Автор: Виктор Чайка, Минск
Кавказские Сказки. Глава 5. Скалы за рекой
- Пять минут до выхода!!! - Неумолимый тон Татьяны абсолютно никак не вязался с тем, что даже беглый взор на окрестности нашей палатки говорил о том, что тут нужно, минимум, раз в шесть больше этих самых минут. Ведь мы первый раз собираемся "на скалы", тут надо одеться по всем законам скальной моды, да еще и прихватить все необходимые...как это там у них в миру.... - аксессуары. Плюс, только что принятые, горные макароны как-то расслабили и замедлили нашу боевую дружину. Но скалы - вон они, за рекою, манят, зовут, внушают, пытаются давлеть. Какие-то конкуренты, во время наших макарон, уже двинули занимать стены. Это подлило масла в огонь сборов. И вот, через двадцать пять минут после назначенного времени выхода, под строгие реплики Татьяны, мы затопали по траве к реке, вполне похожие на крутых горных апачей.
Река встала перед нами, как конь, на дыбы. Несется, с грохотом и скоростью гоночного болида, только малость попрохладней оного. Чтобы дойти до места тренировок, надо два раза пересечь реку по мостам. На первом мосту есть перила из тросов, и выглядит он весьма крепоньким. Но, несмотря на это, было строго наказано, больше чем по двое на пролет не выходить, дабы не подрывать здоровье моста, так как он может угрожающе раскачаться, разволноваться и подправить нам судьбу. Мы решили пока не проверять эти его возможности , свои бы проверить для начала. А потому шагали по нему, как велено, но с гордо поднятой головой, чтобы дать понять речке, что нас так просто не запугать, особенно вот таких модных, в строительных касках, да ишо и заряженных макаронами.
Вот он, сей краеугольный мост:
После моста надо бодро прошагать по камням, которые здесь вместо привычной земли под ногами. Это довольно весело, особенно если вы до сих пор не утратили азарт и тягу к ходьбе по бордюрам (по тротуару кажный могёт, а ты вот по бордюру прошествуй). Бордюры, правда никуда толком не ведут, а вот камни эти толково подводят ко второму мосту через данную речку. Его внешний вид уже бодрит больше, чем вид предыдущего. Перил тут нет, да и сам он в полуметре от "поверхности" воды. Порой на него даже залетают брызги. Он не широк и лаконичен настолько, что даже как-то сразу интересуешься ответом на вопрос:
- -Татьяна, а что вот будет, например, если случайно так упасть в сию милую речушку?
- -Нуууу, как бы это помягше так ответить... Скорее всего уже ничего может и не быть... Камни, скорость, знаете ли!
- -Так блин - у нас же каски! У нас же воля к победе и всё такое. Апач не может быть унесен потоком! Да и что - неужели так проблемно вылезти будет?
- -Каски - касками, а камни - они покрепше будут, да и речка - попроворней.
- -То есть что - лучше совсем не падать?
- -Ну, видимо, да! В первый раз будем переходить по перилам, заодно и поучимся немного.
(Пытливый внимательный ребенок, не в первый раз читающий кавказскую сказку, сразу сообразит, что за гора на заднем плане)
Чайки речек всё равно не боятся! Но перилам - быть! Я отправился вперед, чтоб на том берегу организовать себя, как станцию страховки (точнее, мне разрешили отправиться). В таком разрезе, даже можно изобрести пару новых терминов: "передняя страховка" и "задняя страховка". Перебрался, натянул перила. Все потихоньку прошли. Хотя, никакие команды между берегами толком не слышны. Река, оказывается, не только проворней, но еще и тупо громче всей нашей братии. Но, тем не менее, она вроде как выразила нам респект, и протянула свою холодную мокрую ручонку, чтобы поприветствовать.
Это потом однажды Виктор-жолтыя-трусы пойдет за колбасой к тайнику недалеко от поповских ночевок в своей запатентованной босоногой манере в то время дня, когда потоки полноводнее всего, А КОЛБАСЫ НЕТ (там, где пахнет колбасой, перилами, соответственно, не пахнет):
А пока и не запатентованные манеры пущай поработают.
