Возвращение на вершину
Тайна маршрута разгадана
Карты:
- 1
(*Фредерик Кук первоначально использовал карту местных охотников и золотоискателей при планировании своего маршрута именно к южной вершине Мак-Кинли, которую он тогда уже считал выше северной)
- 2
(*На старой карте показаны многочисленные попытки штурма вершины после того, как Кук был обвинен в обмане первовосхождения. На карте указана ложная вершина, на которую он, по утверждению обвинителей, и взошел в сентяб1906 года)
- 3
(*Маршрут Вальтера Гоннасона закончился в начале участка Восточного гребня под названием Катакомб, который до сих пор не пройден)
- 4
(*Маршрут Вальтера Гоннасона ...)
|
|
Две экспедиции на Аляску, организованные Клубом «Приключение» Дмитрия и Матвея Шпаро и журналом «Вокруг света», доказали: доктор Фредерик Кук сто лет назад, 16 сентября 1906 года, поднялся на Мак-Кинли, вершину Североамериканского континента.
«Гора Мак-Кинли одной только высотой, не широтой, возводит свой венец, украшенный ледяными бриллиантами, в царство арктического полночного солнца. В течение столетий индейцы с ужасом и восхищением наблюдали этот полуночный умопомрачительный огонь во всей его коронованной славе над облаками, в то время как нижние склоны купались в холодном голубом свете субарктической ночи. Достаточно этой причины, чтобы сказать, что гора Мак-Кинли самая великая гора в мире»
Фредерик Кук, 1912 год
Начало спора.
21 апреля 1908 года знаменитый американец доктор медицины Фредерик Кук и эскимосы Авела и Этукишук поздравили друг друга с достижением таинственного Северного полюса. Кук открыл человечеству самую северную точку Земли, где сходятся меридианы и широта равна 90 градусам. Он сообщил, что тут нет плещущегося моря, как считали многие ученые, и нет острова с вулканом, который нашел вымышленный герой Жюля Верна капитан Гаттерас. Одни дрейфующие поля бесконечных льдов.
Годом позже, 6 апреля 1909 года, на вершину планеты пришел еще более знаменитый американец Роберт Пири.
Возвращение Кука с полюса затянулось более чем на год и лишь 1 сентября 1909 года счастливый обладатель большого приза отправил телеграмму секретарю Международного бюро полярных исследований: «21 апреля 1908 года достигли Северного полюса…».
Спустя пять дней, 6 сентября 1909 года, редактор «Нью-Йорк таймс» читал похожее сообщение от Роберта Пири: «Достиг полюса 6 апреля 1909 года… Обеспечьте быструю передачу грандиозной новости».
Кук на сообщение Пири прореагировал вполне по-товарищески: «Я размышлял о многолетних усилиях Пири и был рад его успеху… «Славы хватит на двоих…», - сказал я репортерам».
Напротив, реакция Пири на известие об успехе Кука была крайне болезненной. Он шлет сообщение в «Нью-Йорк геральд»: «Примите к сведению, что Кук просто надул публику…» и успокаивает жену: «Задержался из-за шторма. Пусть вранье Кука тебя не тревожит…».
Почему, еще не ознакомившись с дневниками Кука, зная лишь сообщение о достижении им полюса, Пири столь взволнован и раздражен? Ответ один: Пири видит себя на Северном полюсе первым. Был ли на полюсе Кук или не был, лжец Кук или правдивый человек – эти вопросы не обременяют Пири. На уме у него одно: стереть Кука в пыль, потому что следствием этого будет первенство Пири. Богатый и влиятельный Арктический клуб Пири полностью поддержал своего кумира. Через 15 месяцев после своего победного сообщения о прибытии на полюс Кук объявлен всемирным лжецом, вором, мошенником и сумасшедшим. Преследования Кука продолжились всю его жизнь, да, собственно, и после смерти.
Клятва Баррилла
Проявив себя в удаленных районах Земли – Гренландии и Антарктиде, в 1903 году 38-летний Кук отправляется на сравнительно близкую Аляску с амбициозной целью покорить гору Мак-Кинли, всего 6 лет назад признанную самой высокой в Северной Америке. Полярный венец остался недосягаемым, но отряд Кука совершил 1200-километровый поход вокруг горы, который и по трудности испытаний, выпавших на людей, и число по географическим результатам входит в современные анналы самых главных подвигов на Аляске.
