Руководитель: М.Голубев, Москва

Отчет о п/п перевала Зеркальный (3А) на Зап. Кавказе в июле 2011 г.

Отчет о путешествии н/к с эл. 5 к.с. по Зап. Кавказу в июле 2011 г.

Нитка маршрута:

База отдыха КЧГУ – дол. Нахарсу – пер. Зеркальный (бывш. Игольчатый) (3А п/п, 3500 м) – р. Гондарай – база отдыха КЧГУ.

Нитка маршрута полностью соответствует заявленной.

Карта1. Маршрут похода

Алексей Николаевич

1970

4ГУ, 3ГР

Зам. рук., зав. пит., реммастер

Суслов

набор +1800 м

сброс -1800 м

километраж 27 км.

Примечание: на фотографиях красным отмечена нитка движения пешком, синим - по перилам или со страховкой.

Идея путешествия:

Изначально планировалось лишь завести заброски в альплагерь Узункол и на базу отдыха КЧГУ – для похода 3 к.с., который должен был состояться 10-30 июля. Однако, благодаря наличию времени и энтузиазма у части группы будущего похода 3 к.с., было решено где-то «погулять» до похода лишнюю неделю. Вариантов, по сути было два – в районе Узункола (одна заброска) и в районе Нахар-Гондарай (вторая). Выбор пал на Нахар, потому что:

1) В Узунколе в походе 3 к.с. и так планировалось посетить наиболее интересные места

2, главное) В районе Нахарского узла был высокий, техничный, очень красивый, и тем не менее не пройденный перевал. О нём – ниже.

О Нахарском хребте и «Игольчатом» перевале

Нахарский хребет сложен очень прочными гранитами, из-за чего склоны его очень круты, висячие ледниковые кары небольшие, расположены высоко над основными долинами, труднодоступны. Чаще всего этот хребет обходят понизу, через турбазу Глобус (и расположенную неподалеку базу отдыха КЧГУ). Но всё же горные туристы проложили перевальные маршруты в этом хребте – поближе к ГКХ, где оледенение в древности было мощнее и ледники «пропахали» горы сильнее, укоротив крутые участки как в зоне ригелей, так на перевальных взлетах. Относительно популярные перевалы Гондарай-Нахар (1Б*) и Туров / Юбилейный (1Б-1Б*) посещаются, судя по доступным отчетам, 1-2 раза в год. И не зря – сложность хребта компенсируется красотой его вершин.

А вот севернее вершины Нахар – «белое пятно». В самой северной части хребта на схеме В.Ляпина отмечены перевалы Женский (Успенье) (1Б, 2984) и Домашний (Чегетчат) (1А, 2963). Их перевальные взлеты действительно соответствуют данным к.т., но возможность прохождения пешком без перил их восточных склонов очень сомнительна. Описаний прохождения в библиотеке МГЦТК и в Интернете нет.

На известной цветной хребтовке Западного Кавказа (изображение ниже) перевалов Женский и Чегетчат нет, зато обозначены перевалы Скалистый и Игольчатый. Вот этот район нам показался очень интересным для исследования.

Карта 2. Перевал «Игольчатый» на (ошибочной) цветной хребтовке

Забегая вперед, приводим карту с обозначенными перевалами и вершинами, которую считаем наиболее точной на данный момент (осень 2011):

Карта 3. Истинное расположение перевалов в районе вершины Двузубка

Числами обозначены перевалы:

133в. "Нахарская щель" (3Б, ~3600)

134. Игольчатый (3А, 3450)

134а. "Скалистый Нахарский" (~3А, ~3450)

135. Зеркальный (3А, 3500) (п/п М.Голубев, 2011)

Вся обновленная по результатам походов 2011 г. карта лежит тут:

Из двух перевалов, Скалистого и Игольчатого (в соответствии с неправильной цветной хребтовкой) нам показался наиболее интересным перевал «Игольчатый» по двум причинам:

1) он технически разнообразнее: с запада сн-лд склон, с востока – скальный

2) перевал Скалистый был пройден А.А.Ступаковым (МГСУ, stupakovsa@mail.ru), а про «Игольчатый» сведений не было.

