных визитёров приезжал на лошади, и с ним мы по-дружески поговорили об окрестных горах. Не желая эскалировать конфликт, мы отдали верёвку взамен на обещание вернуть её нам в 5 утра. В 5 утра, естественно, никто не приехал, в 7 мы спустились к кошу сами. Там мы встретили всё тех же двух мужиков, которые снова стали вежливыми и очень извинялись, что верёвку пришлось отдать, так как у машины могли возникнуть проблемы на следующем подъёме. По их словам, верёвка должна была приехать буквально завтра. История закончилась тем, что через день в долине реки Кыртык мы встретили сборную команду туристов из разных городов, заканчивающую маршрут. Рассказав о своей беде, мы попросили их продать нам одну из своих верёвок.

Следующих трудностей можно было ожидать на ночёвке в Баксанской долине в месте впадения ручья Курмычи в Баксан. Насколько нам было известно, местные используют здешние луга под покос и негативно относятся к туристам, ставящим здесь палатки. Косвенно это подтверждается тем, что в наш год ручей был искусственно запружен и большая часть поляны залита водой, очевидно, для орошения. Мы встали за деревьями на самом дальнем конце поляны перед началом подъёма в долину Курмычи. Вечером не включали фонари, соблюдали светомаскировку. Судя по всему, на нас никто не обратил внимания.

Известны случаи материальных претензий к группам по поводу посещения так называемого национального парка «Приэльбрусье». Этот вопрос широко освещён в интернете. Вкратце суть его сводится к тому, что в популярных ущельях (например, Адырсу, Джилису) и просто в Баксанской долине с туристов требуют деньги, как правило, не очень большие суммы (50—100—150 рублей с человека). Нам повезло не встретиться со сборщиками этих податей.

Также в интернете широко освещена проблема поборов на Эльбрусе. Мы встретились со сборщиками «налога на Эльбрус» на второй станции канатки, где происходит пересадка из одного вагончика в другой. Из всей толпы, поднимающейся по канатке, выдёргивают туристов и альпинистов (определяя их по одежде и наличию рюкзака) и требуют по 1000 рублей с человека за продолжение подъёма. То, что канатка внизу была оплачена полностью, никого особенно не интересует. Платная зона якобы находится выше 3600 метров, деньги собираются за вывоз мусора, постановку вешек и ещё какие-то услуги. Мы показали сборщику маршрутную книжку, рассказали, что едем отдохнуть в вагончиках после напряжённого маршрута и не помышляем о восхождениях выше бочек. Далее нам удалось заинтересовать его расспросами о проживании в вагончиках. Почувствовав финансовый интерес, он подобрел, дал свой телефон и обещал устроить нас лучшим образом. Другие альпинисты пообещали не подниматься выше 3600, и после некоторых препирательств их тоже пропустили. Агрессии по отношению к кому-либо проявлено не было. В целом сложилось впечатление, что деньги платят в основном иностранцы, клиенты альпфирм и наиболее ленивые личности. Через день на спуске с горы нами никто не заинтересовался.

В целом проблемы с местными жителями и представителями власти в центральном районе Кавказа повторяются из года в год, что портит впечатление от посещения этих красивых гор. По итогам не будем рекомендовать посещение Приэльбрусья с туристическими целями до изменения ситуации и сами, скорее всего, не поедем туда в ближайшие годы.

5. План-график маршрута

Дата

Участки маршрута

L (км)

Hmax (м)

Hноч(м)

dh

(м)

1

1 авг

Подход под пер. Хибины

6,9

3000

3000

+700

2

2 авг

Подъём на пер. Хибины (1Б)

2,2

3500

3160

+500

Спуск с пер. Хибины

3,3

3160

-340

3

3 авг

Спуск до р. Кыртык

5,2

2360

2500

-800

Подъём по р. Кыртык до слияния р. Субаши и р. Мкяра

5,5

2500

+140

4

4 авг

Подъём на пер. Сылтран (н/к)

6,2

3450

3450

+950

5

5 авг

Спуск к оз. Сылтранкёль

1,2

3200

2850

-250

Подъём на пер. Зурбаган (1Б)

