Скалолазание > Районы и маршруты >

Автор: Ян Рыбак, Израиль

Райский остров.
Полная версия

- Тебе не кажется, что мы превращаемся в тупых спортсменов? Все наши разговоры вращаются вокруг лазания…
- Ты нам льстишь, - если бы мы превращались при этом в спортсменов, это было бы полбеды…

Чистилище

Создавая описания рая, народы мира, разительно отличающиеся друг от друга во всех прочих аспектах, в данном вопросе проявили просто-таки удивительную скудость воображения... С адом, надо заметить, никаких проблем никогда не возникало: описания адских мук сочны, разнообразны, полны леденящих душу подробностей, но стоило нашим предкам взяться за изображение райских кущей, как они неизменно впадали в ступор, - я думаю, потому, что повседневная их жизнь была куда щедрее на адские муки, чем на райские наслаждения.

Из райского сада, в который евреи поместили Адама и Еву, я сбежал бы на третий день - изгонять меня не было бы никакой нужды... То, что прародители были счастливы в этом скучнейшем месте, можно объяснить лишь тем, что они не видали ничего лучшего. Вся их райская жизнь была, по сути, одним бесконечным третьесортным турпакетом в некой банановой республике, - с джунглями, со змеями и прочими подколодными тварями, к тому же, не имеющей выхода к голубым лагунам... Ни тебе волны ласковой, масляную спинку выгибающей, ни золотого, лижущего пальчики ног песочка. А это их инфатильное неведение относительно райских возможностей собственного тела... Дети!

Осознав, что столь неаттрактивное место, как вышеописанный Эдем, вряд ли удержит будущих обитателей небес на рельсах добродетели, еврейские авторитеты уклонились от описания загробного, ожидающего всех нас мира, пообещав легковерным праведникам, что всё у них "будет хорошо" и столь же туманно намекнув легкомысленным грешникам, что все они "крупно пожалеют”. Заодно, и сам час расплаты оказался перенесен в отдалённое будущее и приурочен к некоему поголовному судилищу, - всё это, я полагаю, для того лишь, чтобы избежать и малейшей вероятности тех неудобств, каковые несомненно причинила бы неосторожному предсказателю вернувшаяся с небес неприкаянная душа, предъявив ему претензии за погрешности прогноза.

В отличие от вечно дующих на воду евреев, христианские толкователи потустороннего уклада подробнейшим образом проработали тему загробных мук, которые выглядят в их изложении столь устрашающе, что любая даже самая невзрачная альтернатива покажется вам раем. И я подозреваю, что это не было случайностью - "Give me a brake!..", как говорят американцы, - ну что может предложить в качестве рая религия, одной из основных добродетелей которой является аскетизм относительно всех естественных радостей человеческой жизни: вкусной и обильной еды, телесной любви, рискованных, замешанных на гордыни развлечений?.. Прогулки с постной физиономией в плодово-ягодных кущах, щебет райских птичек да треньканье на лютне, а если ты не переносишь звуки лютни - ты попал... - вешайся, праведник! Но, опять же, - если сравнивать с адом... И вот ещё: суровый ад в сочетании с невнятным раем – лучшее средство от текучки кадров из мира этого в мир иной. Это тот позитивный момент, который я единственно нахожу в христианской загробной концепции.

И вот тут стоит отдать должное мусульманам. С одной стороны, они подвергли христианский рай тошнотворной вульгаризации, обрядив своего праведника в парчу и шелк, шитые золотыми – белыми!.. - нитями такелажной толщины и по шею завалив его всякой драгоценной и полудрагоценной галькой – что за чудовищная попса!..., - но с другой - окружили его прекрасными черноокими девами гуриями, которые не в пример лютне являются надёжным источником всем понятных и вполне райских наслаждений. При таком подходе неудивительно, что стремление в рай у ревностных сторонников этой религии многократно превысило таковое у христиан или иудеев... Вполне понятна, мне лично, и буддистская нирвана, примечательно рифмующаяся со словом "марихуана". Забытье, однако, - рай на любителя.

Вот! Вот и найдено это самое, ключевое слово: "НА ЛЮБИТЕЛЯ"! В том-то и проблема всех в мире пастырей, что гонят они овец своих в некий унифицированный небесный корраль, забывая при этом очевидную, в общем-то, истину: "что русскому хорошо, то немцу - смерть", при том, что и тот и другой – и бесшабашный русак и добропорядочный германец - вполне могут быть праведниками, - каждый на свой манер. Я готов признать, что праведники на порядок однообразнее и скучнее грешников, но ведь и они не по одному лекалу скроены, - к ним тоже требуется чуткий индивидуальный подход...

К слову, замечательный, я бы сказал, задорный рай придумали себе древние скандинавы. Не скучный - точно, и определённо - на любителя...
Викингов рай назывался "Валгалла" и, поскольку не ведали варяги иной добродетели помимо воинской доблести, попадали в него одни только доблестные воины, ада же, насколько я понимаю, у них не было вовсе, - они были выше эдакой мелкой мести, да и то сказать, - разве всеобщее презрение не является достаточным наказанием тому, кто роняет обоюдоострый меч, а с ним и честь свою, на поле брани?..

Рай варяга строг и просторен: никаких тебе кущей, никаких скрывающих суть вещей зарослей – огромный на десять тысяч персон банкетный зал под высоченным сводом цвета грозовых небес, пол - алого, маскирующего кровь гранита с грубыми желобами для стока дымящихся венозных и артериальных потоков. По периметру – мощные дубовые столы на узловатых ножищах, рассчитанные на удар пудовым пьяным кулаком – Я сказал! – тр-рах!!! - на кабаньи и лосиные, истекающие многоцветным жиром туши, на бадьи мёда и огромные медные тазы с настойкой из отборных мухоморов.

Каждый божий день выступают на середину зала матёрые варяжские праведники в сверкающих доспехах, в которых столь же достойный противник зреет себя самого, отраженным во всей красе, - распаляясь от подобного зрелища пуще прежнего. Отмашку даёт бойцам сам свирепый Один, и с громовым лязгом сшибаются праведные один на один и стенка на стенку. А когда окончена сеча, и стекают в холодное норвежское море кровавые реки в гранитных берегах, вновь отрастают у утомлённых бойцов отрубленные в жестоком бою члены – в смысле, конечности, затягиваются колотые, резанные, рубленные, ушибленные и укушенные раны, и остаются лишь шрамы, поскольку, если на теле воина не останется шрамов, то как же отличит скандинавская дева истинного праведника от малодушного землепашца или раба презренного? И как только заканчивается вся эта, говоря языком современной науки, массовая регенерация, все усаживаются за праздничные столы, за которыми нет уже ни врагов и ни сторонников, ни победителей, ни побеждённых, ни правых, ни виноватых, не говоря уже об элиннах и иудеях, и начинается великая гульба и неописуемая потеха. Горами поглощается сочнейшее мясо лесных кабанов и полярных оленей, запиваемое реками мухоморной пенистой настойки, запихиваются во рты толстенные, многослойные грибные пироги и пироги ягодные, а также и с перепелами, и с рябчиками, и с прочими истинно райскими птицами, а кости мечутся в центр зала - на поле недавней брани, где вырастает их к концу пиршества великая башня, подстать вавилонской. И подсаживаются к распалившимся воинам прекрасные скандинавские девы и веселят их, и услаждают ночь напролёт, а к особо отличившимся на поле брани праведникам приходят девы иностранные – любого на выбор цвета, разреза глаз и стати.

А утром всё повторяется сызнова, и так вечную вечность, до скончания времён… Нет, не завидую я скандинавским воинам, и едва ли могу вообразить себя на их месте, ибо чужды мне неразборчивое обжорство и бездумные оргии, не говоря уже об отрубленных, пусть и отрастающих вновь, конечностях… Не завидую, но отдаю им должное – рай свой, как и богов своих скроили они по собственному образу и подобию, в соответствии с естественными своими инстинктами и наклонностями.

Так, что же я хочу сказать: вот, отыскали мы у «народов мира» рай для святоши и рай для сластолюбца, рай для миролюбивой овцы и для свирепого воина, рай для питающихся духом божиим и для безудержных обжор, но что же делать, куда податься в загробном мире одиноким неприкаянным праведникам–маргиналам:
звездочёту и художнику, учёному и поэту, коллекционеру бабочек и исследователю дальних земель, прирождённому дрессировщику, мотогонщику, канатоходцу… скалолазу, наконец!.. Вот именно, - как должен выглядеть рай, в котором захотелось бы коротать вечность такому человеку, как Крис Шарма или, например, Адам Ондра – Адам в скалолазном раю!.. – или, как я, например, ни в коем случае никого ни с кем не сравнивая...

Рай этот, вне сомнения, должен быть в местах тёплых, но не жарких, он должен быть непременно у моря, - именно так: великолепный скальный барьер, подступающий к «самому синему морю», и даже, местами, нависающий над ним – окаменевшая волна, набегающая на волну морскую and vice versa… Море должно присутствовать непременно, поскольку истинно райское наслаждение - смыть с себя пыль и пот после пройденных за день потрясающих своей красотой и сложностью маршрутов, - на закате, когда оно - гладкое, парнОе, с пеночкой, - медленно растворяет в себе красный мармелад солнца. В этом райском месте должно быть вдоволь красного вина (а так же и белого, и розового, и напитков покрепче, чтобы никто не остался обделённым и в малейшей мере…) и вдоволь лёгкой, умело приготовленной пищи, желательно средиземноморского, щедрого на зелень и рыбу характера, и много мяса, и много сыров – их особенно!.. – и море морепродуктов – кальмаров и омаров, и осьминогов, и морских огурцов, и устриц, на которых у меня аллергия, но пусть другие будут счастливы!.. А главное, - там должны быть великолепные скалы на любой вкус: маршруты с кармашками под всю пятерню – и даже под всю руку по локоть… - и под любую комбинацию пальцев, и даже под один единственный, вплоть до мизинца, и маршруты по мизерам, и по джагам всех форм и размеров, и на одном лишь трении, и на всякой комбинации всего перечисленного, маршруты по плитам и по вертикальным стенкам, и по сталактитам, и по сталагмитам, и нависающие – всех степеней нависания, и с потолками – плоскими, арочными, провисающими, а также и маршруты по трещинам – под ноготь, под палец, под ладонь, под кулак, под бедро, и распоры всяческие – вплоть до шпагатов, а также и камины, и по всякой породе – по граниту, по известняку, по песчанику всех расцветок, но неизменно прочному, как гранит, по шестиугольным базальтовым стержням, по прикольному, ни на что естественное не похожему, конгломерату, а для совершеннейших уже эстетов – по каррарскому мрамору, по опаловым слэбам, по изумрудным и гранатовым друзам, а также - по нефритовым столбам для «фимейл клаймеров»…

Вы, конечно же, спросите меня, и за чем тебе, человече, всё это богатство, с твоим-то «шесть-си» при попутном ветре (при сильном попутном ветре – поправлю я, как человек честный…), и я отвечу вам со снисходительной улыбкой: это здесь, в нашем глубоко несовершенном, сданном в эксплуатацию с очевидными недоделками мире, в этой, так сказать, «юдоли скорби» я лазаю «шесть си» при попутном ветре, а там, на райском небесном скалодроме, я буду лазать каждый божий день по твёрдой «девятке би», и никаким не редпоинтом, а исключительно онсайтом. Пусть грешники в аду вкалывают над редпоинтами…

Да, и ещё один существенный элемент райского лазания не был мною упомянут: пробивка! Райские маршруты должны быть пробиты гуманно, с божественной мудростью, то есть так, чтобы прощёлкивание верёвки происходило как бы само собой, не оставаясь в памяти. Да и почему, собственно, как бы?!.. А пусть она сама и прощёлкивается, - хватит, настрадались…

Что ж, - в нашей плотно обжитой части ойкумены подобного места вы не найдёте, и это правильно – ведь всё вышеперечисленное есть принадлежность рая – Эдема для клаймеров, но есть, существует место, которое, если и не является райским в буквальном смысле этого слова, то хотя бы являет нам примерный образец такового.

Я говорю о Калимносе – греческом острове в Эгейском Море, – уменьшенной и упрощённой, но вполне действующей модели скалолазного рая. Я побывал на нём недавно, вкусил от тамошних прелестей и спроецировал их на небесную, так сказать, сферу, и вот, что я вам скажу: ради билета на подобные небеса стоит возлюбить ближнего своего и повнимательнее присмотреться ко всем этим пресловутым заповедям, хотя лично я и не во всем с ними согласен…

***

Дороги мусульманина ведут в Мекку, мечты еврея – в Сион, язык болтуна – в Киев, уважающий себя скалолаз рано или поздно побывает на Калимносе. Все прочие скалолазные мекки в описаниях странников не выглядят идеальными: Йосемити замечателен, но далёк географически и финансово обременителен, Арко близок географически, но далёк от морских побережий, в Тайланде скалолазание – пляжный спорт, подобный волейболу, но в Тайланде слишком жарко для человека, который у себя дома изнывает от жары шесть месяцев в году, Крым прекрасен и в природном плане максимально близок к идеалу, но замусорен и недоразвит инфраструктурно. Только Калимнос получал от лазающих пилигримов безупречные аттестации. Сперва до меня долетали слухи, позднее мною читались всё более углублённые публикации, уже побывали друзья и запели голосами сирен в один голос - так что хоть пакуй рюкзак и отправляйся тут же, - и вот это ещё припоминалось постоянно: «в сравнении с Калимносом Арко отдыхает», а в Арко я побывал, и мне там было прекрасно… В принципе, решение оформилось давно, но не хватало решимости, - решимости поставить «курортное скалолазание» во главу угла. Год за годом мне не удавалось провести своё судёнышко между Сциллой бюджетных ограничений и Харибдой временнЫх, оно неизменно налетало на очередной утёс, подобный Исландии или Эквадору, и проводило оставшуюся часть года на финансовой отмели… Если бы не случайный звонок, если бы не Оля Резник, если бы не эти резвые молодые, кто знает, когда бы…

Вечерняя беседа:
- Так мы там увидим Криса Шарму и прочих красавцев?..
- Что за вопрос – и Шарму, и Ондру – они там стадами бродят, а прочих паче – Узобиага Патчи…
- Узобикто?
- Узобиага.
- Ага…
Врата рая

Попытка дёшево отделаться не удалась, – эти чертовы чартеры – на них невозможно рассчитывать!.. Два раза мы заказывали рейс на Кос (соседний с Калимносом остров), и два раза его отменяли. Отвалили слабые духом и нетерпеливые, и нас осталось пять: чета Лурье (оказавшаяся не чета чете Фельдманов, переметнувшейся в район Монсеррата при первых же билетных затруднениях…), Оля Резник, упоминавшаяся уже, да мы с Леной. Олег Блиндер лечил выбитые в Вади Рам пальцы и следил за нашими приготовлениями грустными глазами Серой Шейки. Олег Маргулис с Данилой химичили в сети проявляя неразборчивость в целях – лишь бы подешевле… В итоге, мы летим через Родос за вполне регулярную цену, а Маргулис за пару дней до вылета находит какой-то левый греческий рейс на Кос – турпакет с гостиницей, который дешевле наших «голых» билетов, да к тому же от Родоса – ещё три часа морской одиссеи на пароме, а Кос отделён от Калимноса лишь нешироким проливом… А Олежке Блиндеру, заказавшему билет за день до вылета, продали и без гостиницы – за смешную, абсолютно уже бросовую цену, которую мы дружно не пожелали узнать, чтобы не расстраиваться.

- А вы знаете, за сколько, в итоге, Олежка взял билет?.. - Не говори!.. – дружный вопль, и пять правых пятерней выброшены навстречу, в попытке отразить травмирующее психику сообщение…

***

- Ты знаешь, что я обнаружил?
- Что?
- Он называется не КалИмнос, а КАлимнос.
- Ужасно… Ты уверен?
- Википедия! Лучше бы я не знал… Ну что это такое: КАлимнос?

Оля: Ян, ты разрушил мою мечту… Я мечтала поехать на КалИмнос…
Валя: плевать, - мы всё равно будем говорить КалИмнос.

А что? Плевать! Я тоже не стану переучиваться. КалИмнос!.. – само это слово рождено из пены, оно перекатывается во рту, как маслина, как виноградина, шелестит – о, это …Имнос!.. – как морская солёная галечка… А КАлимнос ассоциируются с богиней Кали – шестируким киллером, да, прости господи, с калом… Плевать! Не стану переучиваться…

Такси переносит нас из порта воздушного в порт морской: узкими улочками Родоса, известковой достойной бедностью.
Молодой водитель больше похож на турка, чем на грека, его музыка – на арабскую, чем на греческую. Над приборной доской, тем не менее, визитка: «…опулос». Традиционное «вы откуда и куда?..»
- Мы, вообще-то, на КалИмнос
- На КАлимнос! – с гипертрофированным ударением на первом слове. Педагог…
Плевать! Не стану переучиваться!..

