Горы мира > Западная Европа >

Автор: Игорь Чил, Франция

Альпы - открытие сезона в марте, и большая панорама в пол-Гигапикселя

Маттерхорн-Dent d'Herens

Наконец, нашел время и силы написать про Dent Blanche и про все последующие проблемы и досрочное закрытие сезона. Фото пока не будет - потом добавлю, как руки дойдут и как заполучу свой фотоаппарат.

Две недели назад мы в очередной раз озаботились вопросом, куда бы пойти. Реально за 2 недели открывалось первое окно хорошей погоды на 4 дня. Я написал на французский форум - мне было в общем-то все равно, куда идти, но хотелось что-нибудь красивое и интересное на четверг-пятницу (11-12 августа) и что-нибудь немного проще на субботу-воскресенье, поскольку ко мне хотели присоединиться друзья из Страсбурга, в арсенале которых пока только Брайтхорн (F). В результате, мне ответили несколько человек, потом были дополнительные дискуссии. В результате, было решено в четверг-пятницу идти на Dent Blanche по классике из Cabane de la Dent Blanche (южный гребень, AD), а в субботу-воскресенье - Надельхорн по классике (PD) из приюта Мишабельхютте над Саас-Фе. На Dent Blanche решили идти с Сашей (известен на форуме как krasnaja_shapka), с которым уже ходили несколько раз в разные места. К нам хотел присоединиться еще один молодой швейцарец из Берна, с которым я списался, созвонился и обо всем договорился.

Для тех, кто не в курсе или не совсем в курсе. Dent Blanche, 4357м (перевод с французского "белый зуб") - одна из основных вершин в французской части Швейцарии. На эту вершину открываются потрясающие виды с подъемников, начинающихся из Церматта в сторону Klein Matterhorn. Да и со всех основных вершин Валэ Dent Blanche хорошо виден. Впрочем, как и с Монблана и даже Aiguille du Midi. Гора находится в верьховьях долины Эран (Val d'Herens) на её восточной стороне. С юга от Dent Blanche - плато Эран и вершина Dent d'Herens, известная так же как "младший брат Маттерхорна", потому что почти отовсюду если виден один, то виден и второй. Соответственно, с юго-востока - Маттерхорн (Цмуттграт), восточнее - Обер-Габельхорн и Цинальротхорн, за которыми уже идет спуск в долину Церматта. Ближайшая крупная гора на западе - Grand Combin, до которой почти пол-пути до Монблана. У Dent Blanche четыре гребня сложностью от AD до TD- и северная стена, которая является одной из самых сложных северных стен в Альпах.

День первый, четверг 11 августа 2011.

Как обычно, все задерживались, всё задерживалось.

Я так и не смог заснуть ночью в Страсбурге. Зато приятель, который ко мне в тот момент заезжал в гости, подвез меня на вокзал к первому поезду до Базеля в 5-20 утра. В нем немного поспал. В Базеле пересел на поезд до Ольтена - узловой станции между Базелем, Цюрихом и Берном, где мы договривались встретиться с Сашей. Из-за пробок (а это было утро рабочего дня в Швейцарии), они добрались до Ольтена уже после 8 утра.

Далее следовала очень захватывающая процедура упаковки в автомобиль. Представьте себе 4 взрослых людей, большую собаку (сеттер), три больших рюкзака и 2 маленьких. А теперь представьте, что все это нужно упаковать в мини-купер кабриолет, размером с горбатый "Запорожец", если не меньше За 40 минут упаковались. Места в машине не осталось совсем - по-моему, ни одного кубического сантиметра ни сзади, ни спереди, хотя собака умудрялась время от времени переворачиваться и дышать, высунув морду в форточку. А ехать надо было еще больше 250км.

Подъем в долину Val d'Herens начинается от Сиона - довольно крупного швейцарского города. Дорога узкая, но нормального качества. Ехать надо по указателям на Evolene, потом на развилке в Les Hauderes налево на Forclaz (прямо будет дорога в Ароллу, куда ехать не нужно). Верхняя точка дороги - Ferpecle (1800м), там начинаются стихиные (бесплатные) парковки прямо в лесу. Почти Франция. Сразу бросается в глаза отличие от немецкой части Швейцарии (Церматт или Саас-Фе), где все было бы огорожено, были бы надписи "verboten" и везде бы поставили автоматы по оплате парковок В долине - масса мелких гидроэлектрических сооружений - мелкие плотины и т.п. Однако все открыто для посещения. На уровне около 1900м там есть выполаживание, где речка растекается в целое озеро, по берегу которого есть даже вполне обустроенный пляж.

