Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Всего отзывов: 1 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00
Автор: Павел Павлович Захаров, Москва

Горные "Благоглупости". Окончание

- Пожар на вершине Замок 4А к.с. (Зап. Кавказ. Узункол)
Группа инструкторов при прохождении первой трети гребня после вершины попадает в густой туман. Вынужденный бивак. Две палатки ставятся навстречу друг-другу. В силу погодных условий назначенный сеанс радиосвязи не получился. Руководитель группы решает дать сигнал благополучия ракетой соответствующего цвета.
Единственная участница группы настоятельно упрашивает его дать ей произвести выстрел из самодельной ракетницы – она, мол, никогда не стреляла. Уговорила.
Выждав, когда появится окно в тумане, ей дают приказ – «Стреляй!». Вся беда в том, что ей при этом не объяснили как это делается. Выставив руку с ракетницей из своей палатки, она с некоторым наклоном в сторону второй платки, делает удар бойком ракетницы по камню, на котором стояла стойка палатки. При выстреле, заряд ударяется в верхнюю горизонтальную растяжку и рикошетом, залетает во вторую палатку. Сгорело практически все, что там было. Группа была вынуждена в тяжелых погодных условиях продолжить спуск на перемычку к вершине Двойняшка. Все обошлось.

- Спасательные работы в Безенги.
На последней веревке спуска с Безенгийской вершины Шхара сорвался участник спортивной группы. Под склонами перевала Дыхни-ауш его еще накрыло лавинами. Находившиеся поблизости группы по радио запросили из лагеря лавинные зонды, а сами начали поиск в лавине подручными средствами:
ледорубами, ручками от акьи.
Не владевший ситуацией начальник спасательной службы лагеря завернул назад вышедшую группу с лавинным снаряжением. Это произошло всего в двух часах хода группы от места поиска в лавине. Находившиеся на месте люди продолжали поиск подручными средствами. Их усилия оказались безрезультатными. Перед самым уходом с ледника, кто то из них случайно ткнув ручкой акьи в снег, натолкнулся на ботинок пострадавшего. Альпинист был спасен вопреки безответственности и недомыслию спасательного чиновника.

- Гибель на Казбеке. (Вост. Кавказ).
При спуске с вершины Казбека группа в сумерках попала в тяжелые погодные условия. По закрытому леднику группа двигалась в связках по два человека и, только одна связка, состояла из троих альпинистов. Средний в этой связке был пристегнут к веревке скользящим карабином (!). Именно он при прохождении снежного моста проваливается в трещину, но был задержан товарищами по связке.
Большего они для него не смогли ничего сделать. При попытках вытянуть связочную веревку, скользящий карабин пострадавшего постоянно центрировался на середине провисающей веревки над трещиной.
После часа бесплодных попыток, пострадавший погиб от холода и сдавливания грудной обвязкой.

- Центральный Кавказ. Сванетия. Туристский маршрут 4 к. сл.
Группа туристов, траверсируя отрог Лацги, шла в сторону вершины. Характер рельефа позволял идти без организации страховки. По пути, местами угадывалась старая, вырубленная в скалах тропа. На пути встретился уходящий вниз снежно-ледовый кулуар. Внизу кулуар обрывался практически отвесной 100-метровой стеной в сторону ледника.
Участник, шедший первым, не надев кошки и не попросив организовать ему страховку начинает траверс горловины кулуара. Через несколько шагов, он поскальзывается на рельефе и начинает скользить вниз. Его попытки «зарубиться» ледорубом не дали результата. Его скольжение (практически - падение) было остановлено скальным выступом в нижней части кулуара – он то и остановил его падение дальше вниз на стену.
Только после этого, группа организовала страховку и спустилась к пострадавшему вниз для оказания ему помощи.

- Центральный Кавказ. Сванетия. Спуск с перевала Лацга 2Б к. сл.
Группа туристов, спускаясь с перевала Лацга по крутому снежному склону, организовала веревочные перила. Предпоследний участник, подойдя ближе к концу перильной веревки, по какой то причине приостановился на снежной ступени, и что-то произносит.
Последний участник группы, находящийся на перевальной точке не правильно понимая ситуацию и его слова, вынимает ледоруб, на котором была закреплена перильная веревка. В это время предпоследний участник для своего движения вниз, вновь нагружает перильную веревку и… падает вместе с веревкой к подножию склона.

