Люди и горы > Люди >

Автор: Лариса Варфоломеевна Бычкова, Нижний Архыз

Нахарская экспедиция 2007.
В память о событиях 2006-го года

Мы посчитали возможным сообщить, что летом этого (2007-го) года состоялась экспедиция под Нахар. Наверное, почти все помнят, что в феврале 2006 г. там погибли под лавинами Константин Дорро, Андрей Бычков (andy), Сергей Рашитов (Норильский) и Сергей Табаков. По рассказам участников экспедиции вам пишет мама Андрея Бычкова - Лариса Варфоломеевна (lbych@sao.ru).

Экспедиция была организована к месту, где находился базовый лагерь команды зимой 2006 г. Это недалеко от подножия Нахара, на высоте примерно 3000 м. Подход к нему для неподготовленного человека в летнее время оказался очень трудным, но возможным.

Под Нахаром. В августе 2007 г. установлены памятные таблички на месте гибели Андрея Бычкова,
Сергея Рашитова, Сергея Табакова и Константина Дорро Авг 20, 2007

Под Нахаром. Табличка памяти Андрея Бычкова

Вершины Двузубка и Нахар находятся недалеко друг от друга, и восхождение на них могут совершить только альпинисты очень высокого уровня. Обе эти вершины высшей категории сложности - Двузубка 6а (высота 3600 м), Нахар 6б (3784 м). Зимой 2006 г. на Двузубку шли Миша Зиновьев, Дима Шаульский и Андрей Бычков в качестве руководителя. Остальные 6 участников команды шли на Нахар.

31 июля 2007 г. к базовому лагерю поднялась первая часть экспедиции: саратовский альпинист Александр Пьянзин (1й разяряд)
+ три участника зимнего похода 2006 г.: Дмитрий Шаульский (1й разряд, Краснодар), мастер спорта Михаил Зиновьев
(Балаково Саратовской области) и Андрей Григоров (мастер спорта, тренер той команды, Сочи). Они сделали восхождение на Двузубку, посвятив его оставшимся там. Пьянзин и Шаульский этим восхождением выполнили нормы КМС. С Двузубки снята записка 1992 г.

Поднявшись, эта команда обнаружила на месте базового лагеря много вещей, оставшихся с февраля 2006 года - спальники, кариматы, посуда, пакетики, газовые баллоны и пр. Все это было разбросано по всей территории. Зиновьев нашел весь свой рюкзак.

Нашли напоясную сумочку Андрея Бычкова. Почти все уже пришло в негодность, но кое-что забрали. Когда проводились поисковые работы в мае 2007г., это все было под снегом. А сейчас вытаяло. На Нахаре осталась платформа, повешенная в феврале 6го года.

Памятник Андрею Бычкову на кладбище в Нижней Ермоловке
Вторая часть экспедиции поднялась 6 августа. Это КМС из Саратова Алексей Ежов с 16-летним сыном Андреем, представители семьи Андрея Бычкова - отец Виктор Дмитриевич, сестра Юля, ее муж Аркадий Саркисян и приятельница Андрея Светлана Цыбулева.

7 августа обе команды встретились, а 8го вместе спустились. Наиболее хорошая тропа под Нахар - по руслу реки (для будущих восходителей). Отряд МЧС Карачаево-Черкесии обеспечил экспедицию машиной высокой проходимости.

В 40 метрах от места нахождения снежных пещер зимой 2006 г. и места гибели части команды тогда, расположен огромный камень, на котором во время данной экспедиции установлены памятные таблички погибшим. Камень расположен на хребте (на боковой морене ледника Нахар), его вершина (хребeтик) не была занесена снегом зимой 2006 г. И спасатели МЧС в феврале 2006 г. пометили его красным крестом для будущих поисковых работ. Во время поисковых работ приходилось копать снег до 7 м глубиной.

Еще можно добавить, что осмотрев место базового лагеря сейчас, понимаешь, что место действительно было выбрано разумно - об этом говорит вся география этой территории. И там не должно было быть лавин. Четко понятно, где должны были идти лавины, и где они шли - и с Двузубки, и с Нахара. Пока объяснение трагедии напрашивается только одно:

11-13 февраля 2006 г. лавины пришли из-за Нахара, с нахарского ледника. Большая часть этих лавин прошла там, где и должна была идти, не задев лагерь. Но значительная часть тела этих лавин ударилась о Двузубку, и отразившись от нее, накрыла лагерь со всеми ужасающими последствиями.
Это могло произойти только при аномально большом количестве снега, что и было той зимой. Толщина снега на нахарском леднике могла достигать десятков метров.
Но лучшего места для лагеря в том районе не было.

Район Нахара труднодоступный, малохоженый, красивый, но представляется неуютным и чужеродным.

На фото: групповой снимок экспедиции. Cлева направо:
Юля Бычкова, Дима Шаульский, Миша Зиновьев, Андрей Ежов, Виктор Бычков, Андрей Григоров, Аркадий Саркисян.
Имеются два диска фотографий с этой экспедиции.

Желаем благополучия всем вам

Читайте на Mountain.RU

Андрей Бычков. Описания маршрутов на вершины Архыза:
Токмак, Чучхур-баши, Пшиш, Магана, Псыш

Эта вещица посвещена Сергею Табакову("Ежику":-))...

CICI Сонет №82("Ёжику") Снег кружится неустанно, погасил цвета циклон, спозаранку ноют раны, как всегда, забылся сон… Мир растаял иностранно, стало тихо и тепло, ёжик спрятался в тумане, чёрный кот скребёт стекло… Пробираются на север туч безмолвные стада, волны просятся на берег… День - бесстыжий как всегда. Успокоит и обманет окаянное вино,… * * * Ёжик спрятался в тумане, чёрный кот скребёт окно… 2/16/2006

И еще про район Нахара:

http://www.vgora.ru/nachar1.htm http://www.vgora.ru/nachar2.htm http://www.vgora.ru/nachar3.htm http://mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5299