Паша Минец (кстати, на предыдущем фото, это именно он на заднем плане, тоже в босоногом образе):
И вот, распираемые чувством гордости, шагаем по тропе мимо скал. Ближняя стенка уже кем-то занята, бредем дальше. Идем по берегу Реки, мимо грохота. Тут уже есть трава, хотя, порой нужно прыгать совсем не по ней, а по камням. Да оно и веселее - по камням-то, травы и на родине хватает, а такую, как здесь, даже топтать жалко. Гордая она какая-то. Оно, вроде, и выглядит так, что здесь камни существуют для того, чтобы не топтать траву, а перемещаться по ним:
Подходим к нашей стенке. Среди людей она называется "Сектор 2", здесь пробиты маршруты, и можно без особых проволочек приступить к тренировке. До самой стенки еще надо подняться по травянистому склону. Поднимаемся, раскладываем вещи. Одеваемся в системы, вешаем карабины, восьмерки и дуем к скале.
Вообще-то, она не особо устрашает - не отвесная (у нее положительный наклон) в основном. Это подавляющая мысль в голове. Ведь надо как-то провести параллели с тем, где приходилось до этого тренироваться. Оно-то и на вертикальных стенках можно поотдыхать после прохождения отрицательных или потолка, если это скалодром. Если же это кирпичные развалины в парке, и на данном маршруте одни сплошные мизера, то тоже можно не сильно переживать, хоть и мизера - но они есть. Стенки города из гранитных камней вообще пригодны для постоянной жизни на них, хоть и вполне вертикальны. А тут - вроде довольно не страшнао всё смотрится. Но есть, местами, и отвесные части, и где-то даже нависания. Но у нас в планах сегодня попривыкать вот тут - на неплохо положительном угле.
Да что тут, собственно, привыкать? Ведь здесь, наверное, толком-то и не упадешь? На высоте четвертого этажа на Мельнице в парке, на вертикальной стене, вроде ж не страшно было? Да и трава внизу, а не столбики от забора. Ща как полезем!
Однако, данные мысли роились в голове лишь до того момента, пока не потребовалось ощутить под задницей много метров пространства уходящего ВНИЗ, хоть и не совсем отвесно, хоть и держит тебя веревка. Но такого пространства раньше даже близко под задницей не бывало. И, само собой, она немного взыграла. Тут "Вниз" ощущается как-то покрепче. Не уверен, что найдется человек, у которого не проскочет это выбросом адреналина, когда он в первый раз это почувствует.
Для меня это был второй раз. Первый такой случился, когда я на развалинах Мельницы в Парке однажды залез выше, чем мог спрыгнуть. Я был со страховкой. Да, ты знаешь - веревка держит "много раз умножить на твой вес", да, тебе почти ничего не угрожает, но задница в данный момент немного давит на мозг (вообще, мне кажется, что весь адреналин вырабатывается именно где-то в её области). Помню: лез и остановился, четко осознав момент высоты, не сулящей мягкого спуска "если что". Замер. Прошло несколько секунд и мозг опять воспрял. Всё как-то встало на свои места и я понял, что не боюсь высоты. Ну или правильней будет сказать - могу не допускать того момента, когда начинаю ее боятся. Потом оно больше не возвращалось, это вредное чувство.
Но тут понадобилось заново пройти такой момент. Потому что здесь было значительно выше. В первый раз я не полез вверх по скале, а спускался вниз, после некоторого присутствия при налаживании страховки Николаем. Спускался лазанием, то есть лез вниз со страховкой. Не отвес, но понятно, что если вдруг начнешь падать (если бы не было веревки), то полетишь до самой травы где-то там, внизу, и то, что здесь не отвес, тебя мало утешит - полетишь, если что, конкретно и без проволочек. Есть что-то очень животное в этом ощущении. В обычной, мирской, жизни такое не встречается, даже когда пролетаешь на велике на красный на перекрестке проспекта, а машины уже тронулись, и пролети ты на пару секунд позже - это был бы не крайний, не заключительный, а конкретно последний пролет. Так даже в этот момент задница не слишком реагирует - тупо крутит педали.