1,5

3650

+450

Спуск до ночёвок на гребне

4,7

2850

-800

6

6 авг

Спуск до р. Баксан

3,6

1700

1570

-1150

Переход по Баксанскому шоссе

4

1570

-130

7

7 авг

Подъём по р. Курмычи

4,4

2500

2500

+930

8

8 авг

Подход под пер. Джаловчат

2

3200

3200

+700

9

9 авг

Подъём на пер. Джаловчат (2А)

1,1

3550

3300

+350

Спуск с пер. Джаловчат

0,7

3300

-250

10

10 авг

Подход под пер. Адылсу

1,2

3600

3700

+300

Подъём на пер. Адылсу (1Б)

0,6

3700

+100

11

11 авг

Траверс вер. Узловая

0,6

3900

3300

+200

Траверс пер. Курмычи (1Б)

0,7

3800

-100

Траверс вер. Курмычи Восточная

1,3

3950

+150

Спуск на пер. ВЦСПС (1Б)

1

3700

-250

Спуск на зелёные площадки

1,1

3300

-400

12

12 авг

Спуск в а/л Джантуган

3,3

2400

2400

-900

13

13 авг

Переход до поляны нарзанов

16,5

1900

3000

-500

Подъём по долине р. Когутайка

3,9

3000

+1100

14

14 авг

Подъём на пер. Владимира Коршунова (1Б)

1,7

3600

3000

+600

Подъём на вер. Большой Когутай (1Б)

0,8

3800

+200

Спуск в лагерь

2,4

3000

-800

15

15 авг

Спуск к поляне нарзанов

4

1950

4100

-1050

Переход до Азау

8,3

2350

+400

Подъём на Гарабаши (канатная дорога)

0

3750

+1400

Подъём к Приюту 11

1,9

4100

+350

16

16 авг

Акклиматизационный выход к скалам Пастухова

2,4

4700

4100

+600

Спуск к Приюту 11

2,4

4100

-600

17

17 авг

Спуск к Гарабаши

2,2

3750

-350

Спуск в Азау (канатная дорога)

0

2550

-1200

Общий километраж: 108,8 х 1,2 = 130.6 км.

Суммарный набор высоты: 8720 м.


Комментарии к выполнению план-графика

1. В первый день образовалось опережение графика на сутки, т.к. машина смогла завезти группу непосредственно под перевал Шаукам.

2. Во второй день мы отказались от прохождения перевала Артыкол, т.к. перевал Хибины оказался сложнее и отнял больше времени, чем было запланировано.

3. В пятый день отказались от прохождения перевала Нейтрино, т.к. в наших условиях он казался непростой 2А. Прошли запасной вариант – перевал Зурбаган. На спуске заночевали на террасе на гребне, т.к. решили не спешить спускаться в долину реки Баксан.

4. В десятый день заночевали на перевале Адылсу, т.к. безопасно двигаться дальше мешала испортившаяся погода.

5. В одиннадцатый день не успели спуститься в альплагерь Джантуган, заночевали на травянистой террасе перед крутой частью спуска.

6. После просмотра отказались от прохождения связки перевалов Обзорный + Пастуший, обошли их по долине реки Баксан. Посчитали перевал Обзорный малоинтересным и излишне трудоёмким для прохождения.

7. По итогам МКК засчитала прохождение перевала Зурбаган в наших условиях в качестве 1Б, а перевала Джаловчат в качестве 2А категории сложности.

Прочие изменения в план-графике незначительны и непринципиальны.

6. Техническое описание перевалов

Все приводимые в тексте высоты приведены по топографической карте 500-метровке либо по данным Google Earth.

Всюду в описаниях приводится «чистое» время движения (далее по тексту «ЧХВ» — чистое ходовое время), отсечённое по последнему участнику, без учета привалов. Длина перехода варьировалась от 20 до 35–40 минут в зависимости от участка похода и рельефа, привалы в основном 10–15 минут. Обеденные перерывы в зависимости от погоды и планов на день составляли от 0 до 3 часов

Понятия «правый» и «левый» даются орографически, если это не оговорено особо.

