Люди и горы > Денис Урубко >

Казахстанский маршрут

Читайте на Mountain.RU :
Денис Урубко. Авторская страница
Несмотря на мрачные прогнозы по состоянию погоды, в нынешнем году на покорение одной из высочайших вершин планеты отправились двое казахстанских альпинистов.

Мне выпала честь работать в связке с Сергеем Самойловым. Так же как и я, он является спортсменом Центрального Спортивного Клуба Армии Республики Казахстан. Целью экспедиции было восхождение на пик Броуд (8047 метров), и мы готовились к этому больше года. Тренировки, восхождения рядом с Алматы – все это знакомо каждому из жителей Южной столицы.

В качестве участников мы присоединились к итальянской группе альпинистов, которые тоже планировали восхождение на Броуд. Наш путь лежал через Пакистан в горную систему Каракорум. Долгих несколько недель пути на самолетах, автобусах, автомобилях и с караваном носильщиков экспедиционного багажа привели команду в верховья огромного ледника Балторо на уровень 4700 метров. Здесь раскинулись палатки Базового лагеря – горные вершины рядом с городом Алматы поднимаются как раз на такую высоту, и поэтому первые дни акклиматизации дались нам с Сергеем гораздо легче, чем другим.

Броуд пик
В первый раз Броуд-пик был покорен в 1957 маленькой австрийской командой. Альпинисты достигли высшей точки с запада по пути, который нынче называется «нормальный маршрут». Он представляет собой не слишком сложный гребень, выводящий к вершине. Некоторые другие маршруты также находятся на северной стороне горы. С запада и востока они выходят на Северный гребень, по которому следуют к наиболее высокой точке массива.

По Южной стороне горы до сих пор не удалось подняться никому... Хотя попытки преодоления этого великолепия скал и льда предпринимались неоднократно. Очень уж заметная стена – можно сказать, на виду у всех бесчисленных экспедиций, что движутся по верховьям ледника Балторо к восьмитысячным гигантам. Немедленная разведка предстоявшего пути показала, что маршрут гораздо сложнее и опаснее, чем предполагалось. Поэтому, как ни было досадно, наши итальянские друзья отказались от попытки прохождения маршрута. Работать отныне предстояло лишь нам с Сергеем.

Стена горы словно нависала надо всем миром. Выдвинувшись на восхождение 18 июля, мы на семь дней отрезали себя от влияния цивилизации, нами властвовала лишь высота и сложность предстоявшего пути. Над головой нависали карнизы снега, трудные пояса скал и ледовые поля вздымались под самые небеса... Лавины перекрывали все основание стены, и пришлось выработать строгую тактику восхождения, напряженно набирая высоту. Пересекая крутые скальные стены день за днем мы лезли вверх. Ночевать порой приходилось сидя на крохотных уступах, когда палатка просто висела на скальных крючьях, с трудом прикрывая нас от непогоды.

Броуд пик. Юго-Западная стена. Нитка маршрута
Больше двух с половиной километров вертикали дались нам ценой полной самоотдачи и напряжения всех сил. Скалы напоминали черепичные крыши некоторых старых зданий в Европе. Очень гладкие и крутые. Зацепов было очень мало, практически все наперечет, и часто я лез лишь на руках, потому что ноги лихо проскальзывали по плитам. Могу представить, как это смотрелось со стороны! К тому же бастионы, что поднимались на нашем пути, порой становились отвесны. И тогда далеко внизу под ногами был виден Базовый лагерь. Друзья словно в телевизоре наблюдали за нашим подъемом.

Все эти дни погода оставалась великолепной. Но после ночевки на семи тысячах метров навалившиеся с запада облака припорошили склоны свежим снегом. Ранним утром, едва выйдя с бивуака, мы утонули в глубоком снегу. Он буквально «прилип» к крутым скальным участкам, и помимо сложного лазания порой приходилось пробивать траншею вверх. На высоте 7400 метров, когда сыпавшие все утро мелкой порошей тучи наконец-таки разразились сильнейшим снегом, вокруг нас начали сходить лавины. Благо, что скальные участки при своей крутизне не давали накапливаться большим объемам, но все равно было очень неуютно, когда с негромким шорохом пара тонн снега вываливалась из кулуара где-то по соседству.

Чтобы продолжать восхождение мы следовали своей «доктрине» выступающих участков рельефа. Ребра, бастионы, контрфорсы – годилось все. Пусть и более сложные, чем кулуары, но менее опасные падавшими камнями и лавинами. Проведя ночь на небольшом выступе среди моря мглистого тумана, который продолжал сыпать снегом, поутру нам ничего не оставалось, как продолжить путь в никуда – в снегопад, ветер, по заглаженным скалам. Лишь на следующий вечер Сергей и я обнаружили, что достигли верха Юго-западной стены Броуд-пика. Мы были невероятно утомлены, и только усилием воли пинали свои тела вверх по этой плоскости. Это был первый день, когда нам стало нечего есть. И последний день, когда мы смогли натопить снег для питья.

Достигнув ночлега на крохотной покатой полке на высоте 7800 метров, с трудом установив здесь палатку, мы рухнули без сил. Этой ночью мы не снимали ботинок, спали прямо в обуви, так и не утолив жажду кусками льда. Облака, вспугнутые сильным порывистым ветром с запада, осели в долинах. Стали видны последние взлеты перед вершинным гребнем, и поутру мы двинулись наверх, упрямо пробивая надоевший за последнюю неделю снег.

На вершине
И вот так утром 25 июля 2005 года наша двойка совершила прохождение нового маршрута по Юго-Западной стене. Достигнув вершины, мы долго не могли прийти в себя после тяжелого подъема. Нехватка кислорода на этой сверхнереальной высоте срывала дыхание, и любое движение давалось с трудом. Особенно под гнетом и ударами жесткого колючего ветра с Запада. И в сторону далекой родины убегала незабудковая синева неба. Как память и зов прекрасного. Здесь из продубленного жесткого снега торчала палка с обрывками некогда цветастого флага. Его поредевшие пряди шелестели и хлопали, трепетали над бездной…

Это восхождение стало значимым событием не только в 2005 году. В золотой плеяде гималайских маршрутов, пройденных в наиболее спортивном стиле, ему нашлось свое место, ибо за полуторавековую историю стремлений людей к высочайшим вершинам планеты такие восхождения случались не часто. Достаточно взять четыре критерия, отражающих сложность экстремального альпинизма:

1. Пик выше 8000 метров (главная вершина массива).
2. Новый сложный маршрут.
3. Чистый альпийский стиль.
4. Небольшая команда (2-4 человека).

Сергей Самойлов и Денис Урубко после восхождения
Напомню, что при организации восхождения в альпийском стиле люди следуют без остановки от подножия к вершине горы. При этом все необходимое сразу берется с собой. Без права на ошибку, без возможности продублировать, повторить. Это было нормальным в Альпах. В Гималаях же, где огромная высота и расстояния делали невозможным достижение цели с одной попытки, восходители передвигались по перильным веревкам, организуя высотные лагеря, занося все необходимое для жизнеобеспечения, с перерывами на отдых у подножия горы – вверх и вниз.

Казахстанские альпинисты всегда наиболее ярко проявляли себя на высотных восхождениях – в силу сложившейся традиционно школы, по причинам чисто географического расположения Казахстана. Примером этому служат выдающиеся достижения Б.Студенина, В.Смирнова, К.Валиева, Ю.Моисеева и многих других. Мне, как спортсмену ценно именно это понимание ими альпинизма. Когда они стремились превзойти свои силы, превзойти все известное к тому времени среди горовосходителей мира. Они стремились Быть, а не Казаться.

Следуя этому, старались проложить маршрут к вершине пика Броуд и мы с Сергеем. Так, чтобы не стыдно было возвращаться на родину. Так, чтобы можно было бы честно ответить самим себе, что было сделано все зависевшее от нас, и среди шестидесяти человек, штурмовавших гору этим летом лишь мы двое достигли предела стремлений. Так, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Хочется верить, что это у нас получилось.