Вряд ли в Америке были люди, которые сомневались в способностях и возможностях Фредерика Кука, и летом 1906 года он организует вторую экспедицию к ледяной заоблачной вершине.
И снова неудача. С присущей ему настойчивостью Кук штурмует Мак-Кинли в третий раз. 16 сентября Фредерик Кук и его спутник Эдуард Баррилл взошли на вершину Североамериканского континента.
Пиристы подкупили напарника Кука, и за 5000 долларов он поклялся, что оба альпиниста закончили свой вояж в точке, отстоящей от вершины на многие километры, что победная фотография Кука, на которой Баррилл держит флаг Соединенных Штатов, снята вовсе не на вершине, а на небольшой возвышенности, вдали от главного пика, и что он, Баррилл, писал свой дневник под диктовку Кука.
Подкуп Баррилла был шит белыми нитками и не произвел большого впечатления на американцев. Общественное мнение было на стороне Кука. Опросы в разных уголках США давали такие результаты: «550 за Кука и 10 за Пири», «Три против одного за Кука», «Кук открыл Северный полюс в 1908 году – 73238 человек, Пири открыл Северный полюс в 1909 году – 2814 человек».
Средневековая логика.
Борьба против Кука нарастала, и на деньги Арктического клуба Пири к Мак-Кинли направилась новая экспедиция, чтобы окончательно разоблачить Кука. Приблизиться к вершине не удалось, но руководители группы художник Белмор Браун и профессор Хершель Паркер, которые прежде были товарищами Кука и участвовали в его летнем путешествии 1906 года, нашли горку, названную ими «Фальшивый пик», на которой Кук якобы сделал свой исторический снимок.
Сфотографировав человека, стоящего с флагом на Фальшивом пике, Браун сосредоточился на схожести фотографий, считая это лучшим доказательством обмана Кука. Специалисты не согласились с утверждениями Брауна. Известный американский юрист, президент Географического общества в Филадельфии, альпинист Эдвин Балч назвал метод Брауна, который состоит «в том, чтобы строго оставить в стороне само восхождение и говорить о чем-нибудь другом» средневековым по своей логике.
Но Браун в своих рассуждениях пошел дальше. В книге, изданной в 1913 году, в главе «Конец полярной полемики», он делает вывод, что Кук не вступил и на Северном полюс. При этом в главе нет и слова о льдах Северного Ледовитого океана, а только личное убеждение автора в том, что Кук не был на Мак-Кинли.
Географическая наука опровергла нападки Пири-Брауна. Уже в 1952 году о достоверности наблюдений Кука в Центральной Арктике высказался Джозеф Флетчер, полковник ВВС США, начальник американской дрейфующей станции Т-3: «Я считаю невозможным поверить в то, что Кук лгал. Описание его путешествий является частным и обоснованным. Для него было бы невозможным сфабриковать свой рассказ на основе знаний ледовых условий и движения льда в Арктическом бассейне». К семидесятым годам прошлого века у ученых и российских, и европейских, и американских, сложилась окончательная уверенность: Кук достиг Северного полюса с той точностью, о которой сам он много рассуждает в своей книге «Мое обретение полюса».
Саркастические пожелания, звучащие тут и там после «успехов» Брауна: «доктор Кук, докажите, что вы были на Мак-Кинли, и тогда мы поверим, что вы были на Северном полюсе», потеряли смысл.
Новые враги Кука
Тысячи альпинистов и туристов на Аляске покупают популярную книгу Терриса Мура «Гора Мак-Кинли. Первые восхождения». Прочитав книгу от корки до корки мы поняли, что повествует она не столько о первопроходцах, сколько о «деле Кука». Один европейский ученый посчитал, что имя Кука упоминается в книге Мура 335 раз. Крайне неохотно автор допускает Кука в центральную часть Северного Ледовитого океана, прилагая все усилия, чтобы у читателя возникли сомнения в реальности продвижения Кука к Большому гвоздю, как эскимосы называют Северный полюс. То же с Мак-Кинли. Несколько картинных реверансов в адрес Кука не могут упрятать твердое намерение Мура убедить читателей в том, что Кук не был на Мак-Кинли и что Кук – лжец.
И еще одна не менее популярная книга знаменитого фотографа и альпиниста Брэдфорда Уошборна «Бесчестный доктор Кук» также успешно работает против Кука. На обложке, сделанной с большим вкусом, под очень привлекательной фотографией Фредерика Кука текст: «Разоблачение печально известной мистификации на горе Мак-Кинли».