Тут возникла первая проблема - найти начало тропы в сторону хижины. Дело в том, что там есть приют Cabane de la Dent Blanche - с юга от вершины (куда нам надо), а есть еще Bivouac du col de la Dent Blanche - с севера, между Dent Blanche и Grand Cornier (куда нам не надо). Названия обеих хибар очень похожи друг на друга, поэтому нужно быть внимательными при поиске тропы. Мы увидели указатель на бивуак и решили, что нам не туда. Шли лишние несколько сот метров по дороге в неправильном направлении. Потом поняли, что надо было на ту тропу на бивуак, которая на самом деле была и туда, и в приют. В общем, потеряли минимум минут 40, если не час. Вернулись на тропу, пошли вверх только в районе 13:30. Учитывая то, что приют на высоте 3500м да еще и довольно далеко по расстоянию, то чтобы успеть к ужину в 18:45, нужно было торопиться.

Тропа - явно для инвалидов войны. Очень пологая и из-за этого длинная. Через все ручейки переброшены мостики. Местами вверх можно бежать. В начальной части тропы, которая идет по лиственичному редколесью, - масса грибов (лиственичный маслёнок). В качестве элемента декора в какой-то момент около тропы мы наткнулись на настоящую эмалированную ванну, в которой вода нагрелась под солнцем до вполне адекватных для купания температур. Еле уговорил Алекса на залезать в нее - оставить удовольствие на обратную дорогу.

На высоте около 2700-2800 тропа проходит мимо некоего строения, видимо имеющего отношение к скотоводству. Вскоре после этого она подходит к реальной развилке на бивуак и приют. Там мы пошли по правой тропе, которая траверсирует склон Dent Blanche до момента начала довольно крутого подъема к приюту - по скалам, потом по леднику. Где-то на 3000 мы с Сашей решили разделиться, потому что тропа была хорошо маркирована, я мог идти быстрее и торопился на ужин. А ему нужно было акклиматизироваться и поэтому не бежать. Снега нет до высоты 3200 совсем. Потом тропа его старательно обходит. Подъем становится более крутым, местами по блокам, местами по простым скалам, кое-где вроде есть провешенные участки, но их совсем немного. В паре мест я специально выходил на снег, так как по нему было проще подниматься. Финальный участок тропы проходит по пологому закрытому леднику, на котором расставлены вешки. Хоть там можно было пройти пешком, я решил использовать кошки, так как в них было намного комфортнее и быстрее. В общем, я пришел в хижину в 18:55, не сильно опоздав на ужин. Алекс подтянулся где-то через часик - он по дороге успел поспать По старой традиции он ночевал в спальнике снаружи приюта. Швейцарец успел найти второго швейцарца, так что мы решили идти раздельно.

День второй, пятница 12 августа 2011. Точнее первая половина дня.

Теперь несколько слов о хижине. Как в и большинстве альпийских хижин, из которых ходятся "знаковые" маршруты, тут бал правят гиды. Все сделано под них и с целью отвадить людей без гидов ходить самостоятельно. Несмотря на то, что на ужин всех посадили вместе и покормили за один раз (все 60 человек, все 60 из которых собирались на Dent Blanche), завтрак четко разделен на три группы по времени. Первую будят в 3-40, кормят в 3-45 - это только для тех, кто с гидами. Для второй группы завтрак в 4-10 (тоже в основном с гидами, но встречаются и самостоятельные восходители). Третья группа из "самостийных" (в которую попал я) - в 4-30, когда первые уже ушли на гору. Сделано это специально - в начальной части подъема по блокам можно заблудиться и потерять кучу времени, так что уже никуда не взойдешь. На это и рассчитано, чтобы в следующий раз люди шли уже с гидами, а не пытались идти самостоятельно.

Ситуация с водой абсолютно аналогична той, что я описывал выше насчет Domhutte. Вода течет, но всем говорят, что ее пить нельзя. Разумеется, ее я и пил - и живой до сих пор.