- Западный Кавказ. Архыз. Спуск с перевала Новый 1Б к. сл.
Организация спуска по плотному снежному склону крутизной в 40º, происходила по следующей схеме:
место для организации страховки предварительно было уплотнено ногами
собственно страховка была организована не через ледоруб, а с использованием ледового молока (длина рукоятки – 35 см.)
страхующий стоял на самостраховке организованной через рукоятку такого же молотка.
Первый участник, уходя вниз, имел за плечами рюкзак весом в 20 кг. Веревка, под нагрузкой первого, легко вырывает молоток, а под нагрузкой сорвавшегося первого, также легко срывается его страхующий.
Самостраховка второго не выдерживает и вырывается второй молоток. Начинается скольжение связки вниз по склону, который оканчивается скальной грядой. Невероятными усилиями в самые первые мгновения срыва двойка одновременно задерживается на склоне: первый ледорубом (оказывается, он у него был «под рукой»!), а второй при помощи злосчастного ледового молотка. На этот раз обошлось.

- Центральный Кавказ. Приэльбрусье. Вершина Донгуз-Орун по Вост. гребню 2Б к. сл.
Начало марта. Обилие снега. Движение медленное. Туристская группа на подходах к маршруту восхождения поднималась по ущ. Юсеньги. Выйдя на одну из пологих ступеней, группа останавливается на короткий отдых. С плеч снимаются рюкзаки и тяжело падают на снег. Под ногами слышится глухой звук - «ух-х-х» и снег тут же проседает на глубину в несколько сантиметров. А из под ног группы, в низину, ушла снежная доска шириной более 20 м.

-Случай на склонах перевала Большой Кичкинекол (Узункол)
Группа инструкторов «Узункола» спускаясь утром с перевала после своего восхождения, заметила в районе большого бергшрунда, разбросанные по фирновому склону какие то бесформенные точки. Подойдя вплотную, обнаружилось, что эти точки ни что иное, как сидевшие скорчившись на склоне человеческие фигурки. Но фигурки, какого то уж небольшого размера. Приподняв капюшон у ближайшей фигурки, обнаружилось - это были …дети!
Накануне на плато ледника Средний Кичкинекол расположилась группа детей из Московского детского туристского клуба под руководством одного из преподавателей клуба (кстати – Заслуженного преподавателя РСФСР).
В конце дня, оставив все бивачное снаряжение (без веревок и другого страховочного снаряжения), преподаватель вывел группу (14 учеников 7-8 классов) за линию огромного бергшрунда и, заставив их палками (ледорубов в группе не было вообще) выкопать себе площадки и садиться на… «холодную ночевку» (!) Это была его личная инициатива, направленная на получение учениками «опыта выхода из экстремальных ситуаций!»
Конечно, инструктора немедленно приступила к эвакуации детей. По радиосвязи из «Узункола» был вызван большой спасотряд – для большей части группы требовалась срочная транспортировка.

Несколько «благоглупостей» из инструкторской жизни:

  • - При проведении занятий по ледовой технике, инструктор, стоявший выше отделения по склону, проводил демонстрацию рубки ступеней. Он не имел ни страховки ни самостраховки. На нем был инструкторский плащ. Во время движения он не осторожно наступил кошкой на полу плаща. Началось падение. Ему удалось остановиться только потому, что кошка порвала плащ и, он получил возможность произвести самозадержание ледорубом.
  • - На ледовых занятиях инструктор, находясь выше по склону на 7-8 м над отделением, проводил демонстрацию надежности ледовой проушины. У него не было ни страховки, ни самостраховки. Отделение всем составом производило рывки веревкой. В промежутках между рывками, инструктор, подрубая края проушины, делал ее ослабление. Войдя в раж, ни инструктор, ни отделение не заметили, что очередное подрубание льда совпало с очередной порцией рывков. Клюв ледоруба инструктора случайно был зацеплен веревочной петлей и, при рывке, веревка сдернула инструктора вниз по склону. По случайному стечению обстоятельств инструктор отделался только травмами.
  • - Узкий снежный гребень вершины Гумачи, уходящий на каждую из сторон, крутыми склонами протяженностью по 300-400 м. На этом участке, инструктор, шедший вне связки, наступил кошкой на бахилу другой ноги. Случайное падение на колени (как бы верхом в седло) на острие узкого гребня не повлекло его падения вниз.
  • - Известен случай, когда инструктор пошла на ледовые занятия, взяв с собой домашнюю собачку. На каком то участке ледового склона собачка сорвалась и, началось ее скольжение вниз. Инструктор бросилась ее спасать, сорвалась сама и погибла.
  • Промышленный альпинизм.

    Наряду со случаями чисто горного характера, подобные примеры характерны и для промышленного альпинизма. Причем основная суть происшествий и отношений к ним практически те же, что и в горной практике.