***

В порту накрапывает дождик, но мы спокойны, поскольку следующие пять дней, если верить прогнозу, обещаны быть солнечными, - каждый последующий солнечней предыдущего…

Наш паром необъятен – огромные фуры одна за другой исчезают в его гостеприимно распахнувшемся заднем проходе - как слоны и носороги в Ноев Ковчег загружаются…
Оля:
- Что это такое?!.. Мы поплывём на этом чудовище? Это же, как Титаник…
- Но ты же знала, что мы плывём на пароме…
- Я думала, это такая небольшая посудина, - типа, как рыбацкая фелюга…
- Да? И куда бы, по-твоему, делись автомобили…
- Я думала – прямо вот так, плывут вместе с пассажирами на палубе… Можно плыть, сидя в своём автомобиле…
- Смотрите, они раскатывают для нас ковровую дорожку!..
- Охренеть…

Зачарованные, следуем ковровой дорожкой, под орех отделанной лестницей, полированным паркетом, меж облаченными в строгое синее швейцарами – во чрево левиафана.
- И всё это великолепие всего за двадцать евро?!..
Рестораны, бары, конференц-зал, удобные кушетки, интимные на двоих столики.
- Надо что-то заказать… Они так на нас смотрят…
- А что это за «греческий кофе» - там, в меню?..
- Это турецкий, но они сильно обижаются, если назвать его турецким.
- Что, - обычный турецкий?..
- Обычный турецкий.
- Хм, везде своя шиза. Мне, пожалуйста, греческий кофе и… Два?.. Сорри – два греческих кофе.
Вот это жизнь... А вчера ещё на работе коптились…

Не успели мы отчалить, только-только тронулся и поплыл холмистый родосский берег, как лысенький бармен, сам похожий на поплавок, вынул из-под стойки и напялил на себя спасательный жилет. Насмешливые благодушные глазки по обе стороны от мясистого шнобеля, внимательно наблюдают за реакцией пассажиров.
- Может быть, он что-то знает?.. А как же мы?!..
- Такой огромный пароход не может потонуть…
- Ага, то же самое говорили про Титаник…
- Трагедии – это для Северной Атлантики. В Эгейском море тонут только клоуны…
Мимо проплывает скалистый берег турецкий, - который нам ох как нужен, замечает Саша Лурье - тысячи маршрутов, - непаханное вертикальное поле... - и, конечно же, греческие острова - острова, островки, островочки...
Впервые я увидел Эгейское Море с самолёта, в далёком девяносто пятом, по дороге на Монблан, и, свысока, оно показалось мне не величественным, но забавным: колоссальная чаша супа с клёцками, - и это та самая арена, где подвиги свои вершили мужи ахейские?..
Если подумать, многочисленность греческого пантеона может получить простое эволюционное объяснение: её корень в островной среде обитания самих греков. Как птицы заносят на бесплодные прежде острова семена заморских растений, так переселенцы заселяют их своими богами. Будучи пересажено на новую почву, исходное божество наделялось последующими поколениями островитян ранее ему не свойственными чертами, его биография обрастала небывалыми фактами, досочинялись деяния - божество эволюционировало... Географическая изоляция - известный ускоритель видопроизводства... Расселяясь по эгейским архипелагам, греческие боги дробились и ветвились, уклонялись от оригинала в разные стороны, давали разновидности, точь-в-точь, как дарвиновские вьюрки на Галапагосских островах...
Впрочем, всё это - всего лишь мои домыслы, рождённые трёхчасовым морским переходом, так что я и сам не рекомендую вам принимать их всерьёз...

***

Десять минут на такси, присланном за нами в порт Николасом Папаниколасом (я не юродствую, я лишь строго придерживаюсь фактов…), и мы у него в гостинице. Гостиница называется «Филоксения» и находится в посёлке Армеос, прямо под пресловутой Гран Гроттой по прямой линии. Просторные балконы комнат все, как один, обращены в аквамариновую даль – на гостеприимную бухту, посреди которой царит остров Телендос - греческая реинкарнация Маттерхорна. Балконы предоставляют возможность разбега, и это прекрасно, – распахнуть на рассвете настежь створки своей гостиничной раковины, выпорхнуть балериной в объятия утра, моря и прекрасного острова - многообещающего!

Вечерняя беседа:
- А кто такая эта «Ксения»?
- Какая «Ксения»?..
- Гостиница называется «Филоксения».
- А, - это же, как «ксенофобия», только наоборот. Любовь к иноземцам, - к нам, то есть…
Рай. День первый. Сектор «Школа» (School)

- В первый день нам не стоит напрягаться, - мы должны только размяться перед завтрашним подвигом. Надо пощупать скалу, понять местные категории.
- И где же мы будем «щупать скалу»?
- Я думаю, в «Школе», - здесь недалеко есть такой сектор, там полно пятёрок – то, что нам нужно для первого дня.

Утро первого дня! - что может быть прекраснее... Распахнули, выпорхнули, наохались, наахались, похвалили Телендос, единственной сонной улочкой (она же - единственная дорога и транспортная артерия) отправились с соседний Масури - центральный в цепочке прибрежных посёлков этой части острова. Позавтракали в "Гнезде Клаймеров" - под сенью памятных фотографий, автографов звёзд, гирляндами развешанных скальных тапочек с протёртыми на "восьмёрках" носочками. Низенькие кушетки-ловушки: поддался, и уже не выбраться, не извлечь телес из гостеприимного логова... Что ещё? Изрядный выбор омлетов, телевизор, WiFi и посетители - единственно скалолазная братия, что, впрочем, характерно для всего острова. Никаких пузанов с чемоданами, никаких мамочек-дамочек с выводком капризных исчадий - заповедник для клаймеров. Все вокруг поджары, энергичны, молоды, как минимум, душой, а если это не так, то перед тобой грек - местный житель, милейший человек и гостеприимный хозяин....

Совершив некоторые закупки и разведав причал, с которого уходят катера на Телендос, дружной толпой из шести человек направились в "Школу" - сектор, находящийся примерно в получасе ходьбы от гостиницы - сперва, на север, затем - вверх по склону. На дороге есть указатели к секторам, а сами сектора видны с дороги, так что заблудиться трудно.

Мы начинаем со стены, которая называется «Книга Джунглей» (Jungle Book), и которая через каждый метр прострочена маршрутами с соответствующими названиями: «Балу», «Каа»… Сплошные пятёрки – от до +. - Посмотрите, как они прострочены, – через каждый метр!..
- Ну, это же «школа»…
- Судя по расстоянию между болтами – начальные классы…
Лезу 5с+ - маршрут ложится безо всякого сопротивления… У нас выше 5в ему бы не дали… А прострочено-то, прострочено… «Зингер» моей бабушки делал стежки попросторнее…
Девушкам нравится, они «мочат» маршрут за маршрутом, Лена – в полном восторге, а я чувствую себя за партой, рассчитанной на приготовишек: руки-ноги не помещаются, локти свисают… - пропускаю каждый второй болт, ибо раздражает, да и никаких же раннеров на тридцать метров такой строчки не хватит…
- Да… Гуманно, - очень гуманно... С любовью к человеку оборудовано. Тебе тут нравится?..
- Очень, ОЧЕНЬ нравится!!! Представляешь, там следующий раннер почти касается предыдущего!..

Ближе к вечеру мы заспорили. Сразу правее «Джунглей» расположены два коротких мультипитчевых маршрута на 5 верёвок (5с максимум), и Саша предлагает пролезть их в рамках подготовки к завтрашнему дню, но я сопротивляюсь, поскольку не планировал «напрягаться», пятёрки мне надоели, а завтра мы ещё вдоволь «намультипичимся». Сегодня же можно сходить в соседний сектор, который называется «Одиссей», и понадкусывать там пару шестёрок…
И вот, когда Саше, наконец, удалось меня переубедить, и подошли мы под маршрут, с претенциозным и безликим названием "Калимнос 2000" и стали распускать верёвку, Валя наложила на мультипитч своё решительное вето, - НЕ ХОЧУ И ВСЁ! - а Лена, которая во время спора придерживалась моей линии, резко сменила курс: я должна попробовать себя на коротком мультипитче, сказала она, я же никогда их не лазила…
В итоге, вся компания отправляется лазать в Одиссей, а мы с Леной лезем мультипитч в лучах мягкого вечернего солнца… Спускаемся после третьей, ключевой верёвки и – на заслуженный отдых.

Ужинаем в Масури в ресторане «у Какинидиса», - по рекомендации Маргулиса. Все заказывают краснопёрую рыбу, - безумно вкусную, - я же выбираю ягнёнка, признавая, задним числом, ошибочность своего выбора. Красное вино нам подают в медных кувшинчиках, а стены и потолок ресторации украшены скалолазной атрибутикой: потёртые верёвки, доисторическое кованное железо… Душевное место…
- Я пролез сегодня лучшую 6а в своей жизни – просто гениальный маршрут!.. Ге-ни-альный… - Саша произносит это со сладостной улыбкой, мечтательно закатывая глаза…
- В Одиссее?
- Нет, в другом секторе, в Одиссее мне не понравилось, мы с Валей ушли оттуда сразу… А как было у вас?
- Пролезли три верёвки. Тупейший маршрут…
- А я теперь буду лазить только те маршруты, у которых скрипичный ключ…
- Какой ещё «скрипичный ключ»?
- В гайде есть от одной до трёх звездочек, а затем – скрипичный ключ. Высшая оценка…
- Типа, маршрут – «просто песня»?..
- Типа того… Ну просто гениальный маршрут: такие карманы! – каждый перехват заканчивается карманом, и ровное такое небольшое нависание всю дорогу… Похоже на наш «Бьюти» в «Йоним»…
- Моё любимое лазание... - говорю со вздохом, в очередной раз склоняя медный кувшинчик к своему бокалу.
Вечерняя беседа:
- Странно, всё-таки, - ты заметил: у нас на восемь человек целых два Олега...
- Что же тут странного?.. Обычное имя, вполне распространённое. Вот если бы было два Яна - это да...
- Ты что, Олег - довольно редкое имя. У нас в классе не было ни одного Олега. И в школе, по-моему, не было... И в училище...
- Да ладно, - не может быть! У меня и в классе был, и в институтской группе - древнее, известное имя - "как ныне сбирается...", в скалолазной интерпретации: "взбирается"...
- А Лен у нас в классе было семь...
- Че-го???
- Семь. Семь Лен.
- Это на сколько же человек?..
- Человек на тридцать пять - сорок, ты не помнишь, какие классы были?
- Клиника какая-то... И что, - вас пронумеровали?.. В таком контексте индивидуальность не развить...
- Это наезд?
- Да нет, так - мысли вслух... Но насчет Олегов я не согласен, - популярное имя.
А ведь ещё и Ольга... Хм...
Рай. День второй. "Wings for Life"

Как упоминалось уже ранее, прямо напротив посёлка, отделённый нешироким проливом, образовавшимся, если верить Пиуновой и её источникам, уже в исторические времена, возвышается младший брат Калимноса - Телендос. Катаклизм, рассекший сиамскую пару, призван был, вероятно, очистить Калимнос - эту курортную, рекреационную зону, от сколько-нибудь напрягающих, соблазняющих на альпинизм объектов. Трёхсотметровые, подходящие для мультепитчевых маршрутов стены отошли Телендосу, и всё, что осталось на Калимносе - несколько коротких, большей частью отстойных маршрутиков длиною в 3-5 верёвок.

Мультипитчевых спортивных маршрутов на сегодняшний день на Телендосе два:
"Wings for Life" - 11 верёвок, сложностью до 6а (фр.)
"Wild Country" - 9 верёвок, сложностью также до 6а, но, по отзывам очевидцев, побывавших на обоих, эти 6а едва ли не на целую категорию труднее, чем 6а на "Крыльях"...
Маршруты расположены на южной стене острова, в 250м друг от друга, и проложены по обе стороны некоего гигантского грота.
Формально, первая лодка уходит от причала в Миртисе в 8 утра, но можно договориться с лодочником и на более раннее время. Десять минут на катере, и вы на Телендосе. Подход под маршрут занимает примерно час с четвертью по вполне очевидной тропе.

Поскольку мы в наших палестинах обделены длинными спортивными маршрутами, мы не смогли пройти мимо такой возможности, несмотря на катастрофическую краткость визита и общий курортный настрой... Мы выбрали более предсказуемые "Крылья", оставив "Дикую Страну" на следующий приезд.

В семь утра мы уже на причале в Миртисе, а в четверть восьмого - ступаем на берег Телендоса, девственный в это время суток.
Раннее утро, - вся недвижимость закрыта, а всё живое недвижимо, но вот что интересно: стоит нам лишь чуть сбиться с пути или хотя бы попытаться этот сделать, как тут же словно из-под земли появляется какой-нибудь патриархального вида грек и с превеликим уважением к заблудшему гостю, но и не теряя при том собственного достоинства, разворачивает нас в нужном направлении. И ведь каждое утро из года в год появляются на острове подобные нам свежие лохи, и совершают те же точно ошибки, что и сонм их предшественников, но ни тени раздражения не заметно у местного жителя - греки вежливы, доброжелательны, и без этого обычного на Востоке приторного заискивания, без суетливой назойливости.

Кончается посёлок. В последний раз мы развёрнуты греком при попытке заблудиться и обеими ногами поставлены на теперь уже единственную тропу, - и Великий Слепец не заблудится...

Тропа бежит над берегом, вдоль обрыва, и, в итоге, приводит нас к подножию гигантского грота - того самого. Вполне циклопическая пещера, но Полифем в отлучке, - с известных времён избегает хитроумных странников... В восемь тридцать мы начинаем разбухтовывать верёвки и совершаем прочие приготовления, между делом решая, чья связка полезет первой, - осторожное прощупывание, поскольку позиции сторон заранее не известны, а тема в определённой степени деликатна:
- Ну, так кто полезет первым?
- Нам всё равно...
- И нам всё равно...
- Так, может, вы хотите первыми?
- Нет, - нам всё равно... А вам не всё равно?
- И нам всё равно, но если вы хотите как-то, мы можем уступить - хоть первыми, хоть вторыми... Так вы хотите первыми? То есть, я бы полез первым, но если вы хотите...
- Да нет, как раз я совсем не стремлюсь, так что лезьте, если хотите... - смешок облегчения роняет Александр...
Уф... Ну, наконец-то...
- Отлично! Тогда мы полезли...
Международные отношения выяснены, осталось утрясти внутренние дела...
- Как будем делиться, чтобы никому обидно не было?
Выбиты пальцы, ещё вчера ходил с торчащими вверх указательными, как "фак ю" всему миру, а уступать экшен не хочет - самец!..
- Первая 6а на седьмой верёвке, а вторая - на девятой. Давай, я пролезу первые семь, а ты - оставшиеся? Первые верёвки по описанию вообще никакие...
Начинаю лезть, и, правда: первые верёвки - никакие. Простенькая такая почти ходьба. Верёвки короткие, так что для ускорения процесса третью и четвёртую, а также пятую и шестую пролезаю, как единое целое, но Лурье и Ко. всё равно сидят на хвосте и недовольны скоростью продвижения, и это притом, что даже Лена почти быстро почти лезет... В свою очередь, у них на хвосте сидит связка подоспевших иностранцев, что, разумеется, добавляет нервозности.

Начиная пятую верёвку, забываю на станции "реверсо" - упс... Приходится принимать граждан по одному, что в данном конкретном даже хорошо, поскольку станция почти висячая, откровенно двухместная, но народ внизу, вероятно, ропщет...
Принимаю Олега - красного от возмущения: "Они там волну гонят, не знаю, чего хотят, - мы лезем, как можем!.."
- Крутые, которые собрались на попсовый маршрут, должны встать пораньше, а если они любят поспать - так нефиг потом возмущаться...
- Так иностранцы молчат, как раз, - это наши подгоняют...
- На-а-ши... Ну, я же предлагал лезть первыми, а теперь - нечего. У нас неопытный участник, - первый вылет из гнезда... И, вообще, - лезем даже быстрее, чем рассчитывали - больше половины пролезли, а сейчас только одиннадцать.

Сам удивляюсь собственному непоколебимому спокойствию и равнодушию к нуждам у ног простёршихся... И потом, - мне ключ лезть пора, я должен быть собран и уравновешен...

Первая 6а показалась какой-то странной - некий навис, некая трещина, - но в откидку не получилось, - завалился боком на стенку и тупо вылез на руках - насилием взял, никакого не получив удовольствия. Тем, кто с рюкзаком, вообще, не завидую...

Зато, наконец, удобная станция, - можно присесть и снять скальники, спасая пальцы от казавшейся уже неминуемой ампутации. Подходящее место для смены лидера.

Сменили лидера, - дальше полез Олег.

Перед девятой верёвкой висим гроздью, - скальники снять и то проблема, а ключ - вторая 6а - выглядит угрожающе: пару шагов влево, как бы "за угол", затем - вверх через нависание, но зацепы не очевидны, и не видно следующего болта... Олежка то растопыривает битые пальцы, то снова сжимает в кулак, жалуется на жизнь, в тоске пытается заглянуть за поворот... Пробует и бурчит, бурчит и пробует:
- Блин, пальцевое лазание, ничего нет, взяться не за что, болта не видно, черт, где там проклипываться, щас вот так попробую - нет блин, а может так - нет блин, одни пальцы...
Тоскливо таки... Бр...
- Может я полезу, а то у тебя пальцы...
- Нет, я сейчас, сейчас я... вот может так... нет блин...
Самец! Имеет право на подвиг...
- Ну смотри, а то я могу...
- Нет, я сейчас... Болта нет, - везде были, а именно тут нет!..
- Его просто не видно. Маршрут очень толково пробит - везде, где нужно было, был болт. Я уверен, - когда за перегиб выглянешь, сразу найдёшь...
Как легко быть умным... Чего это Ленка примолкла?..
- Ты чего такая тихая? Как твои ноги?
- Уже не болят - умерли...
Радостный, хоть и слегка придушенный вскрик:
- Есть болт!.. Есть - вщёлкнул!.. Есть - пролез!..

Сидим на краю плато, обвеваемые ветерком, лаская взором ласковые просторы - ультрамариновую гладь, прошитую тут и там серебристой нитью барашков, прихватываем губами медовые финики с грязной ладони и запиваем их простой, - сказать бы ключевой, но неправда ведь - водой... Э-гегей!!! - хочется крикнуть во всю дурь морю бескрайнему Эгейскому!..
Сбросив итальянский сапожок от ласпортивы, шевелю всё ещё квадратными, но уже оживающими пальцами. Райское наслаждение!...
А где же наши беспокойные?.. Пойду гляну.
Нахожу выдающийся с плато уступ, с которого открывается прекрасный обзор нашего маршрута и устраиваюсь на колких камнях с фотокамерой, моля "беспокойных" быть попроворнее.
Снимаю весь процесс пролаза, затем, подпустив поближе, кричу: ну что же вы возитесь - как черепахи, ей богу - задолбались вас ждать уже, - и с интересом жду ответа. По напряжённости, по высоковольтности молчания понимаю, что имеют они, что мне сказать, но я делаю для них уникальные фотоснимки, а за это можно простить человеку очень многое...

От окончания маршрута, пересекаем плато почти точно в северном направлении, - тропы нет, но есть туры. Затем, оказавшись у северной кромки плато, начинаем спускаться в восточном направлении, - весь путь добросовестно размечен теми же турами.
Меньше чем через час оказываемся у небольшой, пустынной, но заботливо выбеленной часовенки, - с миниатюрным колоколом, с простым крестом (вероятно, могильным - некоего отшельника), - проросла белым цветком на умершем древе - на византийских серых развалинах.
От часовни - вниз по гребню, мимо других, тоже византийских, руин, - теперь уже по отчетливой тропе. Спустившись к берегу и дойдя до развилки, поворачиваем направо на главную тропу, огибающую остров. За час с небольшим, если считать от часовни, приходим в посёлок.
Итого, весь путь от окончания маршрута и до причала в посёлке занял ровно два часа чистого времени.

Ужинаем мы в Масури в ресторане "Эгейская Таверна", берущем посетителя не столько качеством кулинарных изысков, сколько антуражем: открытой верандой, обрывающейся в сторону моря ласточкиным гнездом - с видом на залив, на закат и на Телендос, и хозяином-греком, - образцовым экземпляром средиземноморского человека. Нарочито величественные манеры, холёное, умное и живое лицо, артистизм смуглых рук, и, при всей профессионально обусловленной обходительности, - никакого затрапезного панибратства или дешевой фамильярности, - одно лишь доброе расположение и отеческая забота... Еда, впрочем, была так себе, а я, к тому же, решив прослыть оригиналом, заказал себе филе меч-рыбы - люблю пробовать диковины, - которое оказалось не то чтобы невкусным, а вообще безо всякого вкуса, - как будто его месяц вымачивали в дистиллированных водах. Беременной кошке, дежурившей у нашего столика, повезло несказанно...

В продвинутой фазе заката, когда черная громада Телендоса окончательно воцарилась над заливом, взрывая своим энергичным контуром багровую закатную полосу, стало очевидным его абсолютное зеркальное сходство с Маттерхорном - пресловутым швейцарским колосом, одновременно иконой и попсовым идолом, владыкой грёз моих былых и мечтою осуществлённой...
Я не поленился, я разыскал в сети фотографию в том самом ракурсе, в котором сходство это вызывает суеверный холодок - всё повторено в точности, каждый изгиб, каждый выступ и каждая впадина царственного контура. Как жаль, что не обладаю я талантами госпожи Блаватской (или хотя бы башкой Мулдашева...) находить мистическое в обыкновенном, трансцендентное в осязаемом - какой непревзойдённый объект, преподнесенный на тарелочке, пропадает даром, какой дар не оприходован! Эзотерический гомогинез, - метемпсихотическая реинкарнация горы с переходом через шестьсот шестьдесят шесть измерений, - в масштабе один к семи воспроизведенная сущность (святое число, в неврологии используемое!..), - ось недвусмысленная, лемурийскими жителями Тибета бедствующим атлантическим собратьям протянутая, со всемирной осью соосная, и доказательством всему тому - поразительнейшее, недоступное естественнонаучному объяснению идеальное подобие - узнаваемое обоими глазами, но токмо третьим познаваемое сходство...

Вечерняя беседа:
- Ну, как тебе мультипитч?
- Страшно.
- Почему страшно, ты же всё с верхней пролезла?..
- Но это же мультипитч...
- Ну и что? Для тебя-то какая разница?..
- Не знаю, - страшно.
- Это же не "трад" - надёжные болты, оборудованные станции...
- А я боюсь! - с вызовом и почти с гордостью за свою самость.
Рай. День третий. Сектор «Одиссей» (Odyssey)

День третий должен был стать у нас днём отдыха, поскольку невозможно же лазать пять дней подряд, и на какой же день назначать подобный отдых, как не на третий из пяти, особенно если второй был вполне рабочим - более десяти часов, считая с подходом и отходом.
Но день третий начался у нас с очень показательной утренней пьески.

Жадность
(короткая пьеса в одном бездействии)

Место бездействия: остов Калимнос, отель Филоксения, балкон.

Бездействующие лица:
Александр Лурье - скалолаз-любитель
Валентина Лурье - скалолазка-любительница
Ольга Резник - скалолазка-любительница
Ян Рыбак - скалолаз-любитель
Голос из-за кулис - скалолазка-любительница
Декорации: недвижимая гладь моря во всю стену, на фоне моря - вырезанный из картона остров Телендос.
Приписки рукой постановщика: осветителю: не раннее утреннее освещение, софиты - из левого верхнего угла декоратору: средства экономить, использовать декорацию к драме "Восхождение на Маттерхорн", перевернув обратной стороной и раскрасив в цвета средиземноморья. Зритель - дурак, - проглотит...

Бездействие первое
На просторном балконе восседают за завтраком Александр Лурье, его жена Валентина и приятельствующая с ними молодая девица Ольга Резник.
На соседний балкон выходит ещё слегка заспанный Ян Рыбак - худощавый мужчина в самом конце средних лет, стриженный под ноль, хоть и не абсолютный. Теребит подбородок и с улыбкой откровенной приязни оглядывает декорацию Телендоса - как недавно узнанного с хорошей стороны ранее незнакомого человека.
Экономно сохраняя на лице выражение приязни, оборачивается к завтракающим и обращает к ним короткое приветствие, затем, подходит к разделяющей балконы непритязательной ограде, осторожно (папье-маше!..) опирается на неё обеими руками.
Ян Рыбак: Я не чувствую себя уставшим после Телендоса... Мы собирались сегодня отдыхать, но, мне кажется, это даже будет полезно - немного полазать для поддержания тонуса... Ну и... - помявшись - жалко ведь, - день пропадает...
Александр: Мы тоже решили немного полазать сегодня, чтобы день не пропал даром.
Ольга: Жалко день!
Валентина: Жалко день!
Все вместе: ЖАЛКО ДЕНЬ!
Ян Рыбак: А где?
Александр: В Архи, - там много хороших маршрутов, а "песни" Аргинонты оставим на завтра.
Ян Рыбак: Но зачем же ехать так далеко, для того чтобы немного полазать? Давайте сходим в тот же Одиссей, например, а завтра уже уедем на целый день в Архи или в Аргинонту.
Александр: Мы едем на своём тустусе (ивритское жаргонное слово, соответствуещее жаргонному слову "скутер") - десять минут туда - десять сюда... А в Одиссее мы были - Ольга уже лазила, а нам с Валей там не понравилось.
Обе девушки утвердительно кивают головами.
Ян Рыбак: Нет, я думаю, мы не будем снимать скутер и переться чёрти-куда ради пары простеньких маршрутов. Сходим в Одиссей, а завтра, в главный лазательный день, махнем все вместе на песни Аргинонты...
В раздумье, затуманенный сиюминутным сомнением, оборачивается к кулисам и произносит: А может, всё-таки, сегодня отдыхать?
Женский голос из-за кулис, - с лёгкой ноткой укора и даже раздражения: ЖАЛКО ДЕНЬ!
Конец бездействия. Занавес.

Всё, в итоге, получилось бестолково и нерационально с точки зрения меня, логика и стратега: унеслись на тустусе в далёкий Архи непоседливые Лурье, за ними - неторопливым Санчо Пансо на велосипеде ускакала Ольга, а Олежка Блиндер, присоединившись третьим к Олегу Маргулису и Даниле, отправился и вовсе в какой-то отдалённейший сектор - на другой конец острова, и, забегая вперёд, - "наотдыхался" там до потери пульса...

Мы же с Еленой, знакомою уже тропой отправились в "Одиссей", который хоть и не изобилует "песенными" маршрутами моего любимого диапазона категорий, но имеет, всё же, что предложить, да и, опять же, - ДЕНЬ ОТДЫХА!

- Мы не будем напрягаться сегодня... Пролезем немного пятёрок для разминки - кровь разогнать - и пойдём в Гран Гротту, смотреть, как монстры "восьмёрки" мочат...
- Ага.
- Ну, может, одну только "шестёрочку" попробую, - там есть одна такая с тремя звёздочками - я присмотрел...
Приходим, осматриваемся. Разминка на "пятёрочках" - одна, другая... Кричу со станции, благо маршрут не длинный:

- А эта «пять си плюс» уже пожестче, чем в "школе"... Но нормальная вполне, и чего они "охали"?.. Повесить тебе верхнюю, или как человек полезешь?.. Понятно...
Оставляю верхнюю, собираю раннеры.

- О, как раз моя шестёрка освободилась, - третий день, а я ещё толком не пробовал местных шестёрок. Олежка с Ольгой как раз про неё говорили, нет?
- Они говорили, что она "без дураков"...
- Ну да, - не "школа" же, тем и интересно... смотри, какой маршрут: нависание, кармашки, там, наверное, ключ, где влево уходит... Называется... Какая-то "полирезина"... - "Poly Retsina No Good", почему "ноу гуд", если три звезды?...
Привязываюсь, надеваю тапки, лезу. Хорошее лазание, хорошая скала, честная "шестёрка а"...
- Ура - счёт открыт, - первая калимносская шестёрка!.. Хотя, нет, - вчера уже были... Напрягся там в одном месте, но так ничего - нормальненько...
- Молодец! - сияя и лучась одобрением - ну что, идём?..
- Да, конечно... А ты на топе не полезешь? Ну да, - наверно не стоит, завтра налазимся... Смотри там вон интересный маршрут чуть левее, выглядит посуровее, чем полирезина, сейчас, только в гайд гляну, - интересно же... Какое-то индусское название: Haryvdi, +, две звезды... Пожалуй, я полезу, мы же сюда уже не вернёмся... Не смотри на меня так...
Привязываюсь, надеваю тапки, лезу. Нарягаюсь уже по полной, перед выходом на полку почти сдаюсь и готовлюсь к позорному завису, но в последний миг разгадываю ребус...
- Молодец! Ну что, удовлетворён?
- Жёстко... И, знаешь, вот сейчас я таки почувствовал, что устал - вчерашний день почувствовал...
- Что ты говоришь?..
- Ага... Но жалко же день было, а теперь и ощущение приятное - два онсайтика в багаже, теперь - в Гран Гротту со спокойной совестью...
"Гран Гротта" - местная калимносская достопримечательность, культовое место, абсолютно необходимое к посещению, и посещаемое абсолютно всеми, хотя в плане лазания, если вы не лазаете "семёрки", вам там практически нечего делать. К двум-трём "шестёркам", проведенным по стене справа от пещеры, обычно выстраивается длинная очередь...
Под потолком, распластанные на сталактитах, заклиненные между сталактитами, нанизанные на сталактиты развешаны "монстры" скалолазания всех степеней "моструозности", а сами сталактиты, выстреливающие под всевозможными углами, выпадающие и ниспадающие с готических аркбутанов и контрфорсов, выглядят тоже вполне монструозно - химеры Нотр Дама!..
С высокого свода, слюною с клыков химер капает водица, но для решительной полноты готической картины недостаёт летучих мышей - перепончатокрылая фауна распугана скалолазающей...

Ура, завтра ГЛАВНЫЙ ДЕНЬ! - день райского лазания, день сладостных симфоний Аргинонты!.. день "песен" - я уже слышу, как они звучат во мне голосами сирен!..

Вечером, вся безлошадная часть тусовки - Ольга, Олег и мы с Леной - отправляется снимать скутеры, по-нашему - "тУстусы", - шумные мотоциклетки, на вождение которых не требуется лицензии, по непонятной мне, честно говоря, причине.

Но - не тут-то было... Спрос на скутеры в разы превышает предложение, несмотря на то что сейчас ещё даже не пик сезона... Обходим все закутки в Масури, добираемся до Миртиса - всё тщетно. Наконец, на обратном пути, напротив "Гнезда Клаймеров" вырываем у хозяина прокатного пункта неуверенное обещание на завтра. Если вернут клиенты...

- Ты водил, когда-нибудь скутер? - спрашивает меня хозяин, глядя пристально, оценивающе, словно вождение скутера оставляет на человеке некую неизгладимую печать...
- Да... то есть - нет, я имею в виду - не совсем водил, то есть - не совсем скутер... Велосипед ты водил... не умеешь врать - не берись...
- Ладно, завтра посмотрим... - произносит хозяин, выглядя человеком, мною никоим образом не убеждённым...
А если и не водил? Всем дают - и не водившим тоже, и Саше дали, хотя он и не водил - ехал пьяненько довольно, - я видел... И если в первый раз не дадут, то откуда же он, этот "первый раз", возьмётся...

Вечерняя беседа:
- Ты знаешь, здесь недалеко, я имею в виду - в Эгейском море, есть остров Лесбос…
- Да-а?.. - с протяжной ленцой, не отрываясь от чтива…
- Ты знаешь, чем он известен?
- Там живут лесбиянки… - всё так же не отрываясь.
- Между прочим, и море называется «э-гейское» - разве это не удивительно?..
- И что это значит, по-твоему? – взгляд поверх очков, очки – поверх приспущенной по такому случаю книги.
- Да нет, так просто… Эти греки были известные шалуны и либералы по этой части.
- Угу… - со вздохом приподнимая книжку и опуская взгляд, затем, что-то видимо осознав и отложив книжку в сторону:
- Так там живут лесбиянки или нет?..
- Там жила одна греческая поэтесса, - Сапфо, - давно, до нашей эры ещё, так вот она была неравнодушна к женскому полу, - оттуда всё и пошло… У неё лирика на эту тему была – всё, как положено. А ещё там жил поэт… как имя-то... что-то среднее между Алкаш и Шалфей – не помню, так он в неё влюблён был страстно, стихи ей посвящал, представляешь?.. Кстати, «истина в вине» - это он сказал, - все треплют, кому не лень, а вот спроси, кто автор… Имени такого не слышали… Опять же, эта Сапфо – точно ведь стихами прославиться надеялась, а прославилась совсем по другой части, или взять к примеру…
- А она?..
- Что она?..
- Она его любила?
- Кого?
- Шалфея!..
- Толком никто не знает, - по одним данным что-то у них было, по другим – одно лишь оплодотворение строкой и мыслью – взаимное, кстати…
- Она же лесбиянка была, - бедный мужик…
- Ну, у него тоже там какой-то юноша златокудрый в музах подвизался, а она, возможно, «би» была – они же ни в чём себе не отказывали, эти ахейцы…
- Хм… О-о-кей… И в чём же мораль сей басни?
- Господи, Лен, ну какая ж тут может быть мораль! Я же говорю: остров - лесбийский, море - гейское… - одна сплошная аморалка…
Рай. День четвёртый. Песни «Аргинонты» (Arginonta)

Утром, завершив, как обычно, свой греческий завтрак мёдом додеканских пчёл и собрав в рюкзак всё необходимое для целого дня лазания, отправились в прокатный пункт.

Ворота гаража - нараспашку, хозяина не видать: бери - не хочу... Характерная черта калимносских жителей, не пуганых воровством. Заповедник... Хозяина находим в его офисе по соседству.
- Хай, гуд морнинг, хау ар ю, есть скутеры?..
Утвердительно кивает головой и выкатывает на свет божий чёрный приземистый механизм, похожий на жирную личинку мотоцикла...
Где у него что?.. Газ, вроде, в рукоятке, но на что давить, и где же тормоз... Искать, искать...
- Так ты водил когда-то скутер или что-то подобное? Something like that?
- Нет, но много ездил на велосипеде... - а где же у него переключение передач... мотоцикл... у мотоцикла есть передачи?.. тормоз на руле - это точно... - я разберусь с этой штукой, можешь не сомневаться, - делаю умное и решительное лицо, - но мне, конечно, нужны кое-какие разъяснения... - неужели, не сдаст?..
С сомнением, но и с некой крепнущей решимостью качает головой:
- Я не могу дать тебе скутер, май френд, - если ты никогда не водил скутер, эта штука убьёт тебя... - он пытается укатить механизм обратно в гараж, но я уже положил обе руки на руль:
- Подожди, многие берут здесь скутеры в первый раз, дай мне хотя бы попробовать, покажи мне, что к чему.
Глянув на меня оценивающе и снова с сомнением покачав головой - мерзавец!.. - он осторожно убрал мои руки с руля.
- Ок-кей. Смотри: вот это газ - он покрутил рукоятку, личинка рыкнула - блин, как сам не догадался!.. точно же - у отца был мотороллер... с коляской... - а вот это тормоз, вот так добавишь газ, легонечко, но - не отпуская тормоз. Не отпуская тормоз!.. - он подчеркнул и поднял вверх указательный палец, - ты понял?..
- Да, понял, дай мне попробовать...
Делать всё спокойно, вторая попытка вряд ли полагается...
Поворачиваю рукоять газа - кажется, лишь чуть, - на считанный миллиметр - только проверить, правда ли, что... Личинка, взревев, делает прыжок из моих рук - взвивается, как чёрный жук рогатый, - грек грудью останавливает взбесившееся устройство - бунт машин! апокалипсис..., - решительно его от меня отдаляет...
- Сорри, май френд, я не могу сдать тебе скутер...
Я же... мне же... не может быть... и как же... позорище - не доверили мотороллер... а как же другие?..
Стою красный и растерянный... И как же песни Аргинонты?..
- Давай возьмём у него велосипеды - это, между прочим, гораздо спортивнее...
Велоаргонавтами пересекаем пространства, стремясь к далёкой Аргинонте, - синеет утренний Понт, седовласый Нептун гонит стада своих барашков на утренние пастбища, балует проказник Эол, треплет парус велоаргонавта - его спину, сбивает с проторенного курса, но и веселит и освежает, и проникает игриво под хитон, мол, где же твоё, аргонавт, руно, некогда золотое... Ноют икры аргонавта, пот струится из-под боевого, рубцами покрытого, шлема и вёсла его - мослы его, устало скрипят в уключинах, - ну где же ты, наконец, желанная Колхида?!..

Разогнавшись на последнем спуске, влетаем в Аргинонту, - тихий утренний посёлок, спрашиваем у дежурного патриарха дорогу, в нужном месте поворачиваем направо, через триста метров после поворота видим притороченные к дорожному ограждению скутеры ещё более ранних, чем мы птах - если бы не они, непременно проскочили бы!..

От дороги вверх по не слишком крутому склону тянется верёвка с узлами, что выглядит довольно иронично, если учесть, что ведёт она к лазательному сектору и, соответственно, адресована скалолазам...
- Посмотри, у нас тут "фиксед роуп"! Капсюльный стиль - низ провешен перилами, а выше уже в альпийском...
Ну вот и она, долгожданная Аргинонта, - страна райских маршрутов, каждый второй из которых - Песнь Песней!
Начинаем, как обычно, с пятёрок - молочу их одну за другой, дрожа от нетерпения и горячечным взором юноши, предвкушающего брачную ночь, то и дело ускользаю к вожделенной "песне" - к прекрасной тридцатиметровой красавице шестой эй категории с игривым именем "Порнокини" (Pornokini). Ну вот, - ещё только Лену осталось прокатить по акульей тёрке "Шарк Байта" (пять си плюс, ничем абсолютно не примечательный - прямиком в мусорную корзину памяти), и - на «Порнокини»! Зрители, запасайтесь попкорном, - я иду!..

Отрываюсь от земли плавно и решительно, вверх продвигаюсь, с каждым новым перехватом переполняясь радостным изумлением, - так не бывает! Что за чудное лазание, – гениальное! По карманам и кармашкам, по разным дырочкам, по видимым издалека и по тайным, но становящимся так вовремя явными покетам, - словно именно под меня всё было задумано и спроектировано, - под любящего длинные перехваты, деликатное нависание и хорошие кармашки, - под убеждённого скалолаза - карманника…

И пробито-то как, - вот она, та самая божественная мудрость! – не редко, но и без оскорбительной назойливости, и там только, где действительно необходимо, а там, где необходимо, - там всегда и есть… И - что уже удивительно!.. - карманы, хоть и природные образования, но и они словно специально божественно благосклонной рукой на маршруте расставлены: только-только успеет мелькнуть тревожное «а где ж?..», как тут же и ласковый ответ готов: «а вот!..»
Тридцать метров – как одна безудержная песня, – на одном дыхании, и с улыбкой на устах. С улыбкой же на устах спускаюсь на грешную землю, - не утирая пот, ибо не запарился даже… Вот оно, наслаждение! - мышцы сладостно млеют и в душе райские птицы заливаются... Выхватываю гайд, - «шесть а плюс»?.. нет – не тупить на взлёте, не прерывать парение, - чувствую уже, как свершается великая метаморфоза, прорезаются за спиною икаровы крылья и обязуют к высокому полёту… Кто там следующий?.. “Wild sex”, 6b – ПЕСНЯ!

- Идём туда, - на «дикий секс» - это будет так логично после «порнокини»!.. Нет, - «разнузданный секс»!.. - не «дикий», а «разнузданный»!.. - вот это будет прекрасный перевод!.. - ты чувствуешь разницу?!..
- Что-то ты разошелся…
- Я в ударе, не смотри на меня скептически, это мешает... А, черт, заняли, пока мы трендели… ладно, вот ещё одна песня – «Борхок», тоже шесть би, хотя «секс» после «порнокини» было бы куда стильнее…
Отрываюсь от земли слегка настороженно, но с каждым следующим перехватом всё более переполняюсь уверенностью и радостной благодарностью, - всё, абсолютно всё, как прежде, но более серьёзно, более по-взрослому – расстояния побольше, нависания пожестче, кармашки помельче, но всё также точно под меня спроектировано, и сам я, наконец, на четвёртый день лазания чувствую, что достиг своего пика – всё получается у меня, и доступно мне - абсолютно всё! Спускаюсь на землю, пот отирая, но в полнейшей уже эйфории – за спиною оба крыла не токмо вымахали окончательно, но и немедленного полёта требуют, и торчат приподнято…
Озираюсь, примечаю Олега Маргулиса, только сейчас с семёрки – о, моя давняя, недостижимая мечта!.. - спустившего, и лечу к нему, стараясь попутных иностранных скалолазов крыльями в пропасть не посбрасывать… - Что это ты пролез?
- “No sleep” – отвечает Олег, сияя, как жаркое солнце Аргинонты. – Семёрочка!..

Вот оно!.. И верёвка ещё не сдёрнута, - всё один к одному, и во всём чувствуется божественная длань провидения: замявшиеся перышки за спиной расправляет да в спину подталкивает, мол, смелее дерзай, твой день настал, - всё твоё сегодня!..

- Онсайтом пролез, или завис, всё-таки? – спрашиваю заинтересовано, личный интерес проявляя и очевидную пристрастность.
- Онсайтом, конечно, - отвечает, сияя всё так же, - и малейшей тенью не легло моё сомнение на него, на ясно солнышко…
- Лёгкий маршрут, наверное, - песенный? – спрашиваю с затаённой надеждой, - не преуменьшить желая чужое достижение, но сделать возможным своё собственное…
- Рабочая такая семёрка, без дураков, - отвечает с достоинством, лишь чуть умерив сияние лица своего.

«Рабочая», черт побери… но, онсайтом ведь, так неужто я с верхней-то… ну хоть с десятой-то попытки…и лазание моё любимое, карманное, и перехваты, вроде, очевидные…

- Что, прямо-таки напрягающая, или всё-таки, - ничего так?..
- Для «семь эй плюс» – ничего так, нормальная, и ключ у неё в самом начале – возле третьего раннера, а дальше уже проще.

«Плюс…» - тоска лизнула душу шершавым язычком, дрогнули и опали крылья, но почти сразу же вновь воспряли и налились силой: вот и Лурье давеча уверяли, что всё в голове нашей, и если в голове всё правильно обустроено, то и семёрки, и восьмёрки доступны нормальному человеку, а в голове у меня сейчас светло, как никогда прежде не бывало – ясность пронзительная и готовность к подвигу и к полёту…
И звенело в зените высокое солнце Аргинонты, и манило, и в полёт зазывало…

- Дашь попробовать?..
- О чём речь!.. – и приглашает меня Олег широким жестом, и сияет его улыбка пуще прежнего. А вот и Елена уже подоспела…
- Пострахуй меня, я полезу эту семёрку! – о, как сладостно сделалось на языке, - медовым облачком выдыхаю ещё раз: - на семёрку я полезу!..
Изучаю маршрут пытливым глазом, расправляю грудь, распахиваю крылья, и с прочным хватом правой руки за каменный фестон, возношусь – ЛЕЗУ!
О-о-о… куда же ногу… - носком… нет пяткой… нет носком… в упор… нет пяткой… ща-а-с… взял!.. соско… снова взял!.. черт – выпал… зафикс… снова выпал!.. д-д-давай!.. есть-ть-ть-ть… ещё чу… эх!!! – ТРАХ…
Удар о землю, крылья – в хлам, мечты – вдрызг, оплавленной бесформенной массой лежу в пыли, на растресканной от жара земле, губами растресканными шепча проклятия, и кружатся безмолвно и насмешливо опалённые перья…
Огромных два глаза испуганных склонились: «ты в порядке?»
- Блин, Лена, кто же так страхует – так и убить не долго!.. - слышу самого себя со стороны и замолкаю...
- Верёвка растянулась…
- Так присесть же надо было!..
Раньше объяснять надо было… так – локоть, бедро, задница, - уй… блин… - сел, веду счёт убыткам…
- Страхуй, я снова полезу… - уже без крыльев…
- А может?..
- Страхуй, говорю… - куда не донесли крылья любви, донесут ли крылья злости… Делаю попытку за попыткой, безудержно разбазаривая остатки сил, пик формы, надежду на иные, ещё не пробованные «песни», - всё тщетно! На последнем издыхании, подтягиваемый уже двумя страхующими, снимаю ключевой раннер, и опускают они меня бережно, как стрела крана опускает ценный, но не пригодившийся в строительстве груз…
- Что будем делать? Ты…
- Я должен отдохнуть…
Бреду, палимый солнцем, испепелённый, в поисках тени заползаю в какую-то щель – ну и денёк жаркий, - ни дуновения… Ноет локоть, побаливает бедро, саднит душа, но пуще прочего язвят и мучают меня фантомные боли – о крылья мои, крылья!..