Макс:
Это ощущение тоже прошло. Насовсем. Потом оно, вопреки моим опасениям, так и не вернулось ни в один из дней, независимо ни от крутизны стен, ни от высоты над уровнем травы или снега. Чёрт его знает, хорошо это, или плохо. Мне очень понравилось чувствовать под собою пропасть, или не под собою, или просто рядом, в паре шагов или сантиметров. Потом как-то так стало, что мне спокойнее было сидеть на скалах, осматривая всё вокруг, чем сидеть под скалами. В каком-то смысле, это край мира, как минимум - граница этого и того, хотя, может быть, и просто только край этого. Самый спокойный момент в этом году был (да и, пожалуй, за всю последнюю жизнь), когда мы были в заключительном выходе в сторону Безенгийской стены и стояли у озера на повороте ледника. Я залез повыше, разложил коврик, и просто сидел, и мне больше ничего не надо было. Около озера отдыхали после долгого перехода по леднику мои друзья (это тоже было составляющей, надо непременно, чтоб где-то рядом были друзья, немного, но очень близкие по духу), а я сидел и не хотел спускаться, мне было так спокойно, только вечерний ветер с ледника заставил идти к палаткам... Мне так не хватает теперь этого здесь, среди людей города, просто где-нибудь чтобы было место, где вот точно так же можно находиться в абсолютном равновесии. Просто НАХОДИТЬСЯ, созерцая мир, полностью укладываясь в его структуру. Хотя я и не очень-то нахожусь среди людей, я ведь не работаю на общепринятой работе, там где люди и стены вокруг. Я пишу музыку, которая меня абсолютно устраивает, мы исполняем даже ее со сцены, и это мои баррикады, на которых я счастлив. Я ставлю танцы, такие, как мне нравится, танцую их. И тоже со сцены. Помогаю в постановке различных шоу-программ. Какая-то психоделическая режиссура, какая-то, порой весьма необычная, искра, идея (необычная потому, что я, так вышло, не замылен наличием людей вокруг себя по восемь часов в сутки - это меня убьёт). И это тоже часть моих баррикад, без которых я для себя вообще не вижу никакого места. В этом я нахожу для себя свободу здесь - в цивилизации, а в свободе нахожу счастье, в свободе двигаться туда, куда мне надо и интересно. Но это другое. Иногда теперь я пытаюсь, хотя бы внутри себя, поймать ТО состояние, чтобы уравновеситься. Пытаюсь понять, смог бы я вечно там сидеть. На скале, перед Безенгийской Стеной. Вечно, в том смысле - не захотелось бы мне опять на баррикады. И мне думается, что идеальное состояние - это когда не захотелось бы. Это когда ты стал даже выше баррикад.
Просто сидеть на скале перед простором и солнцем. На краю мира. Вдали.
Может это тоже что-то животное. Сродни тому, когда аисты стараются повыше построить гнездо и убрать все ветки, чтобы был обзор и понимание того, что же, мать его, происходит вокруг. Но они там это, видимо, из-за опасения перед хищниками делают. Хотя и хищные птицы тоже стараются повыше поселиться. Есть, правда, и виды живых тварей, которые наоборот забираются в норы, строят укрытые в траве гнёзда и вообще, особо не выпендриваются на глазах у судьбы. Кто-то и вовсе старается ей на глаза не попадаться. Но тем и прекрасна эта планетка, что различных тварей на ней - не счесть.
Меня захватило уже в этот первый сегодняшний день. Всё это - вокруг. И, особенно, вот это ощущение высоты и камня.
Судя по радостным возгласам моих товарищей, им тоже все это нравилось. Все лезли вверх, спускались вниз. Лазанием и дюльфером. Сегодня как раз это и было нашей задачей: привыкнуть к скалам, полазить, освоить спуск на восьмерке. Вот оно, веселье в картинках:
Ольга Минец:
Владимир Аношко:
Параллельно учились правильно страховать друг друга. Всплыл еще один забавный момент. Человек скрывается за перегибом и не понятно, когда выдавать, когда выбирать, и что вообще там у него происходит - его просто не видно и НЕ СЛЫШНО. Рядом река, а из-за перегиба докричаться нереально - все твои возгласы тонут в этом шуме. Получается, что если ты страхуешь, то все твои знания о том, кто на том конце веревки, основаны только на ее натяжении. А если ты сам на том конце веревки, то держися, друх, за скалы - на страховку надейся, а сам-то не плошай. Ты ведь, примерно, представляешь, на чем там основаны знания о тебе в данный момент, плюс понимаешь, что слышно тебя только тебе. Хотя друх и держит крепко:
Должон, во всяком случае. А вот за такие манеры Паша схлопотал. После того как Николай (Ислямов) низверг на него бурную, как река внизу, реплику: "ДА ТЫ ЧТО!!! ТАМ ЖЕ ЧЕЛОВЕК!!! ДЕРЖИ ДВУМЯ РУКАМИ!!!" Паша уже всегда держал веревку "правильно". (Это причесанная версия реплики, в жизни она звучала позвучнее, и пущай).
