Горы мира > Памиро-Алай >

ПроФанские записки. Памиро-Алай - 2005

Нужно жить всегда влюблённым
во что-нибудь тебе недоступное:
человек становится выше от того,
что тянется вверх.

М. Горький

Фаны… Как много в этом звуке! Именно там, согласно песне, оставил своё сердце Ю.Визбор. Эти горы считаются самыми сухими и тёплыми во всём бывшем Советском союзе, но, забегая вперёд, скажу: «Врут бессовестно!» Почему-то климат настолько изменился, что выражение «тёплые Фанские горы» звучало как издевательство, и был несчастен тот альпинист, который по доверчивости своей оставил пуховку дома!

Самарканд
Тронулись! Скоростная электричка мчит нас, участников спортивных сборов Томской федерации альпинизма, из Томска в Новосибирск, дальше на поезде в Алматы, потом автобус до границы с Узбекистаном, и вот наконец Самарканд. Этот город один из старейших в Азии, застроенный минаретами и дворцами 14-15 вв., в одной из усыпальниц похоронен великий Тимур (Тамерлан).

А местный рынок! Настоящий азиатский базар с тесными рядами и национальной музыкой, арбузно-дыневыми россыпями и смешными ценами (например, 4 РУБЛЯ за КИЛОГРАММ винограда!). Закупив мешки с овощами и крупой, выдвигаемся дальше, до границы с Таджикистаном, оттуда нас забирает КамАЗ, в который мы с большим трудом впихиваемся - 39 человек всё-таки, у каждого минимум по 2 рюкзака, ещё и еды на месяц...

В о-о-очень тесном соседстве к ночи приезжаем в Международный альпинистский тренировочный центр «Вертикаль», здесь будет стоять базовый лагерь, теперь это наш дом на ближайшие 4 недели.

Следующий день - постановка палаток, обустройство территории и торжественное открытие. Здесь столько народа! 2 года назад стояли только мы, а теперь и Питер, и Владивосток, и Москва, и Украина, и чехи с литовцами! В общем, аншлаг в Фанских горах.

Радуга над базовым лагерем
Следующие 4 дня были отданы занятиям: скальным и ледовым. Вволю натренировались, пора и в горы ходить! Первый наш объект - разминочный маршрут 2Б на пик Северный, самое тяжёлое - это заползти на перевал на высоте 3700 м без нормальной акклиматизации: организм всё ещё возмущается малому количеству кислорода в воздухе, мышцы не хотят работать в полную силу, поэтому мы еле идём, ругая на чём свет стоит эту длинную извилистую тропку. Подходим под маршрут, надеваем каски, обвязки, обвешиваемся железом и лезем. Если это 2Б*, то извините! Тут совсем не игрушечные стены, и страшно стало совсем не по-двоечному... К счастью, всё прошло успешно: на вершину вылезли, пострадавших не было, удовольствие получили, заодно разбегались немножко, и завтрашний подъём на этот же перевал не страшит.

День сурка... Так же рано вставать, та же долгая дорога по перевалу, только вершина соседняя - Алаудин по маршруту 3Б. Поленившись прыгать по сыпухе, мы решили срезать. Закончилось тем, что свернули не туда и вылезли под зеркальную стену: ни зацепов, чтоб удержаться, ни трещин, чтоб забить крюк... Пришлось дюльферять, время было бездарно потрачено (если не считать это дополнительными скальными занятиями), и мы вернулись в лагерь. День решили отдохнуть, а потом снова пытаться сходить на эту тройку бэ.

Любимый перевал. Сейчас идём строго по описанию, а то насокращались:)) В этот раз погода нас подвела: как только вылезли под скалы, на нас село облако. Это снизу облака такие красивые, белые и пушистые, а когда попадаешь внутрь... Густой туман, почти беспрестанные осадки... Неприятно, в общем. Ко всем прочим радостям жизни на первом крюке (при его выбивании) умудрились поломать скальный молоток, потерять 2 крюка и 1 карабин. Ну что делать? Дальше лезть, вниз-то уже поздно. А лезть там страшно: висишь на одной тоненькой верёвочке диаметром 10 мм, под тобой - огромная пропасть, лететь и лететь в случае чего, ползёшь и молишься, чтоб какой-нибудь острый камень не перерезал верёвку, связывающую тебя с жизнью. На ум пришёл анекдот про срыв: Альпинист-оптимист: «Ух ты! Лечу!!!», альпинист-пессимист: «ААА! Падаю!!!». Пока мы стояли на полке (из-за молотка ждать приходилось последнего, выбивающего крючья), снова нас окутала туча, одарив всеми видами осадков: дождём, градом, снегом... Мы вымокли насквозь и ещё глубже промёрзли, по скалам текли реки мини-сели, а солнце появлялось раз в 40 минут и очень быстро исчезало. Вниз мы спускались в темноте и тумане, а из лагеря уже выдвинулись на наши поиски.

в. Парандас и в. Замок
Потом были дни отдыха, шли дожди и никак не хотели кончаться, а мы надеялись позагорать...

