Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 3 к.с. по Ц.Кавказу в июле 2009 г.
т/к «Романтик» г.Одесса ОТЧЕТ
о
горном походе
Нитка маршрута: пос.
В. Баксан – пер. Курмычи (1Б*) – пер. Гумачи (2А) – пер. Азот (2А*) – пер.
Серова (2А*) – пер. Столбовой (2А*) – пос. Безенги
Маршрутная книжка №52/09
Введение
Состав группы:
ФИО/год/рождения/туристская подготовка/обязанности в группе:
1. Павлов Александр Анатолиевич 1986 5ГУ 2ГР руководитель + фотограф
2. Ключник Роман Евгениевич 1990 2ГУ Огневое
3. Комаров Валентин Вячеславович 1988 2ГУ реммастер + физподготовка
4. Липатов Максим Дмитриевич 1988 1ГУ 2пу МПС + финансист + оператор+ отв за снаряжение
5. Рипа Татьяна Николаевна 1986 5ГУ 2ПР Медик + культорг + связь с общественностью
6. Маковецкий Александр Сергеевич 1986 2ГУ Завхоз
Общая идея похода заключалась в том, чтобы посетить значительную часть Приэльбрусья: ущелья Курмычи, Адылсу, Адырсу, поток Чегем, Башильаузсу, Безенги, Дых-Су. Получается с одной стороны обзорный поход вдоль всего ГКХ Кабардино-Балкарии, с другой – максимально сложный поход в пределах данной категории. Поход включал в себя 4 основных части маршрута: Акклиматизация и разминка(простые перевалы), техническая часть(3 перевала 2а* подряд), высотная часть (на Кавказе 4200м – максимальный порядок высот перевалов 2А, была запланирована вершина Башхааузбаши 4471м) и пешеходная часть (50 км из верховья Дых-Су в Верхнюю Балкарию). Кроме того получалось очень экономно – заезд и выезд на общественном транспорте. Кроме того такой маршрут позволял сделать целых 2 заброски, что существенно облегчало рюкзаки. Начало Июля было выбрано из расчета прохождения потенциально опасных перевалов «по снегу» и намерением группы попасть на учебные сборы нашего клуба, а потом прохождения еще одного похода.
Заявленный маршрут: пос. В. Баксан – (пер. Курмычи 1Б, 3800м + рад в. Курмычи 1Бальп, 4045)=1Б – (пер. Гумачи 2А, 3582м + рад в. Гумачи 1Бальп, 3797м)=2А – пер. Азот (2А*, 3826м) – пер. Серова (2А*, 3843м) – пер. Столбовой (2А*, 3714м) – а/л Безенги – (пер. МВТУ 2А, 4016м + пер. Спартак 2А, 4110м)=2А – рад. В. Башхаауз 2Аальп – д/р Дых-Су - В. Балкария
Защита маршрута. Маршрут, план похода, материальное обеспечение группы, туристский опыт участников были рассмотрены в МКК г. Одессы. Заверена маршрутная книжка № 52/09.
Изменения маршрута. Увы, столь длительный маршрут, ограниченный по срокам, в столь дождливый сезон был обречен. Из-за погодных условий (дождь, отсутствие видимости) не было пройдено много участков: - в.Курмычи – болезнь нескольких участников - в. Гумачи – не хватка времени(поздний выход на перевал) - пер.МВТУ и вся дальнейшая часть – затяжная непогода + нехватка времени, что бы переехать на сборы.
Пройденный маршрут: пос. В. Баксан – пер. Курмычи 1Б, 3800м – пер. Гумачи 2А, 3582м – пер. Азот (2А*,3826м) – пер. Серова (2А*, 3843м) – пер. Столбовой (2А*, 3714м) – пос. Безенги
Итого: Пройдено: 123*1,2=147,6 км Перепад высот в активной части маршрута: положительный 8835м отрицательный 8953м общий 17788м
Перевалов: 2А* – 3. 2А – 1 1Б* – 1
Большинство препятствий носят снежно-ледовый характер
График движения
Транспортная характеристика района, варианты аварийных выходов из района, организация забросок и пограничных пропусков
В
транспортном отношении район проведения похода хорошо освоен. Верховья Баксана
(в том числе пос. Эльбрус) регулярным транспортным сообщением связаны с
Тырныаузом, Нальчиком, Минеральными Водами. Турбаза Башиль в ущелье Башильаузсу
связана грунтовой дорогой с пос. Верхний Чегем (Булунгу), который, в свою
очередь, связан с Нальчиком. Поэтому варианты аварийного выхода из
района очевидны: из ущелий Курмычи– в Баксанское шоссе, из долин Адылсу и
Адырсу – соответственно альплагеря Шхельда и Уллутау и далее Баксанское шоссе,
из долин Башильаузсу– турбаза Башиль. Ущелье Безенги – достаточно посещаемо с
хорошими тропами.
Подготовка
При подготовке группой было проведено ряд мероприятий: - прослушан курс лекций базового уровня Т\К «Романтик» - техтренировки: страховка, спуск с ограниченным снаряжением… - ряд технических выездов по темам: биваки, спасработы, проверка снаряжения - т.к группа собиралась еще весной – обязательным условием был зимний поход - скальный выезд в Крым, прохождение маршрутов 2А, 2А, 2Б. - участие в чемпионате области по горному туризму.
Дневник похода, описания перевалов 4
июля 2009 Облачно – пасмурно
На Рейсовом автобусе до поворота в ущелье Адыр-Су. Удобное место что б спаковаться и сделать заброску в а\л Уллу-Тау. Далее по Баксанскому шоссе мимо новой погранчасти несколько километров до памятника первопроходцам Эльбруса. Оттуда видно начало тропы в долину Курмычи по правому берегу р. Курмы. На пологой части тропа теряется, много ручьев. Тропа большими серпантинами уходит наверх в лес до большой полки с большими валунами. Далее тропа траверсом гораздо выше реки выходит в висячую долину ее перекрывает остаточная пологая морена, на ней кош. Лес остается позади. Есть места перехода реки, можно продолжать двигаться по правому берегу. Тропа теряется. Много пологих мест, но надо расчищать. Много ручьев есть уже готовые места под ночевки. Ставим лагерь.
День 2 5
июля 2009 Солнечно
Цирк замыкает характерное снежное седло ледника. Правее характерный треугольный пик отделенный от склонов массива пика Авиации. Под ним небольшое озеро, справа по ходу которого морена по которой подходим справа от пика. (ФОТО № 2) Там открывается явный кулуар – выход на ледник (ФОТО № 4,2 ). Кулуар большей частью заснежен, но возможны мелкие камнепады. Выход со скальной перемычки на ледник проходит над обрывами! Чтобы выйти на безопасную середину ледника, нужно пройти по мосту между трещинами (в безснежный год может быть очень проблематично). (ФОТО № 3) Связки. В обратную сторону проход не виден. Далее длинный взлет (300-400м) с постоянно нарастающим углом. (ФОТО №3,8) Снег очень глубокий, угол в максимуме до 60гр(10 м) потом постепенно выполаживается. Берем левее, обходя огромные разломы верхней части. (ФОТО №6) У нескольких участников симптомы «горной болезни». Выйдя на середину плато разворачиваемся вправо и движемся под склоны пика Авиации там на камнях в Кармане строим бивак, вода из ручья вдоль ледника только в светлое время. При передвижении по плато в нижней части связки. Далее ледник выравнивается, трещин нет.
День 3 6
июля 2009 Пасмурно – сильный дождь – пасмурно
По центру плато безопасный подход под осыпной взлет. По левым по ходу склонам максимально по снегу траверсом с набором высоты выходим на тропу, но уже на середине взлета (ниже тропа не просматривается). По тропе на перевал. На перевале много мест, воды нет, есть снежник. Сильно дует, дождь усиливается. Видимость 200м. (ФОТО №5) С перевала движемся вниз, забирая правее вдоль пологого гребня. В верхней части камнеопасно. Внизу висячая долинка, сильно заваленная камнями. По гребню спускаемся до уровня долины. Пересекаем ее полностью до левых склонов. Гроза. Хороших мест мало, воды и снега нет. Сама долина довольно резко обрывается. На левых склонах есть тропа. Она иногда теряется, но мы спускаемся по ней до р. Адыл - Су. Спустились немного выше переправы. (ориентир - табличка) В нижней части очень крутые опасные травянистые склоны. Стемнело. Ставим лагерь на берегу реки на песке.
В итоге: перевал Курмычи 3801м – на пределе 1Б, можно даже назвать слабой 2А. В любом случае не рекомендуется группам походов 2й к/т без опыта 1б. Со стороны Адыл - Су он травянисто осыпной, в верхней части камнеопасен. С другой стороны Сн-Лд с небольшим ледопадом. С обеих сторон набор очень резкий, проход очень не явный, требует тщательного изучения и использование обходов (пересечение долины и обход треугольного пика, см выше). В обратную сторону прохождение не рекомендуется. В августе прохождение не рекомендуется.
День 4 7
июля 2009 Солнечно
Поздно легли – поздно встали. Сушимся, медосмотр. Задерживаемся на проверку погранотрядом. Спустившись к переправе, выходим на тропу, через час доходим до «зеленой гостиницы». На перевал идти поздно (вчера дождь и солнце уже жаркое). Тактическая отсидка. Просушка, переупаковка. Выход на озеро.
День 5 8
июля 2009 Солнечно
Из лагеря по тропе на морену. До конца морены – там есть удобные места под бивак на 10-ок палаток, но сейчас большинство из них под снегом. По тропе вниз - влево с морены на ледник. Не подходя сильно к рушащимся бараньим лбам, выходим на тело ледника. Ледник открытый, уклон небольшой. В верхней части забираем влево по протоптанной в снегу траншее выходим на верхнюю ступень. Чтобы попасть под перевальный взлет нужно обойти справа по ходу порванную мульду. Взлет снежный и крутой. В верхней части сужается в кулуар. (ФОТО № 7 ) Снега там почти нет. В левой части кулуара замерзший водопад. На осыпи крепим перила – опасный переход с фирна на осыпь + камнеопасно, а лететь далеко. На перевале места под палатку. (ФОТО № 10 ) Вместо вершины решаем наверстать день и дойти до а/л. Следов нет, в этом году со стороны Адыр – Су (и вообще перевал насквозь) еще никто не ходил. Спускаемся 100м и уходим направо траверсом под склонами в. Гумачи. (ФОТО № 12 ) Спуск на центральную ступень очень крут и поперечно разрезан трещинами, находим стремный проход. Он выдерживает. Забирая сначала влево потом вправо (очень сезонно) спускаемся на ступень ниже. Вся ступень резко обрывается на открытую пологую часть ледника на уровне верхних «Гумачийских» ночевок. Спуск без перил невозможен. Движемся вдоль обрыва к левой части ледника Гумачи, там часть склона (шириной 70м) безопасный – снизу выполаживание без трещин, сверху – закрыт от обвалов. (ФОТО № 9,11). В 3 такта выходим на этот склон, дальше глиссером до пологой части, от туда до верхних «гумачийских» ночевок. Снимаем снарягу. Идем вниз вдоль левых склонов и выходим на левую морену. Там тропа. Далее вниз и влево на травянистую террасу, (ФОТО № 16) там тропа широкая и удобная резко вниз через рододендроны. С террасы хороший вид на ущелье и а/л Уллу - тау. (ФОТО № 14). Тропа выводит в разлив р. Адыр - Су и далее к мосту перед а/л. Там бивак. Итог: классическая снежная 2А. Весь ходится ногами, хотя в этот раз были на грани от того, что б дюльферяться, в сезон там конечно протоптано достаточно, но в режиме «первых» достаточно интересное препятствие. Целый день в связках. Рекомендую как учебный перевал, а так же связку вместе с вершиной. В обратную сторону тоже интересен + дюльфер с седловины.
День 6 9
июля 2009 Пасмурно
Запланированная дневка. Перепаковка заброски, разведка тропы под пер. Азот. У одного из участников День Рождения – праздничный ужин.
День 7 10
июля 2009 Пасмурно
Из а/л Уллу - Тау за спортплощадкой тропа уходит наверх. Мимо старого стенда «чуркодрома» и выше над лагерем до места (не явного) где тропа теряется в кулуаре с ручьем. В кулуар не идем, поворачиваем влево вдоль стены и резко вверх на небольшую скальную полку (видны следы и остатки проволки – дорога к скалодрому «над лагерем»). По ней на скальный гребешок (проволка для страховки). Путь не явный, но единственный. (ФОТО № 13) От скалодрома вверх на остатки морены (как холм перегородивший путь, по обе стороны ручьи) выходим вверх в цирк засыпанный крупными камнями. Справа видны склоны пика Треугольник. Впереди 300м подъема осыпи перегородившей путь*(ФОТО № 15). Крутизна до 40°. За ней верхний цирк: вдали справа л Азот с характерным хитсаном (ФОТО № 18 ) посередине, от него морена, под правым (орографически) рукавом образовано большое озеро, которое образовалось благодаря осыпи перегородившей путь воде*. В левом рукаве много ручьев (есть чистые). Ставим бивак на морене. Втроем идем на разведку/обработку перевального взлета. (ФОТО № 18, 22)
Подъем пер. Азот 2А* 3826м облачно
На ледник заходим по левому(по ходу по правому) языку. (ФОТО №18 ) Ледовый не крутой лоб с выходом над хитсаном. Далее весь ледник Азот пологий без трещин с небольшим набором. Информации по нему почти нет. Перевал почти не ходится. Сам перевальный взлет – это стена 150-170м от пика МК (Московский комсомолец) до п. Озерный (ранее Азот). (ФОТО № 22). Перевал потенциально ОПАСЕН! Даже в наш снежный ранний сезон очень сыпет. Постоянные лавинки и камнепады. Кроме того вся стена на верху в карнизах. Долго рассматриваем возможные пути подъема. Интервал обвалов (на всю стену) – 1раз в 2 мин. Еще 4-5 световых часов, решаем обработать подъем. Из трех рассматриваемых вариантов выбираем самый правый по ходу (как оказалось потом единственный безопасный). Под самой правой частью стены кулуар сверху - донизу, по нему сыпет не часто (раз в 10-15мин), зато в низу засыпанный берг. Слева от конуса выноса подходим в берг слева от засыпанного места. (ФОТО № 22 ) Тут безопасно, все уходит в кулуар + сам берг защищает. По краю засыпанного участка не заходя в кулуар можно выйти на снежный крутой склон и подойти под нижний пояс скал. Скалы оказываются сильно разрушенные, страховка и лазанье почти не возможно. Один страхует, один наблюдает, третий пробегает по ледовому кулуару 4-5 м, обходя пояс скал, и уходит влево. Перед выходом на гребешок контрфорса кусок скалы, где на 2х крючьях организовывается станция. Участок ровно 50 м. Все выше - объективно безопасный гребешок. (ФОТО № 20 ,24 ) Далее еще одна веревка 50м по контрфорсу. Глубокий снег, под ним лед вперемешку с осыпью. В верхней части выполаживается. Станция на бурах под снегом. Далее гребень упирается в карниз 5-7м. (ФОТО № 19,21). Его прорубываем в направлении вверх - влево. Под карнизом снежный якорь. Выход на седловину, она широкая осыпная. (ФОТО № 21) Станция за скальный уступ. Участок 60 м. Спускаемся обратно, без захода в кулуар. На леднике Азот считаем – сыпет раз в минуту. Спускаемся к палатке. Еще час светового времени.
День 8 11
июля 2009 Солнечно
Выходим затемно и по пути вчерашнего подъема выходим на перевал с рассветом. За время подъема на всей стене сыпало 2 раза(1 раз в нашем секторе). Спуск сн-ос до ночевок «Адыр-Су» прямо вниз(ФОТО № 17,26 ) все просматривается, все логично. Со средней ступени на нижнюю часть по конгломерату. (ФОТО № 26) Ставим бивак, разведка под перевальный взлет пер. Серова. ИТОГ: пер. Азот 2А* 3826м - максимально сложный в данной категории перевал. Потенциально опасен. В Обратную сторону крайне не рекомендуется, а так же в конце сезона и неподготовленными группами. Перевал требует от участников дополнительной сноровки и наличия разностороннего опыта. Рекомендуется предварительная обработка (как было сделано), чтобы уменьшить время нахождения всей группы с рюкзаками в опасной зоне. Перевальный взлет 150-170м требует умения работать на всех видах рельефа при достаточно серьезных уклонах. Это прохождение отличается от всех предложенных в описаниях (либо старые и не соответствуют уже либо с заходом через склоны МК). И является наиболее безопасным(опасный участок 5м) для прохождения. Рекомендуется в комбинации с перевалами Голубева 2А, Серова 2А, Грановского 2А, а так же в походах боле высокой категории. В этом походе это был самый сложный перевал.
День 9 12
июля 2009 Солнечно
Выходим рано. Спускаемся на морену, а с нее на тело ледника Адыр - Су. Поднявшись по простому пологому леднику до уровня Адыр - Су Юж, открылся вид на оба кулуара поднимающиеся к перевалу. (ФОТО № 25,28 ) По описаниям они очень сыпучие и опасные и в последние года его ходят очень редко и через Западный кулуар. Вчерашняя разведка и сегодня обстановка говорит, что они оба достаточно засыпаны снегом, но выход с Западного более усыпан камнями. Решаем идти по Восточному, он гораздо чище и больше мест-укрытий. По середине кулуара в снегу траншея от падающих камней. (ФОТО № 27 ) Берг весь засыпан. Снег хорошо утрамбован и замерзший, передвижение в связках и кошках. Крутизна склона 45-55°. За переход(1 час 40 мин) успеваем выйти на перевал до того как Солнце осветит кулуар. За время подъема не упало ни одного камня. Само седло узкое разрушенное, но с той стороны мульда и верхнее плато ледника. (ФОТО № 30,32 ) Тура нет, за запиской надо идти к выходу с Восточного кулуара, там тур и записка (в прошлом году перевал прошла всего одна группа!). Спускаемся по не крутому леднику на среднюю полку, а затем на поворот ледника, сюда же спускается путь от пер. Голубева. Снег не глубокий, все трешины хорошо просматриваются. Через 300-500м ледник обрывается очень серьезным ледопадом. Уходим влево, немного спустившись поднимаемся на левобережную морену и спускаемся уже по ней. Возможен спуск и вдоль края ледника, но он простреливается камнями, а в нижней части обвалы ледника. В конце морены хорошие стоянки с красивыми видами и разливом ручья. Обед, разведка дальнейшего пути. Весь склон обрывается бараньими лбами. Находим проход по левому берегу реки, которая собирает воды всех верхних ледников. Спуск по конгломерату вдоль реки до выхода на ледник Башиль. По нему переходим на правый берег(как оказалось позже зря, на левом берегу тоже есть тропа и она даже лучше)пройдя около 1 км ставим лагерь.
ИТОГ: пер. Серова (Ярославцев) 2А*3843 м - малохоженный из-за своей опасности перевал. Технически не представляет сложности с обеих сторон. Со стороны Адыр-Су имеет 2 варианта прохождения. На мой взгляд совершенно равноправных, хотя во всех найденных описаниях все ходили через западный кулуар, мы прошли через восточный. В начале сезона довольно безопасны оба варианта. Но стоит проходить только рано утром. В Обратную сторону менее интересен и более опасен. В конце сезона ходить не рекомендую, как запасной всегда можно использовать пер. Грановского. Очень интересен в комбинации с пер. Голубева и Азот. Требует достаточной физической подготовки.
День 10 13
июля 2009 Солнечно
По тропе движемся вдоль потока по правому берегу несколько переходов. Начинается лесная зона. Потом тропа теряется и скоро мы понимаем, что проскочили мост. Хотели вернуться, но на том берегу появляются пограничники и приходится переправляться к ним. Навесная переправа не составляет труда. Через 1 час все на левом берегу и с разрешения офицера продолжаем спуск. Вскоре тропа переходит в дорогу. Встречаются полуразрушенные дома тур- базы. Через переход дорога уходит через речку, мы поднимаемся 100м и переходим по навесному мосту. На этой стороне действующая т/б Башиль. Далее хорошая грунтовая дорога по правому берегу до слияния с ущельем Чегем (р. Гараауз-су). Спускаться по дороге можно достаточно быстро. В районе слияния мост на левый берег. По этой дороге, через еще один мост до пос. Булунгу. За километр до поселка погранчасть. Покупаем в поселке хлеб, связи нет. Есть 2 пути подъема к пер. Столбовой 2й: по правому берегу р. Кору – хорошая дорога, но нужна переправа, в конце дня достаточно проблематична т.к. мост разрушен, местные переправляются на лошадях. И по левому берегу. В верхней части тропа часто теряется, несколько буреломов, но без переправы. т.к. времени мало и вечерней переправе никто не рад движемся по левому берегу. Выше места переправы лесная зона заканчивается, по правому берегу продолжается тропинка, на левом – морена на ней кош с довольно дружелюбными хозяевами и «недружелюбными алабаями»(порода собаки). Пообщавшись, успеваем пройти еще переход до темноты. Спускаемся к реке и ставим лагерь.
День 11 14
июля 2009 Солнечно – пасмурно – дождь
По тропе вдоль реки поднимаемся к прижиму реки на левом берегу, не доходя до него 150м по камням переходим на правый берег (орографически), там по тропе выходим в верхний цирк ущелья. В нижней части ледник Кору образует характерный треугольник и весь засыпан камнями. Берем влево (по ходу) и по склонам поднимаемся в небольшой цирк образованный отрогом массива г. Сарыкол и перевала Столбовой 2й. погода портится. Дальше начинается морена и по описаниям хороших стоянок не будет. Полдень, видимость 50 м, начинается дождь, ставим бивак.
День 12 15
июля 2009 дождь
Целый день сильный дождь, гроза. Видимость минимальная(до 10 м). Отсидка по погоде.
День 13 16
июля 2009 Пасмурно
Целый день сильный дождь, пасмурно. К вечеру очень густой туман. Видимость 15-50 м. Отсидка по погоде. Шаманим, колдуем…построен сад камней.
День 14 17
июля 2009 Переменная облачность
Утром сильный туман (видимость 15-20м). В 9 часов ненадолго открывается перевал. Решаем идти. Выходим на морену, по ней до конца, там на ледничек. Сам перевал не представляется возможным пройти безопасно (ОЧЕНЬ ОПАСНО!), (ФОТО № 34,35) фактически склон рушится на глазах. Поднимаемся по 300-т метровому снежно-ледовому склону вершины 50 лет КБАССР. (ФОТО № 29,31) В нижней части достаточно круто – до 50°(пузо 10-15 метров). Вешаем перила, станции на бурах. Выше – крутой снег, еще выше - можно двигаться в связках. До вершины гребень достаточно широкий и снежный. На вершине мемориальная табличка и записки. Далее разрушенный узкий гребень, обрывающийся в обе стороны. До перевала идти не логично, начинаем спуск влево по широкой осыпи, 2 человека идут на перевал, меняют записки. (ФОТО № 38 ) Сам перевал в нынешнем состоянии не логичен и не имеет смысла, лучше сразу заявлять прохождение через вершинку. Спускаемся в верхний цирк, он полностью засыпанный крупными и средними камнями, (ФОТО № 36 ) есть несколько площадок(скорее аварийных), воды нет. Цирк резко обрывается, в левой части находим плохую тропинку и спускаемся на нижнюю ступень. Она более благоприятна. Есть хорошие стоянки и ручей. Эта полка тоже обрывается. Но посередине обрыва явный гребень. На его верху тоже есть пару мест и ручей. На левой стороне гребня множество гребешков, кулуаров, выходов скал. На правой - крутые травянистые склоны, внизу ручей, обрывающийся водопадом. По современным описаниям все уходят в лучшем случае по гребню, в худшем по левой стороне теряются в кулуарах(по одному из описаний даже дюльферялись по отрицательным стенам!). Тропа тоже уходит влево, но это обман, тропа турья. В очень старом описании проходили аж через правый ручей. Немного спускаемся по гребню. Уходим на правые склоны и движемся под скальными выходами гребня, спускаемся 2 перехода. Не доходя около 300-400м до водопада, пересекаем гребень и на той стороне по травяному кулуару спускаемся до характерной длинной осыпи. (ФОТО № 40 )Это уже нижний ровный склон. Вдоль осыпи спускаемся до дороги. Всего от вершины 5 с половиной переходов. К темноте по дороге доходим до а/л Безенги.
Итог: пер. Столбовой 2й. 3714м. Достаточно популярный, но в современном виде явно чересчур опасен и не актуален. Сквозное прохождение неприемлемо в любой сезон в любом направлении! Единственное безопасное прохождение – по пройденному нами пути. Перевал требует тщательного изучения материалов, т.к со стороны Безенги путь не логичен. С одной стороны не техничен – трава и осыпи. С другой снежно ледовый взлет, все остальное простое передвижение. Достаточно длинный подход. Не рекомендуется ходить при плохой видимости(даже когда видно, не всегда ясно сразу куда идти). В целом интересное разноплановое препятствие, с нестандартной тактикой прохождения и большим и резким перепадом высот(более 1,5 км). Это препятствие несет сложность скорее для руководителя, чем для участников. Интересен в сочетании с любым из перевалов Тютюргу.
День 15 18
июля 2009 Пасмурно
Погода плохая, днем забрали заброску, перепаковались, отзвонились домой.
День 16 19
июля 2009 Пасмурно
Погода не очень. Видимость ограничена. Решили подняться выше. Дорога простая: по тропе за морену, там по правому берегу, затем по правому краю ледника Безенги вдоль конгломератного обрыва. За Местийской хижиной тропа теряется и есть выход на середину ледника. (ФОТО № 37) По нему до его излома. Всего 4 прехода. На правом берегу ледопада(по ходу слева) четко видна морена. Из моренного кармана течет ручей. Выход на нее с правого берега ручья, пересекая его и серпантином по тропе на морену. Далее по морене, обходя скальный выступ слева по набитой тропе еще один переход. На Австрийских ночевках бивак.
День 17 20
июля 2009 Дождь, сильный ветер, ограниченная видимость Погода не улучшается, отсидка. Рассматриваем вариант пройти только восхождение на Башхаауз и уйти вниз, переехать на сборы.
День 18 21
июля 2009 Дождь, сильный ветер, ограниченная видимость
Погода не пустила, решаем закончить маршрут и уехать на сборы. Как показало пребывание на сборах, плохая погода держалась на Кавказе еще 4 дня. Спускались по пути подъема, а за а/л по хорошей грунтовой дороге. (ФОТО № 39 ) До поселка Безенги есть погранчасть. Спускаться можно достаточно быстро.
Общие данные
Список личного снаряжения o Обязательное: - Ботинки - Кошки - Рюкзак - Система - 4-5 карабинов - Блокировка, два пруссика - Восьмерка с рогами - Каска - Ледоруб - Ледобуры 2 шт. - Коврик - Спальник - Носки 2 пары - Шерстяные носки 2 пары - Белье - Теплые штаны, кофта (полар и т.п.) - Вторая поларка или что-то такое - Штормовые штаны, куртка (лучше мембранная) - Непромокаемое от дождя (пончо и т.д.) - Пуховка - Шапка зимняя - Перчатки зимние - Солнечные очки - Кепка-панамка - Перчатки/варежки для веревки - КЛМ(Н) - Туалетные принадлежности - Фонарик (налобный) - Документы, деньги - Личная мини-аптечка - Личный мини-ремнабор - Самостраховка рюкзака с карабином - Фонарики на ноги o Строго рекомендуемое: - Сидушка - Жумар - Шлепки - Накидка на рюкзак от дождя - Бутылка пластиковая - Палки лыжные - Часы o По желанию, не помешает: - Кроссовки - Защита лица, шеи, ушей от солнца - Шорты - Фотоаппаратура - Видеоапаратура - Сотовый телефон - Целлофановые пакеты - Жвачки типа Orbit
Список общественного снаряжения
o Палатка 6 мест o Продукты o бензин 16л o Аптечка o Ремнабор o Горелки 2 шт мультитопливных, 1 газовая(аварийная+1 балон). o Каны 5л + скароварка o Лавинный лист o Стеклоткань o Половник, o Набор для мытья канов o Зажигалки, охотничьи спички o Веревки 3х50м o Петли 3х4м o Крючья 6 шт o 1 молоток o 5 карабинов o бур для «самовывертывания» o Расходная веревка 10-15 м o Карты, описания, маршрутка, пропуска o Солнечные очки запасные o Кремы от солнца (фактор 30 и 50) o Будильник (сот. телефон), зап. батарейка o Компас
Общий
вес общественного снаряжения (не включая еду и бензин) составил 34 кг
(6 кг М, 3 кг Ж). Продуктовая раскладка – 800 г в
день. Бензин, стартовый, с учетом забросок – 4 л. Общая общественная
нагрузка в начале самого длинного этапа составила около 15 кг М, 6,5 кг Ж. При
весе личных вещей до 15 кг стартовый вес рюкзаков составил 30 кг М, 20 кг Ж. Выводы завхоза по прохождении похода:
Взятой раскладки на поход хватило вполне. В альплагерях производились докупки с целью разнообразить рацион. Как показала практика, если на обед были и сало и колбаса, то одно из них не доедалось (мое мнение – необходимо либо чередовать колбасу с салом, либо брать их гораздо меньше). Растворимый чай лучше заменить витаминизированными растворимыми таблетками. Они меньше и легче, их хватает на дольше и в них есть витамины.
ФОТОАЛЬБОМ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||