Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Всего отзывов: 1 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00
Автор: Павел Павлович Захаров, Москва

Горные «благоглупости»

Вполне возможно, что кто либо из читателей назовет понятие «благоглупость» -неологизмом. Но прежде чем это делать, лучше посмотреть ряд ссылок, объясняющих, что есть «благоглупость»:
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова: БЛАГОГЛУПОСТЬ (устаревшее). Глупость, вздор, облеченные в серьезную форму.
Толковый словарь под редакцией C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой: БЛАГОГЛУПОСТЬ (ироничное). Глупость, совершаемая с серьезным видом.
Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова: БЛАГОГЛУПОСТЬ – БЛАГОГЛУПОСТИ (ироническое, шутливое). Глупость, преподносимая с важностью.
М.Е. Салтыков-Щедрин является автором понятия (слова) – БЛАГОГЛУПОСТЬ. Впервые применено в рассказе «Деревенская тишь», 1863: «И кого ты своими БЛАГОГЛУПОСТЯМИ удивить хочешь?» (Хотя в отдельных трудах это выражение приписывается В.И.Ленину).
Н.К. Крупская: «Вместо этой БЛАГОГЛУПОСТИ (придумывания особой формы для пионеров) не лучше ли помочь устройству площадок для городской детворы?»

Фильм германского производства «Дневник альпиниста Тони Курца» правдиво и трагично показал историю первой попытки прохождения Северной стены Эйгера, предпринятую в 1936 году двумя немецкими альпинистами Тони Курцем (Toni Kurz) и Андреасом Хинтерштойсером (Аndreas Hinterstoisser). Это была отчаянная попытка стать первыми, а разыгравшаяся на стене трагедия, всколыхнувшая альпинистский мир, вошла в историю мирового альпинизма.

почему то напомнил о некоторых характерных происшествиях и несчастных случаях (НС), которые изредка называют «благоглупостями». Дело в том, что в этом фильме на фоне героических поступков восходителей, есть отдельные ситуации и эпизоды, к которым с нашей, сегодняшней точки зрения, можно подложить понятие альпинистской «благоглупости», куда всегда можно отнести недостаточную ответственность, или стремление опередить вся и всех, или, в конце концов, пренебречь реалиями природы. Людям свойственно то, что движет их поступками, когда бы эти движения не происходили – в начале или конце века, имеют ли они высокую квалификацию или находятся только в начале альпинистского пути, занимаются ли другим видом деятельности, где используются приемы и технические средства альпинистского характера.

В прежние времена каждый НС подвергался разбору разного ранга специальных комиссий. Делались выводы, публиковались результаты работы комиссий. Проводились массовые обсуждения разборов. Накопленный опыт работы с документами подобных комиссий, показывает, что на протяжении многих десятилетий в итоговых документах не находилось места для рассмотрения собственно тех «благоглупостей», которые не редко являлись причинами самых тяжелых по последствиям ЧП. В крайнем случае, о них просто молчали или находили «крайнего» и ему отвешивалась полная мера наказания.

Именно этот момент послужил отправной точкой для сбора подобных случаев, известных авторам и почерпнутых на сайтах и в отчетах о совершенных походах и восхождениях. В предлагаемом обзоре нет места четкой хронологии происшествий (время стерло границы), опущены имена и фамилии участников происшествий (большинства уже нет с нами), здесь не будет разбора допущенных тактико-технических ошибок и нарушений (это нашло место в протоколах комиссий своего времени). Данный материал - это оценка происшествия на фоне прожитого и частично того, чему авторы были свидетелями.

Занятия по технике альпинизма и различные восхождения.

- Случай на Домбайской поляне. Западный Кавказ

Чуть более полувека тому назад отряд значкистов проводил занятия по скальной технике на знаменитом Домбайском камне. К моменту начала отработки спуска дюльфером, с целью проверки хода занятий, на макушке камня появился начальник Домбайского КСП (приемник Ф.А. Кропфа). Осмотрев налаженные системы страховки и крепления веревок, он подошел к краю камня и заявил, что покажет еще один способ спуска по закрепленной веревке (на карабине). Подойдя на самый край камня, он слегка потянул выбранную спусковую веревку и активно нагружая ее, сделал шаг вниз… и полетел, опрокинувшись вниз спиной…!

