Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 1 к.с. по Приэльбрусью в январе 2009 г.
о горном туристическом походе I категории сложности по Приэльбрусью, совершенном группой туристов т/к «Плющиха» в период с 29 декабря 2008 по 5 января 2009 года.
Маршрутная книжка № 51/3-101 Руководитель группы Мирошкин С.В.
Маршрутно-квалификационная комиссия ФСТ-ОТМ рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю 1 категорией сложности.
Москва 2009 г.
I. Справочные сведения о походе.
т/к «Плющиха», РФ, Москва
РФ, республика Кабардино-Балкария. Северное Приэльбрусье.
Общий набор высоты на маршруте - 10500 м. Максимальная высота – 3100 м. (пер. Каракайский Южный)
Маршрутная книжка № 51/3-101
4. Сокращения, терминология и допущения
в. – вершина к.с. – категория м.н. – место ночевки прав., пр. – правый тр.-ос. – травянисто-осыпной
пос.Кичи-Балык – турбаза Долина Нарзанов – плато Харбас – р. Харбас - р. Малка – мин. ист. Джилысу – г. Сирх Зап (1А 3120 м ,рад.) – пер.Каракайский Южный (1А,зимн., 3100м) – р. Исламчат – пер. Каракайский Северный (1А, зимн., 2880 м) – пер. Бересун (н/к, 2470 м, дорога) – р. Шаукол – пер. Шаукол (н/к, 2925 м) – пер. Джаурген (н/к, 2700 м, дорога) – р. Кумыксу – г. Тырныауз
турбаза Долина Нарзанов – плато Харбас – р. Харбас - р. Малка – мин. ист. Джилысу – г. Сирх (1А, 3098 м, рад.) – пер.Каракайский Южный (1А,зимн.,3100 м) – р. Исламчат – пер. Каракайский Северный, южная седловина (1А, 3050 м) – пер. Бересун (н/к, 2470 м, дорога) – р. Шаукол – пер. Шаукол (н/к, 2925 м) – пер. Джаурген (н/к, 2700 м, дорога) – р. Кумыксу – г. Тырныауз.
6. Определяющие препятствия маршрута
II. Общегеографическая и туристическая характеристика района.
1. Географическая характеристика района и его туристические возможности.
Северное Приэльбрусье один из красивейших и загадочных регионов Кавказа. Включает в себя северные склоны Эльбруса, ледниковые поля которых дают начало р. Малке, а также его отроги. Сама Малка имеет длину до впадения в Терек 210 км, она принимает реку Баксан как правый приток, хотя по расходу воды Баксан намного превышает Малку. Туристский центр региона - курорт «Джилысу», с источниками тёплых минеральных вод.
С востока район ограничивается ледовым плато Джикауганкёз, с запада - перевалами Балкбаши и Фрунзе. По маршруту Кисловодск – Джилысу - восточная вершина Эльбруса было совершено первовосхождение на Эльбрус (экспедиция генерала Эммануэля,1829г.). Природа и характер рельефа сильно отличаются от южного Приэльбрусья - здесь более сухо, холодно и ветрено. В пределах региона могут быть проведены зимние горные походы I-II категорий сложности.
2. Транспортные возможности района и организация забросок
В транспортном отношении район проведения похода хорошо освоен. Верховья Баксана регулярным транспортным сообщением связаны с Тырныаузом, Нальчиком, Минеральными Водами, Пятигорском. Дороги хозяйственного назначения проложены и выше селений в зоне пастбищ и по долинам рек. По ним можно проехать только на транспорте повышенной проходимости. Проходимость таких дорог зависит от погоды и времени года, состояния мостов и проезжей части, о чем следует узнать до начала поездки.
3. Наличие пограничных и заповедных зон
Маршрут проходил вне приграничных зон РФ.
4. Взаимодействие со спасательными службами района.
