Горы мира > Африка >

Автор: Дмитрий Шатров, Торонто-Москва

Восхождение на Килиманджаро.
Часть 3

День четвертый. Лагерь Хоромбо (3720) ранним утром. Сегодня предстоит пройти до верхнего лагеря Кибо (4750), чтобы через сутки выйти на финальный бросок. Завтрак, знакомая уже набитая тропа. Температура +7, ветер порывами до 13 м/с. Наверху погода непредсказуема. Все затянуто тучами, и через два часа пути начинается град. Тем, кто пойдет этим маршрутом: обязательно берите с собой компактный дождевик. Он и от дождя спасет, и от снега, и от резкого ветра.

24-70/2.8 (ISO 160, 45 мм, f/7.1, 1/100)

Гиды обещают шесть часов подъема, укладываемся ровно в пять. Внимательно прислушиваемся к себе, ожидая симптомы горной болезни, но она запаздывает. Сказывается плавный набор высоты, долгий подъем и близость маршрута к экватору. Только на последней сотне метров чуть махнуло ее капризным крылом - знаете, когда сознание на миг уплывает, и словно раздваиваешься, отлетая куда-то.

Уже на подступах к Кибо застаем момент эвакуации. За четыре дня подъема насчитали семерых таких человек. Интересна система их транспортировки вниз. Пострадавшего укутывают в спальник и укладывают на одноколесную телегу, оборудованную мощными пружинными рессорами, смягчающими тряску. Для верности особо буйных еще и привязывают. Сопровождающие (обычно человек шесть) бегут рядом с каталкой, придерживая ее за бока и развлекая пациента беседой. Остроумное изобретение. Однако, такой метод оправдан только на Килиманджаро, где плавность спуска сравнима с хорошей дорогой. В тех же Гималаях такая тележка просто встанет вертикально.

Я познакомился с пострадавшим поближе. Майкл, англичанин шестидесяти лет. Минувшей ночью вышел на маршрут и надорвался. На полпути почувствовал себя плохо и лег, растеряв все силы. Слабость, невозможность идти - могло быть хуже. Его снесли вниз и стали готовить к эвакуации.

Косвенные признаки горняжки: излишняя общительность и возбуждение, быстро переходящие в апатию. Говорит человек, говорит, остановиться не может. Порывается бежать куда-то, делать что-то лихорадочно…

Метров через триста вертикали ему станет легче. Отлежится, прийдет в себя - может и снова попробует взойти.

Подходим к лагерю. Кибо - это система каменных домиков с двухъярусными нарами и необходимым минимумом удобств. Станция солнечных батарей дает скудное освещение (нам не повезло - солнца не было), портеры готовят еду на местной кухне, на принесенном с собой газу. Воду тоже несут на себе. Выше отметки 4200 метров воды нет, потому команда сопровождения зачастую не роскошь, а реальная необходимость. У случае автономного восхождения пришлось бы делать вертолетную заброску, или же совершать челночные рейды туда-сюда, что усложнило бы программу.

Работа в Кибо поставлена на поток. Все рассчитано таким образом, чтобы спустившихся тут же сменяли новобранцы. Это китаянка сползла с вершины за полчаса до нашего прихода, едва села отдышаться, а тут уже мы наступаем на пятки: "Отдавай, мол, койку!". Все спустившиеся остаются в Кибо максимум на час. Точка ночевки для них приготовлена в нижнем лагере.

"В общественном парижском туалете…". Не знаю, кто был этот неведомый Леня из Серова, но он наверняка взошел на вершину, потому как упорством обладал невероятным. Одним автопортретом и подписью Леня не ограничился. На своем втором ярусе он еще поупражнялся в резьбе по дереву, творя на настенных панелях. И буквы оставил такие - внушительные, массивные, чтобы сразу бросались в глаза. Видимо, с горняжкой боролся.

К предыдущей части _________ Продолжение следует....