Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Прислал: Павел Павлович Захаров
Королева высоты – Таисия Никитична Волгина
Таисия с сыном Юрой
«Его жизнь достойна отдельной книги», –
так отозвался об этом незаурядном человеке один из его друзей. Родился в 1897 году в Петербурге в дворянской семье. Отец его строил КВЖД, затем работал в Управлении Сибирской железной дороги в Томске. У Андрея был врожденный вывих бедра, одна нога короче другой на 8 сантиметров, из-за чего он всю жизнь сильно хромал. Невзирая на этот физический недостаток, родители решили, что сын должен заняться теннисом, плаванием, лыжами. Каких трудов и страданий это стоило, Жемчужников никогда и никому не рассказывал, но уже в подростковом возрасте в играх и спорте он не уступал здоровым сверстникам. После гимназии поступил на медицинский факультет Томского университета. Учась на 4-м и 5 курсах, сам читал лекции по анатомии и физиологии в военной сибирской школе физического образования, вел занятия по лыжам и плаванию, возглавлял учебную часть Томского спортивно-стрелкового клуба.
В 1920–22 годах Жемчужников, установив несколько сибирских рекордов, побеждает на соревнованиях, организованных Сибирским олимпийским комитетом в плавании вольным стилем и на боку на дистанциях 50, 100, 300, 500 м, в метании диска и в прыжках в длину (тройной прыжок с места).
В 1922 году Андрея Андреевича переводят в Москву в Главную военную школу физического образования трудящихся. В 1925–1929 годах он работал врачом-консультантом Московского комитета физической культуры (МКФК) занимался плаванием, прыжками в воду, водным поло. В 1925 году команда с его участием установила всесоюзный рекорд в плавании вольным стилем в эстафете 4 по 100.
Но главной страстью Жемчужникова стало развитие лыжного спорта.
В 1924 году он возглавил созданную в МКФК секцию горных лыж. На Воробьевых горах «горники» открыли лыжную станцию, где проходили тренировки. На самодельных лыжах молодые люди осваивали слалом, «спуск на скорость по прямой», «скатывание с фигурами», «езду на точность» и т.д. Тогда же делегация наших спортсменов во главе с Жемчужниковым выезжает в Норвегию, где знакомится с организацией зимних видов спорта, изучает методику массового обучения горным лыжам. По возвращении в СССР Жемчужникова командируют в Ленинград. При поддержке С.М. Кирова он читает лекции в физкультурных обществах, организует секции «горников», обучает красных командиров.
Именно благодаря Жемчужникову в 1926 году на Ленинских горах появляется трамплин. А на следующий год напротив деревни Лужники прошли первые крупные соревнования горнолыжников. Среди победителей был и Жемчужников. В 1928 году советские горнолыжники, возглавляемые им, приняли участие в I Международной рабочей спартакиаде по зимним видам спорта в Норвегии.
Летом 1929 года Жемчужников, Волгина, чета Фюрстов, М. Ерков и Н. Орлов проходят на немецких байдарках по Днепру от Днепропетровска до Запорожья и по морю – от Симферополя до Феодосии. Цель похода: доказать проходимость днепровских порогов, оценить пригодность брезентовых байдарок для военных нужд и спорта.
В 1930-е годы по линии Всесоюзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) Жемчужников организовал несколько сложнейших лыжных экспедиций на Кавказе. В 31-м году возглавляемые им лыжники (братья Коломенские, Инюшин, Ширяев, всего 13 человек) впервые в СССР покорили зимой перевал Твибер в 33-м – студенты института физической культуры проделали 300-километровый военизированный поход – прошли через перевалы Цаннер и Бечо и покорили обе вершины Эльбруса.
С 1936-го по 1941 год Жемчужников заведовал кафедрой физвоспитания во 2-м Медицинском институте был одним из разработчиков первого комплекса ГТО и методов лечебной гимнастики.
Андрей Андреевич Жемчужников был страстным лыжником и альпинистом. Как и его жена, он покорил не одну вершину
Покорение Эльбруса
В 1930 году Таисия и Андрей увлеклись альпинизмом, секция которого появилась в ОПТЭ. Первые тренировки проходили на Ленинских горах: склоны утрамбовывали, поливали водой, а затем по обледенелым кручам молодые люди учились подниматься и спускаться. Приемы скалолазания осваивали на развалинах дворца в Царицыно. С такой минимальной подготовкой в августе 1931 года они прибыли на Кавказ в надежде покорить Эльбрус.
В то время подъем на одну из вершин Эльбруса (с учетом акклиматизации и ночевок) занимал пять дней. Жемчужников, Волгина и присоединившийся к ним Владимир Соловей, будучи в прекрасной форме, задумали осуществить ускоренное восхождение – без палаток, спальников, с минимумом продовольствия.
10 августа Жемчужников уходит в одиночку на Эльбрус (с ночевкой на седловине) и покоряет Западную вершину (5642 м).
24 августа Таисия идет на восхождение с Володей. В первый день они практически с низовьев Эльбруса поднялись, не останавливаясь на Приюте одиннадцати, до его седловины (5200 м). По вертикали этот марафонский маршрут составил 2 километра. Кислородное голодание и холод заставили остановиться на ночевку. Спать при 20-градусном морозе было невозможно: альпинисты околевали, но терпели. 25 августа они планировали подняться на обе вершины Эльбруса. Но, вернувшись с Западной вершины без сил, решили еще раз заночевать на седловине. 26 августа они достигли и Восточной вершины (5604 м).
Для подтверждения восхождения на Западную вершину необходимо было найти на ней туру (пирамиду), в которой хранились бланки немецкой фирмы «Спортхаус Шустер», и принести эти бумаги на турбазу. Бланки, доставленные альпинистами, заверил заведующий базами «Кругозор Эльбруса» и «Приют одиннадцати» В. Терещенко. Так как слава ни Таисию, ни Володю не волновала (им важно было понять, на что они способны), бланки для регистрации рекорда в ОПТЭ они не передали. Из-за чего долгие годы было принято считать, что первой женщиной, поднявшейся на Западную вершину, была другая альпинистка. И только в 90-е годы, когда в архиве Волгиной обнаружились уникальные бланки, историческая справедливость восторжествовала. Кстати, фантастический скоростной рекорд Волгиной и Соловья до сих пор никто так и не повторил.
Андрей Жемчужников-младший, погибший в 1954 году
«Кавказ подо мною…»
Увидев Кавказ с высоты Эльбруса, Волгина влюбилась в него на всю оставшуюся жизнь. Начиная с 1932 года при малейшей возможности они с мужем отправляются в горы.
В феврале 32-го участвуют в первом зимнем лыжном восхождении на перевал Верхний Цаннер. Знатоки уверяли – зимой пройти через него в Сванетию невозможно, экспедиция обречена на провал. В балкарском селении Безинги получил серьезную травму Владимир Соловей. После операции ухаживать за ним вызвались два товарища. Пришлось остаться в Безинги и организатору экспедиции – заболевшему Жемчужникову. Таисия с четырьмя лыжниками продолжила путь. Поход был невероятно трудный. Из-за сильного бурана на вершине Кель-Баши пришлось четверо суток провести в плохонькой палатке, которую ураганные порывы ветра пытались унести вниз. Бязевая палаточная ткань то и дело рвалась, и Таисия вновь и вновь бралась за иглу. Когда лыжники двинулись в путь, Волгина потеряла сознание – сказалось пребывание без движения и высота. Несмотря на плохое самочувствие, на уговоры товарищей отдохнуть, она упрямо шла вперед. «Таисия держалась молодцом, ни на что не жаловалась, стойко и мужественно все переносила. Я… ни разу не пожалел, что она с нами. Не только женщины, но и многие мужчины могли бы у нее поучиться умению владеть собой, держать себя в руках, не давая воли переживаниям и чувствам в такой сложной обстановке», – вспоминал руководитель группы Валентин Коломенский.
Летом 1932 года Волгина первой из женщин поднимается на одну из труднейших вершин Безингийской стены Гестолу (4860 м) совершает первопрохождение траверса вершин Гестола-Ляльвер
(4350 м) участвует в походе через три перевала: Цаннер, Семи, Китлод (на последний впервые ступила нога человека).
В марте 1933-го Таисия первой из женщин прошла с лыжниками, возглавляемыми Алексеем Гермогеновым, через перевалы Главного Кавказского хребта Местийский и Бечо. 12 дней с тяжеленными рюкзаками группа двигалась по неведомому маршруту в сложных условиях: трещины, лавины, ледники, глубокий снег, сильнейший ветер и мороз. После этого похода группа намеревалась сразу совершить первое зимнее восхождение на обе вершины Эльбруса. Альпинисты были уверены, что зимой Эльбрус покрыт снегом, по которому можно дойти до вершин. Никто и предположить не мог, что в это время года сильные ветра сдувают снег, обнажая ледовый панцирь. На высоте 4200 группа вышла на обледенелый склон. На 10 человек в горнолыжных ботинках – три пары кошек. Для дальнейшего продвижения решили рубить «лохани» (ступень, на которой можно стоять обеими ногами). Альпинист в кошках вырубал «лохань», куда на веревке затаскивал товарища без кошек. Таким образом за 7 часов они прошли всего 600 метров. На высоте 4800 у людей начались головные боли и рвота, дышать стало трудно. Ночью в палатке – -18 градусов.
