Горы мира > Памиро-Алай >

Авторы: Григорий Кочетков , Алексей Адамов, г. Москва
Фото: Георгий Козлов

Воспоминания о Фанском лете.
Восхождение команды ЦСКА им. Демченко на вершину Адамташ, 5Б

Адамташ, вид из лагеря

Он был Грищенко, а ты – Гриша!
Р.Г. Арефьева

Мысли и мечты о теплых Фанских горах грели наши души еще с зимнего Кавказа, когда наша команда ходила на Башкару. К тому же, воспоминания опыт двухлетней давности, когда я впервые увидел эти горы, озера и голубое до горизонта небо лишь усиливали наше желание окунутся в этот чудесный мир. Заранее куплены билеты, отосланы всевозможные списки и заявки, а также распечатана целая папка бумаг для предоставление во все возможные официальные органы, подтверждающие нашу исключительную значимость для проведения в Фанских горах чемпионата СНГ по альпинизму.

Оставив на Егора и Лешу заключительный этап подготовки и сборов я уехал в Узункол, чтобы акклиматизироваться и расходиться перед сезоном. Поездка получилась весьма продуктивной, сходили 5Б и 6А.

Прилетев в Москву 15 июля вечером, а 16 в полдень уже был в аэропорту, где нас ожидал Боинг 757, на котором мы вполне комфортно долетели до Самарканда.

«Москальский» уголок
В течении следующего дня без особых проблем добрались до лагеря Вертикаль, где первый день занимались обустройством нашего «Москальского уголка» и засолкой огурцов, помидоров и капусты в бочке специально привезенной для этого из Москвы. На второй день вышли на перевал Аллаудин и сходили тройку на одноименную вершину, где ребят хорошо поколбасило от такого резкого начала. По дороге на перевал все время смотрели на Адамташ, где проходил очень логичный маршрут Грищенко, на который мы решили сходить.

Отдохнули пару дней в лагере, встретили там Марину Рашитову из Норильска, угощала нас свежеиспеченными булочками. Проконсультировались с питерцами по маршруту, сказали нам что идти туда часа два, не больше, что нас весьма обрадовало. Далее повествование будет вестись от лица Леши Адамова, он же Адамс.

Итак, вышли. Для облечения веса и устрашения всех, решили на подход одежду не брать, пошли в трусах и в майках. Местные смотрели с укоризной, зато, альплагерь провожал нас аплодисментами! Тут-то вспомнили, что забыли ручку, для фиксирования нашего пребывания на маршруте, возвращаться – плохая примета. Через час стриптиз пришлось прекратить, набежали облака, начало холодать.

Как только травянистые склоны стали надоедать, я гордо объявил, что нашел мяту. Это явилось поводом, для того, чтобы вспомнить, что мы забыли чай. Мята оказалась вовсе не мятой, но вокруг было достаточно чабреца. Так родился рецепт целебного и очень вкусного коктейля «Адамташ».

Рецепт:
1 часть чабреца (большая)
курага и чернослив (сколько не жаль)
сахар (много)
ревень (желательно)
варить до готовности

Травяные кулуары, сыпухи, показались снежники. Вдруг, бац, стенка, троечная, местами осыпная, четыре веревки, бегом – марш. Пока мы гордо маршировали, начало темнеть. Часа два шарились по гребеням в поисках ночевок, заночевали на одном из гребней, как это выяснилось наутро, прямо напротив маршрута.

Спускаться на снег и сыпухи ночью очень не хотелось.

Встали с солнцем, точнее, когда оно стало греть, около 7-00.

Мужики судорожно бросились обрабатывать первые три веревки, а я – перетаскивать вещи в романтичный грот под маршрутом, который манил и зазывал солнышком и выровненной полочкой под палатку. Час по снежнику туда, полчаса обратно и еще раз.

Тем временем, погода портилась с грота начало капать, затем, лить, затем, там просто образовался водопад. Палатка стала тонуть и мы решили завалить и отбросить ее в сторону. Переждали дождь, водопад, однако, не кончился. Пришлось готовить новое место правее, сушились на себе.

С утра полезли. Лазанье сложное, то ИТО и ЭТО. Внимание, на второй веревке у последнего гигантский маятник, метров 30. Я впервые услышал свист собственного тела в воздухе. Тело вылетает под гигантский карниз, он виден снизу, из лагеря. До стены метров 10, до конца карниза – 15, вниз, при этом, лучше вообще не смотреть. Стал кричать Грише, чтобы сделал мне еще какую-нибудь страховку, или еще там что-нибудь полезное, дабы облегчить мне мое положение. Собственно, всем было сразу ясно, что ничего он мне сверху не скинет, но очень уж захотелось, чтоб кто-нибудь про меня вспомнил, обматерил бы хоть что ли.