Дело оказалось в том, что, проверяя закрепление веревок, он взял для своей демонстрации конец веревки свободно лежавшей среди других (закрепленных) веревок и, не проследив, куда уходит ее верхний конец, сделал первый шаг к спуску. Хорошо, что под камнем находилось большое число участников и инструкторов и они поймали незадачливого демонстратора.

- Случай на леднике под склонами перевала Талычат (Узункол)

Отделение отряда значкистов отрабатывало приемы передвижения по закрытому леднику. Все участники работали в связках. Командир отделения, начинавший свою инструкторскую деятельность, ходил без связки несколько в стороне от отделения. Развернувшись лицом к своим участникам, он стал объяснять принципы организации страховки через ледоруб. Говоря, о том, что на рыхлом (раскисшем) снегу для надежности точки страховки, следует ногами уплотнить то место, куда будет загоняться ледоруб, он решил на практике показать, как это делается. При первом же ударе ногой, снежный карниз (козырек) на котором он стоял, оторвался, и он улетел в трещину. Вес человека этот козырек еще выдерживал, но вот нагрузка от удара ногой оказалась роковой. От гибели его спасло боковое ответвление трещины, в которое он попал ногой и повис вниз головой и своевременная помощь других инструкторов отряда. После этого случая инструктор в горах больше не появлялся.

- Случай на леднике Джаловчат. (Западный Кавказ. Алибек)

Начальник учебной части альплагеря «Алибек» и командир отряда значкистов, выведя своих участников на плато ледника Джаловчат, решили организовать показательный зимний бивак в снежных пещерах. Зима в тот год была очень снежной и «строительного материала» была предостаточно. Пещеры по полному профилю (включая подсобные помещения) были отрыты под склонами пика Квадратного. Под утро началась приличная метель. Ни о каком выходе на восхождение не могло идти и речи. Поняв, что складывается сложная ситуация, было решено (и выполнено) отрыть запасные пещеры и соединить весь «комплекс» ходами сообщения. Непогода бушевала три дня.

В эти дни спортивная команда спортклуба МГУ совершала тренировочное восхождение - траверс вершины Сулахат. Рано утром третьего дня спустившись с «ног» Сулахата, они зашли в «гости» в пещеры к участникам «Алибека». Они предполагали продолжить спуск вниз в направлении Алибекской хижины. Попытка отговорить от подобной акции не увенчалась успехом – ни опыт зимних восхождений двух опытных инструкторов «Алибека», ни реальное состояние погоды, ни чрезмерно большое количество выпавшего снега не явились для команды мастеров весомыми аргументами, чтобы остаться в готовых пещерах и предпринять совместный спуск домой на следующий день. Группа ушла вниз и вскоре потерялась из вида в тумане и снежной круговерти.

Скорее всего, из-за недостаточного знания места своего нахождения и потери ориентации, группа слишком резко приняла влево и вышла на левые боковые склоны скальных отрогов Сулахата, которые были изрезаны следами сходящих там лавин. Решив исправить ошибку и выйти на дно ложбины между этими склонами и правыми (по ходу) склонами ледника Джаловчат, они подрезали верхнюю часть горловины и были снесены лавиной до самого поворота к Турьему озеру. Удивительно, но все они отделались только ушибами и были сильно помяты во время падения с лавиной примерно на 800-900 м.

- Случай на леднике Мырды (Западный Кавказ. Узункол).

Отделение разрядников 4 этапа обучения проводило занятия по технике передвижения по сложному ледовому рельефу. Для занятий инструктором был выбран участок крутопадающего ледового гребня (боковые составляющие порядка 45-50º), с глубиной склонов не менее 10-15 метров. Отделение в связках отрабатывало приемы движения по гребню с вырубанием ступеней для ног и закручиванием ледобуров для страховки.

Инструктор в это время находилась на некотором отдалении от связок участников на том же гребне. Форма ее одежды была более чем вольной: отриконенные ботинки, предельно укороченные шорты, верхняя полоска под которую была вставлена ромашка, на голове – каска, ледруб, почти как тросточка в одной руке. В этот раз все обошлось. (См. случай на Аксауте).

– Вершина Кичкинекол с пер. Кичкинекол 2А к. сл. (Узункол)

Это рядовой маршрут 2А к. сл., стоящий в ряду зачетных, при выполнении норм 3-го спортивного разряда. Примерно в середине гребня есть два весьма похожих места – горловины скально-снежно-осыпных кулуаров, опускающихся в сторону плато Замок. Первый (при спуске с вершины) кулуар является традиционно спусковым. Следующий (второй) кулуар по линии спуска в сторону пер. Большой Кичкинекол, начинаясь весьма похожей воронкой, очень скоро сужается до размеров узкой горловины, в средней части которой, торчат многочисленные скальные острые «зубья». В описании маршрута спуска, этому участку уделялось значительное предупредительное внимание. Отделение значкистов под руководством весьма опытного инструктора спускалось, растянувшись, по гребню. К моменту начала ЧП инструктор шел последним в группе. Группу вела одна из участниц отделения. Пройдя мимо спускового кулуара, она начала спуск в опасный кулуар. При косом входе в кулуар, она срывается и начинает медленно скользить вниз к «бутылочному горлышку» кулуара. Напарник по связке вместо того, чтобы организовать ей страховку, бросается следом за ней, но срывается и начинается падение связки. Начало этой картины замечает инструктор и, прыгнув с разбегу в кулуар, успевает обогнать скользящую связку своих участников и, влетев с разгона в самую узкую часть кулуара «закупоривает» горловину своим телом. Догнавшая его падающая связка ногами рушится ему на голову.

Уже в лагере, девушке был задан вопрос - «А почему ты, миновав «правильный» кулуар, полезла в «неправильный»? Ответ был более чем ошеломляющим - «А какая разница - они такие на вид одинаковые!»

- Вершина Кара-Баши по Вост. ребру 2Б к. сл. (Узункол)

Интересный скальный маршрут, зачетный при выполнении норм 3-го спортивного разряда. После провала в гребне Вост. ребра находится участок высотой порядка 4,5-5 м крутых скал, с небольшими зацепами, которые после дождя и тем более снегопада крайне плохо держат руки. Как правило, это место первыми проходят инструктора групп значкистов. В сухую погоду доверяют прохождение участнику с хорошей скалолазной подготовкой. Для повышения безопасности, после первых трех шагов в скале, находится постоянный, надежно забитый скальный крюк, на который удобно вставать и ногой.

В рассматриваемом случае последовательность происшествия была следующей: лидер, подойдя к крюку, не навесил на него карабин и не прищелкнул в него веревку, крикнув вниз при этом – «Мне и так хорошо!». (Дело заключалось в том, что в группе участников сидевших в провале гребня находился «предмет его сердечных воздыханий» и, конечно ему надо было показать себя). Подтянувшись на руках над крюком, вместо того, чтобы поставить подошву ботинка поперек крюка (так удобнее и плотнее), он резким рывком на носке ботинка попробовал пройти крюк. Ботинок срывается и начинается падение вниз по отвесу. Другой серьезной ошибкой было то, что, собираясь красиво пробежать гладкие скалы над крюком, он выбрал более чем достаточный запас свободной веревки.

Cлева - массив Гвандры, перед ним –
Мал. Гвандра и черный треугольник - Кара-Баши.
место проишествия -

– Вершина Чат-Баши по Сев. контрфорсу 3А к. сл. (Узункол)