Почти через сто лет позиция Уошборна та же, что и у Пири. От командора мы слышали: «поганый, трусливый самозванец», Уошборн находит свои слова: «поразительная наглость Кука», «шарлатан».
Книга-альбом с великолепными фотографиями, видимо, хорошо продается. Но дело не в этом. У Уошборна своя правда, и он всеми силами отстаивает ее. Он главный специалист по Мак-Кинли, хозяин и патриарх горы. В середине прошлого века в США и Европе была напечатана забавная карикатура: очертания гор совпадают с обликами людей. Мак-Кинли идентифицирована с Уошборном. Двое на шоссе с растерянностью читают надпись на табличке у подножья Мак-Кинли: «Частная собственность», один говорит другому: «Я думаю, мы здесь ничего не сможем сделать, это его гора».
Да уж, если кто-нибудь докажет, что Кук был на Мак-Кинли, то авторитет хозяина-патриарха не то что пошатнется – рухнет. Есть за что и против чего бороться.
Террис Мур посвящает книгу Уошборну, тот в свою очередь посвящает альбом памяти Баррилла и Брауна. Круг замкнулся.
Кроме книг Мура и Уошборна на книжном альпинистском аляскинском рынке существуют и многие другие издания, авторы которых с какой-то потаенной радостью повествуют о «ловкой мак-кинлинской подтасовке» Кука. Больно уж парадоксальная история, больно уж забавная, и какое украшение книги!
Восточная версия
Но всегда находились люди, которые защищали Кука. И сенаторы, и конгрессмены Соединенных Штатов, и президент Франклин Рузвельт, который полностью оправдал Кука по судебному преследованию 1923 года. Писатели и путешественники, которые были убеждены, что Кук поднялся на Мак-Кинли. К примеру, Уолтер Гоннасон – опытный альпинист, член шестой экспедиции на Мак-Кинли, достигшей вершины в 1948 году. Журналист Хекаторн, большой дока по части Мак-Кинли, рассказывает: «Гоннасон обнаружил, что вершина очень сильно напоминает фотографию доктора Кука за исключением обнаженного гранита. Сразу же после того, как Гоннассон спустился с горы, Адольф Мари показал ему фотографию доктора Кука и сказал, что это обман. Хотя Гоннасон в то время не был знаком с заявлением Кука, он настаивал на том, что фотография была идентична вершине, которую он только что видел, за исключением снежного покрытия».
50 лет назад, в 1956 году, Гоннасон отправился на Мак-Кинли специально, чтобы доказать правду…
Теперь нам потребуется Карта, чтобы изучить вместе с читателем маршрут доктора Кука. Сначала он шел на лодке от залива Кука (назван в честь великого мореплавателя Джеймся Кука) вверх по реке Суситна, потом по ее правым притокам. Разбив базовый лагерь, Кук, Баррилл и Джон Доккин уже пешком заспешили на север и через несколько километров ступили на ледник Руфи, открытый Куком месяц назад, и названный им в честь своей дочери.
Через день Доккин вернулся в лагерь, а Кук и Баррилл продвинулись к Амфитеатру ледника Руфи.
В Амфитеатр впадают два глетчера: Северный рукав и Северо-западный рукав ледника Руфи. Кук, конечно, пошел по северному. Почему? План исследователя, давно им составленный, состоял в том, чтобы подняться на Мак-Кинли с северо-востока. Амфитеатр ледника Руфи по отношению к Мак-Кинли находится на юго-востоке. Стало быть, Кук должен был твердо придерживаться северного направления. Гигантская гора Dan Bearde, разделяющая ветви ледника Руфи, осталась у путешественников по левую руку.
Кук и Баррилл приближались к Восточному хребту, о существовании которого в ту пору никто не знал. Кук зафиксировал его, написав на составленной после восхождения карте: «Горы от 6000 до 12000 высоты. Нет перевалов для собак и лошадей через эту горную цепь». Впервые слова «Восточный хребет» появились в записях Кука…
Тем же путем в сентябре 2005 года шла первая экспедиция Клуба «Приключение» Дмитрия и Матвея Шпаро и журнала «Вокруг света» в составе Олега Банаря и Виктора Афанасьева.
Запись из дневника Банаря 2005 года: «Вдоль восточного склона горы Dan Bearde мы двигались по ложбинке, похожей на корыто. Я абсолютно уверен, что Кук шел именно так. Это самый естественный путь». Без труда Банарь и Афанасьев взошли на Восточный хребет в районе пика 11000 футов.