Кстати, основной аргумент в пользу того, что Игольчатым нужно называть более южный перевал, это наличие на его седловине огромной скальной «иглы», которой вовсе нет на северном перевале. На это, собственно, и указал А.Ступаков во время консультации перед походом. По всей видимости, автор цветной хребтовки перепутал месторасположение этих двух перевалов.

В дальнейшем в отчете будут использоваться названия в соответствии с Картой 3.

Итак, расположение перевала Игольчатый определено: ближайший к северу от вершины Шидакминге.

Первопройденный нами перевал 135 по Карте 3 мы решили назвать Зеркальным: с запада перевальный взлет – ледовое зеркало, с востока – скальное (без преувеличений!). По счастью, как выяснилось, западная скальная стена обходится (тоже с перилами, но проще) по наклонной скальной полке. Ну, описание перевала будет ниже.

Но между Игольчатым и Зеркальным есть еще одна ярко выраженная седловина, надо сказать, довольно красивая и безопасная. Перевал этот чисто скальный, и вот ему название Скалистый (точнее, Скалистый Нахарский, т.к. Скалистый есть еще в районе Безенги) очень подходит.

Исходя из вышесказанного и были нанесены перевалы на Карте 3.

Более подробно, с фотоматериалами, дополнения к исследованию Нахарского хребта в данной его части будут даны ниже, в техническом описании в качестве комментариев.

Техническое описание перевала Зеркальный

2 июля. Заезд, заброски

Трансферт, оформление погранпропусков и газовые баллоны были предоставлены Борисом Саракуевым (bezonec@list.ru) (фирма Тау-Сервис, г.Нальчик). Две тяжелые заброски для следующего после данного похода мы отправили Борису заранее поездом с проводницей.

Утром выезжаем из Минвод на машине, в которой уже лежали заброски для следующего похода, включая газовые баллоны, и баллоны для данного похода. Также «на борту» погранпропуска на оба похода.

Проезжаем Кисловодск, красивый, обзорный перевал Гумбаши, Карачаевск, Учкулан, Хурзук и очередную остановку делаем перед погранзаставой в 9 км выше Хурзука, немного ниже слияния Кубани и Узункола. Планировалось ехать выше – отвозить заброску в альплагерь Узункол, но параллельно нам туда ехала другая группа, которая любезно согласилась отвезти нашу заброску. Благодаря им сэкономили часа 3 времени.

В Узунколе прием-выдача забросок поставлены на поток, есть специальное помещение. Правда, стоимость рублей 40-50 в день, точно не помню. Позже заброску благополучно заберем. Оплата по факту за то количество дней, которое лежало «заброско-место».

Возвращаемся в Учкулан и едем на «Глобус» - общепринятое название района слияния Гондарая и Нахара, по одноименной турбазе. Нам удобнее оставить заброску выше – в базе отдыха Карачаево-Черкесского Гос. Университета: потом забирать её сверху будет ближе. Тем более есть положительный опыт 2007 г., когда оставленная на КЧГУ заброска благополучно дождалась группы.

На «Глобусе» погранзастава: проверка пропусков, и мы проезжаем еще около километра по левому берегу Учкулана, а после моста через Нахарсу – Гондарая, до базы КЧГУ.

Начальник базы Руслан, как и человек, отвечающий (помимо прочего) за хранение забросок – Султан – замечательные, гостеприимные люди. Султан категорически отказался от какой-либо оплаты за хранение заброски, а Руслан разрешил переночевать в одном из недостроенных домиков. Мы-то были готовы к походному стилю – палатка и т.п., а тут такое счастье – крыша над головой (а вечером и ночью дождь, гроза), и даже каркасы кроватей, на которых отлично спалось в спальнике.