Два участника спортивного сбора спортклуба СКАН (Сибирское отделение Академии наук) для тренировки перед восхождением 5 к. сл. и получения схоженности друг с другом, были выпущены на Чат-баши с четким указанием о том, что скалы на маршруте имеют сильно разрушенные участки и для их прохождения требуется аккуратность и повышенное внимание. Рядом с их маршрутом по контрфорсу, через скально-снежно-осыпной кулуар проходит еще один маршрут – по Сев. ребру, но уже 3Б к. сл. Для ускорения решения задачи – «восхождения на схоженность», двойка без согласования по связи, приняла решение об изменении пути подъема и одновременного движения связки на всем протяжении пути к вершине. В последней трети ребра, первый связки, видя перед собой более сложный участок, чем все пройденное внизу, решил обойти его стороной (не предупредив напарника). На первый взгляд скалы на обходе кажутся более простыми (так и есть на самом деле), но большие скальные глыбы создающие видимость надежных островков среди каменной разрухи, на самом деле лишь лежат на скальной шелухе. Именно здесь и произошел срыв первого с последующим срывом напарника. Связка погибла.

Чат-баши
место проишествия -

- Вершина Малый Доломит по Зап. стене 3Б к. сл. (Узункол)

Картину происшествия на стене Малого Доломита видели начальник спасотряда лагеря и нач. уч. части, которые в момент катастрофы находились в прямой видимости на вершине «40-летия ТА ССР» (контроль и проверка работы большого числа различных групп в районе Доломитов). Двойка инструкторов, поднявшись на первую широкую осыпную полку, начала движение по стенному участку маршрута. Первый в связке вошел в скальную трещину и начал движение вверх по скалам. Пройдя примерно метров 10-12, он вдруг вывалился из трещины и начал падать вниз спиной. После падения вблизи от напарника, силой удара его подбросило вверх и, получив еще один удар о край полки – он улетает за ее перегиб. Страховочная веревка намертво захлестывает руку напарника. Второй участник связки подбрасывается вверх и, перелетая через полку, скрывается за перегибом. Их тела спасатели нашли на осыпях под стеной.

При выходе на стенной участок пути они вообще не забили ни одного крюка, а второй, страхуя первого, применил весьма оригинальный способ страховки – веревку в кольцах он держал на сгибе левой руки, а правой рукой снимая кольца, выдавал ее лидеру! Все страховочное снаряжение у лидера связки находилось в… рюкзаке! Время происшествия было довольно ранним и лучи солнца еще не проникли в трещину и не растопили ледовые пробки, которые всегда образуются при ночном холоде.

Это были два инструктора альплагеря «Узункол», достаточно солидного возраста, имевшие значительный опыт работы с разрядниками 4-5-го этапов обучения. Личный опыт их восхождений не вызывал сомнений. На данном маршруте каждый из них бывал как минимум по два-три раза со своими группами разрядников, и конечно хорошо знали все его особенности. Данное восхождение они совершали для получения схоженности перед выходом на маршрут 5 к. сл.

- Вершина Фильтр по СЗ ребру 3Б к. сл. (Узункол)

Инструктор, представлявший в «Узунколе» коллектив Ленинградского «Спартака» усиленно настаивая, добилась разрешения на включение в свою группу (4-й этап обучения), участника (тоже Ленинградца), присутствие которого в группе не особенно приветствовалось остальными участниками. Согласие было получено. В верхней части ребра, непосредственно перед выходом на его снежную часть, ведущую на вершину, находится не столько технически сложный, сколько просто опасный участок наклонных черных плит, постоянно заливаемых сверху водой. Чтобы доказать свое «право» на присутствие в группе, новенький получил от инструктора разрешение на прохождение плит первым. Перед началом его движения вверх, инструктор подробно проинструктировала его о характере участка, способах преодоления и страховки. Еще не доходя до черных плит у него из под ног вырвалось несколько камней. Все укрылись за перегибом скал. Чтобы определить ситуацию, инструктор, выглянула из-за скального перегиба, и тут же получила удар очередной плитой в левую височную область головы. На разборе выяснилось, что виновнику происшествия не понравились тактические установки инструктора, и он решил «пройти плиты по-своему». Говорят, что после этого случая участник больше не появлялся в альпинистских кругах.

Слева – Фильтр, затем Замок-Двойняшка-Далар
место проишествия -

Продолжение следует....
Отзывы (оставить отзыв)
Сортировать по: дате рейтингу

Спасибо

В первую очередь за "Северную стену"
 
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru