Горы мира > Крым > Обзоры, очерки, статьи

Автор: Владимир Илларионов, г. Севастополь

Крылья сложили палатки, но их длится полет...
Или Ласпинская осень собирает друзей

В Батилимане на скалах горы Куш-Кая прошла традиционная встреча ветеранов советского скалолазания «Ласпинская осень». Участие в ней приняли известные спортсмены, в прошлом неоднократно поднимавшиеся на пьедестал почета состязаний различного уровня.

Лет 20-30 назад ни одни соревнования по спортивному скалолазанию на Крымском полуострове не проходили без участия этих спортсменов. Их имена были на устах судей по спорту, тренеров, спортивных журналистов, болельщиков. Казалось, еще год и Севастополь будет вписан в Олимпийский календарь вместе с самыми престижными соревнованиями. Но очередной зигзаг прогресса увел официальное скалолазание под крыши спортзалов на искусственные стенды. А крымчане еще долгое время тренировались на естественных скалах, отставая от цивильной Европы и ее уютных скалодромов.

Позже наши спортсмены, уже покинув большой спорт в качестве претендентов на медали и кубки, много сил отдали популяризации скалолазания, организации и проведению соревнований, разработке правил, оборудованию скальных трасс точками страховки, тренерской работе. Мало кто знает, что один из Кубков СССР по скалолазанию разыгрывался, в том числе и в балке Сарандинаки по севастопольским правилам боулдринга. Весомый вклад в их разработку внесли Евгений Мешков, Игорь Цыбранков, Борис Шилов и автор этих строк. Специалисты оценили новацию севастопольцев очень высоко и использовали полученный опыт в развитии советского официального скалолазания.

А осенним днем 2005 года на скалах Куш-Каи рядом с ветеранами были и их воспитанники, дети, внуки. В Севастополе есть династии скалолазов. Дочери и сыновья продолжают традиции своих родителей. Причем, количество семейного опыта переходит в новое качество. То, о чем папы и мамы мечтали – становится явью для младого поколения. Уже и Европа стала ближе. И ее первенства доступней для севастопольской молодежи.

В Батилиман на «Ласпинскую осень» приезжают ежегодно ветераны скалолазания со всех концов необъятной Родины. Помните перл героя незабвенного произведения Ильфа и Петрова «…и падал вниз стремительным домкратом»? На Севморзаводе, похоже, этой книгой зачитывались все скалолазы. Основатель морзаводской секции Михаил Кальниченко (в спортивном мире - Таракан), чье имя связано с самыми невероятными приключениями на скалах Крыма, предложил команде дать имя «Домкрат». В нем и сила слышится немереная, и судьба амбициозного не по способностям восходителя, и предупреждение дилетантам. Имя прижилось и гордость наполняло сердца домкратовцев при каждой победе на соревнованиях, или при каждом успешном восхождении. Миша сейчас живет далеко, но каждый год приезжает на родные скалы:

- Вновь привез привет Севастополю от Житомира. Я календарные года меряю не от 1 января, а от сентября к сентябрю. От встречи к встрече. На этот раз перестарался на разминке и выступил не очень удачно. Но в следующий раз докажу, что я – настоящий севастопольский скалолаз!

Спортивное имя Михаила Кальниченко связано и объясняется не столько оптимистически торчащими усами, сколько непринужденной способностью перемещаться по вертикальным скальным стенам и, даже, по отвесам и потолкам. Среди скалолазов такое имя нужно было еще заслужить. И удавалось это не многим (см. ниже). Без малейшего преувеличения скажу, что в честь Миши Кальническо в конце 70-тых годов прошлого века слагались стихи, песни и, даже, эпосы в прозе. А песня «Усы Таракана» севастопольских авторов Андрея Левина и Игоря Плюща под коллективным псевдонимом «Контора ПиЛ», распрощавшись со своими создателями, пошла гулять по просторам Союза, а потом и по всему свету. Ее и сегодня можно услышать у туристского костра, хотя никто и не помнит, откуда эта песня пришла.

Свой 60-летний юбилей на скалах Батилимана в этот день отметил Игорь Кавер, прославивший, в свое время, и одесский альпинизм и Севастопольскую федерацию альпинизма, возглавляя ее в течение ряда лет:

-Движение ветеранов альпинизма и скалолазания сегодня поддержано и национальной федерацией Украины и многими областными федерациями. Встречи и соревнования ветеранов не должны носить формальный характер и, возможно, их соревнования не будут иметь никакого отношения к спорту больших достижений. И, все же, от поколения к поколению должна идти эстафетная палочка. Где же ее передавать, как не на «Ласпинской осени»? Жаль, что моя семья сегодня, в день моего юбилея не смогла приехать в Батилиман. Но она меня прекрасно понимает и простит мой выбор в пользу товарищей по восхождениям.

