Горы мира > Западная Европа >

Автор Николай Примеров, Россия-Швейцария

Северная стена Маттерхорна (маршрут Bonatti Direttissima, ED+, 1200m) за 16.5 часов

В Виспе перед восхождением

В прошлые выходные (1-2 октября 2011г) россиянин Николай Примеров (Nikolay Primerov) и швед Олов Исакссон (Olov Isaksson) смогли повторить маршрут по северной стене Маттерхорна, пройдя его в альпийском стиле за 16 с половиной часов.
Обычно время прохождения составляет 2-3 дня. Маршрут имеет считанное количество повторений.

Олов удостоился чести надеть кепку сборной команды России ))

Все началось очень неожиданно. Мой друг и сожитель по квартире Олов написал мне за два дня до выходных, что стоит очень хорошая погода в Швейцарских Альпах, и что это один из тех редких моментов, когда условия в горах практически идеальные.
Мы быстро решили, что стоит сделать хорошее и технически трудное восхождение. Долго не раздумывая, решили пройти северную стену Маттерхорна.

Николай Примеров на последнем участке траверса Ангелов

Мы давно хотели сделать восхождение вместе, но все время появлялось множесто причин, по которым мы откладывали совместное восхождение.
Олов был не новичок в прохождении различных стен в Альпах. В его списке числятся восхождения на Айгер по северной стене, Град Жорас (северная стена) и Маттерхорн (классический маршрут по северной стене (Шмидт)).
Я хотя переодически и ходил в горы, но ничего сложного до данного восхождения не пробовал, в основном лазил на скалах, а зимой лазил микстовые маршруты в Альпах.

Множество разваленных скал

Так как классику по северной стене Олов уже ходил, мы решили сделать восхождение по более сложному маршруту Бонатти Дирретиссима.
Мой друг Патрик Ауфтенблаттен (Patrik Aufdenblatten) с напарником из Церматта смогли пройти этот маршрут на одну неделю раньше, поэтому они дали нам несколько полезных советов. Эти парни смогли пройти маршрут за рекордное время 7 с половиной часов.
Правда, Патрик - профессиональный спортсмен, и к своим 23 годам смог пройти множество сложных микстовых (М11) и скалолазных (8б+) маршрутов, а его напарник - профессиональный гид, и к своим 26 годам является самым молодым швейцарцем, поднявшимся на все 82 вершины в Альпах выше 4000м.

Более менее хороший лед

Поэтому мы не ставили цель побить их рекорд, так как мы лазим в немного разных лигах!
Мы хотели пройти маршурт за один день в альпийском стиле, хотя знали, что маршрут является одним из самых сложных на Маттерхорне, поэтому на всякий случай взяли с собой необходимые вещи для бивуака, двойную веревку (50 м) и хороший набор френдов и закладух.

В середине маршрута

После очень короткой ночи в Хернли-хижине вышли на маршрут в 3.15 утра 30 сентября. Около 5 часов мы уже смогли пересечь большой бергшрунд и подойти к маршруту.
Первые 100-150 м лазания оказались черезвычайно крутыми, с очень турдной организацией страховки.
После прошли несколько верёвок в одновременном лазании и были на рассвете у траверса Ангелов. Около 300 метров траверса мы смогли быстро преодолеть, также в синхронном лазании.
После траверса Ангелов вышли на небольшое ледовое поле, которое также не составило для нас больших трудностей. Следующие несколько веревок шли по небольшому кулуару, по которому постоянно сыпали небольшие лавинки.

На горизонте видна треугольна тень от вершины маттерхорна

Это был один из самых ключевых моментов на всей стене, по крайней мере, для меня. Кулуар очень узкий, около 1.5 метра, с очень тонким льдом.
По сторонам кулуара - просто невероятные по своей структуре скалы. Невозможно положить какую-либо точку страховки вообще. Это были просто камни, вмерзшие в лед.

В итоге, я смог закрутить только два бура в начале кулуара, рядом со станцией, и все остальные 40 м мне пришлось просто лезть в свободном лазании, иногда долго дожидаясь окончания лавинки, чтобы можно было поднять голову для рассмотрения места следующего удара ледового инструмента.

Последние метры до вершины. На заднем плане виднеется вершина Dent Blanche

Даже станцию пришлось делать просто на двух ледовых иструментах, потому что у меня не осталось больше буров, а френды и закладухи были непригодны. После ледового кулуара дело стало полегче, и мы смогли продвинуться достаточно быстро еще несколько сотен метров вверх.
Тем не менее, высота дала о себе знать, тем более, что я был совершенно не аклиматизирован. Поэтому мы не стали сильно торопиться, дабы не сделать глупых ошибок, которые могут дорого стоить на таком маршруте.
Последние несколько сотен метров - достаточно хороший лед, где можно организовать страховку.

На вершине

Буквально за четыре веревки до вершины, лед стал настолько твердым, что разлетался, как стекло, при каждом ударе молотка.
К тому времени наши инструмены были сильно затуплены за 900 м микстового лазания, и ноги просто отказывались держать на передних зубьях кошек.

Тем не менее, мы смогли взойти на вершину в 7 вечера 30 сентября, буквально за несколько минут до захода солнца.
Полюбоваться видами окружающих гор в последних лучах солнца нам удалось всего пару минут. Через 15-20 мин полностью стемнело, а мы были в самом начале долгого спуска.

Николай и Олов на следующее утро в Солвей хижине

После нескольких десятков дюлферов в темноте, мы смогли спуститься до хижины Солвей, где и остались на ночлег.
К сожалению, все места в хижине были заняты, поэтому мы просто легли на полу в одежде, хотя и нашли по одеялу, чтобы хоть как-то укрыться.

Немного поспать удалось только с утра, т.к. практически все ночующие ушли на восходение рано утром. Попив утреннего кофе, мы быстро спустились до Херли хижины, забрали все наши оставленные вещи и к обеду уже были на жд станции Церматт.

Величественный Маттерхорн

Хотелось бы добавить, что первая часть маршрута была в хорошем состоянии, вторая часть в относительно нормальных.
Очень много разваленных скал, на которых просто невозможно организовать страховку. Добавлю, что для меня это было первое восхождение по северной стене.

Читайте на Mountain.Ru:

Скоростное восхождение на Маттерхорн по Бонатти Директ за 7 час. 14 мин

Коля поздравляю!

с почином! отличный маршрут!

спасибо за рассказ, очень круто!

один вопрос - а кто снимал на фотографии "более менее хороший лед", какой-то траверс большой получается если первый (или это только кажется)))?