Следующая наша цель - высшая точка района, красавица Чимтарга с высотой 5487 м. День посвятили изучению описаний маршрута 4А категории сложности. В обед вышли, мимо Мутных озёр поднялись до стоянки на 4000 м, а рано утром следующего дня были под маршрутом. Огромный снежный кулуар терялся в облаках, под ногами - разрывы трещин основное препятствие - бергшрунд, а дальше пешком по крутому склону до вертикальной сосульки, ещё пару часов вверх - и мы на перевале Мирали, на высоте 5000м. Здесь под скалой оборудованы места под палатки: узенькие снежные полочки, с которых так страшно съехать вместе с жилищем, поэтому свои тряпочные домики пристраховываем к скале крючьями, а ко льду ледобурами.

Утром вышли на штурм вершины, до неё ещё часов 5-6 хода. Из группы в семь человек выдвинулись только трое: я, Олег из Новосиба и Валера из Владивостока. Через перевал вышли к скальному поясу и далее по снежному гребню. Погода становилась всё хуже, солнце появлялось всё реже, а пейзажи становились всё грустнее и грустнее: долину и близлежащие горы окутывали тучи. Мы шли как ёжики в тумане, но возвращаться не хотели, несмотря на возмущения Олега. Вершина так близко, и разворачиваться так тяжело! Поэтому в бой! Тем более из-за тумана не видно, СКОЛЬКО лететь, а то помню я эти склоны в сотни метров: на эту гору мы ходили 2 года назад в хорошую погоду и старались не смотреть вниз, вымеряя каждый шаг. А теперь мы бодро шагаем, аккуратно обходя трещины.

Взлёт, ещё взлёт, снежные барханы... ВЕРШИНА! Мы стоим на высшей точке и представляем, какие живописные виды вокруг. Обзор «чудесный»: метров сто, а так хотелось полюбоваться соседними ущельями! Обнялись, порадовались, погрызли орешки - ивниз! Расслабляться ещё рано, ведь предстоит тяжёлый спуск.

в. Политехник
. Путь до штурмового лагеря на перевале занял около 3 часов. Всё те же туман и снег, ещё и в грозу попали! Незабываемое чувство: стоишь под скалой, обвешанный альпинистским железом, вокруг сверкают молнии и раскатываются оглушительные громы, а железки аж звенят! Сразу вспоминаются истории, как альпинистам попадало разрядом молнии в рации, карабины и прочие вещи, в изобилии висящие на поясе...

В двадцать пятый раз я пообещала себе больше никогда не ездить в горы ( всё никак не могу обещание сдержать), тем более зимой (а здесь была зима). К счастью, жертв не было (не считая потраченных нервов), мы нормально спустились к палаткам, где нас ждали.

Ещё ночь на высоте, и ранним утром начинаем спуск к озёрам. Опять этот туман! Склон, где мы поднимались, стал совершенно неузнаваемым, поэтому его прохождение заняло очень много времени. В самый неподходящий момент вылезло солнце и стало прогревать склон с огромным количеством свежего снега: верный признак лавины в ближайшее время. До лавины мы успели и стояли внизу целые и невредимые, уставшие и счастливые.

Мы СМОГЛИ! Мы поднялись! Мы победили! Да, это была моя самая тяжёлая гора за всю горную «карьеру».

После отдыха мы собрались на наш любимый Алаудин 4А. После такой акклиматизации на перевал просто забегается, сам маршрут приятный: скальный, с солнышком почти всю дорогу, если б не ветер - были бы настоящие «тёплые Фанские горы». Полазили по скалам, взошли на вершину, к вечеру были в лагере.

Больше на горы меня не хватило, я сидела в лагере, загорала и читала книги. Нет ничего лучше отдыха в горах, кроме отдыха в горах, как говорит товарищ из Владивостока.

Обратный путь не обошёлся без приключений: наш КамАЗ за нами не приехал, мы сутки ждали машину, в итоге руководитель сборов поехала в соседнюю деревню на поиски транспорта. Им оказалась старая ржавая консервная банка без окон и с дверями на верёвочке, кто-то гордо назвал это Автобусом, для рюкзаков и желающих был открытый грузовик столь же сомнительного качества. Целый час мы наслаждались поездкой по горным серпантинам на этом чуде, потом пересели в кабзик, впихнувшись туда втридцатипятером! С рюкзаками! Положение было такое, что я умудрялась разными частями тела задевать 6 человек!

На узбекской границе пересели в «стиральные машинки» - это маленькие квадратные микроавтобусики «Уз-Дэу», которые всемером играли в гонки на трассе до Самарканда. Ещё день в Самарканде на отдых и закупку сувениров, и выезжаем в Алматы.

Отсюда мы с товарищем успели подняться в ущелье Туюк-Су, на высоту 3100м, как «умные» в сандалиях и шортах, а примерно с 2700 начинаются островки снега. Нарвали эдельвейсов, сфотографировались и побежали вниз, чтоб успеть на автобус до города.

Хорошо алматинцам: 40 минут - и ты на Медео, знаменитом высокогорном катке, ещё 5 часов - и ты высоко в горах. А нам приходится добираться несколько дней. Зато каждый раз это праздник! Два-три раза в год получаешь такой заряд энергии! И возвращаешься снова и снова, за новыми ощущениями, за старыми друзьями, к своим любимым вершинам, ведь они нас всегда ждут!