Горы мира > Каракорум >

Автор: Евгений Башкирцев, Иркутск

Безымянная башня

Выбор маршрута на Trango Nameless определялся по остаточному принципу. Основной целью у нас был маршрут Хвостенко на Great Trango. Не имея достаточно времени на два тяжёлых маршрута мы решили, что на Nameless полезем что-нибудь попроще. Остановились на Британском маршруте. Из описаний по Nameless у нас была только фотка с нитками маршрутов. Маршруты настолько логичные, что и фотографии достаточно, чтоб не сбиться, но по ней нельзя определить трудность участков. Обнадёживало только одно - маршрут был впервые пройден в 1976г., тогда ещё не было современного снаряжения и одежды которые есть у нас сейчас, а стало быть, нам должно быть проще...

20июля.

Пошли на подход. Ночёвка в лагере ABC.

Волосатый. Лагерь ABC

21июля.

Встали в 3-30. Поели, быстро собрались и через час были уже под стеной у начала маршрута.

Начало маршрута

С первой же верёвки стало ясно, что просто не будет. На вид нетяжёлые скалы были покрыты тонкой коркой льда, что значительно затрудняло прохождение. Полчаса напряжённого лазания - и мы на станции. Перед нами предстала вся картина освоения Nameless: станция была сделана вокруг большого камня, на нём висело много дюльферных петель, оставленных разными экспедициями. Особое внимание привлекла петля из старой кручёной верёвки. При виде таких вещей мозг живо дорисовывает картину восходителями в телогрейках, с коваными крючьями, стальными карабинами наперевес и деревянными клиньями вместо френдов! Жесть какая-то.

Насколько сейчас всё проще, тем не менее, приходится напрягаться, концентрироваться, думать. Вот и на второй верёвке очередная задачка: куда полезть - во внутренний угол с ледовой сосулькой или вправо на скальную стенку. Второй вариант сложней, но безопасней, поэтому его и выбираем. За перегибом обрывки перил от предыдущих экспедиций. Радует, что наша логика сработала, и мы лезем чётко по маршруту. Далее стена ложится - впереди ледовый склон, приходится скальные туфли менять на ботинки с кошками. Верёвка простого льда и снова скалы. Пара верёвок простых скал, мы уже под основной башней на большой снежной полке.

Здесь разделяются три маршрута. При ближайшем рассмотрении британский угол практически по всей длине оказывается забит льдом, в связи с чем принимаем решение лезть соседний – испанский (VI, 5.10d,А3), такой же по сложности, но более сухой.

Внизу ледник Балторо

Ули Биафо

Справа видно Шиптон

Стена снова встает, и лазание становится интересней, практически всё проходится свободным лазанием, кроме одного мокрого участка.

К концу дня успеваем пройти 14 питчей. Начинает темнеть, пора ставить палатку. Не найдя ровной поверхности, выкладываем площадку под палатку на косой полочке из камней и снега, получается достаточно удачно. Поужинав ложимся отдыхать.

22июля.

Сон был недолгим. В пять утра мы уже продолжаем движение. Палатку со всем содержимым решили оставить на месте, с собой взяли только пуховки на случай непогоды.

Ближе к обеду становится понятно, что выдержать такой же темп, как накануне не удастся - появляется слишком много участков мокрых скал и льда, прохождение которых свободным лазанием становится затруднительно.

В итоге долазим до щели полностью забитой льдом, которая свободно не проходится. Почти всю верёвку приходится ИТОшить. ИТО, хоть и не очень тяжёлое отнимает слишком много времени, приходится вычищать щель для камалотов ото льда.

Вторая ИТОшная верёвка выводит меня из себя, и я уже готов сдаться, и только уверенность Волосатого в том, что успеем залезть до темноты даже при такой скорости, придаёт решимости. Продолжаем медленно, но верно двигаться вверх. К восьми вечера вышли на снежный склон, который ведёт на предвершинный гребень. До вершины совсем немного – пару веревок троечного-четвёрочного лазания. Катастрофически быстро темнеет и мы решаем не ходить на вершину - нам ещё 9 дюльферов до палатки.

Trango Great в сумерках

Ночные дюльфера это особое приключение, кроме физической работы по продёргиванию верёвок необходима полная концентрация внимания, поэтому всё нужно делать плавно и не спеша.

Я еду первым , меняю дюльферные петли. Усталость сказывается - несколько раз завязываю неправильно узел, который обычно вяжу на автопилоте. Приходится напрягать череп, чтобы проконтролировать весь процесс завязывания. Денис тоже устал, и когда дело доходит до продёргивания верёвок отдыхаем больше чем обычно.

До седьмого дюльфера всё идёт хорошо, а потом у нас застревает верёвка. Спасение верёвок заняло целый час и окончательно нас доканало, в палатку спустились полуживыми. Попили чаю - и спать.

23июля

Первый раз за несколько дней позволили себе поспать подольше. Но этого недостаточно: чувствуется, что организму не хватило времени на отдых - двигаться совершенно не хочется. Не спеша пьём чай, собираем палаточку и валим вниз. Сдюльферяв без приключений, идем в базовый лагерь. По пути нас встречает наш кукер - Али с лепёшками и сладким чаем, за что ему большое спасибо.

Нитка испанского маршрута и место, до которого мы долезли

Так же хочу выразить особую благодарность тем, без кого поездка на Транго не состоялась бы - нашим спонсорам: