Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 4 к.с. по Памиру летом 2010 г. 1/2
ОТЧЕТО ПОХОДЕ IV КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИПО Северо-Западному ПамируМаршрутная книжка № 18/10.Руководитель Егорова Е. Ю.E-mail: eeu_67@mail.ru
I.Справочные сведения
1. Проводящая организация – Петроградский клуб туристов, г. Санкт-Петербург, Каменноостровский пр. 42 (ДК им. Ленсовета, комната 410, 4 этаж).
2 Место проведения – респ. Таджикистан (Северо-Западный Памир)
3. Общие справочные сведения о маршруте
4. Подробная нитка маршрута:
Заявленный: кишл. Мук - дол. р. Шагазы - пер. Мук (ЦТ, Добровольцев) (1Б, 4618) - ледн. Музгазы - пер. Желтое седло (Верхний Мук) (2А, 4530) - ледн. Шагазы - пер. Шагазы (2Б, 4656) - ледн. Вера - пер. Комсомолец Кубани (Сеченова)(2Б*, 5000) - ледн. Надежда - пер. Надежда (2Б, 4464) - ледн. Девлахан - пер. Сугран (Пеший Южный) (1Б*, 4343) - ледн. Сугран - пер. 50 лет КПУ (2Б, 5000) - ледн. Шини-Бини - дол. р. Сугран - пер. Белькандоу (н/к, 3402) - дол. р. Муксу - кишл. Девшар
Пройденный: кишл. Мук - дол. р. Шагазы - пер. Мук (ЦТ) (1Б, 4618), радиально - ледн. Шагазы - пер. Шагазы (2Б, 4656) - ледн. Вера - пер. Комсомолец Кубани(Сеченова) (2Б, 5000) - ледн. Надежда - пер. Надежда (2Б, 4464) - ледн. Девлахан - пер. Сугран (Пеший Южный) (2А, 4339) - ледн. Сугран - дол. р. Сугран - пер. Белькандоу (н/к, 3402) - дол. р. Муксу - кишл. Девшар
5. Определяющие препятствия маршрута
6. Сведения об участниках. В составе группы 9 человек:
1. Егорова Екатерина Юрьевна – руководитель, 1967 год рожд. Опыт – 5у, Тянь-Шань (Терскей), С.-В. Памир 5р, Центр. Кавказ 2. Орехов Сергей Владимирович – ремонтник, 1971 год рожд. Опыт – 6у, Центр. Кавказ, 1р, Центр. Кавказ 3. Филиппов Роман Сергеевич – ответственный за снаряжение, фотограф, 1985 год рожд. Опыт – 3у, Фаны. 4. Онуфриенко Глеб Сергеевич – GPS-навигатор, радист, 1975 год рожд. Опыт – 3у, Алтай, 2р, Центр. Кавказ. 5. Хохлов Николай Сергеевич – медик, 1981 год рожд. Опыт – 2у. Зап. Кавказ, 2р, Центр. Кавказ, 2Б, Альп. 6. Ильин Виктор Владимирович 1976 год рожд. – казначей. Опыт – 3у, Фаны. 7. Арефина Антонина Игоревна – завхоз, 1987 год рожд. Опыт – 3у, Алтай. 8. Еськов Андрей Владимирович 1984 год рожд. Опыт – 3у, Зап. Кавказ. 9. Степанова Елена Игоревна – весовщик, 1983 год рожд. Опыт – 3у, Фаны,3А альп.
7. Отчет хранится в библиотеке ПКТ.
8. Поход рассмотрен МКК Петроградского клуба туристов г. Санкт-Петербурга. Шифр МКК: 178-16-13400000
II. Содержание отчета.
Фотографии в отчете выполнены Филипповым Р., Ильиным В. ,Степановой Е. и Онуфриенко Г. Везде далее по тексту: Указания правый и левый даны орографически, если это особо не оговорено Высоты указываются по показаниям имевшегося в группе прибора GPS, координаты даны в системе WGS-84 в градусах и долях градусов.
1. Основные цели и задачи.
На момент осени 2009 года в Петроградском клубе туристов и Клубе туристов Университета было довольно много участников прошедших походы I – III категорий в составе различных групп и отруководивших новичками. Основной целью похода было создание из них команды, способной в дальнейшем совершать походы высоких категорий, повышение опыта будущих руководителей и прохождение четверки в новом (как гласит русская народная мудрость, «новое – это хорошо забытое старое») горном районе. В процессе подготовки и проведения похода решались задачи закрепление полученных в походах I – III категорий навыков и дальнейшее освоение приемов технической работы на всех видах рельефа, отработки взаимодействия команды при преодолении сложных перевалов, получения участниками высотного опыта и навыков правильной акклиматизации, тактическая подготовка группы. Вынужденно (сроки отпусков…) поход был довольно коротким, и одной из задач явилась разработка маршрута полноценной и безопасной четверки в эти сроки.
2. Организация похода.
Начать нужно с того, что мы не собирались на Северо-Западный Памир, поход планировался в Кичик-Алае с заездом из города Ош (Киргизия). Когда в мае месяце в Оше начались кровавые разборки, нам пришлось срочно менять планы. Рассматривались варианты: Заилийский Алатау (отпал по причине отсутствия билетов С-Петербург–Алма-Ата) горный узел Такали на который в Питере так и не удалось (время на подготовку было ограничено) найти путную карту и наконец Северо-Западный Памир. Сложностей по организации похода в этом район виделось три: длинный подъезд (около 380 км, а времени у нас, как уже говорилось выше, было мало) довольно большие высоты при минимальном высотном опыте части группы и наконец, известное нам по Фанским походам мздоимство и медлительность Таджикских чиновников, и вымогательство и обманы Таджикских турфирм. Заход в район было решено осуществить по долине реки Шагазы и основную часть маршрута спланировать западнее долины Суграна. Что позволило, во-первых, не проходить в начале перевал Белькандоу (3400 м в первый день), сгладив высотную акклиматизацию, и во-вторых, запланировать набор перевалов не выше 5000 м. Пройденный в начале радиально перевал Мук позволил заглянуть в долину Музгазы (еще западнее) и также способствовал облегчению процесса акклиматизации. Начиная с перевала Шагазы, маршрут был чисто линейным и проходил через левые притоки ледн. Сугран – ледники Вера и Надежда, пересекал хребет Петра Первого, выходя на ледник Девлохан спускался к истоку реки Киргизоб и через перевал Пеший Южный (прекрасная обзорная точка!) возвращался на основное течение Суграна. По долине Суграна и через пер. Белькандоу мы замыкали кольцо, спускаясь обратно к Муксу. Теперь, эпопея заезда-выезда. С билетами на самолет все просто. На рейс Пулково (С-Петербург)-Душанбе FV885-886 билеты в два конца стоили 19500 руб., плюс нам пришлось оплатить перегруз около 1500 руб. с человека (все снаряжение и продукты мы везли с собой, на месте покупался только бензин). Дальше привожу целиком информационные письма фирмы asia-discovery, через которую мы организовывали регистрацию и заезд. (другие фирмы, с которыми мы пытались завязать переписку Азия-тревел и alp-navruz, пожалуй, еще хуже – некомпетентность или постоянное вранье, цены на услуги и время в дороге от письма к письму меняются раза в три). Подчеркнутое – наши комментарии.
Письмо 1 По поводу регистрации: регистрацию реально сделать дня за два, можно и за один, но нужно будет чуть доплатить, но это при условии, что вы приезжаете в рабочие дни в ОВИРе - пнд, втр, чтв, птн. Стоимость регистрации - 35$ с человека. С собой нужно иметь фотографию. И для ускорения процесса выслать где-то за неделю копии паспортов, чтобы все необходимые документы оформить заранее, так как это занимает много времени. Паспорта нужны те, на которые покупаете билеты. Адрес ОВИРа, который фирмачи не говорят – Турсунзаде, 5. Сколько стоит регистрация сама по себе выяснить не удалось – для того чтобы зарегистрироваться иностранец должен указать адрес принимающей стороны, и если нет друзей и знакомых среди местного населения без фирмы, увы, не обойтись. Насчёт встречи и размещения есть довольно дешёвый вариант, недалеко от аэропорта, 10 мин пешком. Стоимость гостиницы 5$ с человека в сутки + 20$ за услугу бронирования с группы. Услуга бронирования, как выяснилось потом, идет целиком фирме. В принципе, тогда и встречать не надо, сами сможете дойти, если не перегруженные. Позже, я объясню, где это. Машина до Депшара стоит от 350 до 400$ в зависимости от машины и от поставщика. Время в дороге - около 5 часов. Душанбе - Джиргиталь - Депшар - 370-380км. От Джиргиталя до Депшара дорога - плохая. Расстояние указано верно, а время с учетом последнего куска – от моста через Кызылсу до Депшара (Мука) около 7 часов без ремонтов и остановок на обед. Дорога до этого моста сейчас хорошая – китайцы, нанятые прокладывать дорогу от Душанбе до Алайской долины (и, наверное, далее) положили в 2010 году прекрасный асфальт.
Lorents Elena
126, Ismoila Somoni str, apt 33, Dushanbe, 734064, Tajikistan.
Письмо 2 Хочу предупредить Вас вот о чём: сегодня узнала, что оказывается, чтобы пройти через погранпост в Девшаре - нужен пропуск разрешение в КОГ (комитет охраны границы). Пропуск выдаёт тоже ОВИР, такой же как в ГБАО, только указывается Джиргитальский район. Дурдом, короче. Пропуск заранее можно сделать, там только копии паспортов нужны. Мы делаем за 25$ с человека. Ну в общем, думайте, решайте, как лучше. Эти 25$ фирма берет себе – пропуск бесплатный. Письмо 3 Вопрос с машиной почти решила - УРАЛ вахтовка Вам подойдёт? Он сможет взять сразу всех вместе с грузом. По цене пока решаем, напишу позже, и начёт схемы прохода, немного запутанная. Есть вариант, что Вас встретят, отведут до гостиницы, но надо будет оплатить человеку и также отдать ему документы для регистрации. Письмо 4 На пропуска документы сегодня сдала, в понедельник вместе с регистрацией уже получим. По машинам следующий расклад за УРАЛ - вахтовку запросили 1тыс $, это окончательная цена. УАЗ стоит 450$, Вам нужно два уаза для людей и груза. Для водителей это два дня дороги, день туда, день обратно, водителей по дороге нужно будет кормить, это тоже придётся делать Вам. Ну и по встречающему: я так и не поняла - нужен или нет? Поскольку ни адреса, ни схемы прохода к общежитию стадиона «Авиатор» (его фирма и именовала гостиницей) так и не прислали за встречающего тоже пришлось заплатить 20$. Адрес общежития - ул. Титова 5, комнаты на шестерых, удобства в конце коридора, но близко к аэропорту и не дорого. Телефоны по которым можно договориться о проживании: +9(919)79-1528, Анвар +9(901)11-5503, Виктор Сергеевич. По телефону объяснив, что 450$ за бензин на 800 км дороги и 2 дня работы машины и водителя это уж совсем несуразная цена, и сказав, что мы будем нанимать машины сами, если цена не будет скинута, удалось сторговаться за 400$ за одну машину (всего 800$). С учетом того, что обратная дорога стоила всего 450$, эта фирма как и остальные в Таджикистане работает с прибылью 100%.
При торговле было гордо заявлено, что при найме у них фирма отвечает за техническое состояние машин… При заезде потрачено на ремонты около 3 часов – тормозные колодки, замена реле генератора и три чистки карбюратора, последняя – нашим товарищем Глебом Онуфриенко. Такое вот техническое состояние и бензин… Прилетев 19 июля в 2 часа ночи, потратили около полутора часов на оформление иммиграционных карт (это не отменяет необходимость регистрации в ОВИР), пограничный контроль и получение багажа и за полчаса с грузом дошли до общежития. Документы о регистрации и погранпропуска получили в тот же день около пяти вечера. Выехав в 5 утра 20 июля, в кишлак Мук добрались только к 19 часам – ремонты, водители хотели не только обедать, но и завтракать, а в конце заблудились, так как дальше Джиргиталя никогда не ездили. Обратный путь тоже не обошелся без приключений. При выходе на маршрут, заходя через ущелье Шагазы, мы миновали стороной и пограничный пост, и егерский кордон. Они находятся выше по Муксу: пограничники – в Девшаре, а егерь (его зовут Юсуп, человек очень гостеприимный ) в кишлачке Кандоу. Егерь требовал бумагу об уплате экологического сбора 10 сомони, который мы не уплатили потому, что фирма, через которую заезжали, не знала о его существовании. А пограничники не могли понять, как мы очутились в районе и рассказ о заходе через долину Шагазы слушали с удивлением – «там же никто не ходит!». Долго звонили начальству в Джиргиталь и отпустили нас только через полтора часа. Машины (опять 2 УАЗа) наняли в Девшаре, до Джиргиталя, дальше водители не согласились и вляпались… в поздний паводок на Муксу. Через какой-то левобережный приток (ручеек в обычное время) машины переправляли 4,5 часа (в том числе и переставляя с одной на другую передний мост). Не доезжая полчаса до Джиргиталя у одной из машин задний мост отвалился наполовину… От Джиргиталя доехали на микроавтобусе. Итого дорога от Девшара до Душанбе заняла 15 часов.
3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
Из любой точки маршрута возможен аварийный выход только в долину реки Муксу. Из долины реки Шагазы вниз по долине. С ледников Вера и Надежда вниз на ледник Сугран, с ледн. Девлохан через пер. Пеший 1Б, также на ледник Сугран, и далее по долине реки Сугран к Муксу через некатегорийный пер. Белькандоу (3400). Максимальное время выхода – до 4 суток в ускоренном темпе движения.
Запасные варианты: Вместо кольца пер. Мук (ЦТ) (1Б, 4618) - ледн. Музгазы -пер. Желтое седло (Верхний Мук) (2А, 4530)– радиальный выход на перевал пер. Мук (ЦТ) (1Б, 4618) Вместо перевала Надежда (2Б, 4600) – перевал пер. Тамара (1Б*, 4570) Вместо перевала Пеший Южный (2А, 4339) – перевал Пеший Сев. (1Б, 4343) Обход перевала 50 лет КПУ (2Б, 5000) по леднику Сугран.
4. Изменения маршрута и их причины.
Вместо прохождения кольца пер. Мук (ЦТ) (1Б, 4730)- ледн. Музгазы -пер. Желтое седло (Верхний Мук) (2А, 4530)нами был совершен радиальный выход на пер. Мук (ЦТ) (1Б, 4730). Причина – туман, периодически набегавшй во все время подъема от ледника Шагазы и окончательно накрывший нас на седловине перевала Мук. К перевалу Желтое седло от ледника Музгазы ведут осыпные кулуары, которые искать в тумане среди аналогичных, упирающихся в тупики, было бы сложно. А с учетом того, что эти кулуары, по имевшимся у нас описаниям – камнеопасны, и вовсе нежелательно. От прохождения перевала 50 лет КПУ (2Б, 5000) мы отказались тоже из соображений безопасности. К моменту спуска на ледник Сугран погода опять начала портиться, кроме того спуск с пер. 50 лет КПУ к леднику Шини-Бини по описаниям в снежные годы (а 2010– снежный год) лавиноопасен. Отказ оказался полностью оправданным – по леднику Сугран и долине реки Сугран мы спускались под плотной облачностью, а перевал Белькандоу проходили под дождем. Дружественная нам Питерская группа под руководством Виталия Шкилева в это время сидела на пер. Рыжий (2Б), не имея возможности спуститься из-за отсутствия видимости.
5. График движения.
7. Краткая характеристика района путешествия.
Краткая общегеографическая характеристика района.
Для Северо-Западного Памира характерна система высоких хребтов юго-западного и почти широтного простирания, разделенных глубокими долинами-ущельями. Это хребты Петра Первого и Дарвазский, а также Ванчский, смыкающиеся на востоке с меридиональным хребтом Академии Наук, который вытянут от р. Муксу на севере до Язгулемского хребта, на юге. В месте примыкания к хребту Академии Наук хребта Петра Первого лежит высшая точка Памира – пик Коммунизма (7495 м), окаймленный с запада Памирским фирновым плато. Фирновое плато является остатком древней поверхности выравнивания, поднятой на высоту около 6000 метров. В пределах Северо-Западного Памира выделяются крупнейшие очаги оледенения. Одним из таких очагов является район, примыкающий к пику Революции (6974м).От него на север и северо-восток стекает ледник Федченко, который является самым крупным ледником Средней Азии (77,3 км) на стыке хребтов Петра Первого и Академии Наук расположена сложная система лучеобразно расходящихся крупных долинных ледников и огромный массив фирна. Наиболее распространенным типом ледников является долинный. Долинным ледникам сопутствует каровые, карово-висячие, висячие ледники. В горах северо-западного Памира средняя годовая температура воздуха изменяется в весьма, широких пределах на больших высотах она близка к нулю и даже отрицательная, в то время как в долинах она примерно равна +15°С. На высоте 2100 м средняя температура января -7,4°С Климат долин мягкий и теплый, с большим количеством осадков. Лето 2010 выделилось как аномально холодное и сырое, в связи с чем, повысилась, и в обычные годы существующая в данном районе, лавинная опасность. Реки Северо-Западного Памира относятся к бассейну р. Амударьи. Наиболее значительными реками этого бассейна является Бартанг, Язгулем, Ванч с притоками Кызылсу, Муксу и др. Питание этих рек ледниково-снеговое, отличающееся наиболее поздним прохождением паводков. Максимальный сток на этих реках бывает с июня по август, а минимальный в зимние месяцы. Большинство этих рек имеет узкие глубокие долины, часто переходящие в каньонообразные ущелья. На Северо-Западном Памире древесная растительность очень скудна и бедна видами. На каменистых склонах и древних моренах встречаются редкие заросли арчи. По берегам рек и ручьев растут облепиха, тополя, береза, ива, которые образуют здесь рощицы. В высокогорье развиты горные луга и лугостепи, но чаще – разреженная растительность среди скал и осыпей.
Орография района и характеристика туристских возможностей.
Орография хребтов Петра I и Академии Наук с их многочисленными отрогами довольно сложна. Достаточно вспомнить, что некоторые элементы орографии выяснены и уточнены только в наше время. Ряд северных и южных отрогов хр. Петра I, имеют значение как самостоятельные хребты значительной протяженности и несут на себе значительное оледенение. Хр. Петра I на западе имеет резкое поднятие от травянистого плато урочища Тупчек – водораздела рек Баральмос (бассейн р. Сурхоб) и Кара-Шура (бассейн р. Обихингоу). На плато довольно большое озеро Яшиль-Куль. Хребет на значительном протяжении имеет широтное направление и несёт красивые пятитысячники, среди которых выделяются: пики Северцова (5470м), 5805м, Агасиса (5900м), Тиндаля (5853м). На север с хребта стекают, разделенные мощными отрогами с пятитысячными вершинами, ледники: Баральмас, Майды, Музгазы, Шагазы. С юга залегает самый большой ледник этой части хребта – ледник Петра I, дающий начало реке Вайзирек. На этом участке через хребет ведут сложные (троечные) перевалы: Майды, Таджикистан, Тиндаля, 50 лет СССР. В северном отроге, который разделяет ледники Музгазы и Шагазы, есть два простых перевала: Мук и Желтое Седло, а в мощном северном отроге от вершины 50 лет СССР, разделяющим ледник Шагазы и ледники бассейна р. Сугран перевалы: Шагазы (2Б), Ташлык (2Б), ПКТ (2А). Юго-восточнее пика 50 лет СССР хр. Петра I меняет направление на меридиональное и значительно понижается. В этой части находятся наиболее простые перевалы: с ледн. Надежда на ледн. Девлохан – ККТ (2А*), Тамара (1Б*), Надежда (2Б) и Обманутых Надежд (2Б), а с ледн. Сугран на ледн. Девлохан – пер. Сугран (Пеший, 2А). Южнее пер. Пеший гребень хребта снова поднимается на значительную высоту и восточнее пика Липского (5620м) снова принимает широтное направление вплоть до стыка с хр. Академии Наук. Район в туристском отношении очень интересный, но сложный. Походы низких категорий здесь спланировать довольно тяжело, сохранив при этом логичность маршрута. Большинство перевалов высоки и сложны. Долины глубоко врезаны и образуют участки труднопроходимых каньонов. Пути по долинам преграждают многочисленные глубокие саи, промытые ручьями речками и селями. Троп довольно мало. Затруднительны переправы через многоводные реки. Зачастую переправы составляют непреодолимые препятствия, из-за которых ломается весь маршрут. Ледники образуют эффектные труднопроходимые ледопады. Одним словом – район труднодоступный и довольно дикий. Передвижение туристов и альпинистов происходит в основном по двум путям из дол. р. Муксу на ледн. Фортамбек и далее к подножьям пиков Корженевской и Коммунизма (на поляну у слияния ледников Москвина и Вальтера, «поляна МАЛа») или через перевалы: Иргай – Томаша – Курай-Шапак, или через ледн. Шини-Бини перевалом Шапак на ледн. Шапак и далее на ледн. Фортамбек. В других местах довольно безлюдно, хотя по запискам с перевалов видно, что народ ранее ходил везде. В западной части хр. Петра I перевалы относятся к редко посещаемым.
Очерк по истории изучения и освоения района.
Район Северо-Западного Памира долгое время на всех картах представлял «белое пятно». Интенсивное изучение этого труднодоступного горного района началось во второй половине 19 века. В 1865 году царским войском был взят Ташкент, а в 1867 году образовано Туркестанское генерал-губернаторство. Вскоре пало Бухарское ханство, власть которого распространялась на огромные территории, включающие и Северо-Западный Памир. Правитель Коканда признал себя вассалом России. Русские ученые получили доступ, правда ограниченный, к еще неизвестным науке районам. Генерал-губернатор Туркестана К.П. Кауфман обратился в Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии с предложением участвовать в изучении вновь присоединенных к России районов Средней Азии. В ответ на просьбу в октябре 1868 года в Туркестан выехал молодой ученый А. П. Федченко. Он, совершив ряд интересных путешествий, в 1871 году открывает с гребня Алайского хребта огромный заснеженный Заалайский хребет, в средней части которого возвышается высокая гора, названная Федченко пиком Кауфмана (ныне п. Ленина). Дальше Алайской долины местные власти не пустили русских. В 1876 году Алайскую долину посетила военная экспедиция генерала М.Д. Скобелева, в составе которой была небольшая группа военных топографов. Руководил работами подполковник Л.Ф. Костенко. Ему и топографу Жилину удалось подняться на гребень Заалайского хр. и с пер. Терс-Агар увидеть на юге высокие снежные вершины названные ими горами Гоу. Жилин произвел первую съемку верховьев р. Муксу и описал реки Саук-Сай и Бельдару вблизи Алтын-Мазара. В следующем году Терс-Агар посетил известный геолог И.В. Мушкетов, но плохая погода помешала ему продолжить исследования. В начале лета 1878 года на Памир выехала экспедиция известного исследователя Средней Азии Н.А. Северцова. Северцову удалось проникнуть вглубь Памира и достигнуть оз. Яшиль-Куль и истоков р. Гунт. В результате экспедиции был получен огромный научный материал и составлена карта Памира. Эта карта испещрена вопросительными знаками и «белыми пятнами», имела она и существенные ошибки. Капитальный труд Северцова «Орографический очерк Памирской горной системы» представляет собой первый в истории географии анализ строения и рельефа этой горной страны. В этом же году (1878) другой исследователь этнолог и географ В.Ф. Ошанин открыл на С.-З.Памире большой широтный хребет, названный им. хр. Петра Великого (ныне хр. Петра Первого). Кроме этого он назвал Каратегинский и Дарвазский хребты. Экспедиция Ошанина обследовала 3ападную часть хр. Петра I и нанесла на карту прилегающие к реке Муксу местности. Маршрутную съемку пути произвел штабс-капитан Г.Е. Родионов. На карте появились названия пиков: Северцова, Агасиса, Тиндаля – дань уважения выдающимся исследователям горных областей. Ошанин не смог продвинуться на восток вдоль хр. Петра I по долине Муксу и вышел в верховья реки через пер. Терс-Агар. Отсюда с Алтын-Мазара он обнаружил громадный ледник, названный им в честь Федченко, незадолго до этого трагически погибшего в Альпах. После Ошанина на С.-З. Памире в 1882г. работали ботаник А.Э. Регель и топограф П.Е. Косяков. Они первые побывали в долинах Ванча и Бартанга. В верховьях Ванча Косяков обнаружил большой меридиональный хребет. В 1885 г. начал свои путешествия по Памиру Г.Е. Грум-Гржимайло. Он побывал сначала в Каратегине и Дарвазе, а в 1887 году – в верховьях Бартанга и Кудары, где открыл несколько крупных ледников (ныне самый крупный – ледн. Грум-Гржимайло). Следующий этап истории освоения Памира – это экспедиции военных с целью рекогносцировок. Шла подготовка к установлению границы Российской империи на Памире. В это время Дарваз посетил военный путешественник Кузнецов. Он первый упоминает о пути из долины р. Муксу через пер. Ахба-и-Согрун (пер. Сугран) в долину реки Обихингоу, о котором он слышал от местных жителей. Удалось ему получить сведения о легендарном пер. Кашал-Аяк, которым «за 120 лет до этого правители Ванча ходили грабить киргизов...» Более подробное и глубокое исследование хр. Петра I и верховьев Обихингоу произвел ботаник В.И. Липский. В 1896-97 гг. он посетил боковые долины и первым поднялся вдоль нижней части ущелья р. Муксу. Описания, составленные Липским, очень подробно характеризуют орографию, оледенение, флору и фауну. Поднимаясь вверх по дол. Обихингоу, Липский открыл ряд ледников на южных склонах хр. Петра I. Хребет, так заинтересовал его, что он перевалил на северный склон. По мере продвижения на восток в узких долинах открывались ледники: Баральмос, Шагазы и, наконец, ледник Сугран – самый крупный. Открыв этот ледник, вверх по его долине ученый не поднялся. Летом 1904 года проф. Н.Л. Корженевский пытался пройти из Алтын-Мазара левым берегом р. Муксу, но ему это удалось только осенью, когда спала вода. Корженевский открыл в 25 верстах ниже Алтын-Мазара большой ледник и назвал его ледником Мушкетова, местное название этого ледника - Кара-Сель. Побывать в боковых долинах, или увидеть их верховья ему не удалось из-за плохой погоды. Только в 1910 году Корженевский с правого борта долины р. Муксу разглядел верховья ледн. Мушкетова и обнаружил там величественный пик, названный им именем своей жены – пик Евгении Корженевской. Двумя годами раньше отряд топографа Н.И. Косиненко впервые поднялся на ледн. Федченко. Они открыли приток ледн. Федченко – ледн. Бивачный, но пройти по нему не смогли из-за сильных ледовых разрывов. После этого отряд продвинулся еще выше по леднику Федченко. Косиненко с двумя спутниками поднялся на видневшуюся справа на западе седловину и попытался опуститься на запад по крутому снежно-ледовому склону, но плохая погода и отсутствие навыка хождения заставили его повернуть назад. Далее Косиненко прошел восточнее к Танымасским ледникам, но дальше хода не было. Отряду пришлось пробиваться к Пянжу по долинам Кудары и Бартанга, которые славились на весь Памир своими трудными тропами. Затем он свернул на север и перевалил через Язгулемский хр. Здесь путь по долине был еще трудней. Косиненко перевалил Ванчский и Дарвазский хребты, а затем и хребет Петра I и вышел к Сурхобу. Косиненко не только первый вторгся в неисследованную область, но и первый обошел её кругом. Поход Косиненко показал, что для исследовательской деятельности на ледниках нужна специальная альпинистская подготовка. Впервые на Памир альпинисты приехали в 1913 году – это были участники экспедиции Германо-Австрийского альпинистского общества во главе с В. Риккмер-Риккмерсом. В составе экспедиции были геолог Клебельсберг и метеоролог Г. Фиккер. Они начали с плато Тупчек и маршрутом Липского дошли до Суграна. Прошли ледник и перевалом Сугран вышли на ледник Девлахан. Кроме этого они открыли на востоке высокую вершину, названную ими пик Сидов (ныне п. Москва). Далее экспедиция спустилась по долине р. Киргизоб до кишлака Пашимгар. Более серьезная попытка проникнуть в верховья р. Обихингоу предпринята в 1916 году астроном Я.И.Беляев и геолог П.И. Беседин поднялись по долине р. Гармо, прошли на ледник Гармо и открыли его боковые притоки. В верховья ледников им пройти не удалось – страшные ледопады преграждали путь. Беляев пришел к выводу, что с ледника Гармо нет прохода к Алтын-Мазару и на пер. Кашал-Аяк. Интенсивное изучение Памира в советское время началось с комплексной Памирской экспедиции АН СССР 1928 года. К этому времени проф. Корженевский сделал вывод о существовании меридионального хребта и в 1927 году предложил назвать его хребтом Академии Наук в честь 200-летия Академии. Участники экспедиции определили истинную длину ледн. Федченко – около 77 км. После обработки материалов фототеодолитной съемки оказалось, что в центре Неисследованной области поднимается вершина высотой 7495 м, которую сначала приняли за пик Гармо (подробно об этой экспедиции в книге И.Г. Дорофеева "На заоблачных высотах". М., 1976). В 1930 году экспедиция Московского дома ученых под руководством Н.В. Крыленко и Д.И. Щербакова обследовала ледники Сугран, Девлохан и Гандо. Для уточнения орографии Крыленко с Вархашем поднимались на хребет ОПТЭ, разделяющий ледн. Гандо и ледн. Гармо. Спутники Крыленко обследовали также ледник Гармо и его притоки: ледники Вавилова и Шокальского. После этой экспедиции и возникла путаница с пиком Гармо. Она возникла в результате разности координат этого пика при наблюдении в разные годы с запада и востока. Окончательно ответ о загадке узла пика Гармо дала экспедиция 1932 года, которая значительно превосходила все предыдущие по масштабам работ и по численности. Экспедиция работала тремя отрядами: Группа под руководством геолога А.Б. Москвина исследовала северные склоны хр. Петра I группа Крыленко работала на ледн. Гармо, а отряд Н.Н. Горбунова на ледн. Бивачный. В результате работы Москвина были впервые обследованы ущелья ледников Фортамбек и Ходырша. Топограф В. Вальтер составил первую подробную карту ледн. Фортамбек и его притоков, определил координаты и нанес на карту пик 7495 м, данные по которому совпали с данными 1928 года. Вальтер впервые обнаружил и закартировал большое плато на гребне хребта Петра I. Верховья ледн. Мушкетова обследовали альпинист В.Д. Недокладов и геолог А.И. Солдатов. Группа Крыленко поднялась из верхнего цирка ледн. Вавилова на снежную перемычку и обнаружила на востоке ледн. Бивачный. Пик Гармо встал на свое место в верховьях ледника Вавилова. Загадки пика Гармо больше не существовало, пик 7495 м получил название пик Сталина (потом пик Коммунизма, ныне таджики называют его пиком Исмаила Сомони) Экспедиция 1933 года завершила расшифровку «белого пятна» Северо-Западного Памира. Отряд Горбунова штурмовал пик Сталина со стороны ледн. Гармо. В начале сентября 1933 года на высшую точку страны поднялся Е.М. Абалаков. Немного не дошел до вершины Горбунов – почти вдвое старше 25-летнего Абалакова! Географический отряд Крыленко работал в районе Фортамбека, пытаясь найти подступы к пику Сталина с севера, кроме этого они пытались выяснить связь между ледниками Фортамбек и Гармо на юге, и ледниками Аю-Джйлга и Малый Танымас на востоке. Прояснилась и сложная система северных отрогов хр. Петра I, разделяющих ледники: Фортамбек, Ходырша, Сугран, Шини-Бини и других. В этом же году на леднике Федченко открыта постоянно действующая обсерватория и ГМС. 1934 год знаменует собой начало организации отдельных альпинистских экспедиций. В сентябре 1936 г. в верховьях ледн. Фортамбек работала альпинистская разведгруппа по выяснению путей подъема на п. Сталина с севера и, поскольку поиски были неудачными, альпинистами Н. А. Гусаком и А.Б. Джапаридзе был разведан путь на пик Корженевской с севера. Они прошли по ручью с ледн. Фортамбек поднялись на седловину 5500 м и по С-3 гребню достигли высоты 6200 м. При спуске Джапаридзе сильно поморозил ноги, но путь на вершину был найден. В 1939 году экспедиция В. З. Немыцкого обследовала и впервые прошла весь ледник Шини-Бини. Альпинисты поднялись на пер. Шини-Бини, с которого впервые было сфотографировано во всей красе Плато. Кроме этого члены экспедиции совершили восхождение на ряд вершин в верховьях ледн. Шини-Бини. В 1940 году группа
Одесских альпинистов А.В. Блещунова впервые Война на несколько лет прервала исследования на Памире, но уже в 1947 году участники спортивной экспедиции Летавета впервые прошли весь ледник Сугран и поднялись на гребень, отделяющий его от ледн. Фортамбек. Впервые были совершены восхождения на пики 30 лет. Советского Государства, Летавета и Кинохроники. Географ Е.В. Тимашев впервые описал и составил схему плато, которое обязано ему своим названием: Памирское Фирновое плато. В 1948 году совершено первовосхождение на пик Гармо, а Тимашев прошел весь ледн. Гандо и уточнил карту 1931г. Кроме этого он выделил и обозначил на карте вершины, обрамляющие ПФП с юга: пики Куйбышева, Крошка, Е. Абалакова, Ленинград и Бородино. 1953 г. принес победу на пике Корженевской, по пути Гущина вершину покорила группа А.С. Угарова. В 1957 г. впервые нога человека ступила на ПФП. Команда альпинистов ДСО «Буревестник» под руководством К.К. Кузьмина с ледника Беляева поднялась по южному ребру пика Куйбышева и спустилась на север на ПФП. Альпинисты с плато поднялись на пик Ленинград и по новому пути с плато на пик Коммунизма. С середины 60-х годов началось интенсивное освоение района альпинистами. В 1966 году альпинисты ленинградского «Спартака» (руководитель П. Буданов), проходят с ледн. Аю-Джилга на ледн. Москвина, а затем траверсируют пики: Ворошилова – Четырех – Корженевской. Примерно в это же время в районе появляются первые туристские группы. Среди пионеров освоения этого района можно назвать: С Алимова, Б.Коновалова, Н.Никонову, О. Стрельникова, Шаровского. Были найдены сравнительно простые пути в долину Фортамбека через перевалы Шапак и Курай-Шапак. В начале 70-х годов усилиями туристов Москвы, Ленинграда, Ташкента, Душанбе были освоены западная часть хр. Петра I и его отроги. С середины 70-х годов начинается этап интенсивного освоения района туристами. Из наиболее интересных можно отметить прохождения перевалов: Шини-Бини, Ходырша, Корженевской, Мушкетова, Гандо, 30 лет Победы. Значительным событием стало пересечение ПФП туристскими группами из Ленинграда, Ростова-на-Дону, Минска, Москвы, Литвы. После развала Союза и войны в Таджикистане в 1992 году в туристских и альпинистских экспедициях на северо-западный Памир произошел почти двадцатилетний перерыв.
8. Техническое описание маршрута.
Подходы и заброска.
Заехав в кишлак Мук, и встав лагерем у ручья во фруктовом саду (с разрешения местных жителей) группа переночевала, и около восьми утра с полным грузом вышла наверх сначала по дороге (фото 0.1) затем по тропе в обход каньона реки Шагазы. Тропа левым бортом долины Шагазы серпантином поднимается на травянистое плато, пересекает его (фото 0.2) и через слабо выраженное понижение начинает круто спускаться к реке (фото 0.3). Дальше тропа вьется по лесу и кустарнику, иногда спускаясь почти до самой воды. Моста в среднем течении р. Шагазы (он упомянут в старых описаниях) теперь не существует. Продолжаем подъем вдоль левого берега. Выше по долине тропа теряется в траве. Склон травянистый, перемежается осыпями. Пересекли несколько саев (конгломератных оврагов), склоны саев очень круты и приходится каждый раз разыскивать место, где можно спуститься и подняться. На ночевку встали на травянистых площадках у ручейка. На следующий день была занесена заброска под начало подъема к перевалу Шагазы и лагерь перенесен вверх к месту начала подъема на перевал Мук. Снова пришлось пересечь несколько саев, через гребень морены и рантклюфт вышли на открытый ледник. Ледник пересекаем вправо вверх по ходу, преодолевая бугры, трещины, частично ледник под моренным чехлом. Поднимаемся по конгломератному склону и, спустившись в карман морены, идем по траве и осыпям еще метров 300 до более-менее ровного места, где выкладываем места под палатки (старые стоянки не сохранились за 20 лет) и оставляем заброску. Обратно по тому же пути.
перевал Мук (Центрального телевидения) 1Б, 4618 N 39.0694 E 71.5221
Расположен в северном отроге хребта Петра Первого, между безымянными вершинами 5030 м на севере и 5082 м на юге. Соединяет ледники Шагазы и Музгазы. Пройден радиально с востока.
Описание дано от левобережной террасы ледника Шагазы в устье ручья, стекающего из-под перевала Мук до седловины перевала. От стоянок на широкой зеленой террасе доходим до кулуара, в этом месте ручей перекрыт многолетним снежником, спускаемся в кулуар (фото 1.2). Далее по плотному снегу серпантином. Иногда крутизна снежника возрастает до 30°, но взлеты чередуются с пологими участками, камнеопасно, идем в касках. Участок, промытый ручьем, обошли по осыпи правого борта. Постепенно все закрывает плотная облачность, затягивает туман. Кулуар раздваивается, здесь останавливаемся на обед (фото 1.5 и 1.6). Справа по ходу, виден небольшой водопад, в нем берем воду. От раздвоения кулуара уходим налево (по ходу), становится круче. Выше кулуар мелкоосыпной, по конгломератному крутому склону вправо (по ходу) вылезаем в нижний цирк перевала. Возможен (согласно описаниям) выход прямо в верхний цирк через кулуар с водопадом, но при этом встречаются участки, преодолеваемые свободным лазанием (фото 1.1, 1.6). В нижнем осыпном цирке туман накрывает нас плотной пеленой, выровняв площадки, встаем на бивак, высота 4100 (фото 1.7). С утра облачно, видно, что к середине дня все затянет окончательно и ориентирование станет затруднительным, принимаем решение о замене кольца через перевалы Мук и Желтое Седло, 2А радиальным выходом на Мук. От места бивака поднимаемся вправо по мелким живым осыпям и снежникам (20…35°) до осыпного гребешка, разделяющего верхний снежный цирк на две части: северную, более приподнятую, с седловиной пер. Мук, и южную, из которой также можно перевалить на ледник Музгазы, через перевал Желтое Седло, к этому времени слегка развиднелось (фото 1.8). По дну цирка, придерживаясь правого склона, выходим на перевал (фото 1.9). Местами снег по колено, тропим (фото 1.10). На седловине висит небольшой снежный карниз, который обходится как слева, так и справа (фото 1.11). Перевальная седловина широкая, осыпная, с выходами скал. Тур, не обнаружен, сложили новый на скалах в центре седловины. В сторону ледника Шагазы ведет несколько узких и крутых (~35°) осыпных кулуаров, спуск, на наш взгляд возможен по любому из них. Все окончательно в тумане, начинает идти снег. Спускаемся с перевала по пути подъема, пересекаем ледник Шагазы (фото 1.16) и поднимаемся правым берегом ручья по правобережной террасе дол. Шагазы до оставленной заброски.
Продолжение >>>>>>>>> |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||