Перевал ВВС (3А , 3781 по GPS,
координатыN42
42.765 E44 07.971)
Характер:
снежно-ледовый-скально-осыпной.
Экспозиция
склонов: запад – восток.
Расположен:Ц.
Кавказ, район Приказбечье, находится в южном отроге г. Тепли, соединяет долины
рек Нар (Льядон) и Бугультадон.
Описание
дается: от пос.
Нар до слияния рек Бугультадон и Дзарамашдон. Набор высоты:2031 м.
Потеря
высоты: 1881 м.
Определяющие участки:
закрытый ледник, крутой снежный кулуар, разрушенные скалы на подъеме, крутой
скальный, затем снежно ледовый склон и осыпь на спуске.
Возможные опасности: падение
камней, закрытые трещины на леднике.
Меры безопасности: движение
плотной группой по осыпному склону, движение в связках по закрытому леднику,
организация перил.
Записка не обнаружена.
День 11
(27.07.10).
Поднимаемся
вверх по долине реки Льядон (Нар), по правому берегу идет грунтовая дорога.
Проходим мимо множества разрушенных башен. Через 37 минут ходьбы дорога
переходит на левый берег реки возле небольшого поселка, а затем опять возвращается
на правый берег (фото 50.). Пройдя еще час, выходим за окраину последнего дома (дома
и небольшие группы домов встречаются постоянно) в долине, за которой расположен
навес (фото 52.), где Осетины собираются по праздникам. Здесь же заканчивается
дорога, далее по набитой тропе проходим 5 минут и переходим по мостику (фото
51.) на левый берег реки Нар (N42 41.351 E44 04.875). Преодолев не большой,
но крутой подъем выходим к Дзуару – культовому Осетинскому сооружению. Далее
тропа идет по борту долины высоко над рекой (фото 53.). За 35 мин выходим к
ущелью реки Мал. Льядон. Единственное описание пер. ВВС, которое у нас есть
очень не четкое и из него не понятно по какому берегу реки Мал. Льядон следует
подниматься. Проведя разведку выясняем что левый борт ущелья довольно крут и
обрывист и с того места где мы стоим движение по нему крайне затруднительно,
или вообще не возможно. Правый же борт представляется более перспективным, он
более пологий, нет сбросов, и просматривается нечто похожее на тропу. Спускаемся
к реке Мал. Льядон и вброд переходим на ее правый берег. Далее поднимаемся по
склону и выходим к месту, где как показала разведка, должна быть тропа. Тропа
там есть, точнее, была, но очень давно сейчас это лишь слабый намек на тропу в
травянистом склоне (фото 54.). Лишь изредка встречаются чудом сохранившиеся
небольшие участки. Идти трудно на поиск оптимального пути тратится много сил.
Но другого варианта пока нет. Видимая часть противоположного, левого борта все
также не проходима. Через 1час ходьбы склон постепенно становится более пологим
и становится идти немного проще (фото 55.), еще через 45мин выходим в верхнюю
пологую часть долины (фото 56.). Там расположен кош и пасутся овцы, собаки
встречают нас лаем. Хозяин коша, к сожалению, отсутствует, поэтому узнать
правильный путь подъема в долину мы не смогли. Можно предположить, что более
простой путь идет по левому борту, но намного выше места начала нашего пути –
там проходит своеобразная полка, идущая через вес склон левого борта (зеленый
пунктир на фото), но место выхода на нее снизу нам не известно. Нужно
спрашивать у местных жителей. Пройдя еще 20 минут вверх по долине
останавливаемся на обед у родника (N42 41.714 E44 06.780), бьющего прямо из под
морены (фото 57.). Это единственное место в долине, где есть питьевая вода,
воду из реки по причине огромного количества овец пить желания не возникает,
выше по долине вода есть только на леднике, но дорыться нее ну нас не
получилось, прошлось топить снег. Далее поднимаемся по небольшой ложбинке к
огромной конечной морене рыжего цвета. Далее возможны два варианта пути:
обойти морену с лева по карману между правым бортом долины и мореной и
подняться по относительно пологой центральной части морены (фото 58-59.) . Выбираем
второй вариант (фото 60.), подъем от родника до верха морены занимает 1час 20
минут. Немного пройдя по плоской верхней части морены, подходим к еще одной
конечной морене это современная конечная морена ограничивающая ледник, она
примерно в два раза ниже той на которую мы только что поднялись. По описанию ее
обходили по левому борту, по осыпям и выходам простых скал. Мы же решаем
пониматься по правой части морены (фото 61.), она пологая и состоит из крупных
камней, в отличие от центральной и левой части состоящих из мелких камней и песка.
Поднявшись за 44 минуты на морену, начинаем искать место под стоянку (фото 62.).
Искомое место обнаруживается примерно в центральной части морены – старая
стоянка в небольшой ложбинке с остатками площадки под палатку. Выровняв изрядно
покосившуюся площадку, ставим лагерь (N42 42.347 E44 07.384).
Итого ЧХВ: на
подъем 5 часа 26 мин.
День 12
(28.07.10).
Перевальный
цирк небольшой, ограниченный со всех сторон высокими скалами, подъемный кулуар
находится в верхней его части. Ледник разделен поперек на две части мореной.
Подъем начинаем от середины ледника, затем уходим направо и по длинному
снежнику набираем максимум высоты. Затем выйдя на осыпи, уходим обратно в
центр цирка, преодолев крутой участок морены. Второй вариант подъема прямо по
центру цирка, по срединной морене (фото 62. -зеленый пунктир), возможно, этот
вариант удобнее. Далее по центральной части ледника (фото 63-64.) подходим к
кулуару, ведущему на пер. ВВС (1час 40мин). Под самым кулуаром слева под
скалами обнаруживаем мульду, из которой начинаем подъем (фото 65.). Кулуар
снежно-ледовый, средняя крутизна 50º, встречаются участки до 60º.
Поднимаемся вдоль правого борта (по ходу) кулуара, чтобы обезопасить себя от
возможного падения камней (фото 66-67.). Провешиваем 4х50м веревок перил,
станции на льду или на скальных стенках кулуара. Выходим на небольшую пологую
площадку, где можно собраться всей группой. Справа в гребне провал и есть
возможность осмотреться (фото 68.). Из описания известно, что из этого кулуара
нужно уйти направо в соседний, т.к. кулуар, по которому мы до сих пор
поднимались выше и круче чем правый. Пока вся группа собирается на площадке
проводим налегке разведку подъема по нашему кулуару. Кулуар в верхней части
крутой, открытого льда становится больше. Седловина кулуара - узкая щель в
скалах, тура нет. Спустившись обратно на полку, решаем уходить в правый кулуар
прямо с площадки, т.к. этот путь представляется нам наиболее логичным. Чуть
выше площадки идет небольшая скальная полка, по ней, и начинаем движение. Провешиваем
по полке около 30 метров перил, затем полка обрывается 5 метровой стенкой в
небольшой желоб. Оставив на выступе петлю спускаемся. Далее провешиваем еще
1Х50 м веревку перил по сильно разрушенным скалам, сначала траверсом с набором
высоты, затем вертикально вверх по левому (по ходу) борту нужного нам кулуара
(фото 70.), станция на скалах с лева и чуть ниже седловины (фото 69.). Подъем
от кулуара до седловины занял у нас 4часа 53мин. Седловина не очень широкая,
но есть возможность разместиться всей группой (фото 71.). Тур не обнаруживаем,
но на осыпях чуть ниже находим спусковую петлю (еще одна петля с крюком была
найдена раньше во время разведки верхней части левого кулуара). Направо в
гребне имеется еще несколько седловин, на всякий случай осматриваем их тоже.
Следов присутствия человека не наблюдается. Самая удобная седловина для спуска
та, на которую мы вылезли, как и сказано в описании. Складываем тур в левой
части седловины на скалах, которые выглядят более стабильно, чем осыпь в
центральной части. Спуск на ледник дюльфером (25 мин) по крутым скалам 1Х50м
(фото 72-73.). Крюк со спусковой петлей на скалах слева. Ледник закрытый (фото
74.), связки. Первые ледовые сбросы обходим по левому краю ледника (фото 75.),
есть трещины, но они закрыты снегом. Язык ледника обрывается в долину крутым
ледопадом, уходим к правому борту ледника (фото 76-77), где между скалами и
ледником есть спуск (фото 78.) по снежно-ледовому склону (25 мин). Склон, имеет
крутизну 45-50º, необходимо провесить одну веревку перил для выхода на морены
и пологие снежники. Спустившись еще не много на ровную часть осыпи,
останавливаемся на обед (фото 79.). С гребня морены, уходим налево и по
наклонным плитам, с текущим по ним ручьем выходим на широкий снежник, лежащий
ниже ледника, с которого мы спустились. Обилие ледовых осколков указывает на
ледовые обвалы, поэтому стараемся быстро пройти опасное место. Спустившись ниже
к месту, где снежник разделяется на две части мореной грядой, выходим на
бесснежный гребень морены и, найдя подходящее ровное место, ставим палатку (N42
42.698 E44 08.925).
Итого ЧХВ: на подъем 6
часов 33 мин, на спуск 1 час 50 мин.
День 13
(29.07.10).
Дневка
отдыхаем, ждем улучшиться ли состояние голеностопа. Вода в ручье справа и выше
от места стоянки. Наблюдаем за небольшими, но живописными ледовыми обвалами с
ледника, вчерашний прогноз о возможности обвалов подтверждается.
День 14
(30.07.10).
Утром,
предварительно разведав самый простой вариант, начинаем спуск в долину
Бугультадон. Спускаемся по небольшому овражку со снежником с лева места
стоянки. Овраг заканчивается невысоким уступом, спустившись с него (фото 82.),
выходим к правому рукаву реки Бугультадон (1 час). Тропы нет, поток очень
мелкий, переходим на левый берег потока, оказываемся между двумя рукавами реки
(фото 83.). Далее спускаемся к месту слияния двух рукавов (45 мин) и чуть
выше слияния переходим левый рукав (разделившийся в этом месте надвое). Пройдя
мимо левобережной морены, выходим непосредственно к левому борту долины (фото
84.). Вскоре находим слабую тропку кое-где обозначенную туриками. Возле больших
камней - ровные площадки с оборудованными стоянками (фото 85.). Через 1час
20мин выходим к Суар-Хилакским нарзанным источникам (фото 86.), расположенным
на повороте долины.
Итого по перевалу ЧХВ составило: на
подъем 11 часов 59 мин.
на спуск 8 часов 5 мин.
Фото 50. Пер. ВВС из долины Льядон.
Фото 51. Переход на левый берег.
Фото 52. Поседение строения в д.р. Льядон.
Фото 53. Развилка рек Льядон и Малый Льядон. (зеленый пунктир: альтернативная тропа)
Фото 54. Подъем по правому борту р. Малый Льядон (остатки тропы).
Фото 55. Путь подъема по долине реки Малый Льядон. (зеленый пунктир: возможный вариант подъема по левому борту долины)
Фото 56. Висячая долина. (зеленый пунктир: возможный вариант подъема по левому борту долины)