24 марта в сильную метель люди то и дело срывались по крутому склону, проваливались в трещины. К вечеру вышли на седловину: мороз -34 градуса, ураган, снег. Утром 25 марта, когда группа решила идти вниз, на руках у Таисии от сердечного приступа скончался Гермогенов. Потрясенные скоропостижной кончиной друга, альпинисты стали спускать его тело вниз. Спальный мешок с Алешей выскальзывал из обмороженных рук, уносясь по ледяному склону далеко в сторону от маршрута, несколько раз он проваливался в трещины, увлекая за собой носильщиков…
Казалось бы, после пережитого можно было бы и дорогу в горы забыть. Но Таисия летом 34-го ведет на Западную вершину рабочих завода АМО (ЗИЛ). На следующий год вместе с мужем первой из женщин поднимается на вершину Бжедух (4290 м).
Зимой 36-го спортсмены готовились к первенству Москвы по горнолыжному спорту. Женщин к этим соревнованиям не допускали, но для Волгиной сделали исключение. Может быть, потому, что она первой из женщин прыгнула с трамплина, показав результат, который под силу мужчинам, владеющим хорошей техникой, а на спартакиаде «Динамо» в лыжной гонке на 5 км финишировала первой. На первенстве Москвы по слалому Волгина заняла седьмое место среди мужчин.
Династия
В 1926 году родился Андрей-младший. В 1938-м – Юрий. С раннего детства Волгина брала сыновей в горы, где они делали первые шаги по альпийским тропам. «Мама с детства запомнилась поразительной по любви и нежности, по доброте и оптимизму», – вспоминал Юрий Жемчужников. Под руководством отца, человека сурового и саркастичного, ребята занимались теннисом, плаванием, горными лыжами, он же водил их на концерты в консерваторию.
В сентябре 1941 года Жемчужникова-старшего призвали в армию. Проходить службу предстояло в военно-морском госпитале Кисловодска. Осенью 41-го Таисия с детьми эвакуировалась в Башкирию, где в Белебее трудилась в госпитале методистом по лечебной физкультуре. Жили холодно и голодно, Юра тяжело переболел пневмонией. В августе семья перебралась к отцу в Кисловодск. Но уже через два месяца пришлось отступать. С большим трудом добрались до Красноводска. В декабре 43-го Жемчужникова назначили начальником кафедры физподготовки Военно-морской медицинской академии, где он прослужил до конца 1946-го.
Таисию по запросу всевобуча Казахской СССР вызвали в Алма-Ату, куда она прибыла вместе с детьми. Там с осени 42-го она преподавала в Школе инструкторов по горно-стрелковой подготовке погранчастей в лагере «Горельник».
Старший сын Андрей, как и многие мальчишки, мечтал попасть на фронт. В «Горельнике» он прошел специальный курс обучения. Программа учебных сборов включала горно-тактическую, огневую, строевую, горнотехническую, саперную, топографическую подготовки и рукопашный бой. Скидок на возраст никто не делал. «Четверку» он получил только по топографии, остальные предметы сдал на «отлично». Но на фронт по малолетству его так и не взяли. По приказу Военного комиссариата Казахстана 16-летнего Андрея мобилизовали для работы инструктором горной подготовки на специальных сборах командного состава горно-стрелковых подразделений Всевобуча Казахской ССР.
Осенью 1944 года Волгина с сыновьями возвращается в Москву. Преподает в 1-м Московском педагогическом институте иностранных языков. Зимой занимает первое место в соревнованиях по горным лыжам в Кировске. В конце того же года сбылась мечта Андрея-младшего – ему удалось попасть на фронт. Полгода он воевал на 1-м Белорусском, войска которого освобождали Белоруссию, Польшу и принимали участие в битве за Берлин. 12 июня 1945 года командование фронта награждает его медалью «За боевые заслуги» за выполнение некоего задания, о котором он никогда и никому не рассказывал.
В 1949–50 годах Андрей продолжил военную службу в Бакуриани, где обучал инструкторов горной подготовки. В 1950–52 годах учился в специальной школе, стал тренером по лыжам. С 1951 года работал инструктором по альпинизму на Кавказе, неоднократно участвовал в сложных восхождениях и экспедициях по спасению альпинистов. В 1952 году поступил в институт физической культуры.