Первый крымский Мастер спорта СССР по скалолазанию Мигель Никитович Корнысь Хорхе не пропускает встреч ветеранов, хотя теперь нашим современникам он больше известен, как выдающийся спелеолог, первопроходец подземных лабиринтов:

- Скалолазание больших достижений за последние 30-35 лет ушло далеко вперед. Мастера моей юности не ходили таких маршрутов, какие сегодня ходят спортсмены второго третьего года обучения. Но это не умаляет заслуг моих сверстников, первовосходителей и первооткрывателей маршрутов на скалах Крыма и Кавказа. Конечно, технический прогресс дал новые материалы для снаряжения, новые методики прохождения ранее не проходимых стен. Современные скальные туфли не сравнить с кедами или с калошами прошлого века, в которых лазали мы. Но здоровый авантюризм, умение соизмерять амбиции и способности, возможность трезво оценить ситуацию – они остались мерилом мастерства.

Скалолазы конца 70-тых помнят погоню по магазинам за случайно завезенными в Крым узконосыми азиатскими калошами. Чаще их привозили мешками из экспедиций с Кавказа и Памира для друзей и знакомых. Обрезали кант, вырезали пяточку и на нормальный мужицкий 43-ий размер с жутким скрипом натягивали 39-ый. Хитрая балетная шнуровка, и… пинетки готовы. Тонкая резина позволяла чувствовать скалу, но уже через 20-30 минут нельзя было чувствовать ног. Но в те годы калоши стоили 3 рубля при окладе инженера 120 рублей, а сегодня – от 250 гривен при окладе в 400.

В состязании на скорость на скале «Африка» победила Валентина Сердюк (Симферополь), второе и третье место у Раисы Гафаровой (Балаклава) и у Светланы Недосековой (Киев). У Раи юность прошла на скалах Батилимана, у Светы – годы успеха и спортивной популярноси. Успешно прошли трассу, показав хорошее время, севастопольские спортсменки, а ныне тренеры своих (и не только своих) детей, Марина Сосновских, Таисия Бушева, Ирина Шилова.

Среди мужчин самым быстрым был симферополец, мастер спорта, председатель Крымской федерации, играющий тренер, Юрий Черняев (в спортивном мире вполне заслуженно – Таракан (не путать с М.Кальниченко!)). Если кто-то произносил это имя, то только с очень большой буквы и с превеликим уважением. Нескольку секунд ему уступили Анатолий Гениуш, первопроходитель многих маршрутов на крымских скалах и их обустройщик, и Николай Привалихин, в спортивном мире – Кот. Котя и сегодня сохраняет кошачью гибкость, грацию и равновесие на предельно сложных скалах. А за ними - Александр Ярунов (в спортивном мире - Военноморской) и Михаил Кальниченко. А так же самый молодой, «начинающий», хотя и титулованный, ветеран Александр Дайнеко, которому болельщики искренне кричали: «Давай, Дыня, накати! Ты - лучший!»

Колбасным гурманам Севастополя и гостям города едва ли известно, что популярная в гастрономах Крыма колбаса фирмы «ВЛАВИ» обязана своим именем двум толковым скалолазам, скромным братьям Коротковым, Владимиру и Виктору (ВЛА+ВИ). Первый из них уже тридцать лет успешно штурмует скальные вертикали и не пропускает ни одной из встреч ветеранов этого вида спорта. На его счету нет европейских или всесоюзных чемпионских титулов (просто некогда, наверное, было ездить по престижным соревнованиям), но в Батилимане Володя на пятки именитым сверстникам наступал. И брат его Виктор – большой поклонник этого вида спорта и активный спутник Владимира в путешествиях. Так что, к колбасе «ВЛАВИ» - с особым почтением!

Лет 30 тому назад и в советском скалолазании наметились специализации. Появились парные гонки, где трассы были средней сложности, и спортсмен при хорошей подготовке мог показать бег по вертикали.