В общем, я позавтракал, никуда не торопился. Вышли мы после недолгих сборов где-то сразу после 5 утра. Выходили последние. На начальном скальном взлете никаких проблем с поиском пути в темноте не возникло. В какой-то момент блоки превращаются в узкий гребень, настолько узкий, что пролезать его проще всего верхом. Потом опять блоки, а потом выход на широкий снежный гребень.

Тут одеваем кошки и идем вверх, не связываясь, хотя швейцарцы все идут в связках. Саша начинает подгонять кошки (почему, спрашивается, это нужно делать сейчас?) Потом меня убеждает, что по советской системе на таком рельефе связываться не положено, потому что если один слетит, то и второго сдернет. Звучит весьма неубедительно, но мне по такому гребню и одному идти весьма комфортно. Пупырь на снежном куске называется Wandfluelucke.

Подходим к очередному скальному участку - опять блоки. Восход солнца. Виды на Маттерхорн и Dent d'Herens завораживают. Опять снимаем кошки. Вот эта система снять-одеть реально достает. Все лезут по блокам в кошках, но нам абсолютно очевидно, что в ботинках будет быстрее и безопаснее. Связываемся, но идем одновременно на расстоянии около 25-30м друг от друга.

Идем довольно медленно - я по сравнению с Алексом торможу на скалах, он медленно движется по снегу, по которому я могу бежать вверх, из-за не очень хорошей акклиматизации.

Вот очередной снежный кусок - на этот раз весьма и весьма стремный - тонкий гребень и пупырь, который обходится траверсом по крутому 45-градусному склону. Не было бы там следов, точно полезли бы через него. Потом проходим кусок несложного миксового гребня и выходим под основание Гранд Жандарма.

По описанию - это ключевой участок маршрута. Жандарм надо обойти слева (либо для особо желающих лезть прямо на него 3-4 веревки IV). После этого - выход на гребень. Несложные скалы, но куча снега и местами льда. Три костыля для дюльфера с промежутками 20м. Я выхожу первым. Алекс страхует. Иду по снежному участку по направлению к скальному островку. Дохожу до него, и тут мне на голову садится чья-то ж.., извините, задница. Это уже те, кто вышли среди первых с гидами и шли очень быстро, спускаются вниз. Дюльферяют, не глядя. Гиды одобряют. Товарищ извиняется, я иду дальше. Тут следующий дюльферяющий сбрасывает на меня кусок льда, который мне немного рассекает правую руку. Опять куча извинений, но меня это не устраивает, и я ухожу правее, где оказывается существенно сложнее. Пришлось пропускать вниз еще несколько восходителей, потом из-за более сложного рельефа я двигался очень медленно. Когда долез до третьего костыля - уже на гребне, то понял, что мы потеряли час.

Выхожу на гребень - там скальная плита, разломленная на две части с трещиной около 15см шириной. Прохожу по ней до конца, пока не выбираю всю веревку, делаю станцию. Саша подходит, собирая железо, это занимает еще минут 20.

Идем дальше - в кошках по скалам. Один жандарм, второй, третий гораздо более сложный. Все чаще и чаще встречаются спускающиеся люди. Последний жандарм обходим слева (хотя по описанию вроде справа), потом Саша находит пробитый железом подъем. Метров 20 скал, которые бы в нормальных условиях - в тапках и налегке - не доставили бы никаких проблем (4с, ну может 5а), но тут-то это совершенно другое дело. Хоть я и шел с верхней страховкой, но потерял минут 30 минимум на 20-метровом участке. Для нас этот участок оказался ключевым.

После этого жандарма гребень становится похожим на гребень. Снег, скалы, снег, скалы, но в основном снег. Идем медленно, на Сашу оказывает влияние высота. Вершинный гребень - узкий снежный нож. Выходим на вершину в час дня - подъем занял 8 часов, хотя мы рассчитывали часов на 5-6. Там стоит красивый крест, как и на большинстве вершин в Альпах. Устраиваем большой привал - фотографирование, еда, чай, отдых. Погода приличная - ветер не сильный, тепло. На высоте около 4600 появляется какая-то мгла, но я ей пока не придаю значения.

Вторая половина дня 12-го августа. Неприятности.

