Горы мира > Тянь-Шань >

3. Балезин В. 6А
4. Ружевский В. 5Б
Фото И.Темерев

Желание сходить этот маршрут возникло еще осенью, когда выбрали Ала Арчу, как район клубного выезда.
Причин выбора именно этого маршрута несколько: он скальный, а скалы - это для меня самый простой рельеф, все остальные шестерки в районе - на Свободную Корею, и все они микстовые.
Кроме этого характер маршрута располагает к прохождению его в быстром стиле, на Корее такое вряд ли прокатит (хотя у монстров - вполне возможно :)

Процесс поиска ”с кем бы залезть” ничем не увенчался - один выбрал в этом году высоту, другой - решил ехать в Карелию, кормить комаров.
Поскольку в Арчу мне ехать в любом случае (собственно я являюсь организатором этого выезда) - решил, что как-то оно будет, на месте найду с кем лезть.

К моему огромному счастью в это время в Ала Арче акклиматизировались и акклиматизировали народ друзья моего хорошего друга Сани Гудзинского - Кэп (Крамаренко Виктор) и Дима Подлесный, естественно я им предложил полезть вместе - и, о чудо, они согласились!
Это радость вдвойне – во-первых, я нашел с кем лезть, а во-вторых, - полезу с очень опытными людьми, перейму мастерство :) Две недели инструкторства пролетели быстро и без особых приключений, разве что в начале из-за погоды и не акклиматизированности отделения словили холодную на Траверсе Дураков (Байчечекей-Учитель, 2Б), но и ее переночевали более-менее - вырыли ямы в снегу, достроили стеночки и даже чуть-чуть удалось поспать - благо из-за непогоды ночь была теплая.
Разве что мое упущение (наверное, теплая Грузия расслабила :) - при подготовке в Киеве не указал как обязательное снаряжение Rescue Cover (термоодеяло из фольги).

Третья неделя сборов вышла слегка смазанная - все участники стремились как можно быстрее попасть из гор на пляж, на Иссык-Куль.
Никому уже не нужны горы, никто не хочет попробовать, что такое следующая категория (для уже третьеразрядников - что такое тройка, для уже второразрядников - что же это за зверь - четверка)...
Особенно это забавно выглядело на фоне соседних сборов, того же Зеленограда, где участники уговаривали выпустить/сходить с ними своих инструкторов на маршруты вплоть до дня отъезда, и многие за месяц этих сборов доросли с третьего до первого разряда, т.е. вышли на первые пятерки.
Похоже, с каждым годом комфорт все более размягчает и размягчает наш народ :)

Из Ала Арчи вышли 1 августа с утра, через два часа - уже на Рацека, еще полтора - и мы на Коронских, и даже хижина свободна. Правда, в хижине страшный бардак, что еще раз доказывает, что человек произошел не от обезьяны, а от другого прекрасного животного.
Прибрав мусор, поставили чай, так как увидели что с Лоу спускаются ребята, которые, как выяснилось, бардак и развели.
Поскольку нам утром выходить - начали перебирать железки и прочее барахло, которое берем на гору.
За этим занятием нас застал приход еще одной группы, уже снизу - они завтра на Байлян по 4А.
Ребята оказались говорливые, а нам бы выспаться перед выходом - по этому Кэп и Дима пошли спать в палатку. Я же остался в хижине - и палатка маленькая, и переезжать лень :)

Всю ночь погода шептала. Шептала она - сидите внизу, не высовывайтесь :)
Встав в 4 и пронаблюдав затянутое небо и снежок, решили спать дальше.
Такое же решение приняли ребята, которые хотели идти на Байлян, правда им снег - не такая уж помеха, наоборот легче будет по льду лезть :)

Встав второй раз в 8 утра, увидели чистейшее небо, ни облачка - прям заманивает!
Поскольку терять день и бить байдыки не хотелось - решили поменять тактику.
В этот день лезем до полки и чуток обрабатываем, на полке же ночуем и на следующий день - вперед и вверх, до вершины.
Решено - сделано, позавтракали и выходим в 10.30, в 12 - под стеной.
Шли долго потому, что весь скарб на троих упаковали в два рюкзака, и два ишачка шли не быстро.

Начали работать, сегодня первым работает Дима.
Долго пытались понять, где же внутренний угол слева от ручья, нашли только угол, по которому ручей течет, но туда что-то не захотелось :)
Дима полез еще левее, лазанье - пару метров под 6b, а потом - рука нога - и вот уже перила готовы!
Дальше, как потом оказалось, мы немножко плутанули, полезли по заманивающему внутреннему углу на право, а там оказался тупик :)
Но, похоже, не только мы плутали - в тупике был крюк и карабин - явно кто-то дюльферял.
Крюк Диме не понравился, поэтому облегчились на один якорь и спустились к первой станции.
Оттуда полезли чуть правее ручья, через небольшой карнизик - там первые движения на 6b, а потом - на трении по косому контрофорсику, и так полторы веревки - и мы на полке.
Итого, вместо пяти веревок по описанию у нас вышло три.
На полке отличная площадка, даже две, но вторая - не такая хорошая. Кроме этого, добрые люди провесили статик через снежник от площадки до стены - вообще люкс!
Правда, по рассказам тех, кто уже ходил и следам, сейчас на полку ходят через кулуар между пятой и шестой башней, что упрощает процесс.

Пока Кэп ставил палатку, провесили две веревки как раз в зоне ручейков - утром это будет натечка, лезть ее будет совсем не в кайф.
Маятника удалось избежать - опять же добрые люди оставили кусок статики :)
Завершили вечер чудесным блюдом - паста с лососем - и расписали партию в кости, за сим - улеглись спать.
Под вечер тучки вылезли, ходили вокруг да около, хоть и не поливали - за погоду на следующий день держали кулаки и все, что только можно!

Встали в 5 утра, позавтракали и пожумарили наверх по провешенному.
Сегодня первым работаю я - ура, отдохну от рюкзака!
На первой (от полки - третей) веревке чуть блуканул - слишком рано ушел направо, но понял, что это явно не тот внутренний угол и таки полез куда нужно.
Первый внутренний угол облез чуть правее от карнизика, там лазанье чуть сложнее (опять же 6b, т.е. не шибко) - зато сухо!
Потом под карниз две веревки по рухабистой стене, лазанье не сложное, но лезть нужно аккуратно - можно что-то большое уронить на товарищей!

Под карнизом с сосульками сделал станцию - если сосульки решат отвалиться - хоть не заденет. Карниз - это огромный заклиненный блок, тонн на 20, и заклинен он ажурной конструкцией, так что среднее землетрясение его освободит, и он сотрет полмаршрута легко и играючи.

Внизу увидели подходящую под Егорова двойку харьковчан Кальченко-Колбасин, удивились - в 9 утра начинать лезть - как-то поздновато!
Но через полчаса они стали возвращаться - как оказалось рядом с ними пролетел чемоданчик, что сильно уменьшило желание лезть.
После карниза - по стеночке, снова таки слегка рухабистой, до монолитной стеночки с ручьем, в левой части которой в трещине заклинен блок.
Пару движений до этого блока - действительно не простые и не приятные - ноги в трении, а все мокрое...
Дальше по небольшому внутреннему уголку с двумя родными закладками до полки под залитым натечкой внутренним углом, который идется в ИТО.
Я очень надеялся, что угол будет сухой, чтоб попробовать его пролезть - но не сложилось.
Ничего, пару якорей, 0.3 кам и закладка быстро вывели меня к косой полочке, она оказалась не очень заснежена, так что дальше я пошел лазанием и вылез к началу заснеженного и местами заледенелого кулуара - начала “крыши” - восьмая веревка от полки, одиннадцатая от начала.
По описанию - четырнадцатая.
Подумал, не переодеть ли ботинки и не нацепить ли кошки, но решил что так прокрадусь, а зря.
Немного поплутав, дошел до ступеньки кулуара - а она во льду, а на льду почему-то скальники не держат :(
Найдя хоть какой то рельеф, местами разбивая лед молотком, прокрался наверх и соорудил станцию, все это - в состоянии “выдыхай, Бобер, выдыхай”.
Дальше первым пошел Дима, а то я как-то уже под выдохся, да и ему рюкзак не в радость тягать...

Следующая веревка - пешеходная, но лучше в кошках - просто снежно-ледовый кулуарчик, а за ним - камин с натечкой.
Собственно, после того как мы сменились, первый уже лез в ботинках и в кошках, так что лед не доставлял больших проблем.
Следующая веревка – чуть-чуть влево и опять небольшой каминчик со льдом.
Потом еще одна веревка по лежачим плитам и одна - по рухабе - и мы на гребне, оттуда - 50 метров и вот она, вершина! На часах - 18.00.

Сняли записку ребят, ходивших 30 июля Егорова, попытались сварить чаю (а то с полки почти ничего не пили), чуть не избавились от Jetboil и пошли в сторону третей башни.
На гребне местами лед, так что кошки надели все.
По пути был один дюльферок, с третьей башни на перемычку - тоже дюлфер, а оттуда - ногами до самых Коронских ночевок, даже успели засветло, к 20.00.

На Коронских нас встречали ребята из компании Димы и Кэпа, накормили, напоили чаем и уложили спать :)
Лежа в палатке уже можно было выдохнуть и расслабиться - первая 6А таки пройдена.
Заодно попутно закрыл КМС - мелочь - а приятно :)

Потом был спуск в Арчу, где я удачно встретил Федора Попова, с ним же отъезд в Бишкек, где я у него прожил два дня, и меня почти приняли в семью :)
Баня, кабаки, встреча с приехавшими с Иссык-Куля участниками и инструкторами наших сборов, отъезд в Алма-Ату, задержка рейса на 4 часа - и вот я в Киеве, пытаюсь снова привыкнуть к толпам людей и снова навалившимся делам...

Ничего, впереди скалы Турции, лед Италии, снега Грузии, а через год - Каравшин. Есть к чему стремиться!

PS: Никто из нас троих не брал фотоаппарата, поэтому рассказик без картинок.

Читайте на Mountain.RU

Иван Темерев. Восхождение на вершину Корона (Киргизский хребет)