6.1. Перевал Хибины

Категория трудности 1Б

Высота 3500 м

Характер осыпной

Ориентация север – юг

Прохождение: 1 августа 2010 года со стороны реки Ташорун (с севера).

Описание даётся: от реки Ташорун до слияния рек Субаши и Кыртык.

Снята записка группы туристов МГТУ им. Баумана (3к.с., 9 человек) под руководством Расторгуева М. от 21.08.09.

Необходимое снаряжение: каски, треккинговые палки, верёвка основная, петли, обвязки, подъёмные устройства (жумары).

В 6 часов 36 минут 1 августа прибываем на железнодорожный вокзал города Нальчик. Быстро улаживаем бумажные формальности со встречающей фирмой, получаем заказанные погранпропуска и газ, сдаём коробки с заброской. Около 7 утра выезжаем на двух микроавтобусах повышенной проходимости по направлению к г. Тырныауз и далее по дороге старого молибденового комбината к перевалу Шаукол. Качество дороги среднее для горных условий, для спецтранспорта она вполне проходима. Подробнее об этом в параграфе, посвящённом транспортным услугам. Сделав в пути большую остановку, к 13 часам высаживаемся у слияния реки Ташорун и безымянного ручья, стекающего с перевала Хибины. Здесь начинается активная часть нашего маршрута.

Перепаковав вещи и сделав небольшую разведку, выходим в 13:54 — идём до коша по левой по ходу движения стороне ручья. Общению со здешними кошменами посвящён отдельный параграф отчёта, см. выше. Советуем не вступать с ними в разговор. Далее забираем чуть правее по ходу. Судя по всему, раньше в долине перевала Хибины, возможно, во время функционирования Тырныаузского молибденового комбината, велась геологоразведка. Среди осыпей угадываются остатки дорог и площадок, оставленных тяжёлой гусеничной техникой. Этими дорогами можно воспользоваться на подходах к перевалу.

В течение следующих 20 минут забираемся на зелёный холм и устраиваемся на обед. В 17:56 продолжаем движение вверх по сухому руслу ручья справа по ходу. Ещё через 27 минут ЧХВ поднимаемся на зелёные площадки. Ставим лагерь около ручья, стекающего слева (по ходу) от серпантина, ведущего на перевал. До перевала не так близко, как хотелось бы, но по нашим представлениям лагерь стоит у последней воды с этой стороны хребта. На следующий день мы выясним, что это не так, и в этом году существует ещё один ручей в более чем 1 часе ЧХВ выше. В долине много пересохших русел, заранее предсказать наличие в них воды довольно сложно.

После ночных событий устраиваем общий подъём в 5:30. Завтракаем и в 7 утра группой из трёх мужиков спускаемся к кошу с целью выяснить судьбу верёвки, которую у нас «попросили» ночью. В 10 утра возвращаемся ни с чем.

В 10:17 выходим из лагеря по направлению к перевалу Хибины. Во время вчерашней разведки было обнаружено две бульдозерных тропы, ведущих к подножию перевала. Одна идёт серпантином слева по ходу, вторая справа траверсом вдоль склона. Выбираем серпантин, представляющий из себя очень хорошую по горным меркам дорогу. Подъём по нему занимает 40 минут ЧХВ. Далее движемся по правой по ходу морене. В течение следующих 53 минут поднимаемся по моренным валам из мелкой и средней осыпи, крутизной до 25 градусов, и подходим к перевальному взлёту. По пути проходим мимо озера и снежника, который пересекаем справа по ходу.

Перевальный взлёт представляет собой конгломерат — смесь крупной, средней и мелкой осыпи на жёсткой подложке. Насколько нам известно, на подъём этот склон ещё никто не ходил. Начинаем движение плотной группой траверсом вдоль склона. Конгломерат очень неприятен, едет всё, включая «чемоданы» с человека размером. Через 20 минут ЧХВ останавливаемся и достаём верёвки. Провешиваем все оставшиеся у нас перила – 90 метров. Крепление на петлях за крупные камни. Рядом с каждой станцией постоянно находится человек, следящий, чтобы верёвка не сползла, и чтобы не уехал весь камень.