    Москва. Жилой район Куркино. На стене дома, на одинарной веревке, спускался промышленный альпинист. Его самостраховка была организована на огромной восьмерке, весом примерно в 5 кг (!) В это время рядом проходил человек, разбирающийся в подобных ситуациях. После спуска рабочего на землю, он задал ему вопрос: «Не страшно ли работать на высоте, на одинарной веревке?»
    Ответ: «А у нас в Киргизии все так работают!»
    Через неделю после этого случая он срывается с 10 этажа. Его одинарную веревку случайно переплавило сваркой. Второй веревки на спуске не было.

    Москва. Жилой 17-ти этажный дом. Герметизация квартиры на 10-м этаже.
    Рабочий, спустившись на землю (обеденный перерыв) увидел, что конец его рабочей веревки, длиной в 1 м свободно лежит на земле. Мелькнула мысль, что если потянуть веревку, то можно свободно отрезать кусок длиной метров до пяти – как раз на буксировочный фал. Рабочий поднялся на крышу, не глядя, вытянул веревку (чтобы никто с земли не достал) и, завязав ее булинем, ушел обедать.
    После обеда поднявшись на крышу, сел в седушку, спустился на 10-й этаж. Закончив заделку шва, он скоростным спуском пошел вниз, совершено забыв, что сам вытягивал кусок веревки. На его счастье, на месте, куда он падал, накануне был наметен большой сугроб снега. В противном случае свободное падение (с ускорением) на глубину последних 5-ти метров могло окончиться гораздо печальнее.

    Иркутск. Работы по монтажу вентиляционных фасадов. В конце рабочего дня один из рабочих стал спускаться по веревке без самостраховки. Более того – верхний конец спусковой веревки не был закреплен (!). В результате произошло падение на глубину более 5 м. Медицинская помощь уже не могла ему помочь.

    Иркутск. Скалолаз вывалился из седла между 1 и 2 этажами. Начиная работу, он не проверил наличия страховочной веревки и своей самостраховки, его ИСС не была присоединена к элементам рабочей цепи. Работал без защитной каски. Все это объяснялось лишь тем, что высота не столь значительна и даже если, что то произойдет, то не страшно.
    Результатом указанного падения стала сложная черепно-мозговая травма и потеря памяти.

    Москва. Ленинский проспект. Дырку на фасаде под козырьком крыши институтского здания требовалось заложить кирпичом и заштукатурить. Второй напарник, тщательно контролируя навеску первого, делает ему замечание об отсутствии второго контрольного узла на узле булинь. В ответ на легкомысленное изречение:
    «Не ракету запускаем!», сурово ответил:
    «Правильно! Себя запускаем!». Первый, спустившись на нужную глубину (он был без каски) подал команду:
    «Давай кирпичи!» Дал! Но не в ведре, а на седушке, да еще выложив их стопкой! И не сбоку от первого, а спустил прямо на него! Разумеется, под рывками веревки и под нагрузкой, седушку перекосило и, вся порция кирпичей посыпалась на первого.
    Хорошо, что мимо... Хорошо, что над выходом из подвала был оцинкованный козырек… Хорошо, что рабочий вышел из подвала на полминуты позже от услышанного грохота кирпичей…

    Москва. 12 этажный жилой дом. Два высотника заделывают швы на 11 этаже. Ширина рабочего участка метров 15-20. Закрепили верёвки за отдушины и спустили до земли и ещё метров 5-7 лежало на земле (всё примерно на глаз). После отработки очередного участка, подсобники, чтобы не перевязываться вытаскивали веревки и перекидывали дальше по ширине на очередной завис (не отвязывая от отдушины). Один из подсобников - постарше и по опытнее (спецназовец в недалеком прошлом) на последнем участке не посмотрел - достают ли веревки до земли или нет (?!). Первый работник, что помоложе и менее опытный, почти на равных со вторым спустился вниз, но не обратил внимания, что у напарника веревка не достает до земли нескольких метров.
    Второй рабочий, чтобы ведра не мешали при спуске, справа под седушку привязал пластиковое подсобное ведро, а ведро с раствором – слева. Спускался он с 11 этажа быстро (навыки спецназа работали) и по привычке начал тормозить практически у самой земли. Когда же он захотел зажать пальцами верёвки - их в руках не оказалось (!).
    Финиш ситуации – сидит спецназовец на земле на седухе, под ним раздавленные в дребезги ведра, сам белый как смерть, руки держит перед собой и делает хватательные движения вокруг не существующих веревок. На самом - ни царапины (!). Его спасло то, что чистого падения у него было всего 2 метра, да и ведра сработали как пружины.