В 14:15 начинаем спускаться. За полчаса доходим до первого жандарма. Я иду первым, поскольку боюсь, что на снегу начнут залипать кошки. Но они почти не залипают. Доходим до самого конца скального гребня, под ногами - пустота. Саша говорит, что будем дюльферять по гребню, потому что времени у нас мало, надо спускаться быстрее. Я ему говорю, что по гребню дюльферять не умею, умею по стенке. Но если спускаться по стенке, то потом придется идти траверсом с закладками и френдами, чего ему очень делать не хотелось. Саша предлагает меня спускать, после некоторых сомнений я соглашаюсь. Первый кусок 20-25м - нависание. Он меня спускает, а я в какой-то момент перестаю доставать до скалы. Командую выдавать дальше, в какой-то момент делаю неудчное движение, получаю вывих правого плеча (это у меня иногда бывает, но он сам вправляется). Неприятно, но спускаюсь дальше.

Достаю ногами до скалы - оказываюсь в 3-4м ниже гребня, надо подняться. Выбираюсь, хоть скалы и не очень простые. На гребне старая петля из троса. Прохожу метров 10 вдоль гребня, понимаю, что дальше дюльферять "вдоль" очень стремно. Саша меня продолжает торопить. Слышимость из-за весьма сложного рельефа плохая. Надо бы заложиться и спускаться дальше лазанием, но под давлением сверху этого не делаю. Начинаю спуск, пробрасываю вервку через скальный блок, спускаюсь еще вдоль гребня - в основном своими ногами. Потом решаю нагрузить - предупреждаю.

Нагружаю, а веревка свободна. Тут ее срывает с одного из скальных выступов и меня сбрасывает в маятник. Пытаюсь всеми силами оттолкнуться от скалы и не поворачиваться к ней спиной, чтобы избежать серьезных травм. Тем не менее бьюсь о скалу правой ногой. То, что я ее вывихнул и сломал в голеностопе, я понял сразу. Саша орёт сверху, что случилось. Я ору, что сломал ногу. Сам оперативно ищу полочку, нахожу, встаю на ногу, достаю френд, фиксирую его и встаю на самостраховку. Отвязываюсь и отдаю веревку, чтобы Саша мог ко мне дюльфернуть.

Я ему ору: "Вызывай помощь 112, у меня мобильник сдох". Он отвечает: "Сейчас спущусь и вызову". После моих настойчивых просьб и после своего первого дюльфера он позвонил в 112. От стресса забыл весь английский. Вот так и общались - я с ним перекрикивался, он им говорил в трубку. Потеряли минут 20-30. Как оказалось, это мы сделали очень зря.

Саша спустился ко мне и сделал более надежную станцию. Место было, прямо скажем, далеко не самое оптимальное - "in the middle of nowhere" - по горизонтали метров 15-20 до гребня. По высоте - намного больше. Я попросил его достать аптечку, выпил 2 пенталгина, хотя было не особенно больно. Но я боялся, что это эффект шока. Съели кусок шоколадки. Тут резко начала портиться погода. Та мгла с 4600м спустилась почти до нашего уровня (около 4000 или чуть выше), солнце скрылось, стало холодать. Ждем. Вижу людей на дюльфере под Гранд Жандармом (метров 200-250 от нас) - начинаю им кричать. Ноль реакции. Тут я слышу вертолет. Он подлетает снизу вдоль гребня. Мы начинаем махать руками, Саша зачем-то начинает им кричать Я понимаю, что меня не увидят, потому что я в черной куртке. Но они нас замечают, подлетают совсем близко - метров на 25-30. Я показываю жестами, что нога сломана, показываю ногу. Они показывают, что поняли и улетают.

Тут мгла нас накрывает и начинается легкий снежок. Саше на мобильник поступает звонок, начинаем с ними общаться, понимаем, что проблемы с погодой, что они нам посылают спас.отряд, а вертолет будет пытаться ловить окна хорошей погоды. Холодно, я стараюсь делать различные физические упражнения, чтобы не замерзнуть: пистолетик на здоровой ноге, правую (больную) пытаюсь немного болтать, чтобы хоть как-то кровь там ходила туда-сюда, на руках пытаюсь отжиматься, сжимаю и разжимаю пальцы. Наступать на больную ногу не могу никак, да и понимаю, что этого делать нельзя. Саша тем временем решает пробросить нашу веревку вдоль скалы до гребня, чтобы попытаться меня туда переправить. Проблема только в том, что я на трех конечностях не могу лезть по скале. Приходит в голову идея лезть на правом колене, но пока я стою на месте и жду, что же будет дальше.