В 1953 году Андрей увлекся вело- и мотогонками. Говорят, он был сильным мотокроссменом, и ему прочили блестящее спортивное будущее. Но в мае 54-го он разбился. Из-за стоявшей на обочине машины на дорогу внезапно выбежала пожилая женщина. Чтобы не сбить ее, Андрей, летевший на приличной скорости в горку, круто повернул руль – «Иж» врезался в осветительный столб.
Единственной отрадой Таисии Никитичны стал младший сын Юрий. (Мастер спорта по теннису, Жемчужников-младший четверть века преподавал в родном институте физкультуры. 10 лет был тренером-преподавателем Управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД СССР. Кандидат в мастера спорта по альпинизму, инструктор по альпинизму 1-й категории участвовал в 149 учебных и спортивных восхождениях. Автор статей и книг по истории альпинизма, автор бардовских песен.)
«Шабаш ведьм»
Таисия Волгина
В первый послевоенный сезон Волгина – инструктор альплагеря «Медик» в Цее. Вместе с коллегами совершает первопрохождение траверса вершин Кальтберг–Адай-Хох (разрушенные склоны последней вершины опасны частными камнепадами и лавинами). В 1946-м вместе с мужем покоряет Сонгути (4460 м). В 47-м участвует в юбилейном траверсе вершин Главного Кавказского хребта – первопрохождение Дубль-пик (4580 м), Сонгути-Улларг (4320 м). В 48-м покоряет Уллу-кара, проходит траверс вершин Башкара-Годыл, в 49-м она – первая на пике Арцишевского, названного в честь верного товарища Волгиной, погибшего в горах.
В 1945-47 годах Волгина вместе с альпинистом Иваном Антоновичем добились официального утверждения нового вида спорта – скалолазания. Таисия Никитична – судья всесоюзной категории по альпинизму и скалолазанию, тренировала спортсменов, организовывала и проводила соревнования и сборы в Крыму, готовила судей. Одна из сильнейших скалолазок страны, в 50 лет она легко поднималась по отвесным скалам, демонстрируя безупречную технику, выносливость и смелость.
После гибели сына Таисия Никитична два года не выезжала в горы – не могла видеть места, связанные с Андрюшей к душевной боли добавилась физическая: болели руки, давало знать о себе сердце.
В 1956 году она в качестве уполномоченного Федерации альпинизма СССР едет в Тянь-Шань, в Заилийский Алатау. Там она чувствует себя скверно: работать ей трудно, мучает одышка и бессонница, аритмия. Да еще в уныние приводит ужасное состояние местных альплагерей. Впервые приходит мысль: может быть, пора расстаться с горами?
Но в июне 1957-го года на Кавказе случилось чудо – любимая Цея буквально оживила Таисию Никитичну. В течение последующих десяти лет зимой она работает инструктором по горным лыжам. Судит соревнования по скалолазанию в Алупке, Теберде и Домбае. Летом Волгина – уполномоченный Спорткомитета СССР и Федерации альпинизма СССР по Цейскому, Домбайскому и Гвандринскому районам Кавказа – инспектирует альплагеря. В ее обязанности входил разбор всех трагических случаев.
С 1968-го по 1976 год в альплагерь «Узункол», где Юрий работал инструктором, Волгина приезжала лишь на отдых и привозила с собой внука Сережу.
Андрей Андреевич Жемчужников после войны до пенсии работал на кафедре гигиены в Государственном центральном институте физической культуры. До 1967 года каждое лето трудился врачом в альплагерях. Когда стало трудно ездить в горы, переключился на теннис. Заслуженный тренер РСФСР, судья всесоюзной категории, он возглавлял Московскую федерацию тенниса. Скончался А.А. Жемчужников в 1976 году. Таисия Никитична пережила мужа на три года.
В начале 79-го у нее обнаружили рак. За полтора месяца до кончины уговорила сына поехать в альплагерь. И попросила: «Если будет возможность, обязательно сходи на Ушбу». Величественная Ушба (в переводе с грузинского «Шабаш ведьм»), самая красивая вершина Кавказа, прославившаяся коварным характером, была ее несбывшейся мечтой. Юрий на вершину поднялся. Через месяц после его возвращения в Москву, 1 сентября 1979 года Таисии Никитичны Волгиной не стало. Она ушла из жизни так же мужественно, как жила. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||