Люди и горы > Е.В.Буянов >

Автор: Крупенчук А.И., Крупенчук О.О., Буянов Е.В.

Воспоминания об авариях на Фиште
(по беседе Е.В.Буянова с А.И. Крупенчуком 04.11.10 г.)

- (Буянов) Есть горы, которые с полным правом можно назвать «горами-убийцами». С известными именами и многочисленными трагедиями на склонах. Нанга-Парбат, Чогори (К-2), Дхулагири, пик Победы. Есть горы, которые «набрали» немало трагедий просто потому, что на них ходит очень много народа, - Монблан, Эльбрус, Мак-Кинли... Конечно, потенциальными «людоедами» являются все «горы-гиганты» высотой более 5000 м, и все высокие и крутостенные «горы-ножи» типа Маттерхорна (4478) или Ушбы (4690-4710). По сравнению с этими холодными убийцами некоторые горы со «страшными» названиями, вроде «горы мертвецов» Холатчахль, - тихие «паиньки». Эльбрус, случалось, собирал десяток погибших за один сезон, а не за всю историю, как Холатчахль.
- (Крупенчук) Да, вот гору Фишт, вроде, никто не называет «Убийцей». Но сколько народу там погибло, и сколько аварий произошло, - пока никто не сосчитал. Одна трагедия 1975 года собрала 21 жертву. В силу природных особенностей туда идут очень разные туристы, причем в разное время года. Идут пешеходники, горники, лыжники, водники. Для спелеологов там много пещер…

Александр Крупенчук, хирург-онколог высшей категории, старший инструктор туризма, и инженер-программист в одном лице

- Мне еще известна авария Браганца на Фиште в 1986-м: тогда погибло 11 человек. Авария с туристской группой в местах редких посещений, - это «случайность». А вот в местах частых посещений авария – это печальная «статистика». Мне кажется, такие места надо изучать и проводить в них профилактические мероприятия. Через Фишт по 30-му Всесоюзному маршруту прошло более двухсот тысяч человек. По трагедии 1975 года в Литературной газете была статья «Смерчь» Аркадия Ваксберга. А Вадим Михайлов и Альбина Шульгина в 1981 году сняли на «Ленфильме» фильм «Штормовое предупреждение». В фильме всю ситуацию «сгладили», - и по поведению людей, и по числу погибших. Трагедия там произошла очень крупная и по причине неправильного, слабого руководства, и из-за недостойного поведения людей. В панике бросали слабых, отбирали вещи… Интересно, что ситуация там с точки зрения опытной группы туристов была достаточно обычной, обыденной. Ну, подумаешь, - заряд непогоды! Такое в горах нередко случается. А вообще на этом маршруте и люди проходили разные, и инструкторы разные, и очень разные группы проходили, - и плановые, и спортивные, и «дикие»… Да и климатические условия там случались различные.

- Да, по условиям… Я там был три раза, и все три раза с «приключениями». К счастью, без летальных исходов. Но ситуации опасные, «на грани». Там своеобразные условия. Нередки туманы, при которых группы теряют ориентировку. И непогоды с сильным ветром и мокрым снегом, когда плохо подготовленные группы теряют участников или погибают от переохлаждения.

- Интересно, а что у Вас случилось?