3 июля

Выспавшись, т.к. пока никуда не спешим, выходим в 9.40. Спускаемся по Гондараю 1 км до Глобуса, и по хорошей грунтовой дороге левого (здесь и далее - орографически) берега Нахара поднимаемся в эту долину:

- 30 минут до нарзанов (полянка, на которой возможна ночевка с поляны хороший мост на правый берег, где 3 источника нарзана с разным вкусом)

- 30+10 (здесь и далее – длительность переходов) минут до реки Трехозерной

- 10 минут до подвесного моста через Нахар

- 35 минут по тропе правого берега до выполаживания, травянистых полян в районе ручьев, текущих из целевого цирка к северу от вершины Нахар. Немного ниже по ходу остается устье р. Джелсугчат.

Время 13.30. Ставим палатку, отдыхаем перед тяжелым подъемом – до следующего ровного места не менее километра высоты по склонам неизвестной сложности (Фото 1).

Вода чистая в реке Нахар, а еще чище – в родниках неподалеку.

Фото 1. Лагерь 3/4 июля на фоне предстоящего пути

Пообедав с горячим супом, отдохнув на ласковом южном солнце, решаем перед ужином сходить на разведку предстоящего пути. В результате разведки определили путь подъема на следующий день.

4 июля

На Фото 2 – Нахарский хребет с запада. В левой части указано место предполагавшегося бивуака – явно выраженное выполаживание на границе снежного плато и конечной морены. Высота этого места около 3150 м, т.е. задача на сегодня подняться более, чем на 1 км.

Фото 2. Нахарский хребет с запада. Фото Д.Малиновского

Входим в 6.40. По пологому склону огромного конуса выноса поднимаемся сначала в направлении водопада, затем левее пхд (здесь и далее – «по ходу движения») под основание скального контрфорса, поросшего березовым криволесьем, и от него к самому левому пхд ручью, не доходя него. Отсюда начинается крутой участок склона – вплоть до места ночевки. На Фото 3 обозначен путь дальнейшего подъема, разделенный на участки А-Б … Д-Е:

Фото 3. Путь подъема к месту бивуака 4/5 июля

Участок А-Б

Точка А – верхняя часть конуса выноса левее пхд от водопада. Крутизна склона 10-15 градусов, резко увеличивается выше до 25-30 градусов. Склон зарос березовым криволесьем, но проход среди кустов и деревьев есть, лишь иногда приходится продираться через труднопроходимые заросли. Местами простое лазание по скалистым участкам 2-3 метра. Общая крутизна подъема вплоть до точки Б – 30 градусов, местами 35. Рано утром, в прохладе и тени от восходящего солнца идется не так напряженно, как если бы были жара и солнце. Участок А-Б прошли без привала за 1 час. Точка Б – выполаживание склона, где, наконец, можно привалиться. Выше скальный склон непроходим без страховки, зато можно пересечь ручей, текущий преимущественно в каньоне (Фото 4):

Фото 4. Место перехода ручья у водопада – точка Б по Фото 3

Участок Б-В-Г

В начале – ключевой участок всего подъема к месту ночевки - 40-45-градусный травянистый склон протяженностью 300 метров. По-хорошему, тут нужны перила, а на спуск – обязательно. Возможно, подниматься тут лучше в кошках. После 300-м участка выполаживание до 35 градусов, появляются рододендроны, идти тяжело. Зато есть места, где можно постоять отдышаться. Идем ближе к скальной стене слева пхд – там больше ступенек и как-то уютнее. Точка В – крошечный пятачок у скальной стены, где можно было бросить рюкзак. От Б до В шли (карабкались) 25 минут. Делаем привал – как в песне, от «напряженья колени дрожат». На Фото 5 – путь подъема выше точки Б:

Фото 5. Увеличенный фрагмент Фото 3. При съемке снизу склон «ложится» и истинная крутизна не ощущается

Фото 6,7 сделаны во время подъема по ключевому травянистому участку.