Поднявшись на Восточный хребет, Кук был всего в 14 километрах от Южного (наиболее высокого) пика Мак-Кинли. Он видел великолепную гору и не мог не думать, что Восточный хребет ведет прямо к ней. Таков первый аргумент тех, кто считает, что Кук направился к Южному пику Мак-Кинли прямехонько по Восточному хребту. Это и есть «восточная версия».
В своей книге Кук много распространяется о водораздельной цепи гор: впереди, на севере, – бассейн Юкона, а позади, на юге, – бассейн Суситны. Именно по водораздельной гряде, как пишет Кук в книге, он пробирался к Мак-Кинли. Сегодня известно, что именно Восточный хребет – водораздельный. Это второй аргумент в пользу «восточной версии». Цитата из Хекаторна: «…экспедиция Гоннасона 1956 года исследовала район Восточного хребта в верхней части ледника Руфи. Гоннасон знал, что Восточный хребет соответствовал описанию Кука, как раздел между дренажными системами Тихого океана и реки Юкон.»
Если взойти на Восточный хребет по самому простому пути Банаря и Афанасьева, а потом взять курс на запад к Мак-Кинли, то за вершиной 11000 футов последуют новые пики: 10980, 11390 , 11920. Здесь начинается подъем на East Buttress, справа останется высота 14550 футов. Далее простирается бассейн Thayer, пройдя который, Южный пик Мак-Кинли можно штурмовать по его северо-восточному склону.
Часть Восточного хребта к западу от пика 10980 заслуженно носит устрашающее название Катакомбы. Эта жуть остановила Гоннасона Один из членов его команды вспоминал: «Снежный карниз длиной в милю, нависающий над ледником Руфи на юге и над ледником Тралейка на севере, в конце концов остановил нас – не было никакой возможности закрепиться, поскольку на сотни ярдов не было ничего, кроме нависающих снеговых глыб».
Вернувшись домой, Гоннасон связал смертельные белые навесы с сверхмерно снежной зимой 1955-1956 года. Он предположил, что в сентябре 1906 года хребет мог быть и чист от снега.
Следующая экспедиция, которая пыталась подняться на Мак-Кинли по пути Кука, была организована в 1994 году Обществом доктора Фредерика А.Кука и возглавил ее Тед Хекаторн. Проклятые карнизы снова стали непреодолимым препятствием на пути восходителей. Правда, по словам руководителя команды, ассы альпинизма Верн Теджес и Скотт Фишер, которые входили в группу, считали участок проходимым.
Тед Хекаторн: «Ныне покойный Скотт Фишер сфотографировал маршрут доктора Кука от подножья ледника Руфи до бассейна Thayer с воздуха, а потом исследовал его по льду. Во время моего последнего визита к Скотту, он сказал мне: «Я стоял на хребте там же, где стоял Кук, и я соперничал с ним. Я смотрел на вершину…и видел путь к вершине. Он был выполнимым». Это было свидетельство одного из самых выдающихся альпинистов нашего времени, который покорил Эверест, К-2 и большинство самых главных вершин мира. Он также проявил свое моральное мужество, ибо говорил на эту тему, несмотря на гнев злобных врагов Кука».
После экспедиции Хекаторна среди сторонников Кука в значительной степени утвердилась именно «восточная версия». Но в дневнике Кука на странице 52 упоминаются карнизы на Восточном хребте. То есть в 1906 году эта опасность существовала и катакомбная часть хребта для Кука и Баррилла была бы такой же непроходимой, как для экспедиций Гоннасона и Хекаторна. Главная же нестыковка все-таки в другом. Кук считал водоразделом не Восточный хребет, а более северную гряду – Северо-восточный хребет, часть которого на сегодняшней карте называется Карстенс. По Куку вся масса льда к югу от Карстенс соединена с ледником Руфи и двигается на юго-восток.
Хекаторн полагает, что это разночтение между реальным положением дел и словами Кука, всего лишь невнимательность редактора книги или «топографическая ошибка» автора. Мы же думаем, что это принципиальное заблуждение исследователя, но, разумеется, вполне простительное.
Готовя наши экспедиции в 2005 и 2006 годах, на 99 процентов мы были убеждены, что «восточная версия» неверна.
Знает ли Уошборн, что Кук покорил Мак-Кинли?
|