Автор: Павел Павлович Захаров, Москва

Женская вершина Двойняшка ( Раша Горлаева)

*Вершина Двойняшка. Слева - маршрут В.Буданова 1937 года по СВ контрфорсу. Прямо - кант на Зап. вершину и справа (на фоне неба) - начало траверса. Снято от вершинной башни Далара. Фото А.Карпова.

Лето 1972 года в «Узунколе» ни чем не отличалось от налаженного ритма учебной работы. Но во второй половине сезона я начал замечать, что представительницы лучшей половины человечества, которые в тот сезон работали инструкторами в нашем лагере, начали вить вокруг начальника учебной части (т.е. – меня), какие то пассажи. Присмотревшись и прислушавшись повнимательнее к этим заходам, понял, что тема одна - мол, «Узункол» передовой лагерь, сюда стремятся, здесь много ходят, лагерь все время предлагает какие то новации, а вот мадам Клод Коган была бы недовольна своим бытием в лагере, если бы ее судьба привела к нам на Кавказ и в «Узункол». Связав эти слухи в единое, стало понятным, что дело в каких то пока не высказанных претензиях этой самой, лучшей половины.

Постепенно становилось понятным, что кроме интриги, дело имело какой то подтекст. Делая вид, что ничего не происходит и нач.уч. ничего не понимает, я решил потихоньку разведать ситуацию.

Но я не успел ничего сделать, как ко мне был направлен парламентер в лице любимца наших инструкторов-женщин, в лице начальника лагеря Владимира Никитовича Грицая. Не мешкая и не применяя никаких дипломатических уверток, он по мужски в лоб, задал вопрос: «А почему это ты не выпускаешь на спортивные восхождения наших женщин инструкторов? Работают они прекрасно, жалоб нет. Да и ты из года в год сам приглашаешь их на работу в лагерь. В чем дело?»

Такого поворота я не то чтобы не ожидал, а просто растерялся т.к. никто из инструкторов не оставался за бортом спортивных восхождений, как тогда было принято говорить – все были охвачены повышением спортивной квалификации.

«Владимир Никитович! Тут, какая то неразбериха. Вот Вам поименные списки спортивных восхождений, совершенных инструкторами на сегодняшний день. Обиженных нет!»

Грицай мельком посмотрел на список и ответил: «Да не о том я тебе говорю –вот мужики ходят своими группами (его палец уперся в группу в которой и я был), женщины иной раз включаются в их состав (на этот раз палец подчеркнул группу в составе которой была ст. инструктор Людмила Константиновна Кораблина), а вот чисто женской группы нет ни одной? (При этом пальцы его руки сложились в известную комбинацию). Как ты это объяснишь?» Что тут было объяснять, когда в такой ситуации и мадам Коган была бы обижена сверх меры.

Честно говоря, такого удара-подвоха я от Грицая не ожидал. Мы были знакомы еще по общей работе в Домбае – он начальник лагеря «Красная Звезда», я – начспас лагеря «Домбай». Оба не плохо играли в настольный теннис. Я знал, что Грицай отличный хозяйственник и в дела учебной части особенно не влезает. Относились друг к другу с симпатией.А тут такое!

Короче говоря, припер он меня к стенке, и получил мое согласие на предмет подумать об этой его заботе.

На следующий день ст. инструктор Рахиль Михайловна Горлаева, одна из лучших методистов лагеря, войдя в учебную часть, с порога заявила: «Ну, когда женская группа выйдет на траверс Двойняшки?» Согласитесь, напор был серьезный. Попробовав чуть-чуть выторговать для себя свободного для маневра времени, я понял, что номер не пройдет. Раша, (так, отдельным лицам, разрешалось ее называть) положила на стол передо мной листы бумаги: список группы, перечень личных спортивных восхождений, заявка на продукты, список необходимого снаряжения, наметки тактического плана – давай, мол, решать вопросы.

Первым я взял список участников группы. Его состав заставил меня задуматься – уж очень не однороден был состав предлагаемой группы: Раша Горлаева – чемпионка по скалолазанию из приморского Жданова, сильная альпинистка, очень серьезный человек, строгий и бескомпромиссный инструктор Капа (Капиталина) Смирнова – мастер спорта (Москва «Спартак»), стаж работы дай бог любому мужчине инструктору, любила работать преимущественно с отрядами 4-го этапа обучения, сама ходила поочередно с каждой группой на восхождения (по совместительству с работой инструктором она была еще и женой начальника Гвандринского КСП Игоря Дмитриевича Смирнова) Нина Курбатова из Минского «Спартака» - исполнительный и дисциплинированный инструктор. Стремилась, как можно чаще выходить на личные восхождения Люда Смолинская – спартаковка из Харькова – по внешнему виду мало подходила под критерий спортивного сложения, но постоянно стремилась «на гору» - это ее любимое выражение Нина Васильева из московского «Спартака», инструктор отдела альпинизма Центрального совета ДСО «Спартак». Мы ей говорили – «Нина, тебе не хватает кожанки и красной косынки на голову, и ты будешь законченный комиссар!»

Я не то, чтобы не доверял каждой из них в отдельности, но объединение пяти женщин на основе спортивного восхождения – это было уже нечто такое, что заставляло задуматься. В раздумьях я дошел до того, что предложил взять в группу одного мужика и пусть он у вас идет весь траверс последним. Не прошло. Предложил пустить впереди с разрывом от них в полдня, мужскую группу, состав который они сами определят. Не тут то было. Кажется, были еще предложения. Раша темнела лицом, пощелкивая костяшками пальцев. Все – аут, подумалось мне, пора соглашаться.

У меня была шальная мысль – пойти к Смирнову и прямо попросить: «Игорь Дмитриевич! Запретите, как муж, выходить Капитолине в составе женской группы». Для разведки подобного предположения, я решил провентилировать ситуацию у самой Капы: «Ну ты даешь Захаров! К Смирнову он, видите ли хочет пойти! Да я сделаю так, что он, как начальник КСП и как муж прикажет тебе, чтобы ты меня отпустил с бабами на эту гору!».
Все, приехали…

Здесь следует сделать небольшое пояснение. Дело в том, что в те годы в советском альпинизме женский альпинизм, как самостоятельное явление не рассматривался. Отдельные случаи, были настолько отдельными и настолько случайными, что скорее подтверждали отрицательность явления, нежели поддерживали его. Конечно, уже была т.н. сборная женская команда, заявившая о себе на пике Корженевской и на Ушбе. Это тоже было исключение, не в последнюю очередь из-за солидного патронажа со стороны сильных мира сего. Раздумывая о возникшей проблеме, не в последнюю очередь приходилось принимать в расчет последствия, которые могли обрушится, не дай бог, если что произошло бы во время такого восхождения. То, что головы не сносить - это было понятно без всяких гадалок и бабок-ворожей.

Обговаривая детали предстоящей галгофы (а я именно так уже окрестил для себя это мероприятие), старался понять, что же соединило в одну группу таких разных женщин. Не выдержав, Раша сама начала разговор на эту тему: «Я же вижу, что Захарову не терпится выяснить, почему именно такой состав, так?. Так вот, я отвечу – мы по своему нутру больше всего подходим друг другу, дышим по жизни одинаково… Бабьих скандалов на горе не будет! Не допущу, а в крайнем случае поверну группу назад… Пал.Пал. поверь нам, поворота не будет. Гарантия этому то, что девчата до сих пор не верят, что нам разрешат такое дело. Да и первыми на этом маршруте могут работать практически все …»

Когда в приказе по лагерю было объявлено о разрешении выхода женской группы на траверс Двойняшки 5А к.с., реакция была почти как революция. Лагерь раскололся на две половинки. Тем не менее, в объявленный день, группу торжественно провожали все, кто в этот час находился на лагерной территории.

Апофеоз истории начался, когда группа торжественно вернулась в лагерь, выслушала всяческие поздравления, съела все что было выставлено на стол победителей. А потом они пришли в учебную часть «бить» начучу одно место…

Каких только гневных слов и выражений не было произнесено, ругали они бедного экспериментатора, на чем свет стоит. Самое легкое определение было именно «экспериментатор». Природа появления такого ругательства была следующей.

Не доверяя, прежде всего себе, видя хмурое выражение лица начспаса Бориса Кораблина, за много дней, до выхода группы на траверс я совсем лишился покоя. Ломая в очередной раз голову над проблемой, я задал вопрос Кораблину – «Ну должно же быть какое то решение? Ведь, где то лежит ответ на эту проблему?»

«Паша! Собирай инструкторов, разрядников кому нужно восхождение 5А к.с. и давай мы их отправим на блокаду траверса с двух сторон - впереди и за ними». Воистину соломоново решение: до появления группы под началом траверса, на разных точках маршрута, но скрытно, уже сидели «подстраховщики, как мы их сами определили – «на всякий какой-никакой случай».

Обоим группам после выполнения «задания», но так, что их не обнаружили, разрешалось совершать траверс. За работу ведь надо было платить!

Наивные руководители! Мы посчитали, что все наши задумки имели 100% гарантию скрытности. Не тут то было, мы не учли характер Раши Горлаевой.
Оказывается еще в лагере, она каким то там по счету внутренним чутьем заподозрила в легком согласии Захарова, заложенную мину замедленного действия. В средине первого дня траверса она уже обнаружила следовавшую по пятам группу «наблюдения». А раз так, значит и впереди будет группа, решила Горлаева. Она обнаружила и ее. Чтобы не будоражить девчат она им ничего не сказала о такой «опеке».

Прошел какой то период взаимных обид, обстановка успокоилась – все завершилось в лучшем виде «и жизнь потекла по весенним законам».

Но не тут то было – к концу сезона по лагерю поползли слухи, что женский капитан уже готовит на следующий год прохождение женской группой Степановского маршрута на Даларе.

События следующего года (трагедия на пике Ленина), отодвинули эти планы в небытие….

Двойняшка со склонов
Замка. (Фото П.П.Захарова)

Про "женский альпинизм" по "мужским" правилам...

Спасибо, Пал Палыч, за интересную статью. "Отголоски" о таких восхождениях с "тайной опекой" женских групп я слышал от альпинистов. В этом были и элементы и "рыцарских отношений", и "бабских обид" в ответ... Ну, не понимали тогда некоторые "чуткие женщины", какие "пытки и казни" грядут за любые происшествия с такими группами. В условиях, когда они влезали в "мужскую драку" за "пятерочные" вершины. И в условиях, когда восхождения женских групп не были регламентированы правилами Федерации, а "плети", "тюрьмы" и "плахи" наказаний стояли наготове... Мне вспомнился рассказ Ларисы Яковлевны Кашевник о том, как она вместе с Л.Кораблиной ходила в составе смешанной группы (с 3-мя мужчинами) на траверс Ушбы. Можно же было так ходить, - и особенно ни в чём тогда женщин не "зажимали" в правах. Опасались за "чисто женские" группы... По понятным же причинам и некоторых различий в физических данных, и в особых ценностях женщин, как "человеков"... Мне по прочтении этого рассказа вспомнился рассказ еще одной отважной женщины-альпинистки, Вали Власовой. О том, как Вы ей помогли закрыть второй разряд, когда время смены и отпуск подходили к концу. Она Вас вспоминала добрым словом (два года назад, на вечере альпинистов в С-Пб). Привет Вам от нас, Питерцев...