Автор: Кирилл Белоцерковский, Алма-Ата

Сборы в Туюк-Су. Взгляд с той стороны.

Пик Молодежный прячется в облаках.

Три недели в горах. У меня отделение новичков. Девять человек. Шесть восхождений от 1Б до 2Б. Девять выполненных третьих разрядов. Под катом небольшое описание того, как это было и одна панорама.

Панорама. Слева направо — Антикайнена, Отечественной Войны, Маяковского, Орджоникидзе, Партизан, Иглы Туюк-Су, Туюк-Су. Ходили мы как-то в парке по слеклайну. У меня зазвонил телефон, в котором раздался голос, как выяснилось позже, классного парня Макса, который предложил мне потрудиться инструктором в Туюк-Су на сборах Пермской Федерации Альпинизма. А чего, это я всегда "за", так что на следующий день я, немного подофигевший от количества народа, стоял возле столовой палатки и общался с главным тренером и инструкторами. Дали мне отделение новичков. Девять человек. Хорошая цифра:)

Мне так и не удалось донести до сознания общественности, что все горы летом ходятся из лагеря в лагерь, так что после скальных занятий мы ушли на Альпинград, где просидели несколько дней. Провели снежные занятия, провели ледовые. Научились зарубаться сами и зарубать товарищей ледорубами и палками, научились ходить в кошках, кататься без кошек, рубить столбики и выковыривать реп-шнур из проушин Абалакова. Так неторопливо прошли два дня.

Совсем рано и хочется спать. Идет мелкий дождь, идти куда-нибудь, а тем более на восхождение нет никакого желания. Но это у меня. У бойцов настроение, как и положено, боевое — все снуют по палаточному лагерю, собирают, почему-то не собранные с вечера, рюкзаки. Еду готовят. Более опытные и прагматичные третьеразрядники и, еще более опытные, второразрядники сидят в палатках, и выжидают. У новичков в глазах проскакивают героические искорки. Нуууу... хорошо, чего я, в дождь никогда не ходил что-ли? (Ну, на восхождения не выходил, вроде, ни разу:) Стоим возле скальной стенки, в которую я тычу пальцем и с уверенным видом говорю: "Вот наш маршрут!". Неуверенный возглас одного из участников:
— Так по описанию, вроде, дальше...
— Нет, тут.
Все понуро начинают подходить под стенку.
— Так, всем двойки, маршрут и вправду начинается не здесь. Описание, все читали, так что должны были сориентироваться.
Дошли, переоделись, сходили, спустились. Все живые, мокрые, замерзшие, но довольные.

На следующий день уже немного быстрее и при значительно более приятной погоде сходили 1Б на Пионер. Потом спустились в лагерь. Далее была Отечественная Война. В смысле пик Отечественной Войны.
Днем ранее инструктор второго отделения новичков, из которого осталось только два человека, предложил мне либо отдать часть моих бойцов ему, либо ходить двумя отделениями, но вместе. Я выбрал второе. Утром перед восхождением собрались все мои участники и две девочки из соседнего отделения. На мой вопрос, касательно их инструктора они ответили, что он ен пойдет. Хммм... Короче было весело — один я на десять человек. Думал сорву горло, пока объяснял что делать, чего не делать, куда идти, а куда не лезть.
— Кирилл, тебе не кажется, что в ту сторону было бы легче идти?
— Кажется.
— А почему он пошел не туда?
— (с обреченной усталостью в голосе)Я не знаю...
Благо, часть участников уже начала немного соображать и двигаться самостоятельно. Но другая часть не давала расслабиться:
— Я наступила на веревку, что делать?!
— Убери ногу с веревки.
В лагерь пришли уставшие, мокрые, но крайне довольные.

Решили из лагеря в лагерь сходить на пик Учитель. Не сходили, поскольку МЧСовсцы взрывали озеро Маншук Маметовой (озеро №6), которое в случае прорыва угрожает городу (Алмате-то). Я, правда, сначала сказал, что это браконьеры глушат тяньшанского окуня — редкую рыбу, обитающую в горных реках и ледниковых озерах. В любом случае, в горы нас не пустили.

Дальше по плану был выход на ледник Туюк-Су, с тем, чтобы оттуда сходить 2А на Локомотив и 2Б на Партизан.

Локомотив сходили ровно и почти без эксцессов. Только на спуске одна девочка пыталась от нас укатиться, но вследствие того, что снежник, на котором она пыталась это сделать, был довольно коротким, ей этого сделать не удалось.

Партизан был весьма эпохален. Хотя бы потому, что мы ходили от палаток до палаток 15 часов. И было нас 12 человек. Такая маленькая альпиниада. Самым приятным на этом восхождении было наблюдать за людьми, и понимать, что они начинают работать хоть сколько-то слаженно и осознанно. Не, конечно бывали моменты, когда от возмущения хотелось перекусить ручку собственного ледоруба, но их было не много, и ледоруба тогда под рукой не было. Ходил бы потом как дурак с огрызком... Прогресс, короче, чувствовался.

Спускались в темноте. Темнота на неслежавшейся крупноблочной морене это вполне вписывалось в масштабные рамки восхождения. Благо я, пока совсем не стемнело, обратил внимание на то, где, относительно снежника на соседнем склоне, стоит наш лагерь. Светлые снежные пятна были видны еще долго. А потом мы увидели фонарик Ольги, сидевшей и нервничавшей в лагере. Пришли.

Поскольку многие немного медленно работали на перилах, мы провели еще скальных занятий.

Потом сходили с двумя участниками, по техническим причинам пропустившими по одному восхождению, на пик Амангельды по маршруту 2Б. Это было крайнее наше восхождение на сборах.

После дня отдыха мы подготовили и провели маленькие соревнования по технике. На зажиме вверх, по перилам вниз, лазанье с нижней, с обязательной сменой ведущего (спасибо Юре Горбунову, пробившему множество трасс неподалеку от лагеря), движение в связках с одновременной страховкой, спортивный спуск и на сладкое спуск по двойной веревке с продергиванием. Лучшее время 25 минут у парней-второразрядников, а второе, тоже 25 минут у парней из моего отделения. Гордый:)

Вечером очень мило полазали по камням, пролезли пару новых трасс. Есть отдельный пост про камни возле вагончиков.

Вечером афтепати с коньяком и пловом. Но поскольку алкоголя я не пью, а мяса не ем, большую часть вечера сидел в вагончике, пил кофе, читал книжку и грыз печенье.

Несмотря на то, что в сборах я участвовал в качестве инструктора получилось узнать что-то новое, сделать для себя какие-то выводы, за что хочется сказать спасибо всем тем, с кем мне выпало ходить. Аня. Иван. Даша Семченко. Ольга. Андрей Можаев. Игорь. Дима. Даша Ошева. Андрей Попов. Спасибо.

Читайте так-же:

Одежда для восхождений

От края до края

И ещё об Индии.
Хампи

Индийские тревеллоги

Пик Учитель по ЮЗ контрфорсу

Город, в котором модно умирать. Варанаси