Другим более по нраву были предельно сложные трассы, где фактор времени не определял победителя, а скорее щадил терпение судей и зрителей. Новый стиль сложного лазания предполагает нижнюю страховку и судейские крючья с оттяжками и карабинами. Окрюковка скальных маршрутов постоянными шлямбурными крючьями позволяла не только облегчить труд инструкторов и гидов, но, главное, исключало необходимость каждому восходителю долбить под свои крючья крымские скалы и разрушать уникальный рельеф. На окрюкованную трассу группа или солист выходят без молотка и крючьев, без дрели или электроперфоратора. Они оставляют поле себя маршрут таким, каким и сами его увидели. Ну, чем не экологическая программа для экстремалов, ранее позволявших себе любую трещину раздолбать или дырок где не попади наковырять ради собственного удовольствия?

Сегодня таких трасс на скалах Крыма достаточно для любого уровня подготовки спортсмена. А первые окрюкованные маршруты появились в Батилимане и на Рыжей скале в Ласпи еще в 80-х годах. Их пробивали севастопольские спортсмены. Наверное, один из самых первых – маршрут на скале Зуб у подножья Куш-Каи. Основоположником окрюковки маршрутов шлямбурными крючьями из нержавеющей стали и титанового сплава в севастопольском регионе можно по праву считать Анатолия Гениуша.

В лазании на трудность на скале Зуб среди женщин лидировали мастера спорта Светлана Недосекова (Киев), Валентина Сердюк (Симферополь), отличные результаты показали Марина Сосновских, Наталья Романенко, Таисия Бушева, Татьяна Волкова. Среди мужчин лучшие результаты у Юрия Черняева, Александра Ярунова, Александра Дайнеко, Николая Привалихина, Анатолия Гениуша, Дмитрия Радулова, Игоря Кавера, Юрия Павлова.

Лазание с нижней страховкой - одно из основных отличий скалолазания 2005 года от правил соревнований 80-тых годов прошлого века. Иная техника, иное снаряжение, иная психологическая подготовка. И ветераны вполне адаптировались к новациям, уверенно проходят сложные участки.

Председатель крымской федерации скалолазания мастер спорта, играющий тренер Юрий Черняев, отмечая все достоинства проходящей в Батилимане встречи ветеранов, все же надеется на включение этих соревнований в календарь национальной федерации скалолазания. В спортивном мире Юрий Черняев известен, как Таракан (не путать с М.Кальниченко). Его знают все советские скалолазы и помнят все советские скалолазки. Он не только медали срывал на самых престижных соревнованиях, но и целую школу воспитал молодых спортсменов, скалолазов, спелеологов, альпинистов. По мнению Юрия Черняева, включение «Ласпинской осени» в национальный календарь позволит избежать совпадения по времени различных интересных и заслуживающих внимания соревнований.

Второй день соревнований ветеранов скалолазания проходил на камнях вдаль тропы под скалами Куш-Каи. Здесь собрались не только спортсмены, но и болельщики. Боулдринг, лазание по камням - наиболее зрелищный и массовый вид скалолазания 21 века. Основная часть маршрутов проходится при гимнастической страховке без применения веревки. Десяток - полтора коротких предельно сложных маршрутов и запас времени на изучение, опробывание и прохождение трассы. Традиционно в этом виде соревнуются наравне с ветеранами и молодые скалолазы.

Маршруты на 4-метровом камне определили полуфиналистов, а затем на карнизе - суперфинальное лазание. Выше всех поднялся Сергей Сосновских, лишь один сантиметр ему уступил Александр Дайнеко. Третье место поделили Дмитрий Радулов и Саша Алексеев. В десятке сильнейших Александр Ярунов, Николай Косецкий, Михаил Кальниченко, Евгений Мешков, Сергей Гусев. Среди женщин 1 место поделили Маргарита Свинцицкая и Анна Буракова, бронза у Татьяны Петуховой. Молодежь потеснила ветеранов Т. Бушеву, М. Сосновских, Н.Романенко во вторую тройку.

Встреча ветеранов «Ласпинская осень» совпала с официальным стартом ветеранов федерации скалолазания Украины в Судаке, но часть спортсменов успела выступить в Батилимане, и лишь затем уехала в Судак.

Организаторы соревнований в следующем году учтут опыт осени 2005 года.

Ветераны скалолазания, может быть, уже и не такие пышные шевелюры имеют. Многие брюнеты явно поседели. И морщинки уже не спрячешь. Но здесь, в Батилимане, им снова восемнадцать! Двадцать! Тридцать! Душой они остаются в тех годах. Разве что, мудрее стали. Добрее. Отзывчивей. А что касается осенней лирики, то она будет присуща ласпинской осени вне зависимости от позиции официального Киева и национальной федерации Украины. И подобные встречи будут проводиться каждый год.