Пройдя перила, траверсируем на скалы справа по ходу. Далее движемся двумя группами (по мере вылезания на последнюю станцию): 4 и 6 человек. Скалы не слишком разрушенные, приятные для свободного лазанья, периодически требуется гимнастическая страховка. Камнеопасность средняя, много осколков на средней части скал. Следим, чтобы одна группа не оказалась под другой, связываемся по рации. Первая группа выходит на седловину в 16:15, вторая ещё через 1:15. Ввиду позднего времени решаем отказаться от траверса и прохождения перевала Артыкол (1А). В 18:30 начинаем спуск. Движемся по мелкой живой осыпи, приятной для спуска, протяжённостью 350 метров. В 20:30 ставим лагерь под ручьём, стекающим с орографически левого борта долины.

3 августа выходим из лагеря в 9:29 утра, двигаемся вниз к реке Кыртык по травянисто-каменистому склону вдоль ручья. Через 20 минут выходим к основному руслу реки Гитче-Артыкол и идём вдоль него, пока не упираемся в водопад. Судя по всему, из-за водопада верхняя часть долины посещается местными редко. Обходим его слева по травянистым склонам крутизной до 40 градусов. Далее спускаться более-менее удобно – за полчаса сбегаем до реки.

Продолжаем движение по траве по орографически левому берегу реки. Идём достаточно далеко от берега, не приближаясь к каньонам. Попадается много скотогонных троп. Устраиваем привал примерно в 50 метрах над слиянием рек Байзамок и Гитче-Артыкол. Вскоре по пологим склонам спускаемся к Гитче-Артыколу и переходим его по камням. По тропинке доходим до коша на орографически правом берегу, игнорируем кошмена, чем вызываем его сильное недовольство. Спускаемся к удобной автомобильной дороге и начинаем движение по ней в сторону истоков реки Кыртык. Отойдя на достаточное расстояние от коша, устраиваем обед рядом с мостом через ручей Уллу-Артыкол. В долине реки Кыртык встречаем сборную группу туристов из разных городов, рассказываем им свою историю о потере верёвки. Выясняется, что они уже заканчивают маршрут и готовы за небольшую плату отдать нам свою, чем мы с благодарностью пользуемся.

Оставляем справа скалу Уллукая, известную тем, что в её пещерах обнаружены стоянки древних людей. К сожалению, на осмотр у нас уже не остаётся времени.

В районе впадения реки Гитчеесенчи в реку Кыртык автомобильная дорога забирает вправо по ходу движения и траверсирует склон долины на большой высоте. Взбираться по ней нет необходимости, мы успешно пересекаем разлив по дну долины. В 20:10 становимся на ночёвку рядом со слиянием рек Субаши и Кыртык.

Расчёт ходового времени:

· Подъём до ночёвок у предпоследнего ручья: 1 час 20 мин.

· Подход под седловину перевала: 1 час 50 мин.

· Подъём на перевальный взлёт (с учётом технической работы): 4 часа 20 мин.

· Спуск до первых ночёвок: 1 час 20 мин.

· Спуск до кошей на реке Кыртык: 2 часа 40 мин.

· Переход до слияния рек Субаши и Кыртык: 3 часа.

Всего 14 часов 30 мин.

Достаточно напряжённая 1Б в случае прохождения со стороны реки Ташорун. Не рекомендуется в качестве первой 1Б в походах 2 к.с. Группа должна быть готова к движению по конгломерату и лазанью с рюкзаком по разрушенным скалам. Маршрут со стороны реки Кыртык в связке с перевалом Артыкол (1А), возможно, несколько проще, так как ключевой участок проходится на спуск.


Фото 1.1. Место выхода на маршрут в долине реки Ташорун.


Фото 1.2. Вид на перевал Хибины с первой ночёвки.


Фото 1.3. Подход к перевалу Хибины.


Фото 1.4. Перевальный взлёт перевала Хибины.


Фото 1.5. Подъём по осыпи в нижней части перевального взлёта.


Фото 1.6. Первая перильная верёвка на конгломератном склоне.


Фото 1.7. Вид вниз с окончания второй верёвки.


Фото 1.8. Вид на скально-осыпной кулуар в верхней части подъёма.


Фото 1.9. Вид на путь подъёма со средней части скал.