Фото 6. Подъем по 40-45-градусному травянистому склону

Фото 7. Подъем по 40-45-градусному травянистому склону

Выше точки Б поднимаемся серпантинами по травянисто-рододендроновому склону к средне- и крупноосыпному «языку» с 3-метровым камнем (Фото 5) – еще 50 минут. На камнях удобно отдохнуть. Крутизна склона уменьшилась до 20-25 градусов.

Участок Г-Д

Далее монотонный набор высоты с траверсом вправо по тр.-ос. склонам обратно к ручью в районе перемычки между двумя снежниками (ниже он в каньоне и частично под снегом) (Фото 8).

Фото 8. На участке Г-Д по Фото 3

По крутой средней живой осыпи переходим на правый пхд борт балки. Привал. От предыдущего привала 30 минут. Трава сменилась задернованной мореной с выходами крупных камней. Крутизна склона держится в районе 25 градусов (Фото 9).

Фото 9. Участок Г-Д по Фото 3

Участок Д-Е

Продолжаем монотонный подъем, поглядывая на скальную стену справа пхд – хотя с нее ничего не сыпется, что за ней, не видно, и потому опасаемся камней. Под защитой крупного камня еще через получасовой переход делаем большой привал на час, и перекус – время около 11, идем уже более 4 часов, и каких!

В 12 часов продолжаем подъем (Фото 10):

Фото 10. На участке Д-Е по Фото 3

Идем по правому по ходу борту, т.к. по центру смерзшийся за ночь снежник, выводящий выше к стенке, которую все равно обходить. К тому же конечная морена по центру промыта и представляет собой конгломерат, а левее и правее она задернована, и идти удобно. После тяжелого 40-минутного подъема выходим на выполаживание (Фото 11):

Фото 11. Выход к месту бивуака

Тут много снега, но между ним и крутым склоном конечной морены есть более-менее ровные места.

Долго равняем площадку для палатки в единственном годном для этого месте. Для двух и более палаток место тут найти затруднительно – морена крупноосыпная. Вариант ставить лагерь на снегу.

Воды – в ручейках из-под снежника. К утру может замерзнуть.

Половина дня свободна, гуляем по окрестностям. На Фото 12 – место ночевки со стороны.

Фото 12. Место ночевки 4/5 июля

С места лагеря открылся перевальный взлет (Фото 13):

Фото 13. Пер. Зеркальный с места ночевки

Фото 14. Наша палатка под перевалом Зеркальный 4 июля

5 июля

Сегодня наша задача – подняться на пер. Зеркальный, и при возможности заночевать на нем (эта возможность была нам неизвестна), либо спуститься до ближайшего удобного места ночевки.

Мы специально рассчитали 2-3 лишних дня на прохождение перевала, чтобы в хорошую погоду на нем заночевать, возможно, провести дневку, пофотографировать рассветы-закаты. Сразу отметим, что на перевале не оказалось не то что места для палатки, а даже удобного места сбросить рюкзак.

Одна из причин, по которой мы хотели пройти именно этот перевал – красивый ледовый западный взлет (Фото 15), протяженностью, предположительно, 300 метров:

Фото 15. Пер. Зеркальный с запада в малоснежный сезон

Этот снимок сделан в малоснежный сезон. В начале июля снежного года мы рассчитывали на большое количество снега, и расчет оправдался (Фото 13, 16):

Фото 16. Пер. Зеркальный с запада

Выходим в 7.45, в связках – на всякий случай (хотя льда до взлета быть не должно) и кошках.

По смерзшемуся фирну за час поднимаемся к ледовому пятну. Крутизна склона увеличивается от 5 градусов в районе места ночевки до 25 градусов у ледового пятна (Фото 17).

Фото 17. Подъем в связках на пер. Зеркальный

Когда крутизна фирна увеличивается до 30 градусов, начинам вешать перила. Первая веревка 55 м – от удобного небольшого рантклюфта, верхняя станция на двух ледорубах. Затем еще 20 м до гребня, закрепление на крючьях. Схема расположения перил на подъем – на Фото 18:

Фото 18. Западный взлет пер. Зеркальный

Фото 19. Подъем на пер. Зеркальный

Седловина перевала оказалась огромным снежным карнизом: с запада крутой фирновый склон, с востока – вертикальный обрыв (Фото 20).

Фото 20. Седловина пер. Зеркальный

О ночевке в районе седловины уже речи идти не могло. Просматриваем варианты спуска.

Непосредственно с седловины до выполаживания – метров 300-400 практически отвесных скал! (Фото 21, 22).

Фото 21. Пер. Зеркальный с востока

Оказалось, однако, что в 15 метрах севернее по перевальному гребню есть более простой путь – некое подобие широкой крутонаклонной полки. Спуск по ней выглядел не таким крутым, как прямо вниз с седловины. По гребню провешиваем остатки второй веревки 15 м на север. Станция на крючьях.

1-я веревка 25 м по снегу крутизной около 40 градусов, затем скалам крутизной 45 градусов, до удобной площадки на скальном выступе (Фото 22). Сдергиваем через расходную петлю на крюке.

Фото 22. Первая веревка 25 м на спуске с перевала

2-я веревка 25 м аналогична 1-й, по крутому снегу до крутого осыпного склона, ниже которого обрывы. Нижняя станция тоже на крючьях на скальном гребешке, отделяющей снег и осыпь от обрыва. Фото 23.

Фото 23. Вторая веревка 25 м

3-я веревка 55 м снова влево-вниз по крутому снегу 20 м, затем монолитным скалам крутизной 40-45 градусов, до выполаживания в районе серого выступа. Ниже выступа – по-прежнему отвесный обрыв. Фото 24.

Фото 24. Третья веревка 55 м

4-я веревка 25 м траверс влево с небольшим сбросом высоты по скальным полкам над обрывом до удобной широкой полки. Промежутки и станция на крючьях, закладках. Последний – с нижней страховкой. Фото 25.

5-я веревка 55 м по крутым скалам 5 м, затем снегу крутизной 40 градусов до выполаживания его до 30 градусов. Фото 25.

Фото 25. Четвертая веревка 25 м и верхняя часть 5-й веревки 55 м

От нижней станции 5-й веревки попеременно растягиваемся в связку, и на три такта спускаемся до выполаживания снежного склона до ~20 градусов (Фото 26).

Фото 26. Путь спуска с пер. Зеркальный на восток по наклонной полке-кулуару

Обходя по снегу выходы бараньих лбов, выходим к верхней части широкого снежного кулуара. На моренном островке снимаем системы, но оставляем кошки и каски. Кулуар – наиболее удобное, а возможно и единственное, место для прохода через высокий пояс бараньих лбов. Кулуар выводит на снежный, затем осыпной, конус выноса. Еще ниже – почти ровная травянистая поляна. На ней равняем площадку и ставим палатку. Чистая вода – в родниках в 50 м севернее. На Фото 27 – общий вид спуска к месту ночевки.

Фото 27. Пер. Зеркальный с вершины Актур. 5 июля снега было больше

На Фото 28 – вид на путь спуска на следующий день во время дневки, на Фото 29 – схема расположения веревок на спуске.