Где-то через два часа после моего инцидента открывается окно, туман немного рассеивается, мы видим людей далеко внизу - на снегу (самое начало подъема) - идут вверх. Мы видим вертолет, который садится к ним, зацепляет одного на трос и взлетает. Остальные поворачивают вниз. Через 5 минут к нам приносят этого толстого дяденьку в куртке с эмблемой "zermatt mountain guides". Мы ему помогаем встать рядом, он отцепляется от вертолета и встегивается в нашу горизонтальную веревку на скользящий карабин. Вертолет улетает, небо затягивает. Мы понимаем, что он из Церматта. По-английски не говорит совсем, по-французски еле-еле, по-немецки на жутком диалекте, который Саша практически не может понять. Еще через 5 минут я понимаю, что он вообще не в курсе об оказании первой помощи. Он пытается неумело примотать мне ледоруб к ноге узким медицинским бинтом, несмотря на то, что я ему четко объяснил, что это не нужно, потому что она хорошо фиксирована ботинком и кошкой.

Стоим на той же полке - теперь уже втроем. Мужик начинает мерзнуть. Погоды по-прежнему нет. Я ему сразу говорю, что погода улучшится к 9 вечера. Он не верит и спрашивает меня, откуда я знаю. Я отвечаю, что по своей научной специальности я хорошо знаю поведение погоды в горах вечером - похолодает, облачность опустится, а мы довольно высоко.

Еще через 1.5 часа к нам подходит группа из 4х человек гидов. Такие же бестолковые в плане первой помощи. Заходят по гребню над нами и сбрасывают веревку. А толку-то? Пытаются мне объяснить, что мне надо перебираться на гребень, так как там меньше ветер дует. Я им говорю - лучше бы вы теплую шмотку какую принесли, а на гребне дует еще сильнее. Только собираются меня переправлять на гребень (по нашей же горизонтальной веревке), чуть-чуть расчищается, вертолет пытается подлететь, отцепляют карабины. Тут небо затягивается, вертолет улетает. И так раза 3. В конце концов капают мне под язык какое-то обезболивающее, от которого тоже ни жарко, ни холодно, и заставляют идти. Очень больно, но за 10 минут я перебираюсь на гребень. Там меня начинает реально трясти - от болевого шока. Я их прошу дать попить чего-нибудь теплого - находят чай. Становится чуть лучше. Проходит 10 минут.

На часах 21:15, похолодало, облачность села и вертолет смог подлететь - ровно как я и говорил с самого начала. Подлетел, завис, зацепил нас троих (меня, Сашу и толстого мужика-гида) и понес вниз снаружи. Донесли до высоты около 2800м до ровной площадки, там нас приземлили так мягко, что я приземлился и устоял на одной ноге. Отцепляют, вертолет садится рядом.

Они меня спрашивают, в какой госпиталь я хочу, я, понимая, что мне нужна французская часть, прошу доставить меня в Сион. В немецкой части я был бы в полном ауте, потому что не понимал бы ничего совсем. К тому же в Сионе живет друг и коллега, который может быть сможет меня навестить.

Мужик из вертолета хочет сделать мне внутривенное вливание обезболивающего и физ.раствора. Я говорю, что не хочу, потому что болит не сильно и до госпиталя я доберусь. Тем не менее после 10 минут ожидания вертолета он решает поставить капельницу, но не попадает в вену на внешней стороне руки (сразу над пальцами). Образовавшаяся гематома у меня после этого болела почти две недели (только сегодня более менее прошла) - я уже думал, там что-то серьезное. Пока начал готовить вторую руку, прилетел вертолет из долины с франкоговорящим раздолбайским экипажем

После коротких расспросов о самочувствии мы садимся во второй вертолет (вместе с Сашей). Он оказывается забит под завязку - в кабине 5 человек + наши шмотки. Вертолетчик устроил реальные американские горки, закладывая виражи временами круче 45 градусов, так что было слышно срыв потока с лопастей винта. Сели прямо на крышу больницы в Сионе, туда они мне подкатили кресло и привезли в приемное отделение скорой помощи.

