Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поляна Москвина-2010. Хроника событий
В 2006 году я совершил восхождения на Хан-Тенгри и Победу в составе группы известного екатеринбуржского альпиниста Юрия Ермачека. И, конечно же, задумал побывать на пиках Коммунизма и Корженевской. Но следующим восхождением было восхождение на Мак-Кинли, и только в 2010 наступила «очередь» Памирских семитысячников. На этот раз нас двое - Прохоров Борис и Бисеров Владимир. Я вновь связался с Ермачеком – он уже несколько лет проводил сборы на поляне Москвина – но в этом году он всё отменил, так как сам шёл на К2. Посоветовал обратиться к Рано Умаровне Сабировой. Справка: Рано Умаровна Сабирова – вдова известного альпиниста Владимира Машкова, долгое время бывшего начальником Международного Лагеря (МАЛ) на поляне Москвина у подножия памирских семитысячников. После развала СССР организовал фирму «АльпМашков» и посредством этой фирмы проводил сборы на поляне Москвина. После его смерти дело отошло к его вдове. Через какое-то время новые партнёры Сабировой её «кинули», посадили даже на три месяца в тюрьму, инкриминировав угон президентского самолёта, присвоение денежных средств и т. п. Адвокат сумел отстоять свободу Рано Умаровны*. Сабирова основала новую фирму «Альп-Навруз» и несколько лет организовывала работу МАЛа на поляне Москвина. Все другие турфирмы, такие как «Аксай-Трэвэл», «Памир-Экспедишн», «Азия-Трэвэл» и другие, набиравшие заявки от альпинистов всего мира на посещение поляны Москвина, были только посредниками и передавали, в конечном счёте, своих клиентов «Альп-Наврузу». Но об этом всём я узнал потом, а пока связался с Рано Умаровной. В процессе переписки выяснил все детали, цены, сроки и т. д. От Рано Умаровны узнал, что старшим гидом в этом году едет екатеринбуржец Жилин, связался с ним. В конце концов, выяснилось, что на Москвина он не едет так как «там творится бардак», а поедет туда Сергей Пензов из Северодвинска. Связался с ним. Но он не дал твёрдого ответа на наше участие в мероприятии в качестве гидов, сославшись на всё туже неразбериху с организацией. Причина этой «неразберихи и бардака» была в том, что в министерстве туризма Таджикистана Рано Умаровне не давали «добро» на аренду поляны Москвина и имущества, находящегося там ввиду оспаривания этих прав фирмой «Альп-Машков». Вот такие вот коммерческие войны проходили в 2010 году*. Но всё благополучно разрешилось в пользу Рано Умаровны практически за несколько дней до первого вертолётного рейса на Москвина. В Душанбе нас встречает сама Рано Умаровна со своим новым гражданским мужем, на машине подвозят на квартиру. В квартире уже несколько альпинистов, ожидающих отправки в Джиргиталь – районный центр, где есть аэродром для приёма самолётов малой авиации и вертолётов. Здесь же (на квартире) Сергей Пензов. Знакомимся. Сергей сразу же предлагает работать гидами. За сутки пребывания в Душанбе узнали, что таджики очень дружелюбный народ. К русским относятся очень хорошо (несмотря на то, что русские к таджикам в России относятся плохо). Гостеприимство, точнее уважение к гостю у таджиков – национальная черта, поддерживаемая религией. Ходить в гости и привечать гостей, так же как и желать здоровья любому человеку – богоугодное дело. В каждой таджикской семье обязательно есть статья расходов, отведённая под гостеприимство. По-русски говорят хорошо. Религиозны, но без фанатизма. Третья часть ВВП республики – это денежные переводы из России таджикских гастрабайтеров. В каждой таджикской семье один-два мужика сезонно работают в России. Крепкие деловые и частные связи с Ираном. Таджики, в общем-то, аполитичны, к президенту Эмомали́ Рахмо́ну относятся спокойно, «без наездов». Хотя Таджикистан и считается республикой – практически это монархия, где всё принадлежит «царской семье», коррупция и кумовство – практически узаконено. Столица – Душанбе – город по благоустройству сравнимый с Магнитогорском, никаких «Москва-Сити» мы не увидели, всё простенько без особого шика. Автопарк – от «москвичей-412» и «волг» до «лексусов». Машины б/у в Таджикистане дешевы. К примеру «тойота-прадо» 2002 года стоит порядка 7 тыс. долларов. Но зарплаты и пенсии очень маленькие. Любимая марка автомобиля – «Опель» (относительно дёшев и с запчастями нет проблем). В магазинах и лавках в основном товары первой необходимости. Сувениров нет. Алкоголь и сигареты продаются не в каждом магазине, ассортимент небольшой – повышенным спросом не пользуются. Зато насвай продают как у нас бабки семечки. Вообще показалось, что рынки в Таджикистане гораздо беднее, чем в соседнем Кыргызстане. Менты к прохожим «нетаджикской» национальности не пристают. Пьяных, гопников и прочих люмпенизированных личностей по вечерам не видно. На следующий день рано утром на импортном автобусе типа нашего «ПАЗика», загрузив рюкзаки и часть продуктов для отправки первым вертолётным рейсом, выезжаем в Джиргиталь. Нас 14 человек - Сергей Пензов – начальник гидов, Ишутин Михаил, его земляк, тоже гид, ещё «гиды» - я и Вовка Бисеров, шесть клиентов - четверо болгар, Лёха Бильчук (Киев) и Миша Геншафт (Саратов), а также четыре человека из обслуживающего персонала лагеря. Практически все мы (включая повара Садыка и «официанта-многостаночника» Шухрата) потом стали друзьями. Дороги в Таджикистане не ахти. После Обигарма асфальт кончился и началась в хлам разбитая дорога, не ремонтировавшаяся после развала Союза. Наш путь лежит по долине реки Вахш, которая образуется при слиянии рек Кызылсу и Муксу, а здесь течёт под названием Сурхоб. Строительство дороги Душанбе – Алайская Долина (далее Киргизия и Китай) – один из немногих объектов, на который заложено финансирование в бюджете республике. Ещё один такой эпохальный объект мы увидели тоже – строительство Рогунской ГЭС. Таджикистан, в общем-то, республика бедная и если соседнюю Киргизию выручает сельское хозяйство, то здесь и с этим беда – земли, пригодной для растениеводства и скотоводства – мало. Полезных ископаемых тоже не очень. Вот поэтому- то президент и правительство (а скорее всего, лично президент) делает ставку на гидроэнергетику. С этим вопросом даже возникли трения с соседним Узбекистаном, недовольным тем, что возможно ограничение воды на его территорию, а также уменьшением зависимости Таджикистана от узбекской нефти и газа. Цены на бензин после объявления о начале строительства узбеки для таджиков повысили вдвое. Это должна быть ГЭС с самой высокой дамбой в мире – 347 метров. Президент Рахмон приказал собирать деньги с населения (что-то типа акционирования). После пуска Рогунской ГЭС планируется строительство алюминиевого завода. При том, что сырье планируется возить из Африки(!), дешевизна энергии, составляющей огромный процент в стоимости алюминия, оправдывает весь этот проект. Возле Гарма - свежий асфальт, положенный китайцами. Проезжаем Гарм – бывший оплот противников Рахмона в гражданской войне 90-х годов. Что удивило в дороге – почти полное отсутствие придорожных чайхан, столь присущих киргизским автотрассам. Несколько раз на постах останавливали менты – водитель безропотно, как само собой разумеющееся предъявлял документы и отдавал заранее заготовленные 2 сомона. За что? Да ни за что. Мзда.Прибываем в Джиргиталь только к двум часам дня. Джиргиталь – довольно таки большой кишлак, практически это конгломерат нескольких кишлаков, слившихся воедино. Высота – 1600 метров. Есть здесь аэропорт, несколько отделений каких-то банков, несколько магазинов сотовой связи, несколько ошхана (чайхана), базарчик и даже музей. С одной стороны кишлак прижат к горам, с другой – гигантское плоское поле, здесь выращивают картошку. Население, как мы позже узнали, смешанное – таджикско-киргизское. Так что, по словам местной молодой учительницы, летом работающей в семейном «чайханном» бизнесе, в школе некоторые дети изучают четыре языка – таджикский, русский, киргизский и английский. Начальник аэропорта – киргиз - разрешил нам поставить палатки в скверике аэропорта.
Полёт занял чуть больше получаса. Сначала летели над долиной Сурхоба, удивили местные таджикские покосы, расположенные на крутых горных склонах – прямо вверх по склону идёт тропа, по обе стороны которой находятся небольшие квадратики сенокосов и маленькие кучки скошенной травы (стог на таком крутом склоне не поставишь). Потом летели над ущельем Муксу – по сторонам – гигантские горные кручи, осыпи и ледники, бешеные ручьи, низвергающиеся в кулуарах. Наконец, прилетели. Вертак не глушит двигатель, разгружаемся на ходу. Разгрузившись, машина улетает за следующей партией груза и людей. В этот день он сделал 5 рейсов. Буквально через полчаса по нашим организмам «ударила» высота – одышка, головная боль, вялость и т.п. И немудрено – JPS показал, что мы находимся на высоте 4361 метр. Мы, как гиды, разместились в небольших домиках, объемом примерно с железнодорожное купе. Клиентов стали размещать в «типа кемпинговых» палатках. Похоже, ещё с советских времён в инфраструктуру и обеспечение лагеря не вкладывалось ни копейки – палатки все старые – брезентовые и «типа польские» (были такие в советское время, считались крутыми). В общем, я не завидовал иностранцам, заплатившим за весь этот сервис 1800 евро (так называемый «полный пакет»). Установку палаток руководство лагеря в лице начальника лагеря Алишера возложило на гидов. Итак, гиды. Старший гид – Пензов Сергей (Северодвинск) - очень опытный альпинист, регалий, заслуг и побед на его счету немеряно, 14 восхождений на семитысячники, мастер спорта международного класса, снежный барс №144. Альпинизмом занимается с 1970 года, марафонец, участие в экспедиции на К2 по западной стене. Преподаватель информатики. Михаил Ишутин – земляк Пензова, мастер спорта. Альпинизмом занимается с 1978 года, имеет 5 восхождений на семитысячники бывшего СССР, участник гималайских экспедиций. В настоящее время работает тренером по скалолазанию. Оба они буквально неделю назад вернулись с восхождения на Мак-Кинли. Евгений Лоренц (Душанбе) - мастер спорта СССР, работник душанбинского аэропорта, руководитель таджикского альпинизма, опытнейший восходитель, инструктор и гид. Отепбаев Мурат (Алма-Ата) – профессиональный гид, спортивный клуб ЦСКА Дениса Урубко, участник июньской экспедиции Казахстана на Лходзе, отец четырёх детей. Чечулин Александр (Алма-Ата) - профессиональный гид, спортивный клуб ЦСКА Дениса Урубко. Нидо Гульджон – (Душанбе), по национальности памирец, многосторонне развитый человек, знаток нескольких языков, член альпинистской секции столицы Таджикистана. Кахоров Шамсиддин – (Душанбе), бортинженер авиакомпании Таджикэйр, неоднократно работал на поляне Москвина гидом, парапланерист, неплохо говорит на нескольких языках, удивительно отзывчивый и душевный человек. Шамс оказался для меня настоящим открытием – таких людей на моём жизненном пути я встречал редко. И вот никак не ожидал встретить такого человека среди таджиков, которых многие русские, надо смотреть правде в глаза, считают людьми второго сорта. Владимир Бабаев - член альпинистской секции Душанбе, по профессии радиотехник, открытый и весёлый парень. Ну и мы, двое магнитогорцев – Прохоров Борис и Бисеров Владимир. Задача гидов – подготовить маршрут Цейтлина на пик Евгении Корженевской, участие в вероятных спасработах, ну и по возможности сопровождение клиентов на вершину (за отдельную плату). На пик Коммунизма маршрут по ребру Бородкина готовит команда киевлян под руководством Юрия Черевко. Стоит немного рассказать о том, что представляет собой поляна Москвина.
Немного можно сказать и о названиях – в 1933 году в составе Памирской экспедиции в этот район были отправлены четыре молодых исследователя – Москвин, Вальтер, Солдатов и Траубе – они-то и составили описание этих мест и провели точные замеры близлежащих вершин, в том числе и неизвестного доселе пика, позже названного пиком Коммунизма. Имена этих исследователей впоследствии увековечили в местных топонимах – в названиях открытых ими ледников и пика Четырёх. Все четыре ледника – Вальтера, Траубе, Москвина и Солдатова сливаются в один и впадают в ледник Фортамбек. После «обретения независимости» правительство Таджикистана переименовало бывшую высшую точку СССР - пик Коммунизма в пик Исмаила Сомони, основателя первого таджикского государства.
Дизель так и не удалось запустить. Поэтому электричество даётся всего на несколько вечерних часов от маленького генератора и только в столовую. По поляне ездит трактор с кузовом перед кабиной – здесь он живёт уже, наверное, лет 20 – и служит рабочей лошадкой для лагерных работ (подвести-увезти). Два дня ковырялись с установкой лагерных палаток. Чувствую: пора выдвигаться на маршрут – клиенты, болгары в частности, уже потихоньку стали делать небольшие выходы на высоту, кто на Корженеву до 4600, кто на пик Четырёх, кто на пик Воробьёва. Отличился Павел Трофимов из Иркутска – буквально за два дня сходил на пик Воробьёва и уже настраивался на пик Четырёх. Стало несколько неудобно – гиды сидят в лагере, а маршруты не готовы. Уговариваю Шамса и Вована выходить на 5100 и установить там палатку, забросить часть снаряжения, продуктов и верёвки, проверить состояние тропы. 27 июля на рассвете выходим в свой первый выход. За 40 минут, лавируя между сераками, ледовыми реками и разломами, пересекаем ледник Москвина.
Затем два дня отдыха и посильная помощь в установке лагерных палаток (клиенты всё прибывают и прибывают). Народ уже вовсю ходит по акклиматизационным вершинам – на пик Воробьёва и Четырёх. Опять отличился Павел Трофимов – всё также в одиночку взошёл на пик Четырёх и уже готовится на Корженеву. В лагерь на 5100 уже ушло несколько групп, после успешного восхождения на Воробьёва уходят туда и Мишка Геншафт с Лёхой. С ними и Вован. Я же иду туда на следующий день. Задача – подняться на 5300 и выше – на 5800. На этот раз идти значительно легче – и рюкзак не такой тяжёлый и дорога уже известна и акклиматизация улучшилась.
На следующий день с Вованом поднимаемся на 5800. Идти, конечно же, тяжко – чем выше, как известно, тем труднее, но по снегу всё же приятней, чем по сыпухам. На узком снежном надуве под нависающими скалами расположен лагерь 5800. Здесь болгары Румен и Боян, американская двойка - гид из Колорадо Боб Семборски со своей клиенткой Кэтрин, москвичи, краснояры, барнаульцы, ещё кто-то. Расчищаем место под палатку, общаемся с друзьями, от Румэна узнаём, что Боян Петров (лидер болгарской команды) уже вышел отсюда, с 5800 сначала на 6300, а оттуда, по самочувствию на вершину. Вечером он вернулся с победой! Первый восходитель этого сезона! Тем весомее его победа – ведь оказывается, что Боян – диабетик! И не смотря на свою болезнь – он один из сильнейших высотников Болгарии и уникальнейший альпинист – единственный в мире альпинист-диабетик. Часто пишет статьи в «Нешнл-Джиогрэфик», по специальности биолог. Рекламирует лекарства от диабета какой-то немецкой фирмы, которая и даёт ему деньги на восхождения. В прошлом году он успешно взгромоздился на Гашербрум (опять-таки первым проторив тропу среди глубокого снега). Своим примером он показывает людям, болеющим диабетом (да и не только им) каких высот в прямом и переносном смысле может достигнуть человек даже с таким недугом. Три раза в день ему необходимо делать уколы – иначе последствия непредсказуемы. На следующий день мы с Вованом выдвигаемся с 5800 сначала на 6100, а затем на 6300.
Следующие два дня – отдых в базовом лагере. Калейдоскопом продолжают развиваться события. Украинцы во главе с Юрием Черевко продолжают провешивать верёвками маршрут Бородкина на Коммунизма. За ними по пятам в акклиматизационные выходы-заброски двигаются две команды иранцев (их человек 20). Одна из двух девушек-альпинисток из Ирана срывается в трещину, где-то в районе 5100 на Бородкина. Но всё проходит благополучно – отделалась лишь синяками и царапинами. На связи с ними в основном Шамс, знающий иранский язык. Кстати, как позже выяснилось, иранцы – вроде как все (в том числе и девушки) - люди военные. И задача у них стоит – завести хотя бы одну из женщин на Коммунизма. В этом случае им дают деньги на проведение экспедиции в Гималаях… Женя Лоренц с Вовкой Бабаевым и Нидо успешно сводили незрячего липецкого альпиниста Николая Орлова и его поводыря на пик Воробьёва.
На следующий день «в однова» поднимаюсь до 6100, меняю старую на новую верёвку выше лагеря 6100 и через 2,5 часа, с момента выхода с 5800, достигаю лагеря 6300. Время 9 часов утра. Вообще-то я планировал переночевать здесь и завтра выдвигаться на вершину, но в принципе, прикинув свои сегодняшние шансы, понял, что и сегодня реально взгромоздиться на 7105. Тем более, что краснояры, ночевавшие здесь, только-только встали на тропу. Собираться долго, в общем-то, не пришлось – палатка уже стоит, а перекус, запасные варежки и носки, пуховку и питьё - в рюкзак, фотоаппарат на шею и – вперёд.
Жизнь на поляне Москвина била ключом. Узнал последние новости. Оказывается, за два дня до моего восхождения испанец Хорхе (Jorge Egocheaga) сумел побить рекорд казахстанца Пучинина по скоростному восхождению на Корженеву – теперь результат выглядит так: 10 часов 10 минут (базовый лагерь – вершина – базовый лагерь).
В это время в местных горах случается ЧП. 8 августа с перевала Южный Девлохан сорвался опытный киевский инструктор, мастер спорта Олег Монсар. Группа долго искала его, теперь у них практически закончились продукты. Они спустились к вертолетной площадке и ожидают помощи. Вот краткая хроника событий, реконструированная по сообщениям на «Маунтин.ру» Любы Монсар, дочери Олега Монсара. «…Часть наших ребят (киевские альпинисты) находятся в МАЛе, готовы вылететь на поиски. К сожалению, деньги на вертолет необходимы огромные. В МАЛе сформировали поисково-спасательный отряд из киевских альпинистов и группы Никонорова из турклуба "Вестра". Вертолет в одну сторону оплатит страховая компания, так еще необходимо эвакуировать больного с места происшествия. Обратно, чтобы забрать спасательно-поисковый отряд необходимо 15000 у.е. Такой счет выставила компания "Альп-Машков", но сумма еще будет обговариваться. Один летный час стоит 4500 у.е., они утверждают, что для того, чтобы прилететь в МАЛ, забрать группу и доставить их на место событий - необходимо порядка 15 000. 9 августа 22:25. Звонила в МЧС Таджикистана, в 5 утра буду звонить туда полковнику. Вертолет улетел по правительственному заданию. Вернется завтра утром. Надо его обязательно перехватить, так как до места происшествия порядка пяти часов - никто не полетит после 11:00 утра. Пока меня кормят обещаниями, но ничего не решается. Леша Ващенко и Леша Никоненко находятся без связи в ущелье Девлохан, где произошли трагические события. Последняя связь была с ними в субботу и им обещали вертолет в понедельник. Они ждут в условленном месте возле озера – там, где может сесть вертолет. 11 августа 7:30 : вертолет НЕ вылетел. После всех гарантий и писем на международном уровне. Правительство Таджикистана морозится и ничего не комментирует. МЧС готово, но минобороны ведет какую-то игру, обещает вертолет и не дает. Напомню, что гарантия от страховой была уже в воскресенье. Ситуация критическая! 10 августа 15:27: Звонили из администрации президента Украины, звонил консул Украины в Таджикистане. Обещают вылет вертолета завтра в 5 утра. 10 августа 06:00: министр Украины в Таджикистане вышел на связь с минобороны Таджикистана. Полковник МЧС Таджикистана тоже в курсе и пытается что-то сделать. Вчера Федерация туризма Украины отправила в МИД Украины официальное письмо. 11 августа 12:56: лучший пилот страны Нур Батыров прилетает в Душанбе в 15:00 по местному времени, на его счету масса спас работ и налетов в горной местности. 11 августа 15:05: вертолет НЕ вылетел! Ситуация обостряется тем, что правительство Таджикистана врет нашему послу. Первый заместитель министра обороны Таджикистана заверил нашего посла, что вертолет уже в воздухе. Мне только что звонил руководитель отряда МЧС, который находится на летном поле и говорит, что никто никуда не улетал. Связала нашего посла с отрядом МЧС. Жду! 12 августа 7:43: вертолет высадил спасотряд в составе четырех МЧСников, трех киевских альпинистов и двух московских на плато. Ващенко Алексея забрали вертолетом в Джиргиталь. Никоненко в порядке - остался, чтобы показать спасателям место срыва. 13 августа 9:00: ребята начали работать еще ночью, но утром, часов в 9:00 начался снегопад. Сошла небольшая лавина. Пришлось временно прервать поиски. Все, что успели раскопать, засыпал снег. Злости не хватает - 6 дней хорошей погоды ребята просидели в МАЛе и ждали вылета. 6 дней, которые для меня были как 6 лет. 15 августа 6:57: Вот и все. Нашли тело в лавинном выносе. Вечная память. Олег был лучшим отцом, мужем, другом и спортсменом. Спасибо всем, кто верил и помогал. Спасибо туристам и альпинистам во всех странах, всем, кто знал Олега и не знал. Спасибо Алексею Ярошевскому и Рано Умаровне. Спасибо за собранные средства, их должно хватить, чтобы перевезти Олега и сопровождающих ребят домой из Душанбе и организовать похороны»... Вот такая вот история. По МАЛу по поводу всех этих событий ходили слухи, что вертолёт долго не могли дать потому, что президент Рахмон улетел на охоту. Не знаю, правда это или нет, но очень похоже на это. Только на шестой(!) день смог вылететь вертолёт и ещё полтора дня ушло на поиски. Это вам не Европа, где поисковый вертолёт прилетает сразу же после звонка по сотовому от потерпевших бедствие в горах. Собираемся выходить на восхождение на пик Коммунизма. Два Михаила – Ишутин и Вещагин, а с ними и Румен, который не смог пойти с Бояном из-за проблем с пищеварением, планируют выходить на рассвете 11-го и сразу подниматься до 5800. Мы же – я, Бисеров Вован, Миша Геншафт, Лёха Бильчук – выходим в этот же день, но попозже и идём без экстремизма – до 5300. Сергей Пензов взялся отвести ещё одного клиента на Корженеву, Шамс сейчас на Корженеве. Нидо, Женя Лоренц и Вовка готовятся сводить незрячего липчанина Николая Орлова и его тренера-поводыря ещё на один памирский пик – д`Кубертена (бывший пик НКВД). Многие буржуины уже начали готовиться к отлёту в Джиргиталь. В общем, 11-го выходим на маршрут, на этот раз стиль будет альпийский – палатку мы несём всё время с собой. Питание исключительно «Гала-Гала» плюс орешки и сухофрукты.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||