Профиль стенной части маршрута
Вообще, на маршруте, мало прямых веревок, их удается спрямить только в конце. Первый лезет там, где может, второй и, если есть, третий в основном жумарят. Последнему страховка обязательна.

На первых веревках есть контрольный тур, банка, висящая на крюке. На пачке из-под леденцов написали «Москва 25.07.05.». Украинцев, шедших через неделю, это порадовало. Несмотря на жесткую моральную установку дойти за день до крыши, прошли всего 6 веревок, и удалось еще чуть-чуть обработать.

Кроме общей сложности задержало, то, что на четвертой веревке перепутали нужную щель (на схеме обозначена крестом), теперь, увидев там, наверху ярко красную петлю, не лезьте туда, она на самом деле висит там, чтобы вы поняли, что здесь надо правее.

Ночевка
На маленькой полочке слева после 6й веревки теперь есть место для одной маленькой палатки и шлямбур, на который удобно вешать горелку и не только

Вид вниз на лагерь
. А еще оттуда очень весело смотреть на лагерь, когда вечером в нем загораются огни фонарей , а ты сидя на полке с крышечкой скотча думаешь, что в лагере сейчас есть теплый душ, девченки из Киева варят борщ со сметаной, внучка Руфины Григорьевны (руководителя лагеря) ловит котенка, который убегает от нее и прячется в палатки а Руфина Григорьевна ищет внучку и кричит: Лиза… кто-то смотрит на нас в подзорную трубу и думает: хорошо там парням на стене… Короче не жизнь, а сказка…

На второй день, выскребаясь за очередной карниз, наблюдаю картину маслом. На гладенькой и ровненькой стеночке, по которой начинает стекать размораживающийся ручеек, в десяти метрах над станцией и в семи над шлямбуром стоит Гриша. Судя по лицу, стоит давно, судя по положению плохо, к тому же ручеек, оттаивая, начинает заливать то на чем стоит одна его нога, это и зацепкой не назовешь. Вторая… она не стоит, вернее, иногда, на месте первой, руки… спокойно так, почти безнадежно, за что-то держатся, видно, что искать под них тут уже нечего. Перещелкиваюсь на страховку, Егор пытается облезть сбоку, скинуть веревку по какой-то мокрой щели, его смывает оттуда, весь ИТОшный комплект у первого.

Со словами, «чистый стиль закончился», переправляем ему шлямбурный набор. Дальше уже было лучше, веревки попроще крыша поближе, настроение получше. Справа, по стене постоянно жизнерадостно сыпятся камни. Внимание, они же, менее жизнерадостно, сыпятся на последней веревке по внутреннему углу, не без помощи участников и рюкзаков. Бывают большие, я два дня хромал.

Вершина
На крыше было замечательно, просторно. То, что кажется вершиной на самом деле гигантский жандарм, с него еще потом пол веревки дюльфера, а до вершины оттуда еще как до Шанхая. Но это все потом, а сейчас бегом по двоичным скалам и лазаньем три веревки по троечным. На перемычке, между жандармом и вершиной шикарная ночевка. С утра, даже за водой выходить не надо, соскребли иней с палатки и коктейль уже на подходе. До вершины оттуда, ну очень близко, фотографии, панорамы, записки…

Спуск, несмотря на его абсолютно неадекватное отражение в описаниях, вполне однозначен. Метров двести по осыпному гребню, затем вниз 25 по сыпухам до первого дюльфера, далее, петляя по бараньим лбам и тем же сыпухам – как повезет. Нам повезло уйти налево еще до трех дюльферов. Украинцы, потом рассказывали, что правее им повезло на два. Петли и крючья там все хорошие, надежные. И казалось бы, что это все. Но, есть там еще одна маленькая хитринка. Ниже, уже на траве, в цветах и запахах нехорошо идти прямиком на бараньи лбы. Особенно сильно влево, там, где ручей. Сверху кажется, что тут вот-вот будет полого, надо только здесь и здесь попридержаться ручками.

Озеро
Дабы не портить последующего впечатления, когда вы посмотрите на спуск снизу, только, скажу, что там можно отделаться семью-девятью шлямбурами и висячей ночевкой без воды (она там в щели уходит), если дело к вечеру. Там всего-то надо чуть-чуть порыскать, посмотреть хорошенько и найти осыпной кулуар-лифт, который вверху узенький и хорошо запрятан в скалах.

А дальше, мимо озер навстречу тем кто, обливаясь потом, идет под Бодхону, туристам, в лагерь, в душ, к пиву, арбузам, возможности лечь, вытянув ноги и прочим радостям жизни, которые почему-то вдвойне вкуснее и приятнее чем перед выходом.