Вечерняя беседа: Загнанной лошадью добредаю до постели и падаю навзничь, – крестом распахнув руки, серым лицом зарываясь в подушку…
- Пристрели меня…
- Нет сил. Выпей яду…
Спустя минуту:
- Если бы я не полез этот идиотский «ноу слип», я бы не завис потом на «космосе»…
- Тебя же никто не заставлял…
- Да, но если бы я пролез «ноу слип»…
Рай. День пятый. Сектор «Гран Гротта» (Grande Grotta)

Прохладное утро – последнее из утр, подаренных нам Калимносом. Стою на балконе с чашкой кофе, повожу плечами, морщась от боли в тех места, где вчера ещё были крылья, пытаюсь сфокусировать глаза на Калимносе…
Отхлёбываю живительный глоток. Всё, – с лазанием покончено, - прогуляемся в Гран Гроту, пофотографируем её в утреннем освещении, поглядим на лазающих монстров, и – прощай, прекрасный остров…
- У меня после вчерашнего глаза не фокусируются… Не будем сегодня лазить, - пофотографируем грот и всё…
- А зачем ты упаковал в рюкзак верёвку и всё остальное?
- Так, - на всякий случай, может, пролезем пятёрочку на прощание – там есть две пятёрки в пещере, - кто бы мог подумать, а?..
- А-а… - с убийственной холодной иронией не пившего утренний кофе человека.
- Нет, правда, - можно будет потом сказать, что лазали в Гран Гротте…
В Гран Гротте сумрачно, гуляет резкий холодный ветер. Какой-то минотавр мочит спозаранку 7в, а посиневшая от холода Ариадна в полартеке выдаёт нить. - Ну, где тут эта пятёрка - хоть согреемся. Пролезаю пятёрку, спускаюсь и даю свои рекомендации: обязательно полезай, более идиотского маршрута я в жизни не видел - нечто уникальное, да к тому же всё время на голову капает!.. Пролезает, спускается, соглашается со мной абсолютно во всём...
- Ну что, теперь ещё можно пролезть "Happy Girlfriend" - как раз для тебя, нет?..
- А сколько он там?
- Пять си плюс, а больше здесь ничего такого нет … посмотри возле "Илии" уже очередь выстроилась...
- А ты пролезешь? Ты же плакал, что у тебя всё болит...
- Не, ну пять си плюс я и мёртвый пролезу...
Лезу "гёрлфренд", - прикольненько, - неплохой маршрутец с потешным ключевым местом, где из стены торчит сталактит, который хочется оседлать, но не тут-то было, и, вообще, - всего много, а взяться не за что...
- Думаешь, он помогает?.. От этого Пинокио, - как от козла молока... - кричу со станции, - нижнюю я тебе даже не предлагаю...
Ну вот, - обе пятёрки оприходованы, а тут уже и Лурье с Ольгой подоспели и заняли очередь на "Илию" (Monahiki Elia, 6а+).
- Что ты всё время туда смотришь?.. Ты же говорил, что не собираешься...
- Да так, просто интересно - красивейший маршрут, но мышцы все болят, тело - чугунное, - я на гёрлфренд сразу почувствовал... Хотя, если бы не очередь... Пойду, спрошу у Саши, что к чему.
Возвращаюсь ободрённый:
- Ты знаешь, тот парень сейчас слезет, и они начинают. Короче... это... м-м... я занял за ними очередь... нет, правда, - там такие туфы!.. Это же слава Калимноса, все эти туфы и сталактиты, а я ни разу по ним не лазил... Ясно, что онсайта не будет - и сил нет, и лазание совсем непривычное, ну и хрен с ним - просто интересно же...
- Так, может, пусть они тебе верхнюю оставят?.. Не кричи на меня!..
Ну, вот и моя очередь.
- Как маршрут?
- Вполне взрослый такой, - к этим туфам нужно привыкнуть. Видишь, там сталактит толстый торчит - в верхней трети?
- Ну?
- На него можно сесть и отдохнуть, а выше можно ещё распереться, как в камине...
- Ага, если долезу...
Начинаю лезть, - на каждой руке по гире, то же и на каждой ноге... Два "же" и оба против меня - день повышенной гравитации... Ещё и до третьего болта не долез, а уже потерял зацепу и чудом не слетел - в простейшем месте, - что-то дальше будет?.. А вот и туфики пошли... как берёмся?.. вот так... шероховатенький, держит, а для ног - не очень... собраться и думать, - всё делать спокойно и вдумчиво... Вползаю в очередной желоб между туфами, лезу медленно, как столетний ящер, отдыхая при малейшей возможности, продвигаюсь старым конём, борозды - между туфами - не портящим, - метр за метром... Но руки... - тяжелеют предательницы и свинцом наливаются, и ящер уже на самой грани вымирания себя чувствует... Щас вымру...

- Садись на него! - доходит до сознания не сразу, - давно ли они орут, и о чём это?.. Неужели!.. Вползаю на сталактит, как тонущий вползает на спасительный буй, пытаюсь поудобнее устроиться, но неуклонно сползаю, и держаться неудобно - толком и не отдохнёшь... Грустный такой сталактит - нос повесил, день за днём его седлают, задницами своими полируют... Кое-как пристроился, огляделся, затеплилась надежда - уже рукой до станции... Нет, - толком не отдохнуть... А как там?.. Справа?.. Слева?.. Между?.. Хрен поймёшь эти туфы, и ни одного кармана на горизонте...

Нехотя отрываюсь от сталактита, чувствуя, что усталость никуда не делась, - руки совсем уже не держат, а тут как раз ключ, судя по всему, и самое что ни на есть туфовое лазание - то, к которому так стремился... Ну, вот и всё - ни на справа нет сил, ни на слева...

- Распирайся, как в камине!..
Так, что ли... ох, блин... а если... - всё, вымер...
- Возьми-и!..

Ну и хрен с ним. Зато, интересное лазание - туфы пощупал...
"Ты так их ногами обнимал, эти наросты, - и так, и эдак, - не технично было, но очень эротично..." - потом мне друзья радостные рассказывали...

фото Саши Лурье:

Изгнание...
Стою на палубе, - в затенённой от ветра нише, в компании одинокого печального пуделя, который - жертва видовой сегрегации... - ошивается тут не по своей воле, в отличие от меня... Не грусти, кудель!..

Смотрю на закат и на кипящую стрелу кильватерного следа, - сходящую на нет, растворяющуюся в мрачнеющем на глазах вечернем море, но всё ещё, из последних сил, указующую на дымчатый контур Калимноса, - уже исчезающий... Чернотень... Сколько древних остовов лежит под кормой, - проглоченных штормами, не дошедших до Трои или Афин, покинутых своими легкомысленными богами... - с наступлением ночи их присутствие становится очевиднее... Светящиеся лампады медуз и серебристая метель планктона - всё лучше, чем... о чём это я, и какого черта?.. "Морской разгул Медитеррании"... Ничто не забывается, что бы ни приходило на смену. Настоящее превращается в прошлое – это безвозвратно, но прошлое продолжает шарить своей неугомонной рукой в настоящем, и, того хуже, - пытается диктовать нам будущее. А впрочем, реальное ли, воображаемое ли, - всё лишь в беспомощной голове нашей… - в этом (хоть в этом, по крайней мере…) они равны, и надо лишь научить их мирному сосуществованию, да и самому с ними ужиться. Стоит ли о грустном?..

Ещё не скрылся за горизонтом райский остров, а меня уже тянет к нему вернуться - столь многое осталось не завершённым, так много не совершено: пролезть "Wild Country" на Телендосе, переписать набело "Космос" и "Илию", попробовать какую-нибудь "песенную" "шестёрку си", подложить динамитную шашку под "ноу слип"... Нормальные люди, заканчивая свой рассказ, непременно ставят точку, ритор, нередко, - вопросительный знак, патетик - восклицательный, но, на мой взгляд, это не слишком хорошая примета - ставить точку в конце рассказа, которому ты хотел бы нажить продолжение, и поэтому я лично закончу его запятой,