Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 4 к.с. по Ц.Кавказу в июле 2010 г. 1/3
ОТЧЕТ
о горном туристском походе третьей категории сложности по Центральному Кавказу, совершенном группой туристов ТК МГТУ им. Н.Э. Баумана в период с 9 июля по 23 июля 2010 года.
Маршрутная книжка № ___1/3-404__ Руководитель группы: Вереникин А. Адрес: Москва, Сабурово Телефон: +7-903-160-18-49 e-mail: bepehux@mail.ru
Маршрутно-квалификационная комиссия МГЦТК рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен руководителю и всем участникам четвёртой категорией сложности. Отчет использовать в библиотеке ТК МГТУ им.Н.Э. Баумана и библиотеке МГЦТК.
Москва, 2010 г. I. Справочные сведения о походе.1. Проводящая организация.
2. Место проведения
3. Общие справочные сведения о маршруте
4. Нитка маршрута заявленная
пос. Ахсау - р. Билягидон - пер. Столетия (1А, 3722м) - р. Хазныдон - пер. Зюзина (1Б, 3680м) - р. Псыгансу - лед. Псыгансу - пер. Мориса Тереза (2Б, 3894м) - лед. Суган Северный - пер. 50-летия ВЛКСМ (2Б, 4331м) - лед. Нахашбита - Солдат (1А, 3700) - пер. Гюльчи - р. Ахсу - р. Карасу - р. Дыхсу - лед. Дыхсу - лед. Башхаауз - [пер. Дыхниауш (2Б, 3836 м)+ г. Дыхни (2Б альп.) + пер. Камнепадный] (2Б) - лед. Безенги - а/л Безенги - [пер. Спортивной Дружбы (2Б, 4126м) + в. Атсыз (1Б альп.) + в. Шаурту Сев. (2А альп, 4150м)] (2Б) - л. Шаурту - т/б Чегем - т/б Башиль - лед. Башиль - пер. Какакайский (2Б) - в. Каракая (рад. 1Б альп.) - лед. Лекзыр - пер. Башильауз (2А) - лед. Башиль Зап. - пер. Грановского (2А) - р. Адырсу - а/л Уллу-Тау - [пер. Жандарм + г. Виатау] (2Б) - лед. Джанкуат - в. Джан-Туган (рад. 2А альп.) - р. Адылсу - а/л Джан-Туган. 5. Нитка маршрута пройденная.пос. Ахсау - р. Билягидон - пер. Столетия (1А, 3694 м) - р. Хазныдон - пер. Зюзина (1Б, 3735 м) - р. Псыгансу - лед. Псыгансу - пер. Мориса Тереза (2Б, 3980м) - лед. Суган Северный - пер. 50-летия ВЛКСМ (2Б, 4323 м) - лед. Нахашбита - пер. Солдат (1А, 3709 м) - р. Ахсу - р. Карасу - р. Дыхсу - лед. Дыхсу - лед. Башхаауз - пер. Дыхниауш (2Б, 3944 м) - лед. Безенги - а/л Безенги - [пер. Спортивной Дружбы (2Б, 4137 м) + п. МВТУ (4286 м) + пер. Шаурту Вост. (2А альп., 4084 м) ] (2Б) - л. Шаурту - т/б Чегем.. 6. Сокращения, терминология и допущения.
Везде, где не оговорено особо, километраж приведен без учета горного коэффициента 1,2. Везде, где не оговорено особо, понятие "правый" и "левый" даны орографически. Все высоты указаны согласно показаниям прибора Garmin GPSMAP 60CSx.
7. Определяющие препятствия.
8. Сведения об участниках.
9. Адрес хранения отчёта, наличие видео и киноматериалов.
Библиотека МГЦТК: г. Москва, ул. Александра Солженицына (бывш. ул. Большая Коммунистическая), д.17, стр.1, подъезд №2 В сети Интернет: http://tourism.bmstu.ru/ Видеоматериалы хранятся у Соколовой Н. на электронных носителях. II. Техническое описание и дневник похода1. Общая идея похода
Первоначальной идеей похода было за две недели пройти динамичный, технически- и экспедиционно-насыщенный маршрут в незнакомом районе. В связи с этим, районом похода был выбран горный узел Дугоба (часть Памиро-Алая) в Киргизии. С конца февраля начались командные технические тренировки, и к середине марта определился состав участников, включавший в себя шесть человек. Одновременно появилась идея опробовать на себе стиль "light&fast" - то есть быстрое прохождение маршрута за счет малого веса рюкзаков. На выходе вес рюкзака на мужчину не превышал 20 кг, на девушку 15 кг. На технических участках, когда большая часть снаряжения "едет" не в рюкзаках, их вес опускался до 7..9 кг. Добиться легкого веса рюкзаков планировалось за счет уменьшения веса личного снаряжения (отказ от излишков, поиск и приобретение легких многофункциональных вещей), веса общественного снаряжения (например, пошива легких двухместных спальников, использование в качестве основной веревки диаметром 9 мм), веса раскладки (организация забросок). Подробнее об этом можно прочитать в соответствующих разделах отчета. За время подготовки к походу были проведены снежные и ледовые тренировки, занятия по спасработам, изнуряющий и контрольный выходы в Подмосковье, а также скальная тренировка на Ворголе (Липецкая область). Команда успешно участвовала в соревнованиях по турмногоборью и кросс-походе (проверке на местности). Активно прорабатывался маршрут, включавший в себя несколько первопрохождений. В начале июня состоялась презентация маршрута руководителем перед МКК. Однако к середине июля политическая обстановка в Киргизии накалилась настолько, что было принято решение сдавать билеты. Несмотря на сложности, команда решила не отказываться от похода и экстренно изменить район путешествия. Выбор стоял между Алтаем, Кавказом и Таджикистаном. В итоге, районом похода стал Кавказ, как наиболее доступный в финансовом и транспортном плане, а также из-за максимального объёма информации о районе, что было немаловажно, т.к. до отъезда оставалось меньше месяца. В короткие сроки был разработан новый маршрут из Дигории через Безенги и Чегем в Приэльбрусье. Большая часть маршрута проходила по местам, где участники еще не были. Начало похода, до пер. 50-летия ВЛКСМ включительно, полностью повторяла маршрут похода предыдущего года, в который руководитель ходил участником. Такое решение было принято, т.к., во-первых, на разработку маршрута было от силы две недели, во-вторых, у руководителя это было первое руководство походом 4 к.с. и начинать со знакомых перевалов было спокойнее и, в-третьих, в Суганских Альпах ему очень понравилось, а остальные участники там ни разу не были. В МКК при выпуске удалось доказать, что перевал 50-летия ВЛКСМ соответствует 2Б к.с., что сделало маршрут логичным и сняло необходимость идти камнеопасный пер. Шести. Далее была выбрана классическая нитка через пер. Дыхниауш, пер. Спортивной Дружбы, пер. Грановского и пер. Гумачи до а/л "Джан-Туган". Всё это было приукрашено "бантиками" в виде вершин и редкоходимых перевалов, продублировано запасными вариантами. Изначально было понятно, что пройти весь заявленный маршрут за 14 ходовых дней не реально, но обилие топонимов, вписанных в маршрутку, позволяло действовать по обстановке. Кроме того, дойти до "Джан-Тугана" не было самоцелью, и окончание маршрута планировалось там, докуда "дойдём". Кроме того, что заявлено, можно включить в нитку пер. Катюша и пер. Бодорку, но от них было решено сразу отказаться для экономии времени и из-за невысокой сложности. Нитка позволяет разложить по всему маршруту заброски. В итоге максимум продуктов мы тащили только на старте - на неделю, далее не более чем на 4 дня. 2. Транспорт, расходы, связь, погранпропуска.Заброски, основные трансферы и оформление погран-пропусков осуществлялось при помощи компании ТАУ-Сервис и ее представителя - Бориса. (8-928-950-38-68, bezonec@list.ru, http://kbr-bazar.ru/tau/). Заброски: Часть группы (2 человека), имея в запасе несколько дней к отпуску, поехала на поезде Москва - Нальчик с забросками заранее. Борис почему то ждал нас в другой день, и, видимо, утренним звонком по приезду в Нальчик я его разбудил. На машине А/Л Безенги мы с забросками доехали до офиса А/Л Безенги в г. Нальчик (ул.Чайковского, 3), где и дождались Бориса. Мы передали три заброски и дальнейшего участия в доставке не принимали. По стоимости: 1. Кош в долине Карасу - 3000 руб. 2. Безенги - 500 руб. 3. Чегем - 2000 руб. Сумки "челноков" оказались не очень надежными - при нагрузке и ручки рвались и сама ткань. Не рекомендуется. Получение забросок "на местах": 1. Кош в долине Карасу - без проблем. Пастух Сейпуш любезно помог части команды переправиться на лошади через реку Ортозюрек, выдал заброску, напоил айраном, показал хорошее место для ночевки и остатки навесного моста в долину Дыхсу. Заброска лежала в Коше. 2. Безенги - заброска была на складе, судя по всему, сыром. Найти человека с ключами мы смогли не сразу, но со временем все уладилось. 3. Чегем - при обсуждении Борис сказал, что заброска будет на турбазе, у повара. На месте оказалось, что повар ничего про это не слышал и заброска на базе МЧС, на которой никого не оказалось. Потеряли 2 часа, пока ждали спасателей.
Транспорт:
Часть группы (2 человека) на поезде Москва - Нальчик, сдает заброски, получает пропуска, и едет акклиматизироваться в Адыл-Су. Переезд Нальчик - Приэльбрусье на ВАЗ 2114 с колоритным водителем Маратом (8-928-083-23-52) обошелся нам всего 1200р. Обратно (Джан-Туган - Нальчик) с ним же за те же деньги. Вторая часть (4 человека) прилетела на самолете Москва - Мин Воды в день выхода на маршрут. Трансфер по маршруту Минводы - Нальчик - Ахсау на Газели стоил 6000 руб., организован был через Бориса. По дороге мы перекусили в Нальчике и заехали за пропусками в РСО-Аланию. Надежды на транспорт из ТБ Чегем не оправдались. Машины есть у МЧС (УАЗ) и у сторожа (Нива). Оба водителя ехать дальше погранзаставы отказались, т.к. были пьяны, поэтому, загрузившись в Ниву мы доехали лишь до погранзаставы. Отдали за машину 500р. Сторож ТБ обещал позвонить одному из местных егерей, который сможет довезти нас до Приэльбрусья. Не дождавшись егеря и послушав советы пограничников, мы прошли пешком до поселка Булунгу, где попытались найти машину. В Приэльбрусье есть два пути: "обычный" - через Чегемские водопады и нижний Чегем, и через перевал - в Тырнауз. По дороге через перевал может проехать только машина повышенной проходимости, хотя и основная дорога - старый грейдер. Вызвав Марата, мы подождали пока он приедет, и за 2500 рублей доехали базы Джан-Туган. Дорога очень плохая и Марат сказал, что больше до Булунгу он подниматься не будет. Из Джан-Тугана с Маратом до Мин. Вод доехали за 2500, до Нальчика за 1200. Далее на Самолете / Поезде. Из Безенгов двое участников до Джан-Тугана добирались на перекладных. Сначала от лагеря на автобусе до Нальчика по 450 рублей с человека, а там маршрутке от автовокзала до пос. Эльбрус по 200 рублей с человека. От трассы они поймали попутку до "Джан-Тугана".
Пропуска: Через Бориса заказывали: 1. Групповой пропуск в погран зону КБР. За каждого человека по 100р. Минусы группового пропуска проявились при необходимости разделения группы. Важно: отмечать вход и выход из погранзоны. На некоторых заставах этого не делают, а на других возникают проблемы. При входе в погранзону, не проходя заставу, поставить "штампик" на перевале негде, но нужно это сделать заранее, иначе можно нарваться на штраф и т.д. 2. Индивидуальные пропуска в погранзону РСО-Алания. Обошлись по 150р с человека. Хочется напомнить, что пропуска в погранзону можно сделать бесплатно через органы Пограничной службы. В случае, если пропуск был предоставлен, но срок его истек - по предварительному согласованию его можно продлить. (Т.е. приехать через год с тем же пропуском и продлить его). Также пропуска можно оформить через а/л Безенги (Тембулат, 8-928-709-67-47, Нальчик.ул.Чайковского.дом.3). 3. Пропуск в КБВГЗ обошелся нам по 50 р. с человека. Можно также получить в Управлении заповедника. На погранпосту в Шхельде ребят, уехавших из Безенгов, не пропустили с незаверенной ксерокопией погранпропуска, при этом в Безенгийском ущелье проблем при выезде из погранзоны не возникло. В итоге они заверили копию в погранотряде и нормально добрались до "Джан-Тугана".
Страховка: РОСНО, на 17 дней с дополнительными рисками "Альпиинзм и скалолазание" страховой взнос составил 690 р. с человека. Оформление в Москве.
Спутниковый телефон: Телефон мы взяли у нашего знакомого, поэтому за аренда обошлась нам бесплатно. Но пришлось оплатить абонентскую плату по контракту Iridium, которую мы поделили на 3 группы из нашего клуба, которые использовали данный аппарат этим летом. Получилось по 6000 рублей на группу. В абонентскую плату включается большое количество тарифного времени (порядка 200 минут), поэтому в разговорах с Большой землёй мы себе не отказывали. 3. Запасные варианты и аварийные выходы с маршрута.Запасные варианты:· Вместо лед. Суган Северный - пер. 50-летия ВЛКСМ (2Б) - лед. Нахашбита - пер. Солдат (1Б) - р. Ахсу пройти лед. Суган Северный - пер. Шести (2А) - лед. Рцывашки - пер. Рцывашки (1Б) - р. Ахсу. · Вместо р. Карасу - р. Дыхсу - лед. Дыхсу - лед. Башхаауз пройти р. Карасу - р. Черек Балкарский - р. Тютюнсу - пер. Туристов Грузии (2А) - пер. Ашинова (2А) - лед. Крумкол - пер. Спартак (2А) - лед. Башхаауз. · Вместо лед. Башхаауз - [пер. Дыхниауш + г. Дыхни (2Б альп.) + пер. Камнемадный] (2Б) - лед. Безенги пройти лед. Башхаауз - пер. МВТУ (2А) + г. Башхаауз (рад. 2А альп.) - лед. Безенги. · Вместо [пер. Спортивной Дружбы + в. Атсыз (1Б альп.) + в. Шаурту Сев. (2А альп.) ] (2Б) - л. Шаурту - т/б Чегем - т/б Башиль пройти [пер. Спортивной Дружбы + п. МВТУ (2А альп.) + пер. Шаурту Вост.] (2Б) - л. Тютюргу - т/б Чегем. · Вместо а/л Безенги -[пер. Спортивной Дружбы + в. Атсыз (1Б альп.) + в. Шаурту Сев. (2А альп.) ] (2Б) - л. Шаурту - т/б Чегем пройти а/л Безенги - пер. Столбовой 1 (1А) или Столбовой 2 (2А) + один из перевалов Тютюргу (1А..1Б) - л. Тютюргу - т/б Чегем. · Вместо а/л Уллу-Тау - [пер. Жандарм + г. Виатау] (2Б) - лед. Джанкуат пройти а/л Уллу-Тау - [пер. Гумачи + г. Гумачи (1Б альп.) + пер. Оптимальный] (2Б) - лед. Джантуган Аварийные выходы с маршрутаПри необходимости с маршрута можно выходить в пос. Ахсау, пос. Ташлы-Тала, пос. Верх. Жемтала, пос. Верх. Балкария, а/л "Безенги", т/б "Чегем", а/л "Уллу-Тау", а/л "Джан-Туган". 4. Изменения маршрута и их причины.1. Из-за нестабильной погоды и для экономии времени отказались от восхождений на в. Дыхни (2Б альп) и в. Башхаауз (2А). 2. Травмированная участница с сопровождающим сошли в а/л "Безенги", откуда есть ежедневное автобусное сообщение с г. Нальчик. 3. Вместо связки [пер. Спортивной Дружбы + в. Атсыз (1Б альп.) + в. Шаурту Сев. (2А альп.)] была пройдена связка [пер. Спортивной Дружбы (2Б, 4137м) + п. МВТУ (4286 м) + пер. Шаурту Вост. (2А альп., 4084м) ] (2Б) из-за высокой лавинной опасности, нестабильной погоды и дефицита времени. 4. Завершили маршрут после т/б "Чегем" из-за дефицита времени и отсутствия желания "бежать" ещё 2 дня ради пер. Грановского. 5. График движения.
6. Схема маршрута и график высот
7. Подробное описание маршрута.1 день
09.07.10 Погода: утром ясно, днём переменная облачность, вечером пасмурно Пройденный участок: пос. Асхау - р. Билягидон Пройдено: 4,9 км Перепад высот: +563 м, -0 м ЧХВ 1:25 7.1. Пер. Столетия
Водитель завёз нас по дороге немного выше пос. Ахсау (см. фото 1). Выгружаемся из машины в 18:20, упаковываем последние вещи. Выходим в 18:40. Движемся вверх по дороге. Дорога быстро заходит в лес. Через некоторое время посредь дороги появляется глубокая траншея с брустверами по обе стороны (см. фото 2). Идти становится гораздо менее удобно. Приходится перепрыгивать с одной стороны канавы на другую. Выясняется, что это ведутся дороги по укладке водопровода от минеральных источников. Скоро дорога по мосту переходит на левый берег р. Белягидон, а канава остаётся на правом берегу. После моста дорога крутым серпантином начинает резко набирать высоту. У одного из ручейков приваливаемся. Через полчаса выходим в висячую долину, лес уже растёт не сплошняком, а островками. На берегу разливов одного из ручьёв ставим лагерь. Много земляники.
2 день
10.07.10 Погода: утром ясно, днём ясно, вечером ясно Пройденный участок: р. Билягидон - пер. Столетия (1А, 3694 м) - оконечная морена ледн. Геологов Пройдено: 10,7 км Перепад высот: +1650 м, -616 м ЧХВ 7:25
Общий подъём в 5:00. Выход в 6:55 (см. фото 3). За первый переход поднялись выше зоны леса. Отсюда хороший вид на верховья долины р. Билягидон, Билягские водопады. Перебродили 3 притока р. Билягидон. Привалились у разливов реки. Во время следующего перехода зря не спустились к реке и продолжили двигаться по правому ПХД борту долины (см. фото 4). Пришлось скакать по рододендронам, растущим на крупных камнях. Комфортнее и быстрее идти по берегу. Дошли до водопадов. Далее поднимаемся по осыпному кулуару крутизной около 20?, уходящему правее ПХД от водопадов (см. фото 5, фото 6). Кулуар выводит в юго-восточный цирк пер. Столетия. Цирк состоит из многих осыпных гряд (см. фото 7). Хорошо виден наш перевал. Очень жарко. От сильной жары и высоты темп падает, у некоторых участников немного ухудшается самочувствие. Находим воду, обедаем. В 15:45 подходим под перевальный взлёт. Взлёт снежный, крутизной до 35?, протяженностью до 300 м (см. фото 8). Поднимаемся по снегу сначала в лоб, пока позволяет крутизна, далее зигзагами, на осыпи не выходим, стараемся под ними не ходить. Последние метры выходим на три такта. В 16:55 выходим на перевал. Седловина перевала осыпная, не очень широкая (см. фото 11). При необходимости можно после доработки площадок поставить палатки. Воды в жидком виде нет. С перевала на восток открывается вид на г. Дашихох и пер. Дашивцек (см. фото 9), на запад виден отрог Хазны от п. Шевченко и севернее, в т.ч. и наш следующий перевал (см. фото 10).
Спускаемся плотной группой по мелкому осыпному склону до снега, крутизна до 30?, протяженность до 100 м (см. фото 12). Спускаемся на снег и по нему двигаемся вдоль правого края цирка (см. фото 13, фото 14). Спускаемся со снежного уступа, крутизна до 30?, протяженность до 150 м, самостраховка ледорубами (см. фото 15). Вскоре снег заканчивается и движение продолжаем по сети моренных валов (см. фото 16, фото 17). Стараемся избегать спусков в понижения, чтобы экономить силы и не кидать друг на друга камни. В итоге доходим до окончания моренного вала, под которым обширные ровные травянистые площадки (см. фото 18). Вал обрывается по всей длине 10-метровым крутым осыпным склоном (см. фото 19). По одному по живой осыпи сбегаем вниз. Третий участник вызывает обрушение множества камней. Остальные спускаются по кулуару, между выходами скал и мореной. На лужайке в 19:20 ставим лагерь, под снежником находим ручеёк.
3 день
11.07.10 Погода: утром ясно, днём ясно, вечером небольшая облачность Пройденный участок: Оконечная морена ледн. Геологов - р. Хазныдон - вост. цирк пер. Зюзина Пройдено: 6,9 км Перепад высот: +933м, -593 м ЧХВ 4:15
Подъём в 7:00. Выход в 9:20. По крупной осыпи (см. фото 20) за 15 минут спускаемся к заброшенному руднику. От рудника вниз идёт дорога. Вначале очень хорошая, через некоторое время дорога начинает портиться, местами скрываясь под осыпями. Когда дорога уходит направо ПХД на первый длинный виток серпантина, сходим с дороги и спускаемся по склону прямо вниз на следующий виток (см. фото 21). На противоположном борту долины хорошо видна тропа, ведущая в цирк пер. Зюзина (см. фото 23), видны низовья реки Хазныдон (см. фото 24). Проходим по дороге ближе к ручью, текущего с ледника Геологов, и далее спускаемся, пересекая серпантины дороги по травянистому неявно выраженному гребешку (см. фото 22). Не доходя немного до разливов р. Хазныдон (см. фото 25), переобуваемся и бродим ручей. Спускаемся к разливам. Найти место где можно перебродить реку по камням не удалось. Бродим стенками по 3 человека, глубина чуть выше колена, около 60 см (см. фото 26, фото 27). Возможно, рано утром можно перейти по камням.
Расчёт ходового времени:
Резюме: утомительная, довольно высокая для начала похода 1А. При хорошей акклиматизации перевал не должен вызывать никаких трудностей. Перевал довольно безопасен, за исключением небольшого участка - спуска с оконечной морены ледн. Геологов.
7.2. Пер. Зюзина
В 11:40 начинаем подъём на пер. Зюзина (см. фото 28). Подъем в цирк перевала от реки идет по поросшему травой лавинно-селевому выносу, южнее древнего моренного вала (см. фото 29), до начала хорошей, идущей серпантином, тропы (см. фото 30). У начала тропы есть ручеёк. С тропы хороший вид на Белягский отрог и наш предыдущий перевал (см. фото 31). Тропа выводит на крупнокаменистую россыпь морены (см. фото 32), где и теряется. Россыпь идет террасами, постоянно набирая высоту (см. фото 33). Воды на поверхности не встречается, изредка слышно ее журчание между камнями. Раскопав одно из таких мест, добираемся до воды и в 14:50 обедаем. После обеда, пройдя еще переход (см. фото 34), находим площадки под палатки в правом кармане морены (см. фото 35), напротив перевала Обходной (см. фото 36) в 17:25 становимся на ночевку.
4 день
12.07.10 Погода: утром ясно, днём небольшая облачность, вечером пасмурно Пройденный участок: Вост. цирк пер. Зюзина - пер. Зюзина (1Б, 3735) - р.Псыгансу - лед. Нахашбита Пройдено: 7,1 км Перепад высот: +541, -1017 м ЧХВ 5:25
Подъём в 5:00. Погода ясная, вскоре выходит солнце и становится тепло. Выход по готовности в 6:55. Позавтракав, выходим по готовности в 6:55 и продолжаем вчерашний путь вверх по долине к перевалу Зюзина (см. фото 37). Спускаемся с крупнокаменистой россыпи морены на снежник у правого борта долины (слева по ходу). Снежник окаймляет выступы морены, на которых через 10 минут хода встречаем еще выровненные места для ночевок. Еще через 10 минут доходим до россыпи под перевалом, поднимаемся на нее и ждем сбора всей команды. Перевальный взлет представляет собой осыпь от мелкой до средней, очень живую и подвижную, с выходами скал (см. фото 38). Одеваем каски. Начинаем движение плотной группой. Из-за камнеопасности и подвижности осыпи поднимаемся под скалы справа по ходу и, придерживаясь за скалы, кое-где с элементами простого лазания (см. фото 39), поднимаемся на осыпной гребень этого небольшого контрфорса. Далее движемся вдоль скал, оставляя их справа, а на верхнем участке двигаемся по осыпи по линии падения воды и в 8:50 выходим на седловину. Подъем от начала перевального взлёта занял 1:05 ЧХВ. Седловина перевала Зюзина (1Б, 3735 м) представляет собой сильно разрушенный скально-осыпной гребень (см. фото 41). При необходимости можно поставить пару палаток. Воды в жидком виде нет. С перевала на восток виден Белягский хребет, в т.ч. на наш предыдущий перевал (см. фото 40). На запад открывается вид на величественные горы Суганского хребта, вдали видны вершины Безенгов (см. фото 42). Спуск с перевала представляет собой протяженный (до 3 км) мелко- и среднеосыпной склон, крутизной в верхней части до 35°, камнеопасно. Плотной группой (см. фото 43) начали спускаться, заложив большой серпантин направо, а потом уйдя влево, на сеть сильно разрушенных скальных гребешков, и ориентируясь на травянистую полянку внизу. Старались спускаться по гребешкам и быстро пересекать кулуары - камнесборники. Постепенно склон выполаживается, размер осыпи увеличивается, и через час, сбросив 560 метров по высоте (см. фото 44), выходим на ровную травянистую лужайку (см. фото 45). Рядом течет ручей, можно разместиться и на ночлег.
Отдохнув после выматывающей сыпухи, выходим вдоль левого притока реки, т.к. ниже основное русло реки уходит в глубокий каньон с водопадами. Идём вдоль притока по покрытому травой валу. Дойдя до места, где вал резко уходит к слиянию притока и реки, спускаемся по его (вала) правому борту (см. фото 46). Продолжая спуск, стоит ориентироваться на место слияния кармана морены Псыгансу и долины, спускающейся с перевала Зюзина. Очередной слив реки по узкому ущелью обходим уходя левее, взбираясь на небольшой травянистый гребешок (см. фото 47). Спускаемся с него по травянистому кулуару (см. фото 48), не выходя на осыпь, состоящую из средних камней, а пересекаем ее уже на выполаживании (см. фото 49, фото 50). Перепрыгивая мелкие ручейки, ориентируясь на слияние нашей долинки и кармана морены Псыгансу, доходим до кармана морены, по которому текут ручьи, вымывшие естественные ванны (см. фото 51, фото 52), рядом камень с памятной табличкой. Останавливаемся в кармане морены на обед. Спуск с площадки под перевалом занял 1:35 ЧХВ. Сброс с перевала - 1000 м. Ввиду хорошей погоды купаемся и стираемся.
Расчёт ходового времени:
Резюме: тяжелый физически, и на спуск, и на подъём перевал. Технически никаких сложностей не представляет. Скорее является 1А категории сложности. Верхняя часть обоих перевальных взлётов потенциально камнеопасна. Движение только плотной группой. 7.3. Пер. Мориса Тореза
Погода меняется, тучи закрывают солнце, ветер перестает быть ласковым. По травянистому склону кармана морены (см. фото 53) выходим на вал правобережной морены ледн. Хазны (см. фото 54) (ледн. Псыгансу на картах генерального штаба), откуда открывается вид на ледник (см. фото 55). По гребню, местами довольно острому, идет тропа, со стороны ледника склон очень неприятный. Замечаем два больших валуна на леднике - по описаниям между ними есть ночевки. Не доходя 100 метров до конца гребня, по конгломератному склону спускаемся на ледник (см. фото 56, фото 57). Ледник сильно засыпан камнями, передвигаемся без кошек. Доходим до второго валуна (выше по леднику) и обустраиваем ночевки (см. фото 59, фото 60). Набор от слияния долин 230м, затратили 1:25 ЧХВ. Места под палатки есть, но от движения ледника деформируются, приходится восстанавливать. Воду набираем, вырубив ванночку в русле у текущего по леднику ручья.
5 день
13.07.10 Погода: утром облачно с прояснениями, днём облачно с прояснениями, вечером облачно с прояснениями Пройденный участок: Ледн. Нахашбита - пер. Мориса Тореза (2Б, 3980) - ледн. Сев. Суган Пройдено: 4,6 км Перепад высот: +1038, -105 м ЧХВ 7:50
Подъём в 5:00. Выходим в 7:00. От места ночевок пересекаем ледник Нахашбита в сторону его левого борта (см. фото 58, фото 61). По левобережной укрывной морене выходим к началу ледопада (см. фото 62). Отсюда на плато ледника под пер. Мориса Тереза можно подняться двумя способами: в лоб через ледопад или вплотную к скалам левого борта долины (см. фото 58). Выбираем второй путь и в 8:10 начинаем подъем на скальную полку под стеной левого борта (см. фото 63). По крутой осыпи поднимаемся к бараньим лбам, затем делаем короткий траверс к ступенчатому участку одного из лбов и в 9:00 выходим на скальную полку. Отсюда хорошо виден ледопад (см. фото 66). На всем участке подъема от ледника движение только плотной группой из-за повышенной камнеопасности, местами простое лазание (см. фото 64, фото 65). В 9:15 продолжаем подъем вдоль стены. В этом месте ледник подходит вплотную к стене, поэтому лежащие здесь камни и конгломерат крайне неустойчивы (см. фото 67). В целях безопасности лидер пролезает вдоль стены наиболее крутой участок, выходит на пологий участок с крупной осыпью и вешает перила для остальных участников. В заключительной части подъема преодолеваем в связках ледовые разломы, прикрытые сверху снегом (см. фото 68), и в 10:30 выходим на снежно-ледовое плато цирка ледника Псыгансу (см. фото 69, 70). Продолжаем движение в связках по плато к началу ключевой части подъема на перевал Мориса Тереза.
В 11:45 встаем на обед напротив пер. Седло Сугана (см. фото 71) возле большого камня, под которым удается кружкой начерпать полкана талой воды (других источников воды поблизости нет). В 13:15 возобновляем движение. Обходя открытые участки льда справа по снежнику крутизной до 25°, в 13:55 поднимаемся к началу перевального взлета (см. фото 72). Нижняя часть взлета - снежный склон крутизной 30-35° протяженностью 150 м (см. фото 73) с выходом к открытой части ледника (см. фото 74), представляющей собой язык, свисающий с перевала. Крутизна льда на этом участке 45-50° (одна веревка) (см. фото 75, см. фото 76), далее постепенное выполаживание (фото 77, фото 78). Общая длина ледового участка перевального взлета - 4 веревки. В 17:20 поднимаемся на перевал. Общее время подъема от начала перевального взлета - 3,5 часа, перепад высот - около 300 м. Седловина перевала представляет собой широкое снежное плато ледника Северный Суган (см. фото 79), который является двусторонним (стекает по обе стороны перевала). На восток видны массивы г. Нахашбита, г. Доппах (см. фото 80). Двигаясь в связках (закрытый ледник), выбираем наиболее ровное место (см. фото 81) и в 18:00 встаем на ночевку. Отсюда хорошо виден наш следующий перевал и Сугантау (см. фото 82). Естественные укрытия отсутствуют, плато сильно продувается, поэтому после установки палаток строим снежную стенку. Источники воды также отсутствуют, для ужина и завтрака топим снег.
Расчёт ходового времени:
Резюме: классическая 2Б. Довольно разнообразная, за счёт обхода ледопада. Из опасных мест можно выделить только участок обхода ледопада, где разнокалиберная осыпь тонким слоем лежит на льду. Преодоление взлёта - ледового "лба" никаких сложностей вызвать не должно.
6 день 14.07.10 Погода: утром пасмурно, днём облачно с прояснениями, вечером пасмурно, снег Пройденный участок: Ледн. Сев. Суган - пер. 50-летия ВЛКСМ (2Б, 4323) - ледн. Доппах Пройдено: 2,1 км Перепад высот: +455, -262 м ЧХВ 7:00 Продолжение >>>>>>>> |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||