- Первый раз это произошло в июле 2002 года. Вечером, на турбазу Фишт, у которой мы сделали привал, прибежал парнишка из группы, которая совершала восхождение на вершину горы Фишт, - это «1Б» по альпинистской шкале. У них на спуске с вершины молодая девушка Ольга, - руководитель группы, - неудачно зацепилась кошкой, потеряла равновесие и сорвалась на снежном склоне. Она сдернула за собой всю связку, - сорвались все четверо. Из его рассказа следовало, что у Ольги, видимо, сломана нога, а еще двое получили менее серьезные травмы. Сами они спускаться не могли, и послали одного за помощью. Мы решили идти на помощь в ночь, понимая опасность положения группы, травмированной физически и психически. Положение осложнялось тем, что моя группа состояла из новичков, опыт которых не позволял их использовать в данных условиях. Я опросил всех инструкторов, которые были тогда на турбазе со своими группами, но все они отказались идти на спасработы. Из разговора с ними быстро стало ясно, какие «чайники» эти плановые инструкторы, «сырые» и «холодные». На турбазе рация не работала, и связи со спасателями не было Для наложения шин бесцеремонно вырвал ледорубом в одном из домиков несколько кусков плинтуса.. Мы вышли впятером, - я, моя жена Ольга (к.м.с по спортивному туризму, инструктор) и два наиболее подготовленных новичка. Парень из пострадавшей группы тоже пошел с нами к месту аварии, и мы с трудом нашли пострадавших на предвершинном гребне после долгих поисков в темноте. Они к тому времени из-за холода и полученных травм уже были не совсем адекватны. Мне удалось не без труда привести их в чувство. Я обработал раны, вывел Ольгу из шока, сделал местное обезболивание, наложил шины на перелом. Пострадавших спустили со скал на ледник, на ровное место. Здесь поставили палатку и навес для тех, кому в ней не хватило места. На примусе согрели чай, напоили и накормили участников аварийной группы и обработали небольшие раны. Оказалось, что у них имелась транковая рация, по которой они умудрились созвониться с друзьями из Сочи, которые вызвали спасателей из МЧС. Вертолет со спасателями не смог сесть на ледник ночью, - их высадили на турбазе Фишт. Когда отряд спасателей подошел, его руководитель что-то решительно пробурчал в смысле: «Будем спускать!..». Я ответил, что, как врач, отвечаю за жизнь Ольги, и что ее спускать ночью не разрешаю. Спускать ее в таком состоянии – большой риск, и они ее могут живой вниз не донести. Пришлось добавить, что опыт двух десятков спасательных работ у меня есть, и опыт более 30 лет походов, и мастерское звание. После этого командиру группы спасателей пришлось согласиться. Палатки спасатели с собой не взяли. Они разложили коврики на леднике и улеглись на них вплотную, согревая друг друга. Поворачивались по команде. Вот так провели холодную ночь до рассвета, - к счастью, сильного ветра не было. Утром выбрали место для посадки вертолета, и перенесли туда Ольгу. Вертолет сел прямо нa ледник и сразу забрал всех. Нас высадили на турбазе, а спасатели и пострадавшая группа улетела в Сочи. Мы благополучно закончили маршрут и, как узнали позже, сочинская пресса сообщила о спасении группы туристов местным отрядом МЧС. О наших усилиях она умолчала. Видимо, в качестве платы за «перевоз» на вертолете спасатели скромно включили нас тоже в число «спасенных».

Утренние сборы спасателей под горой Фишт. Аварийную группу спускали ночью со скального острова, видимого в центре наверху под гребнем

Перевозка пострадавшей на акье к месту посадки вертолета

Посадка вертолета спасателей

Погрузка в вертолет

В вертолете. Слева – Ольга Крупенчук, справа – Александр Крупенчук

Вертолет у приюта «Фишт»

Один участник аварийной группы продолжил поход с нами. Выйдя к морю, мы навестили Ольгу в больнице. Через два года эти ребята встречали нас перед очередным походом по Лагонаки, как дорогих гостей. Ольга оказалась девушкой статной, веселой, красивой, - в здоровом состоянии она выглядела уже как-то по-другому. Очень приятная встреча у нас с ними состоялась…

Две Оли в больнице

С Алексеем, Германом, Петром - ребятами из спасенной группы (справа Катя, Оля и Саша Крупенчук)

Ах, какая же ты ласковая и близкая, «спиногрызка» моя, (А.Крупенчкук с дочкой Катей в Вардане)

Женщины всё красиво усложняют…

Настоящая туристка умеет выспаться и на ледорубе…

«Турист-ковбойка» Ольга Крупенчук

- А второй случай?

- Второй случай произошел в 2007 году при спуске с вершины Фишт. Я тогда был инструктором в учебно-тренировочном походе школы горного туризма от нашего Санкт-Петербургского туристского клуба. Мы совсем немного не дошли до вершины, когда налетел непроглядный туман облаков. Буквально в трех-четырех метрах уже ничего не стало видно. А заблудиться там, на спуске в тумане, совсем несложно. Но у меня весь маршрут был прописан на «GPS-ке», и я вел группу по ней. За нами, еще на подъеме к вершине, увязалась группа казаков. Эти ребята шли в разведку, чтобы потом установить на горе православный крест в рамках их исторической акции по установке крестов на ряде вершин Кавказа. Ребята не имели с собой вообще никакого горного снаряжения и запаниковали. Пришлось их на леднике расставить в наши связки, и мы благополучно спустились в наши лагеря. Ну, а там они внезапно закатили нам такой концерт, который запомнится навсегда. Оказалось, что многие из них - участники известного казацкого хора, - здорово ребята пели. Они потом связались с нашим клубом, сняли и подарили нам фильмы об их благородной миссии. Кстати, им все-таки удалось осенью того же года установить трёхметровый православный крест на вершине Фишта, правда с помощью спасателей из МЧС и вертолета. Более крупный, пятиметровый крест весом 300 кг, они установили на горе Большой Тхач.

С казаками на Фиште. Туман…

- Третий случай произошел уже «после Фишта», на побережье, в Вардане. Авария поистине случайная. Там стояли сразу две группы – наша, и украинских туристов, все мы уже закончили маршруты и наутро собирались ехать домой. Мы сидели у моря на пляже перед водоотбойником, пели песни, и вдруг сверху с водоотбойника на нас внезапно упало огромное дерево. Большинство отделалось испугом и легкими травмами, но одна травма оказалась тяжелой и опасной, хотя снаружи и не видимой, - девушке из нашей группы повредило ногу. Вначале все «вроде ничего», но потом ее состояние резко ухудшилось. У меня в группе был напарник, - опытный врач-травматолог. Мы с ним «на пару» сразу даже не смогли определить характер травмы и причину состояния, которое переходило в шоковое. Пришлось срочно вязать носилки и транспортировать пострадавшую в ближайший населенный пункт, откуда вызвали скорую помощь и отвезли в уже знакомую мне Сочинскую больницу. Только там по рентгеновскому снимку установили причину. Обнаружился сложный внутрисуставный перелом коленного сустава. Больную мы после этого через некоторое время перевезли в Петербург, устроили в хорошую больницу и вылечили. А на побережье я специально после этого случая прошел более 10 километров, но более нигде не обнаружил никаких признаков упавших деревьев. Это единственное дерево случайно упало на группу в момент сбора.

С тех пор я в этих местах не был, зато было много других интересных походов, но до сих пор с удовольствием вспоминаю сказочную природу Адыгеи и 30-й маршрут.

Читайте на Mountain.Ru:

«Шалости» лавин

«Стихотропные» картинки

Авария Дятлова: откуда такие слухи?
(Третье дополнение картины событий)

Ледовый якорь и другое снаряжение

Крутой перец.

Походная работа и экономия времени в походе

Техника горных маршрутов

Православный крест на вершине Фишта

Спасибо автору, за статью. Ну и вопрос, где можно посмотреть видео о установлении креста на г. Фишт ??? Если кому интересно, могу описать свой, так сказать поход на эту вершину. К ста те к сведению, крест тот или иной, с вершины все время какие то вандалы спиливают, ломают, сбрасывают и т.д.

Крупенчука попрошу ответить

- где можно увидеть этот фильм. Вандализм, конечно, встречается. но на вершинах гор вандалы всё же появляются не часто. А кресты на Большом Ткаче и на Фиште - стальные, и их, как деревянные, - не спилить. Они зацементированы, - так что и сломать их непросто. И я никому не советую что-то подобное делать: это может закончиться судом и сроком за преступление. Эти кресты - собственность этих местных казаков, и они их охраняют, как святыни. И о тех, кто ходил на гору, и кто там напакостил - они могут запросто дознаться от местных жителей. Так, что не советую такое делать тем. кто не уважает чужой труд и чужие святыни. Надо уважать их и не трогать "грязными руками"...