Адрес спасательных служб района: Эльбрусский ПСО: Адрес: 361605 Кабардино-Балкарской респ., п. Терскол, тел. код (86639) 7-11-25, о/д 7-14-89, 7-13-10, 7-11-99. 8 (86638) 71278 – противолавинная служба
Перед походом информацию о погоде и количестве снега в районе группа отслеживала по материалам сайта www.go-elbrus.com и http://www.hmn.ru.
1. Общая смысловая идея путешествия
Основной идеей похода было пройти спортивный маршрут первой категории сложности в доступном, но мало описанном районе – Северном Приэльбрусье – с удобной организацией забросок. Маршрут состоял из автономного прохождение всего пути и преследовал цели ознакомиться с особенностями района путешествия в условиях зимнего межсезонья, выработать тактику построения и прохождения горных маршрутов зимой, сформулировать критерии к подбору снаряжения.
2. Аварийные выходы с маршрута и его запасные пути
В случае аварийной ситуации на маршруте возможен выход в цивилизацию по следующим маршрутам:
- от источников Джилысу. В случае плохой погоды или повышенной лавинной опасности отказ от прохождения пер. Северный и Южный Каракайский (1А), выход через пер. Бересун (н/к), до г. Тырныауз
- от р.Исламчат. . В случае плохой погоды или повышенной лавинной опасности отказ от прохождения пер. Северный Каракайский (1А) и движение на пер. Шаукол (н/к), до г. Тырныауз.
Запасные пути:
В случае недостатка дней на случай непогоды или низкой скорости движения были предусмотрен выход в пос. Верхний Баксан через пер. Кыртыкауш(1А, 3242 м).
3. Изменения маршрута и причины изменения
Из-за отсутствия снега в долине Исламчат решили вместо пер. Северный Каракайский пройти нигде не описанную его южную седловину 4. Сравнение заявленной и пройденной нитки маршрута
Общая протяженность – 124 км (с учетом коэфф 1.2)
Перепад высот (набор/сброс) – 5090/5410м. Высотный график
V. Техническое описание маршрута.
Высота, категория сложности перевалов и вершин, а также наименования рек, долин, ледников и хребтов даются по Перечню классифицированных перевалов (выпуск 2001 г.), путеводителям А.А. Алексеева «Эльбрус и его отроги». Везде, где не оговорено особо, километраж приведен с учетом горного коэффициента 1,2. Если не указано иное, все понятия "левый" и "правый" даны в орографическом смысле.
Машина не довезла нас к турбазе Долина Нарзанов 1 км. Ранее планировали старт в пос. Кичи-Балык, но отсутствие снега сократило нам маршрут на один день. Турбаза стоит в глубокой и узкой котловине, образованной изгибом р. Хасаут. С севера и востока она закрыта склонами и отрогами Скалистого хребта, а с юга - лесистыми отрогами Харбаского плато. Движемся вверх по дороге в сторону турбазы, перейдя мост через р. Хасаут продолжаем набор высоты. За мостом правее турбазы начинаем подъем на плато Харбас. Дорога немного (0.5см) занесена снегом. Тяжесть рюкзаков в начале маршрута сказывается, частые остановки. Дорога плавно поднимается по плато на Ю-З. Дорога то резко набирает вверх, то выполаживается и идёт с небольшими наборами высоты. Воды на плато совсем нет (фото 1, 2).
Температура днем минус 8° С, что не ощущается, ветра почти нет. После обеда продолжаем плавный набор высоты по дороге. На склонах появляются летники отмеченные на карте. В одном из них, сойдя с основной дороги и уйдя на ответвление дороги траверсирующий склон г. Харбас и решили заночевать. В коше ни печки, ни дров нет. Вода из близлежащего снега. Температура ночью минус 18° С.
