Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 3 к.с. по Памиру в июле 2010 г. Часть 2 из 2
Продолжение. Часть 1 здесь День 21 (27 июля)
Подъем на пер. Липского - спуск с пер. Липского - спуск по ледн. Петра Первого Пер. Липского (2А, 4704)
· расположен между вершинами 4905 и 5024 м · координаты седловины (38 58,1946) с.ш. (71 26,5938) в.д. · соединяет ледн. ИГАН и ледн. Петра Первого · западный склон снежный, восточный - снежный-ледовый · описание от ледн. ИГАН до ледн. Петра Первого
Соединяет долину реки Киргиз-об с долиной реки Вайзырек, ведет с ледника ИГАН на ледник Петра Первого, расположен между узловыми вершинами (порядка 4800 м). Путь на пер. Липского идет сначала по моренам (боковым и основной), пересекая несколько поперечных гребней с правой стороны ледника по ходу движения и выводит на ледник, который в этом месте везде покрыт снегом. Трещин мало. Ледник поднимается к перевалу ступенями разной высоты и крутизны. Последняя взлетная часть имеет угол подъема около 30°. Весь путь занимает около 3,5 часа. Правая седловина имеет площадку 30x50 м примерно, большая часть которой покрыта снегом. В левой части есть скальные выходы, где можно поставить палатки. Высота около 4704 м. С правой стороны гребень ограничен крутой вершиной, состоящей из светлого камня. Налево через скальное возвышение идет второе понижение, где установлен тур. Далее гребень хребта постепенно повышается. Гребень имеет несколько метров ширины, справа висит карниз, а слева поверхность снега закругляется и обрывается вниз, поэтому идти приходится ближе к левому краю. Через несколько сот метров появляются скалы, состоящие из плоских разрушенных камней (пластин) высота свыше 4800 м. Постепенно отдельные скалы переходят в целые скальные скопления и жандармы, преодоление которых представляет известную трудность. Взойти на вершину 4900 м, с которой открывается вид на долину ледника Арзынг, без серьезной работы невозможно. Спуск на ледник Петра Первого начинается с правой стороны (по ходу) над ледосбросом. Путь вниз есть еще правее ледосброса по ледовому склону средней крутизны. Основной веревки хватает на то, чтобы спуститься с отвесного участка ледосброса, пройти участок ледового склона и выйти на лавинный след, где уже можно было делать ступени в фирне для дальнейшего спуска. Фирн крепкий и поэтому после непродолжительного спуска по крутому склону и преодоления небольшого бергшрунда, группа выходит на пологую часть закрытого ледника (один переход). Трещины расположены неравномерно, в верхней части их меньше, к низу - количество увеличивается. Нижняя, часть ледника - у моста соединения с соседний отрогом - покрыта тонким слоем моренного чехла. Спуск с перевала вниз есть еще несколько правее ледосброса, но он идет сразу по затяжному ледовому склону средней крутизны, и в тот момент был технически сложней. Подъем группы в 4.00. Выходим в 5.00. Идти по фирну хорошо, но последние 100 метров пришлось преодолевать по снегу. На перевал поднялись в 8.22 утра, высота 4704 м, погода солнечная, холодно, сильный ветер, состояние группы отличное, наблюдается эйфория. Сняли записку группы туристов тк "Вестра" под рук. Никанорова А.Г. от 21 июля 2010, совершающих поход 6 к.с. Едим перевальный шоколад, в 8.50 начинаем спуск. Так как год был снежный, то веревки провешивать не пришлось, спускались прусским шагом в кошках с самостраховкой ледорубом, справой стороны (по ходу). Примерно через 600 метров находится бергшрунд, переходим его по снежному мосту, образовавшемуся после схода лавин. В 11.00 становимся на обед. Ледник Петра ПервогоЛедник находится в истоках р.Вайзирек (л.п.Кара-Шура). Ледник долинного типа, длина около 13 км, ширина 500-1200м. Хорошо выражены моренные валы. Ледник Петра Первого состоит из пяти ветвей-притоков (см. схему). Первый и второй притоки отделились от основного тела ледника и стали самостоятельными. Они полузакрытого типа, спускаются с юга на север, внизу на небольшом участке соединяются вместе, а дальше горный поток выносит воду в р.Вайзирек. Третий приток короткий, закрытый с разорванными участками ледопада вливается тоже с юга на север в основное русло ледника восточнее первых ветвей. Четвертый рукав разветвляется на два притока восточный (более длинный) идет на пер.Липского и южный (короткий) окружен крутыми склонами с тремя мощными ледопадами. Пятая или основная ветвь ледника идет с востока на запад. Основная масса льда спускается, частично в виде мощных ледопадов, с пятитысячных вершин перемычки разделяющих ледники Петра Первого, Девлохан и ИГАН. В верхней части ледника идут ледопады, далее он выполаживается. В кармане между правой боковой мореной ледника Петра Первого, а точнее ледника и рыжими склонами хребта находится "Сердоликовая долина", по которой течет крупный ручей. Здесь можно устроить лагерь. В долине можно найти среди камней сердолики небольших размеров. После слияния двух ответвлений ветвей ледника с пер. Липского (ветвь 4) путь идет по правой орографически морене вдоль исчезающего иногда под ледником и мореной потока, с последующим выходом на центральную веть ледника. Дальнейший путь – на слияние ветви с пер. Липского (4) и южной ветви (3), направление на отметку 3595 м, далее пересечение ледника от левого края к правому, обходя крутые перегибы ледника и широкие трещины. Ледник открытый. Река Вайзирек втекает в ледник справа и уходит под него. Приходится преодолевать участок трещин, потом путь лежит среди ледника, покрытого крупными камнями, и мы выходим на правый берег. Начало тропы вдоль р. Вайзирек отмечено точкой "Начало ледника Петра Первого". Сход с ледника в любом удобном месте (разведка пути), сразу за впадением левой ветви ледника Петра Первого – ветвь из северного цирка п. 5403.
Выходим в 13.00. Возле слияния с южной ветвью ледника в 17.30 встречаемся с группой из Украины (рук. Олег Монсар), поднимающейся снизу. Распрашиваем их о путях спуска, и решаем встать на ночевку на морене неподалеку от отметки 3595 м на карте Генштаба. Есть удобные места для стоянок. Высота 3599 м.
· ЧХВ: 5 ч. 50 мин. · Высота: 4102 - 4704 - 3599 м · Перепад высот: +602/-1105 м. День 22 (28 июля)
Спуск по ледн. Петра Первого - спуск по р. Вайзирек
Подъем в 7.00, выход 8.10. С небольшой разведкой пересекаем ледник и спускаемся к р. Вайзирек. Путь идет вниз по долине по ор.п.б. Спуск идет по тропе, она в некоторых местах маркирована турами, местами пропадает, но в целом сбиться с нее сложно. По ней ездят на лошадях киргизские охотники. Скальный прижим проходится невысоко от реки, (10 – 15 м), по тропе, которая местами теряется на скальных полках. Около 12.00 становимся на обед. В 13.30 продолжаем движение вдоль реки по ор.п.б. В месте предполагаемого нахождения тропы на перевал начинаем набирать высоту выходя на травянистую террасу по руслу ручья. Тропу найти не удается и в 17.00 становимся на ночевку около предполагаемого места подъема на перевал н\к. Вода в ручье чистая, в р. Вайзерек вода мутная. При движении видели змею, поэтому соблюдаем осторожность. Настроение у всех бодрое, погода хорошая. Доедаем остатки еды, рассчитывая завтра на еду из кошей.
· ЧХВ: 5 ч. 00 мин. · Высота: 3599 - 3040 м · Перепад высот: -540 м.
День 23 (29 июля)
Подъем на пер. н\к - подъем по д.р. Карашура - оз. Яшиль-куль - Джиргиталь - Душанбе
В 06.30 подъём, выход в 07.40. Ищем тропу около бокового ручья. Тропу найти не удается и мы поднимаемся влево вверх на предполагаемую седловину. Примерно через час неожидано находим тропу и почти сразу выходим на перевал в 09.20. Высота по GSP 3365 м. Встречаем пастуха, здороваемся. С перевала открывается вид на долину р. Карашура. Внизу пасутся стада овец, вдалеке видны коши. Спускаемся по хорошей тропе вниз, выходим на дорогу вдоль р. Карашура, идем по ор.л.б. По дороге заходим в кош, где нас угощают лепешками. Наш путь лежит к оз. Яшиль-куль, где можно арендовать машину. Примерно в 13 часов вышли к озеру и расположились в кишлаке рядом с озером. Там нас накормили шурпой и напоили чаем. Тамже оказался УАЗ "козел", который мы сняли за 400 сомони. Выехали в 18.00 и в 20.00 часов были в Джиргитале. Нашли маршрутку и за 90 сомони с человека доехали до Душанбе. В столице были в 03.00 30 июля. Покрутившись по городу, нашли места в гостинице "Фарханг" около цирка за 50 сомони в сутки. Приняли душ и легли спать. Поход закончился довольно неожидано.
· ЧХВ: 3 ч. 30 мин. · Высота: 3040 - 3364 - 3203 м · Перепад высот: +324/-161 м.
День 24 (30 июля)
Душанбе
Решали вопросы с обратными билетами. Дима, Рома, Андрей смогли купить обратные билеты на "Атлант Союз", вылет в ночь в этот день. Остальные смогли взять билеты только на следующий день. Сходили на Зеленый базар купили подарки. Вечером общий сбор в кафе, обсуждение похода. День 25 (31 июля)
Душанбе - Москва Вылет Душанбе-Москва. "Tadjik Air" Света, Оля, "Атлант-Союз" рейс №222 Сергей, Аня.
Выводы и рекомендацииЗаключение
Путешествие было совершно в одном из интереснейших горных раойнов. План горного похода был выполнен, было пройдено три перевала 2А, из них один в режиме первопрохождения, один перевал 1Б. Маршрут получился довольно насыщенным и спортивным, в походе использовали как скальную технику, так и снежно-ледовую. Удалось посмотреть суровый, но очень живописный район, участники и руководитель преобрели ценный опыт походов на Памире. Даже в очень сложные моменты похода, группа сохраняла слаженность, высокий уровень подготовки и отличные морально-волевые качества. Таким образом, мы показали, что залогом успешного прохождения маршрута является правильная подготовка до похода и хорошо подобраная команда. Выводы
1. На Памире целесообразно проводить походы 4-6 кс. 2. По итогам похода уточнено расположение перевалов Учебный и Разведочный, совершено прохождение и составлено описание перевала Учебный Северный (2А, 4000). 3. Совершено восхождение и составлено описание нового пути на перевал Обходной 1-ый (1Б*, 4137). 4. В команде обязательно должно быть не менее двух участников с памирским опытом. Наш поход 3 к.с. проходил на грани, все же не хватало именно опыта "больших гор". Кавказский поход 2009 был значительно физически легче. Также необходим отдельный штурман с навыками ориентирования в сложном горном рельефе при отсутствии исчерпывающих описательных материалов. 5. В поход надо брать только необходимое и самое легкое снаряжение, каждый грамм должен контролироваться. 6. Часть раскладки может быть индивидуальной, каждый участник группы должен уметь составлять для себя раскладку, исходя из своих личных особенностей. 7. Спасательная служба Таджикистана фактически отсутствует, при возникновении чрезвычайной ситуации надо надеяться на силы группы [http://www.risk.ru/users/lmonsar/12345/].
Рекомендации
· Поход 4-6 к.с. в район Памира целесообразно планировать за полгода до начала. Команда должна провести как минимум один поход или учебно-тренеровочный сбор в горах. · На этапе планирования необходимо продумать маршрут до мелочей, использовать все доступные источники информации, подготовить картографический материал (SASPlanet, космоснимки, консультации). · Веревки брали длиной 80 м, это снижает кол-во точек и повышает скорость группы. Все веревки были диаметром 9 мм. Расходный репшнур мы брали 4 мм и для спуска одного человека его вполне хватало. Верхнюю обвязку я брал из стропы, т.к.необходима только, чтобы не откидывало при работе с тяжелым рюкзаком на рельефе (по стандарту ширина стропы должна быть не менее 4 см), блокировка тоже была выполнена из стропы. Дюльферы производили с нижним пруссиком, т.к. при таком расположении его легко можно сдвинуть при затягивании, что совершено невозможно при ипользовании верхнего пруса. Соотвествено для этого брали некрутящие спусковухи (reverso, gi-gi, шайбы). Точка встегивания уса спускового устройства должна быть в грудном перекрестии. · Палатки брали 2, из них одна была RedFox Explorer (трехместная). Палатка зарекомендовала себя исключительно хорошо, преимущество в том, что сразу ставится внутреняя и внешняя палатки, всего две дуги, без колышков вес 3 кг, по соотношению цена\качество идеальный вариант, хотя на первый взгляд тамбур маленький, но потом к этому привыкаешь. Единственное, что мы не готовили в палатке. · Спальники решили брать индивидуальные, т.к. надо было хорошо высыпаться, вес спальника не должен был превышать 1 кг, и темп диапазон до -15 град во всей одежде. · Горелки были бензиновые 3 штуки, две мы использовали постоянно и одна была в запасе. Конечно, мы опасались некачественого таджикского топлива, но в целом горелки дожили до конца похода. На дизтопливе горелки не горели, поэтому взяли самый низкооктановый бензин (АИ-76), добавляли туда еще присадку для двигателей LIQUI MOLY и чистили их каждый день. Высокооктановый бензин брать не стоит, т.к. его делают из АИ-76, добавляя туда оксид свинца, который насмерть убивает горелки. Группа А. Никанорова успешно прошла половину похода в этом году на уайт-спирте, купленом на стоительном рынке в Душанбе, правда на вторую часть их не хватило. Купленное топливо надо проверять сразу. Газовый баллон-дихлофос стоил в Душанбе $12. Также для готовки брали автоклав. В принципе можно жить и без него, если на все высотные участки брать сублиматы. · Вес личного снаряжения в походе для мальчиков не должен был превышать 17 кг вместе со всем железом. Список личного снаряжения можно посмотреть в приложении. В поход я брал только один комплект нижнего белья, еще один верх термобелья power-strech (так и ни разу не одел), штаны Quechua (материал аналог windstopper'a), очень хорошо защищают от ветра, дождя и дышат, куртка самая легкая RedFox Kara-Su (400 гр), поларка Баск из Wind-Pro, пуховка Сивера Волин. Особое внимание было уделено рукам, т.к. от их состояния во многом зависит комфорт на технических этапах. В снаряжении были верхонки с вкладками из поларовых перчаток, тонкие перчатки powerstretch, перчатки для работы с веревкой Kong. Хотел найти перчатки для холодной погоды с подкладкой из тинсулейта с накладками для работы с веревками на ледовых маршрутах, но до похода не успел. · В походе считаю, что надо использовать кроссовки на всех подходах и одевать горные ботинки только на технических этапах. Таким образом, снижается нагрузка на коленные суставы во время треккинга, снижаются затраты организма на передвижение и техническая обувь остается сухой для восхождения. Я использую кроссовки для бега в горах, которые имеют вставку из полимерного материала в подошве для стабилизации ступни. В этом году брал Salomon XTWings. Можно обратить внимание на модель Adidas Adizero, кроссовки The North Face, Vasque и другие. Ботинки были пластиковые Scarpa Vega и легкие шлепки на биваки. · До похода проводилась витаминизация организма витаминами Супрадин (таблетки), В6, В12, фолиевой кислотой. · Из-за особенностей района раскладка должна быть хорошо продумана, разнообразней и калорийней, по сравнению с походами на Кавказе. В этом походе попробовали сделать часть раскладки индивидуальной, карпит и сахар каждый брал сам, исходя из нормы своего потребления. Как показал опыт, это себя оправдывает, большинство осталось довольно такой раскладкой, но надо помнить, что каждый должен до похода выяснить свою норму потребления. Это позволяет оптимизировать раскладку индивидуально под организм каждого участника. Я брал также на второе кольцо для подкормки организма белковые коктейли, чтобы уменьшить расходы организма на переваривание пищи, и аминокислоты в таблетках. В принципе они себя оправдали. Хорошо зарекомендовали себя изотоники и витамин Супрадин в шипучих таблетках.
Справочные материалыСписок сокращенийа/л - альплагерь, альпбаза в. - вершина г. - гора, вершина град. - градусы дол. - долина д.р. - долина реки н/к - некатегорированный ор. - орографически ор.л.б. - орографически левый берег ор.п.б. - орографически правый берег пер. - перевал р. - река, долина
Краткий топонимический словарь
Ниже приводится примерный перевод местных географических названий, встречающихся в районе путешествия. Памир - "крыша мира", "подножье солнца". с.Ляхш - "хорошая почва", "плодородная земля". Джаилган - "раскинувшийся". Кара-Генже - "черная поляна". Сара-Гендже - "желтая поляна". Мин-Булак - "тысяча родников". р.Мук-Су - "бешеная, пьяная вода". р.Кызыл-Су - "красная вода" (киргизск.). р.Сурхоб - "красная вода" (таджикск.). р.Кандоу - "вкусная вода", "сладкая вода". р.Мргет-Су - "грязная вода". л.Бырс - "арча". л.Гульчат - "цветок" л.Гандо - "плохой". л.Девлохан - "пастбище". Гарм (Гармо)- "теплый". Вайзирек - "богатая трава". Пашингар - "верхний". пер.Сагрун - "сурковый перевал", местное название перевала пеший. Пулисангин - "каменный мост". Кок-Су - "зеленая вода". Зарю-замин - "глубокая земля". Гардани-Кафтар - "лебединая шея". Сангоба - "каменная река". Хингоу - "мутная" (вода) (таджикск.) Мазар - святое место. Пир-як - старый ледник. Тавиль-дара - "глубокое место". Лянгар - "хорошее место". об,оби - вода, река.
Список литературы
1. http://www.tlib.ru Библиотека отчетов МГЦТК (отчеты 029840, 030172, 030850, 031801, 032957, 035862) 2. http://www.westra.ru/ Каталог перевалов тк "Вестра" 3. http://www.tourism.ru/docs/report/mountain/31/55/386/index4.html Отчет о походе по Цетральному Памиру, 2004, Рыкалов Петр, МАИ 4. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id 1662 Отчет о походе по Северо-Западному Памиру, 2006, Дима Шаповалов, г. Киев 5. http://slazav.mccme.ru/maps/ Сайт карт Славы Завьялова 6. http://www.savenkov.livejournal.com Фото, видео переправы р. Киргизоб
Фотографические материалы
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||