Автор: Захаров П.П., Москва.

Горы – немного исторических фактов, чудес и легенд
Часть 2
Таинственные вершины

На нашей планете есть места, которые не заслуженно обходятся стороной популярными туристическими маршрутами. Однако, от этого они вовсе не становятся менее захватывающими и привлекательно-познавательными. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомится лишь с некоторыми из них: Гора спасения. Пустыня Солтон-Си. (Калифорния). Высота 50 футов.

«Гора Спасения» близ пустыни Солтон-Си – дело рук Леонарда Найта (LEONARD KNIGHT – «рыцарь»)., 74 летнего дедули из штата Вермонт. При помощи тюков с сеном, шпатлевки и краски он в корне изменил безжизненный ландшафт. Свой поступок Леонард объясняет просто: много лет назад его воздушный шар потерпел крушение в этом мрачном месте, однако, Найту удалось выбраться из пустыни живым и невредимым. Свое спасение он считает делом рук Божьих, а удивительную искусственную гору – посланием Творца. Его необычайно яркое творение признано одним из самых выдающихся произведений искусства под открытым небом. Создавать Гору Спасения (Salvation Mountain), сплошь покрытую цитатами из Библии и религиозными воззваниями, Найт начал в 1985 г. Он, конечно, воспользовался особенностями ландшафта, но постоянно достраивает гору, применяя для этого необожжённый кирпич. Основной материал, разумеется, краска. Сколько её было израсходовано, автор понятия не имеет. Те, кто пробовал подсчитать, говорят о 500-600 тысячах литров.
В одно время власти хотели снести эту гору, называя ее «ядовитым кошмаром, и отправить на свалку ядерных отходов. Прошло время и, Калифорнийские власти уже сами организовывают автобусные туры к Salvation Mountain и считают гору едва ли не главной достопримечательностью. Экскурсанты и посетители могут ходить и лазать везде. И даже по нарисованному озеру. В 2000 г. Найт получил официальное признание — «Общество народного искусства Америки» (Folk Art Society of America), установило на Горе Спасения мемориальную доску, называющую Salvation Mountain народным участком, достойным сохранения.

Эль Пеньон де Гуатапе. (Колумбия). Высота 650 футов

Причудливый нарост на теле Колумбии, отличает не только необычная форма, но и нелегкая судьба. Сначала гора служила местом поклонения тысяч индейцев, затем фермеры, решили, что вершина – главная неприятность в их жизни и запретили поклонения. Потом Гуатапе облюбовали альпинисты и скалолазы, проложив множество своих маршрутов к вершине этого столба. И, наконец, в 1954 году местный священник вырубил в горе ступеньки, и она стала скромным (но постоянно действующим) туристическим аттракционом.

Пик Калицкого. (Приэльбрусье. Кавказ). Высота 3581 м.

Пик Калицкого – слева и Эльбрус – справа

Пик Калицкого – вид со склонов Эльбруса

На восточном плече Эльбруса находиться природное образование – ледовое озеро Джикаульгенкёз. Дословно переводиться, как «джина мёртвый глаз». В средине озера стоит скальный пик высотой над уровнем моря в 3581 м. Над уровнем ледника его скальная пирамида возвышается на высоту близкой к 200 м. Сложен пик из светлых гранитов и диабазов, пород, совсем не похожих на породы, слагающие скалы окружающих озеро хребтов. В 30 гг. прошлого века пику дали имя геолога Калицкого, работавшего на Кавказе. Есть некоторые предположения, что до этого пик имел название – «Кали Кавказская» (Кали – одно из местных божеских имен). Складывается впечатление, что пик Калицкого это всплывший из странного озера каменный остров-замок с остроконечной башней-вершиной, местом, где проживала божественная Кали.

«Ледовое озеро» - это действительно озеро, а не ледник, какими являются все остальные похожие ледовые образования Эльбруса и большей части Кавказа. При таянии обычных ледников вода по трещинам во льду уходит до скального дна, протаивает во льду речное русло, и вырывается бурным потоком из под ледникового языка. В этом случае талая вода стекает по поверхности озера Джикаульгенкёз. В середине озера она собирается в бурную речку Бирджилы-су, стремительно несущуюся в ледяном жёлобе.

Ученые выдвигают предположения, что круглое озеро со скальным пиком посредине, является, скорее всего, одним из первых древнейших кратеров. Тем более, что в понижении между грядами морен было установлено выделение газа, а вода здесь имеет горьковатый привкус, что характерно для разломов и кратеров вулканического происхождения. Озеро и пик с перевалов и склонов Эльбруса смотрится как огромная приёмо-передающая антенна (ну, просто тарелка космической связи!). Биоэнергетики утверждают, что здесь проходит энергетический канал. Только вот кого и с кем он соединяет?

Еще одно «чудо» – площадка в северной части этой горы. Она явно искусственного происхождения. С вершины пика, будто бульдозером, выбрана, отсыпана и выровнена горизонтальная площадка, на которой можно расположить до десятка палаток. К площадке, а она находится на высоте более 3400 м над уровнем моря, из под морены, поднимается небольшой участок древней дороги. В двух километрах западнее пика и метров на двести ниже в 2004 году был найден еще один участок дороги. В своей верхней части она скрывается под лавовым потоком.

Ледовое плато (озеро) Джикаульгенкёз и пик Калицкого

Гора Смоки. (Северная Каролина)

Гора Смоки – в буквальном смысле святое место. Сам Бог выбрал эту часть Северной Каролины, чтобы донести свои слова до преподобного Эмброза Джессапа Томплинсона – новоявленного Моисея. На месте божественного откровения, Томплинсон создал тематический парк, основной достопримечательностью которого являются гигантские десять заповедей, написанные на холме, Высота букв достигает порядка пяти футов.

Kjeragbolten. (Норвегия).Высота 984 м.

Гора (скала) с непереводимым названием Kjeragbolten на Люсе-фьорде вблизи города Ставангере, выглядит, как предмет сошедшей со страниц романов Толкиена, но она существует в реальности – в Норвегии. Одна из местных достопримечательностей – пятиметровый валун, застрявший между двумя скалами на самой ее вершине. Внушительный камешек, зависший над бездной, пользуется большой популярностью среди бейсджамперов и туристов.

Мачапучаре. (Непал). Высота 6997 м.

Известная Гималайская вершина Мачапучаре в 1957 году решением правительства Непала была закрыта для восхождений. Сказочно красивая гора должна оста¬ваться на вечные времена непокоренной. Её двойная вершина напоминает хвостовой рыбий плавник, поэтому ее название в переводе с непальского, означает - «Рыбий хвост». Официально зарегистрированная единственная попытка восхождения была предпринята в 1957 году британской экспедицией под руководством И.О.Роберте. Руководитель не решился нарушить существующий местный запрет подъема на самую верхнюю точку вершины и, не желая обострения отношений с местными жителями и властями, решил повернуть обратно, не доходя до вершины всего 50 метров. Маршрут подъема британской группы был технически сложным и опасным.

Единственными «восходителями» на эту гору являются редчайшие в мире животные – «тибетские ушастые ежики», которые обосновали свои колонии на склонах горы (и более ни где в мире).

Ушастый Тибетский ежик

К предыдущей статье ________ Продолжение следует....

Большое спасибо!

Огромное спасибо автору за интересные, живые рассказы - одновременно познавательные и очень увлекательно написанные. Не пропускаю ни одной статьи, и всегда получаю огромное удовольствие.