Там было довольно прикольно - меня обступили 5 или 6 молодых девушек, каждая из которых делала что-то свое - одна писала, другая спрашивала, третья мерила давление и т.п. Помогли раздеться, поставили капельницу, диагностировали сильное обезвоживание, но пить не дали. Сказали, что возможно будут делать операцию, поэтому вместо питья будут капать физ.раствор (и скажу честно, это реально помогает). Они очень удивились, когда я спокойно воспринял снятие ботинок и даже носков (резать не пришлось).

Нога выглядела ужасно - синяк (не очень сильный), сильная опухоль, нижняя часть полностью вывернута вправо. Сделали ренгтен, диагностировали вывих стопы и перелом двух костей в нижней части ноги (которые стопу держат). Потом сделали через капельницу анестезию какой-то производной морфина и под ней вправили вывих. Было не очень больно, но они потом в выписке написали, что у меня хорошая толерантность к боли (вот это было для меня удивительно - до этого случая я панически боялся каких бы-то ни было медицинских процедур, особенно уколов и зубных врачей). При этом я был в сознании и наблюдал на экране рентгеновского аппарата, что они делали. После этого положили гипс с разрезом спереди и отвезли в палату. Пришел Саша, к которому в тот момент подъехала супруга, - они принесли еще часть моих вещей.

Во время рентгена и процедур случилась очередная неприятность - исчез мой нагрудный кошелек с удостоверением личности (carte d'identite), кредитками, небольшой суммой денег, а также карточками альпинистской и обычной медицинской страховок. Но они к тому моменту все мои данные успели переписать. Меня больше всего это как раз и парило. Я все перерыл три раза, лежа в кровати (это в моем-то состоянии), но не нашел. Утром они мне помогли еще пару раз все перерыть, но так ничего и не нашли. Хорошо, что в кармашке рюкзака в потайном месте была копия паспорта. Так у меня из денег осталось только около 10 франков мелочью в кармане штанов и больше ничего. Я был уверен, что они тупо его потеряли (где-то выпал) в приемном покое, но они не хотели в это верить. Через неделю оказалось, что я был прав, но к тому моменту я заблокировал все кредитки и страховки...

Процедеры закончились в районе 23:10. Я сумел созвониться с Даней и Олей, которые хотели идти со мной на Надельхорн на следующий день. Они были в шоке, но обрадовались, что я объявился, так как весь вечер безуспешно пытались до меня дозвониться. Быстро объяснил ситуацию, договорились, что они меня заберут из госпиталя Сиона на следующий день вечером и перевезут в Страсбург.

Окончание истории. Последующие дни.

Я им еще во время процедур сказал, что дико хочу есть. Они не давали до последнего, но потом поняли, что операции не будет, и принесли - уже в пол-двенадцатого ночи. Еда реально ресторанного качества.

Всю ночь меня теребил мед.персонал - вначале пришли делать укол против тромбофлебита. Я долго сопротивлялся, но оказалось совершенно не больно, а на следующий день они вообще научили меня самого делать себе эти уколы. Эти уколы тут назначают всем, кто ходит в гипсе. В России этого, разумеется, никто не делает, поэтому периодически можно слышать о случаях смертей людей в больницах "от отрыва тромба" после сравнительно лёгких травм. Впоследствии оказалось, что уколам существует альтернатива в виде таблеток (совершенно новая разработка), но это уже другая история.

После укола приходили менять капельницу - в меня залили в результате почти 2 литра физ.раствора, потом дали обезболивающее - обычный парацетомол. Предлагали успокоительно-снотворное, но я категорически отказался.

Утром пришел врач, сказал, что вывих вправили очень хорошо, но нужно делать операцию по поводу перелома. Тут это совершенно типично - операции делают, если против них нет противопоказаний. Мы с ним поговорили и решили, что меня перевезут в Страсбург, а там уже и посмотрим. После этого принесли завтрак, поскольку планов на операцию уже не было.

Я лежал и списывался с людьми по СМС. Списался с Андреем Чижовым, который тут пишет, он поздравил с восхождением и дал кое-какие административные рекомендации по решению моих проблем с потерянными документами.

В районе полудня я у них потребовал костыли и научить себя ими пользоваться. Принесли и научили Таким образом я стал немного двигаться. Потом созвонился с другом-швейцарцем, он оказался недалеко и после обеда зашел ко мне в гости. Его первый вопрос был: "Так вы на Dent Blanche поднялись?" Я сказал, что поднялись, он поздравил. Потом стал расспрашивать насчет маршрута и т.п. Помог связаться с полицией насчет пропажи, потом поехал обратно к семье.

Ближе к 6 вечера подъехал Даня, мы собрались и поехали в Страсбург. Сделали одну остановку по дороге, чтобы поесть в ресторане. Там я впервые попробовал ходить на костылях по лестнице. Оказалось весьма мерзким занятием, особенно вверх.

Что было потом? В субботу вечером 13-го августа мы приехали в Страсбург в госпиталь, предварительно уточнив по телефону в 112, какой из них открыт. Я думал, что они меня отпустят домой, но не отпустили - оставили. Три дня мурыжили с операцией и не давали есть до обеда (а во вторник до 17:00), пока не становилось понятно, что в этот день операции не будет из-за занятости и слишком плотного графика. В среду прооперировали - вставили в ногу 7 титановых шурупов, пластинку, скобу и кусок проволоки. На снимках кажется, что у меня в ноге больше железок, чем костей. Через два дня после операции наложили закрытый гипс (без разреза) - вот это было реально больно, а на следующий день выписали домой. Вот сейчас я и сижу дома, читаю форум и работаю. Работы сделал уже очень много, потому что горы не отвлекают Врачи говорят, что через 5 недель все пройдет и нога будет, как новая и даже лучше, потому что теперь кости укреплены титаном.

Вот такая вот история. Мораль такова - если вас торопят на спуске, не берите в голову, спускайтесь так, как можете, чтобы это было безопасно.

Насчет медицины - в целом, public hospital во Франции тянет на очень приличную коммерческую частную клинику в Москве. А в Швейцарии еще на порядок лучше. Медицинское обслуживание и процедуры - тут даже обсуждать не стоит. Общий наркоз во время операции был сделан настолько качественно, что я отошел от него без каких-либо побочных эффектов в виде тошноты и прочего. Никаких галлюцинаций - все, даже наркотические обезболивающие, подобраны таким образом, чтобы был минимум привыкания и побочных эффектов. Через 5 часов после операции я уже спокойно общался с коллегами по e-mail на научные темы, через 6 часов покормили. Они реально заботятся о том, болит или нет, и в зависимости от того, насколько болит, предлагают несколько вариантов обезболивающих - от парацетомола до морфина. Они понимают, что люди не любят, когда им колют вены, поэтому они один раз и при этом очень аккуратно ставят катетер, через который осуществляются все последующие инъекции и заборы крови в течение недели.

Во страху то....

3 августа мы с друзьями также посетили Dent Blanche по WandflueGrat. Коротко мои впечатления. 1. Хижина - одна из самых лучших, где побывал. Персонал, состоящий из англичанки и шерпа, невероятно дружелебен. Делает скидки "членам профсоюза", хоть профсоюз и не DAV, OAV или SAC, а альпклуб МИФИ! Разрешает разводить горелку на ступенях сарая и пить свое пиво. Видимо и спать там же), что нечасто. 2. Технически эта AD значительно проще Weisshorna, Lenzspitze или Gran Combina. Идти лучше всюду в кошках, третий жандарм-взлет и по описанию тоже слева. Аккуратно на траверсе, есть дежурная точка. Потом каминчик, в начале шлямбур. Везде скалы 3+. Остальные проще. Спускаться можно как по гребню, кольца через 25м или сразу вправо веревку, а потом тем же траверсом. Проблем нет. Главное что надо запомнить, что утром из хижины в темноте идти надо сразу НАПРАВО вверх по разрушенным скалам!!!! А не налево. 3. На вершине были в 9, на спуске на 2м жандарме в час дня попали в грозу. Перед нами застряла тройка пожилых бельгийцев. Страшно было, но живы.... 4. ПЕРЕД ПОЕЗДКОЙ В ШВЕЙЦАРИЮ СОВЕТУЕМ ПРИОБРЕСТИ ВЕРТОЛЕТНУЮ СТРАХОВКУ ОТ REGA.CH стоит 30 франков. Тогда многие страницы не будут исписаны описаниями, сколько денег враги с нас хотят содрать за ЧУДЕСНОЕ или менее ЧУДЕСНОЕ СПАСЕНИЕ. А мораль такая: от грозы убегать быстро, большое количество людей на маршруте ОПАСНО, т к мешает убегать от грозы. P.S. Средний костыль на обходе Гранд Жандарма шатается. Не нагружать!