Подъем в 5.30 утра, выход в 7.30. Целью этого дня является максимальное преодоление участка дороги до г.Сирх. Поднимаемся от коша на дорогу и с неё возвращаемся на основной тракт. По нему понемногу сбрасывая высоту, выходим к развилки дороги. От развилки правая дорога идет на запад на плато Бечасын и далее в долину р. Худес, а левая - на юг под травянистые склоны невысокой горы. Обе хорошо разъезжены, видимо летом постоянно используются. Сворачиваем на дорогу, идущую к Джилысу. Перед спуском в долину р. Харбас наблюдаются скальные останцы причудливой формы (фото 3, 4).
Спуск к р. Харбас идет траверсом в.2083.8. Перейдя речку по мосту плавными серпантинами дороги начинаем подъем. На пологом участке склона находится кирпичный домик, летом видимо популярное место для отдыха. Траверсируя склон, поднимаемся на плато. При подъеме на дороге две небольшие наледи (фото 5), прохождение по левому краю.
Поверхность плато неровная с множеством небольших подъемов и спусков. Южнее удается рассмотреть дорогу, ведущую на склоны г. Тузлук и г. Сирх(фото 6).
Движемся по неё, плавно набирая высоту. Бесконечная дорога на юг, приводит к мосту через левый приток р. Малка. Слева виден жилой кош и пасущее стадо. Перейдя мост, доходим по дороге к отрогу притока, решаем встать на ночевку. Воды нет, но есть лед. Стоянок нет. Ночуем в палатке. Температура ночью -18°С.
Подъем в 5:30 утра, выход в 8:00. Целью данного дня было радиальное восхождение на г.Сирх и спуск к «поляне Эммануэля». От места стоянки по серпантинам дороги поднимаемся на плато над коньоном р.Малка. Ожидая найти менгиру дороги неподалеку г.Тузлук(2585.3 м) не находим его. Уже дома из интернета узнаем, что менгир увезен в неизвестном направлении. Через полчаса дорога подходит к развилки дорог у склона г.Сирх. Вправо идет дорога к пер. Каяэшик, утратившая своё значение с появлением новой дороги. Нам направо. Продолжая движение, выходим на склон, обращенный к Эльбрусу. Погода ухудшается. Оставив рюкзаки на восточном склоне Сирха решаем пообедать на его вершине. На севере - бескрайняя платообразная местность с выделяющимися на ней каньоном Малки и плато Бермамыт, а вдали еле заметная в. Бештау (1400 м) у Пятигорска(фото 7)
Подъем по юго-восточному склону. Характер склона – травянистый со скальными выступами, крутизной доходящий до 30°. Подъем на г.Сирх занял 1 час. Погода совсем ухудшилась, не дав нам сделать обзорные фотографии с вершины. Принимаем решение не идти на Сирх Зап. Пообедав на вершине спускаемся. Взяв рюкзаки спускаемся на условный перевал, обозначенный на карте В. Ляпина под номером 1 ("Каяэшик")(фото 8). По данным А.Алексеева, истинный пер. Каяэшик ниже - на дороге в скальных воротах в районе поляны Эммануеля.
От перевала спускаемся к ниже виднеющимся кошам. Наледи на дорогах переходим в кошках и снегоступах (фото 9).
Оставив вещи в большом летнике с отдельной кухней, идем осматривать известный из сказок «Калинов мост» (см. «Славяно-скифские храмы в Приэльбрусье»)[3] расположенный над водопадом Султан (фото 10). Р.Малка прорывается от истоков к среднему течению через скальные ворота по глубокому и сказочно красивому каньону.
Возвратившись к кошу, собрав по окрестности дров, а воду взяв из р. Кызылкол встретив Новый Год по Иркутску, а затем по Красноярску легли спать.
Подъем в 5:30 утра, выход в 7:30. По дороге доходим до перекошенного селем автомобильного моста. Здесь у слияния истоков Малки, на правом берегу ущелья находится единственная уцелевшая ванна теплых нарзанных источников(фото 11).