Фото 28. Пер. Зеркальный с запада

Фото 29. Приблизительное расположение перил на спуске с пер. Зеркальный

По пути спуска сфотографировали перевалы «Скалистый» (Фото 30) и Игольчатый (Фото 31). (Названия в соответствии с Картой 3)

Фото 30. Пер. «Скалистый» Нахарский со спуска с пер. Зеркальный

Фото 31. Пер. Игольчатый по пути с перевала Зеркальный (с севера)

6 июля

В самом пессимистическом варианте до долины Гондарай день пути, плюс пару часов по долине до турбазы КЧГУ. Поэтому делаем дневку. Гуляем по окрестным склонам, валяемся на теплом солнце, фотографируем ручьи, водопады и т.д. Место удивительно красивое, и дневка тут – целый день радости. Главное не думать о предстоящем спуске в долину Гондарай :).

7 июля

Выходим в 8 утра.

Спускаемся по правому берегу ручья, вытекающего в районе места ночевки из-под морен. Склон травянистый, с участками кустов, крутизной 10-15 градусов. Когда крутизна склона становится больше, ручей (уже гораздо более полноводный из-за подземного питания) уходит в каньон с водопадами. Обдумываем варианты дальнейшего движения к целевому каньону, перпендикулярному нашему ручью. По тому каньону, по лавинному снежнику на его дне, простейший выход в долину Гондарай.

На Фото 32 – общий вид пути спуска по Гуглу. Синим и цифрами отмечены участки, где были провешены перила.

Фото 32. Пусть спуска из цирка под пер. Зеркальный в долину Гондарай. Синим и цифрами отмечены провешенные перила по ~50 м

Первый вариант спуска – по левому берегу ручья – опасен, т.к. проходит сначала траверсом крутого травянистого склона над каньоном. На таком склоне не за что крепить перила. Выход (стенка) с этого склона в нижний каньон не просматривалась, как и участок дня нижнего каньона. (по Гуглу там водопадики неизвестной проходимости). Поэтому идем правым берегом.

Склон становится круче, а участившиеся выходы скал (бараньих лбов) «заставили» нас идти в общем направлении вправо-вниз по диагонали – по самому простому пути. Открывается почти ровная поляна с ручьем, ниже которой обрыв (Фото 33). Идем в направлении поляны. На ней возможна ночевка.

Но по пути к поляне на скально-травянистом склоне повесили одну веревку 55 м – скалы были хоть и простые, но местами мокрые, лучше подстраховаться. Крепили и сдергивали веревку с березы. На подъем тут можно пройти пешком. Фото 34.

Фото 33. Средняя часть спуска от места ночевки к нижнему каньону

Фото 34. Первая веревка – на пути к поляне с ручьем

После привала на поляне идем вдоль русла ручейка, текущего посередине поляны. Ближе к нижнему краю поляны ручей пересыхает и становится удобно идти по его руслу, т.к. трава высокая и в ней не видно камней. Нам нужно спуститься примерно к месту слияния ручьев (Фото 36), но разведка показала, что вернуться к основному ручью нельзя – там стена. Поэтому, пока русло ручья дает быстро терять высоту, идем по нему – после поляны среди очень труднопроходимого березового криволесья. Крутизна склона увеличивается до 25-30 градусов. Внезапно склон обрывается поясом скал. Вешаем вторую веревку (Фото 35). Закрепление и сдергивание за березу.

Фото 35. Вторая веревка на спуске

После второй веревки в принципе можно идти пешком по скально-осыпному сухому руслу ручья, крутизной в среднем 30-35 град. Но ниже виден опасный обрыв, есть куда падать. Поэтому вешаем третью веревку вправо-вниз до большого безлесного скального выступа, на котором есть ровное место размером метров 5. Веревку вешаем аналогично второй, на березе (Фото 36). Эту веревку можно было не вешать, если быть немного смелее и терпимее к риску :).

Фото 36. Вторая и третья веревки

На выступе делаем очередной привал и разведку. Прямо вниз – обрыв метров 300-400 крутизной более 50-градусов – скальная стена, заросшая в целом травой, местами редкие деревца. Спуск возможен, но ищем путь на дно нижнего каньона попроще.

Разведка показала, что уже возможно пройти (провесив перила) в направлении влево-вниз, к району слияния ручьев. Четвертая веревка – с березы в районе полянки на скальном выступе лево-вниз до удобного выступа скалы на крутом травянистом склоне (35 град.) (Фото 37). Здесь без перил уже крайне опасно!

Фото 37. 4-я и часть 5-й веревки

Ниже крутизна увеличивается и переходит в обрыв. Вешаем 5-ю веревку траверсом крутого травянистого склона под скальной стеной (Фото 37). Три промежуточные точки на закладке, френде, закладке. Окончание перил – на петле на скальном выступе. Последний пришел с нижней страховокой. Место уютное – сверху защищает отвесная стена, на камнях можно скинуть рюкзак, отдохнуть, отстегнуться от перил и станции, т.к. на крупноблочной осыпи, пусть и крутой, упасть дальше 2 метров нельзя. Фото 38.

Фото 38. Станция между 5 и 6 веревками

Визуально до снежника на дне основного каньона совсем немного, но это обман зрения. На самом деле – 80 метров. Шестую веревку (Фото 39) закрепляем на петле на скальной выступе, с него же сдергиваем через расходную петлю. Склон – травянисто-скальный, не менее 40 градусов. Нижняя станция – на 2 крючьях в скальном выходе.

Фото 39. 6-я веревка

7-я веревка 30 м по скально-травянистому склону крутизной более 45 градусов, до рантклюфта, и немного за него. На плотном фирне крутизной 25 град. уже можно выстегнуться, но проще уж додюльферять на все 55 м. На Фото 40 – вид со дна каньона на 7-ю веревку. Сдергивание через расходную петлю на крючьях.

Фото 40. 7-я веревка

Далее по фирну на дне каньона спускаемся к конусу выноса и по нему к берегу реки Гондарай.

По хорошей тропе левого берега доходим по слияния Гондарая и Индрюкоя.

Здесь 7.07.2011 еще не было нового моста, он появится пару недель спустя. Поэтому идем не самым простым путем – по левому берегу Гондарая. (а удобный путь – перейти по мостам Гондарй и Индрюкой и идти по грунтовой дороге правого берега Гондарая).

Лагерь ставим не доходя 3-4 км до базы КЧГУ.

8 июля

Сэкономленные 1,5 дня решаем провести в долине Нахар – попить нарзана, сделать «пикник» на замечательной сосновой поляне у устья р. Трехозерной.

9 июля

Вечером на «буханке» уезжаем в Учкулан, а оттуда на Ниве – в Хурзук. На следующее утро встречаем Газель с группой, идущей с нами в поход 3 к.с., но это уже другая история…

Выводы по перевалу Зеркальный

1. Перевал соответствует 3А к.т. Нами провешено 1,5 веревки на подъем, 5 веревок на спуск на перевальном взлете, 7 веревок на выходе из перевального цирка в долину - всего 13,5 веревок.

2. Перевал можно проходить в обоих направлениях. Если идти противоположно нашему, то понадобится меньше перил в травянисто-лесной зоне и на перевальном взлете. Но потребуется больше дюльферов на западном взлете, и скорее всего потребуется 2-3 веревки перил в районе точек Б-В по Фото 3.

3. Начиная со второй половины июля западный перевальный взлет станет камнеопасным! Да и уменьшение количества снега в каньоне усложнит его прохождение.

4. Прохождение перевала Зеркальный рекомендуется группам, идущим сильную 5-ку и выше. Требуется значительное количество расходных петель, крючьев. Группа должна владеть всеми видами базового ледового, снежного, скального снаряжения. Рекомендуется небольшая численность группы.

5. При наличии времени можно посоветовать радиальное восхождение на вершину к северу от седловины. Предположительно, это 300-400 м скального разрушенного гребня, на половине пути могут потребоваться перила.

Прохождение перевала Зеркальный стало для нас ярчайшим, незабываемым впечатлением за летний сезон!