    «Плановый» сброс предметов с высоты. Разборка аварийных участков фасада кислотного цеха бывшего завода им. Яблочкова. Состояние кладки - крайне аварийное, кирпичи вываливались даже массивными блоками. В «зоне обстрела» часто появлялись местные работники. Ограждений и предупредительных надписей не было вообще. Когда очередной «заряд» расплющил вентиляционный короб и изрядно помял какой-то электродвигатель, бригадир разборщиков заявил начальнику ремонтных работ: «Это Ваша задача обеспечить безопасность персонала и сохранность сооружений - Вам же всё это потом чинить надо! Делайте ограждения или хотя бы лентой все пространство ограничьте!». Ответ был просто гениален: «Мужики, занимайтесь своим делом, и пусть вас эти мелочи не интересуют. А туда я пьяных людей поставлю, и если их убьёт - то найду новых...»

    Москва. 2010 год. Летняя жара. Работы по мытью стекол на уровне 35 этажа. Руководитель работ объяснял молодому промальпу порядок работы с веревками:
    обязательное наличие узлов на концах веревок, проверка закрутки муфт на карабинах и т.п. Пришло время его личных действий. Тут то и сказалось воздействие жары.
    Заправив решетку и, встегнув в карабин, ему показалось, что муфта была правильно и полностью закручена. Сняв седуху, он решил перекурить (сказалась и привычка ожидать пока все нормально вылезут наверх и ни кого не останется внизу). После этого он подошел к парапету и как обычно, взяв в руки лямки натянув их, стал вылезать.
    Встал на седло, натянул лямку чуть-чуть подпрыгнул (что бы не тянулась), как его седло ушло из под ног. Благо, что он был только по пояс на стенке и держался руками за веревку. Упершись локтями в парапет, он увидел, что его страховка даже не встегнута вообще (!).
    После того как он пришел в себя, он так и не понял как же карабин выстегнулся из спусковухи?!

    Усть-Илимск. 2007 год. На одном из ремонтных объектов проводился спуск по закрепленной веревке. К началу спуска не было проверено качество организации самостраховки (ее не оказалось вообще). Протектор на перегибе (оцинковка) не был установлен. В результате нагрузки и бокового скольжения, веревка перерезалась о край оцинковки. Произошло падение с уровня 8-го этажа.

    Из отчёта кровельщика (по материалам FISAT):
    «В день событий, я работал на крыше 16-ти этажного здания. По окончании рабочего дня у меня осталось 250 кг черепицы. Не желая носить ее по лестнице, я решил спустить ее в бочке привязанной к веревке и пропущенной через блок. Закрепив внизу веревку, поднялся на крышу, загрузил бочку, и опустил ее за край крыши. Спустившись на землю и, крепко держа конец веревки, я отвязал ее закрепление. Неожиданно для себя потерял почву под ногами (буквально) и меня понесло вверх.
    Растерявшись от неожиданности, даже забыл отпустить веревку и все крепче сжимал руки. Остановка произошла только тогда, пока пальцы его рук не попали в ролик. В момент удара о землю, у бочки вылетело дно. Вес пустой бочки был не более 25 кг. При собственном его весе в 75 кг началось обратное движение составляющих. При полете вниз я вновь встретился с летящей, но уже пустой бочкой – это существенно замедлило скорость падения. Наконец я упал на кучу черепицы».
    С множественными тяжелыми травмами кровельщик был доставлен в больницу.

    К предыдущей части _______ Благоглупости в спелеологии (скоро)

    П.П.Захаров, И.В.Балабанов, А.М.Мартынов, М.Л.Крылов.
    Отзывы (оставить отзыв)
    Сортировать по: дате рейтингу

    вот те раз !

    Автор и другие вроде нормальные, "опытные" господа... Для чего "смешалиcь кони, люди..." ? Происшествий в горах "миллион алых роз"... Разбирать, как следует из десятилетиями проверенной практики или не трогать по глупости эту тему. Например, И.А.Мартынов уже сообщал о падении с Домбайского Камня Е. - тот попал в анекдот "Смотрите, чудики, инструктор дюльфер будет показывать". Сел на незакрепленную веревку (перепутал) и рухнул вниз... Важно - любил ли товарищ по-настоящему горы, альпинизм или только себя в нем. Со многими что-нибудь да случалось - экстрим ведь по-настоящему, а не "с бодуна". Прочтите в mountain.ru, (13.02.2008) Материалы спортивно-технической комиссии ФАР. Новый сайт ФАР пока не обустроен так, чтобы альпинисты на местах могли ознакомиться и использовать для своей работы перед уже наступившим спортивным сезоном материалы СТК в плане предполагаемых мер обеспечения безопасности при тренировочных занятиях и восхождениях (разбор несчастных случаев, решение ситуационных задач).
     
    © 1999-2024Mountain.RU
    Пишите нам: info@mountain.ru