Лазилось здесь просто обалденно. Гораздо легче чем на нашем скалодроме, и везде, где раньше приходилось. Такое ощущение, что скалы были однажды изобретены именно для того, чтоб по ним лазили. Очень удобная фактура, всегда можно за что-нибудь ухватится, уж если не за выступ, то за какую-нибудь мелочь, наконец, просто на трении можно удержаться. Ходят, правда, слухи, что существуют стены, где даже мелочь не отыщешь, но пока я сам не увижу такую стенку, не поверю. (За всё время пребывания тут я так и не нашел такой стенки, самое загадочное, что попадалось, это валуны, по ним труднее всего было лазить - одни сплошные мелочи на их поверхности, и ничего существенного).
А со скалы открывался простор (на данный момент это казалось простором):
Также можно было рассмотреть наш лагерь более детально, даже палаточный городок виден и, если присмотреться, детвора на стадионе:
Между подходами отдыхали и веселились, ликуя, как птенцы, которые в первый раз полетели, и еще не совсем соображают, что же случилось, и что надо бы при этом чувствовать.
Наладили чат для общения. Он не совсем электронный, но вполне чат: если чего надо тебе скомандовать, командуешь тем, кто внизу сбоку, а они передают наверх тем, кто стоит на страховке и находится, при этом, в зоне прямой видимости:
И вот мы уже вполне проворно и убедительно лазим, показывая, наблюдающей снизу, реке свои неимоверно гордые задницы в беседках:
Паша Минец
Бох иво знает, понимает ли она, эта речка, и улавливает ли царящее победоносное веселье, но объектив точно что-то такое уловил:
(Юля Аношко, королева горного фото, и ниспорьте)
В общем, реке задницами вдоволь погрозили, козу Богам показали, наказали скалам стоять-бояться, гордость за команду укрепили, это всё знак, что нужно срочно возвращаться в лагерь. Срочно - эффект от утренних макаронов резко закончился, голод обрушился внезапно и направил наши взоры в сторону палатки. Пора бы! Вот если бы кто-нибудь принес новых макарон прямо сюда, чтоб еще реке и макаронами погрозить, подкрепиться, да дальше лазить! Но на вторую половину дня существуют еще одни наполеоновские планы - акклиматизационная прогулка по морене с набором высоты. Вроде как планировалось, что хоть это отобъет у нас всякий голод, посеет смуту в наших рядах, и вообще - всячески устрашит. Поглядим.
А пока топаем обратно по тропе, солнце жарит, как сумасшедшее.
Когда мне пытались раньше объяснить вот эти погодные горные контрасты, я всё никак не мог понять, как это в тени может быть холодно, а на солнце можно обгореть в это же время. Либо как за часы, или даже минуты, погода может поменятся, как времена года. Однако да - вчера вечером было очень сыро и пронизывающе-туманно, утром было ясно, но прохладно, сейчас же вообще жарит, как десять солнц в Минске. Говорят, что нужно бы мазь использовать, бояться нужно этого солнца, а я всё равно решил подумать, что это всё враки и предраСЦУТки. (сработало, однако). Что-то мне не хотелось никакой мази и прочих подобных штук, среди меня, это вроде как "зачем тогда ты сюда приперся, если пытаешься от этого отгораживаться". Это, конечно, не означает, что надо в минус двадцать снять перчатки, но солнце всегда, среди меня, считалось другом и основой бодрости и проворства.
Зашибенно жарит, прямо до костей. Обалденное солнце здесь. Прямо под его лучами можно затевать вот такой водопой (подобные ручейки всегда рады помочь в вопросе утоления жажды):
Паша Минец
И вот уже никто не боится идти по мосту безо всяческих перил. Оно и понятно: после того, как надменно погрозишь водице с высоты победоносной ягодицей, как-то негоже тут страх перед речкой разыгрывать.
Сейчас будет обед. Здорово, что сегодня Вовчики дежурят!!! Не надо ничего готовить, надо только есть!!! Ой, как надо! По ощущениям два дня не ел. По ощущениям времени - примерно столько и прошло с того момента, как сегодня утром зазвонил будильник и я разбудил всю палатку воплями на вид Безенгийской стены (волки воют на луну, чайки - на вид Безенгийской стены - проверено на собственных перьях). А ведь солнце только в зените - еще даже полдня не прошло. А ведь, чуток погодив, мы двинем на прогулку к высоте.
К ВЫСОТЕ!!!!!
|