Попив водички движемся к вагончикам мини-турбазы, в которых расположилась группа московских лыжников. Целью данного дня является преодоление пер. Каракайский Южный (Исламчат). Перевал расположен в Каракайском хребте между вершинами Каракая и Балыксубаши, соединяет верховья рек Каракаясу и Балыксубаши. По дороге от мини-турбазы поворачиваем вправо на юг, к конечным моренам эльбрусских ледников. Справа остается долина Каракулак, слева - Каракаясу и Каракайский хребет. Двигаясь на юг по моренным холмам, решаем посетить каньон Каракаясу(фото 12).
От каньона, поднимаясь траверсом по травянисто-осыпному склону крутизной доходящей до 35°, попадаем на широкий каменный разлив у подножья пер. Каракайский Южный засыпанный снегом. В перевальный цирк поднимаемся по его левому гребню(фото 13).
Подъем на перевал по снежному склону крутизной доходящей до 20°. Каракайский Южный представляет собой широкую протяженную седловину. Сняли записку, от 18.08.2008, гр. тур. Из г.Кимры, рук. А.В. Сказочкин(см. приложение).
С перевала в кошках глиссируем по снежному склону (20°) в висячую долину и по травянистому склону спускаемся в долину Исламчат. Траверсируя склоны на север спускаемся по долине к виднеющимся вдали кошу. Заночевать решаем в нем. В коше чисто, рядом много дров. Вода в виде льда.
Подъем в 6.00, выход в 8.15. Река Исламчат, крупный левый приток р. Шаукам, течет с северных склонов массива Балыксубаши между Каракайским хребтом и отрогами Бокового хребта. Долина р. Исламчат связана перевалами Каракайский Сев. (Эльдарбаши) (н/к, 2880 м) и Каракайский Южный (Исламчат) с верховьями р. Малка. Целью данного дня является преодоление пер. Каракайский Северный, и через н/к пер. Бересун выход к р.Шаукол. От московских туристов узнав, что на перевале снега нет, решаем обследовать нигде не описанную её южную седловину. Начало подъема идёт от коша, по травянистому склону, достигающему крутизны 20°. Весь путь до седловины преодолеваем траверсом южного склона левого безымянного притока р.Исламчат(фото 14,15).
Подъем на южную седловину по правому борту от начала безымянного притока. Перевал представляет собой широкую протяженную седловину (фото 16)
Спуск с перевала в кошках по 25° чуть присыпанному снегом травянистому гребню с последующим спуском в заснеженный кулуар такой же крутизны. Снег плотный и не глубокий, к тому же противоположный борт тоже почти бесснежный, никакой лавинной опасности нет. Перед выходом в долинку снежно-скально-осыпная ступенька (~35°, высота 15-20м), проходим с предварительным просмотром. Переходим на левый берег и траверсируя склон выходим на тропу, по ней дорогу идущую с перевала Бересун в Джилысу. С края террасы отличный вид на Эльбрус, Джилысу (фото 17). Далее по дороги выходим на гребень Каракайского хребта - пер. Бересун (н/к,2450 м) (фото 18).
Вниз идём по дороге, обходя многочисленные замерзшие притоки р. Шаукол на дороге (фото 19).
От устья Исламчата дорога, обходя скальные прижимы, поднимается на левый борт долины Шаукол и постепенно приближается к реке. Через 1.5 часа подходим к источнику нарзана. Выше него на пологим травянистом склоне стоит кош. Здесь удобное место для ночевки. Воду в виде льда берем из ручья, дрова собираем по окрестности.
Подъем в 6.00, выход в 8.15. Целью данного дня является прохождение пер.Шаукол и спуск в долину Ташорун. Движение по дороге, здесь она снова уходит от реки. Через час минуем последний кош, справа открывается снежно-осыпной цирк на северных массивах Артыкол (3880) (фото 20, 21).
На западе вдали видна часть Каракайского хребта, а еще дальше за ним - хребет Ташлысырт. На северо-востоке виден, пер. Джаурген Боковой восточный (фото 22).
Перевал Шаукол (Малый Джаурген) (н/к, 2925 м) - обширное плато - перемычка между хребтами Кыртык (Ташорунбаш) на юге и Шаукамнысырт на севере. Соединяет долины Ташорун и Шаукол. С седловины спускаемся к реке. Справа два осыпных цирка, откуда берет начало р.Ташорун.(фото 23).
Спускаемся к р.Ташорун по левому борту долины(фото 24). Перейдя реку в кошках, движемся по ее правому борту к устью притока руч.Суарык. Отобедав, подходим к кошу расположенном в районе впадения ручья в р. Ташорун. Решаем в нем заночевать. Есть вода, немного дров и хорошее настроение. Полудневка.
Подъем в 6.00 вышли в 8.15. Целью данного дня является преодоление пер. Джаурген(н/к, 2700 м) и спуск в долину Баксана к г.Тырныауз. От коша выходим на дорогу, идущюю вдоль правого борта руч.Суарык. Дорога траверсирует кулуары южных бортов долины р.Джуарген. Дорога пересекает несколько наледей, преодолеваем их, надев кошки.
На юге видны плато Кинжал, вершина Тёщины Зубы (или Букабаши)(фото 25). На западе видны вершина Джаурген, пер. Шаукол (фото 26).
Пер. Джаурген явно невыраженный (фото 24).Перевальный гребень платообразный, травянисто-осыпной. Сразу за седловиной перевала - развилка дорог. Правая дорога идет вдоль гребня хребта в Тырныауз на склоны пика Молибден, к Тырныаузскому горно-обогатительному комбинату (фото 27), а левая спускается на пологую травянистую седловину. Спускаемся по левой. В район перевала по гребню Бокового хребта на участке Чаратбаш с северо-востока выходит еще одна дорога, из пос. Былым. Погода окончательно испортилась, сильный ветер, снег.
Дорога длинными плавными петлями спускается на склон левого берега левого истока р. Кумыксу, затем уже короткими петлями траверсирует этот склон до реки. Склон южный, снега на нем нет, но сама дорога покрыта толстым слоем снега, под которым неприятно обнаруживаются наледи. Прошли нижний кош, стоящий на левом берегу р. Кумыксу. Перейдя реку, вошли в берёзовое криволесье, сквозь него по дороге траверсируя северо-восточный склон, встали на ночевку над г. Тырныауз (фото 28).
Подъем в 5.30, выход в 7.30. Спуск по дороге до г.Тырныауз. На маршрутном такси добрались до г. Нальчика. Поменяв билеты на поезд, группа завершила поход.
VII. Материальное оснащение группы.
Материальное обеспечение включало обеспечение личным и бивуачным снаряжением, аптечкой, ремнабором и питанием. Личное и специальное снаряжение: - бахилы/фонарики. - лавинная лопата. - лавинная лента. - спальники. - снегоступы. - фонарик электрический. Бивуачное и общественное снаряжение - стеклоткань. - хознабор - аптечка (стандартный набор для горных походов 1-2 к.с). - фотоаппарат. - термомент. - GPS навигатор. - компас. - сотовый телефон ( Билайн и МТС). - набор карт, описания.
Итоги, выводы и рекомендации
Поход получился интересным и насыщенным, несмотря на то, что не было снега. Маршрут позволил ознакомиться с основными долинами района (Малка, Исламчат, Шаукол). Основной костяк группы составляла уже сложившаяся команда, что позволило более грамотно и быстро работать на маршруте :*)
IX. Список используемой литературы.
1. Отчет о горном туристском походе 1 с элем. 2 к.с. по Приэльбрусью, совершенном 3-13 января 2007 г. http://caucatalog.narod.ru/index.html
2. Отчет о горном туристском походе 3 к.с. по Ц. Кавказу, совершенном группой туристов секции горного туризма МГУ ПС (ТК МИИТ) (Москва) в период с 29.12.2005 по 09.01.2006 года. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=1436&code=1#comment
3. http://budetinteresno.narod.ru/elbrus/hrams.htm
4. http://www.nalchik.biz/?id=sta&namefile=_history/070520081446 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||