Фото 1.10. Выход на седловину перевала Хибины.


Фото 1.11. Группа на седловине перевала Хибины


Фото 1.12. Осыпь на спуске с перевала Хибины.


Фото 1.13. Вид на перевальный взлёт с юга.


Фото 1.14. Вид на подход к перевалу Хибины с юга.


Фото 1.15. Вид на долину ручья Гитче-Артыкол с места ночёвки.


Фото 1.16. Водопад на ручье Гитче-Артыкол.


Фото 1.17. Траверс долины ручья Гитче-Артыкол.


Фото 1.18. Вид на коши у слияния ручья Гитче-Артыкол и реки Кыртык.

6.2. Перевал Сылтран

Категория трудности н/к

Высота 3450 м

Характер осыпной

Ориентация северо-запад – юго-восток

Прохождение: 4-5 августа 2010 года со стороны реки Кыртык в сторону озера Сылтранкёль.

Описание даётся: от слияния рек Субаши и Кыртык до озера Сылтранкёль.

Необходимое снаряжение: не требуется.

Выходим из лагеря в 8:47, сразу же переходим реку Субаши по деревянному мостику. Через 50 минут ЧХВ выходим на разливы реки Мкяра и перебираемся через неё по камням. Продолжаем движение вверх по орографически левому берегу реки Мукал. Через 20 минут подходим к скалам и огибаем их справа по ходу движения по хорошей тропе. Тропа делает резкий поворот и крутым серпантином взбирается на скалы. Движемся дальше в поисках очередной переправы теперь уже через реку Мукал. К 14 часам, двигаясь по маркированной турами тропе, взбираемся в верховья Мукала, в цирк его ледника и устраиваем обед. Для нас это лишний крюк, да ещё и с набором высоты, но перейти реку ниже представляется невозможным — соваться в бушующий поток ни у кого не возникает желания. Здесь же глубина реки всего по колено, ширина до 2-3 метров, течение сравнительно спокойное. Пересекаем реку стеночкой в 17:04.

Далее в течение 40 минут ЧХВ движемся по средней осыпи траверсом в сторону перевального взлёта перевала Сылтран. Осыпь слежавшаяся, встречаются небольшие снежники. На одном из них один из участников поскальзывается и ранит руку. В течение 20 минут оказываем медпомощь силами четырёх медиков :) Ещё через 20 минут ЧХВ выходим к тропе, ведущей на перевал. К 20:00 поднимаемся и встаём лагерем на седловине. Рядом множество туров, ни в одном из них записку обнаружить не удалось.

5 августа выходим из лагеря в 10:05 и спускаемся к озеру по тропе. Группа разделяется, половина участников огибает озеро слева по ходу по тропе, половина справа без тропы (зато здесь в полтора раза короче). Купаемся в Сылтранкёле, намечаем путь подъёма на следующее препятствие.

Расчёт ходового времени:

· Подход к скалам и подъём на них: 1 час 30 мин.

· Подъём в верховья реки Мукал (с учётом разведок): 3 часа 20 мин.

· Подъём на перевал: 1 час 20 мин.

· Спуск к озеру Сылтранкёль: 40 мин.

Всего 6 часов 50 мин.

Некатегорийный перевал прост при прохождении в обе стороны, на седловине множество удобных ночёвок, но могут быть трудности с водой. При спуске в сторону реки Кыртык важно выбрать левую по ходу тропу и как можно раньше переправиться через реку Мукал. Правая тропа ниже упирается в скальные сбросы, где течение Мукала бурное, и входить в поток без страховки опасно.


Фото 2.1. Мост через реку Субаши.


Фото 2.2. Подъём по реке Мукал.


Фото 2.3. Подход к перевалу Сылтран. Орографически левый берег реки Мукал.


Фото 2.4. Перевал Сылтран.


Фото 2.5. Подъём на перевал Сылтран по тропе.


Фото 2.6. Места для ночёвки на седловине перевала Сылтран.


Фото 2.7. Вид на озеро Сылтранкёль с перевала Сылтран.


Фото 2.8. Вид на перевал Сылтран с юго-востока.

Часть 2 >>>>>>>

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru