Горы мира > Каракорум >

Автор: Денис Урубко. Алма-Ата

Гашербрум 2. Продолжение

Что делать! Жизнь преподнесла очередной сюрприз. Я оказался на этой вершине… И по-настоящему был рад, что удалось. Ветер резал наши иссушенные глотки. С запада наваливался обещанный Карлом Габблом фронт непогоды, и вершина напоминала остров в туманном море. И никак не хотелось уходить отсюда. Потому что была определенность, точность момента. А будущее ускользало подобно облакам, растворялось в них.

- Симоне! Ты идешь последним, Кори в середине… я первым, - прокричал я друзьям. И попытался пошутить: - Янки, гоу хоум!
Американец сжал мою ладонь. То-то еще будет!
По пути мы почувствовали, как усиливается ветер. Казалось, что гора, изумленная нашей наглостью, разглядев лица, заманив поближе, теперь не намерена выпускать добычу из цепких когтей. Склон, на котором мы так ушатались при подъеме, вниз дался нам сравнительно легко. Аккуратно и настороженно вымеряя каждый шаг. Но когда мы подошли к «окну» на повороте 7800, то услышали жуткий рев прорывавшегося сквозь скалы шторма.

- Барбара, милая! - прокричал в трубку спутникового телефона Симоне. - Мы были на вершине. Теперь идем вниз… не переживай. Все будет нормально! Воспользовавшись моментом, я отправил короткую СМС-ку своей жене Ольге. В Рязань… Потому что волнение всех, кто мысленно был с нами, в эти дни достигло апогея.

На траверс мы вылазили на четвереньках. Ветер сек глаза, потому что очки запотевали и замерзали от дыхания, так что видно ничего не было - приходилось двигаться без них. Через пару сотен метров, когда роговица глаз, иссеченная осколками ледовой пыли, затуманилась… я понял, что ничего не вижу. И могу упасть с любого заструга, подвернуть ногу или руку… Вперед вышел Кори. Уж из каких глубин он извлек свою самоотверженность - пусть останется тайной братского американского народа. Но весь путь по траверсу он доблестно отпахал впереди. Я с благодарностью плелся за ним. Иногда подергивая веревкой Симоне. Дальше стало немного легче. Потому что на скалах висели перила… и оставалось только скользить по ним в кипевшую неопределенностью бездну. Мы катились вниз, и я с тревогой думал, устояла ли палатка. На снежном склоне ниже плеча крутились смерчи… куда-то вниз я вел друзей, перепрыгивая трещины, тщетно выискивая утренние следы и ориентиры.
- Ден! - в один из моментов радостно закричал Симоне. - Вон палатка! Вон! Я увидел… да. Но она выглядела настолько странно и нелепо… растрепанная, покореженная в поведенных дугах, бившаяся в ураганных порывах ветра - несмотря на то, что мы укрыли лагерь в краю бергшрунда.
- Симоне! - ошалело проговорил я. - Но это НЕ НАША палатка!
Однако, это была именно она. Вива Нордфес! На наше счастье, мы сумели найти ее при видимости в 50-60 метров. И она чудом удержалась на месте… впрочем! Почему чудом? Подойдя к ней, зависшей краем над бездной, глядя на один угол, что оставался закрепленным, я с удовлетворением вспомнил о вбитом ночью в фирн ледовом крюке. Видя, что надежных точек больше нет, я утрамбовал его вглубь «по самое не хочу»…

- Сегодня шансов у нас нет, - подвел итог Симоне, когда мы решали, что делать дальше. - Ночевать будем здесь. А утром прорываться… вот только по прогнозу ветер усилится до ста двадцати…

Жизнь научила меня терпеть все плохие стороны, и... идти к цели. Терпеть усталость и трудности, терпеть холод и все остальные прелести высотного зимнего восхождения. И нам оставалось сжать зубы и ждать утра в промороженных спальных мешках. Чтобы снова работать.

На спуске нашему интернациональному каравану пришлось туго. Выпавший снег не дал выйти на склон, по которому мы шли вверх - лавины дышали в затылок. К тому же, при отсутствии видимости легко можно было блукануть, и тогда… да, тогда даже чудо не смогло бы помочь нам. Поэтому мы жались к скалам… Но здесь за долгие осенние и зимние дни ветер отполировал увалы до ледового блеска. И мы с двумя ледобурами устраивали акробатику между сколов и трещин. Вниз! Вниз! В этом спасение.

Приключений было настолько много, что их хватило бы на пяток спусков с восьмитысячников. Здесь их не описать. Порой я вспоминал отчаяние, описанное Морисом Эрцогом в его книге «Аннапурна - первый восьмитысячник». Кто читал - поймет меня. Но наградой нам было видение перильной веревки на пресловутом «Банана ридж» на отметке 6400 метров. К вечеру мы оказались, измученные силой урагана, у палатки Первого лагеря.

Ночевать пришлось уже без спальных мешков. Просто раскидались в пуховых комбинезонах по непривычно широкому дну VE-25, и оключились. Дальнейший путь представлялся простым и неопасным, отмеченным вешками. На телефон Симоне продолжали приходить поздравления… и вместе со свистом ветра всю ночь я слышал хриплый голос друга, рассказывавшего далекому миру о нашем успехе. Кори жаловался на боль в продутом ухе, и слабо постанывал сквозь сон.

- Пора! - начал толкать я друзей, едва только пелена рассвета протянулась сквозь полог.
- Через четыре часа будем в Базе, - подмигнул Симоне.
- Факинг колд! - оскалился Кори… но увидев, как я покачал головой, взорвался улыбкой: - Сорри! Факинг ПРЕТТИ колд!
Связавшись, мы двинулись поперек ветра. Легче не стало. Но появилась вера, что этому аду скоро наступит завершение. Глаза секло, тропа терялась, мы порой пахали по пояс, сил практически не оставалось. Мы менялись «на острие атаки», выкладывась полностью. И вскоре достигли подножия Гашербрума-5. Здесь я шел впереди, ни на что не отвлекаясь, силясь как можно быстрее проскочить опасный участок.

Дело в том, что в зимних условиях трещины ледника открыты, и тянутся практически под склон Гашербрума-5. У нашей маленькой экспедиции просто не было сил, средств и времени прокладывать путь по центру, и мы вынуждены были принять опасный путь под сераками. Поэтому, внутренне я был готов к лавине. И… внезапно услышал, как друзья крикнули, что она идет.

Этот момент! Его не забыть. Теперь, просыпаясь по ночам от жуткого ощущения, я буду долго успокаивать дыхание, хвататься за сердце, стиснув зубы глядеть в темноту - в никуда… Но в тот миг никаких эмоций не было. Лишь в голове словно молнии Гашербрума сверкали короткие холодные мысли. Как на вершине! Файе-е-ер!!!

Тогда… тогда, не разбираясь, увидев искаженные ужасом лица Симоне и Кори, их раскрытые глаза и рты, я кинулся бежать за ними. А уж когда накрыло - принялся бороться, выгребать... Хотя! Что можно сделать против такой стихии!? В целом - был готов к смерти. И когда лавина замерла, я очень удивился, обнаружив, что лицо свободно, и могу дышать. Все остальное оказалось под снегом, который мгновенно начал схватываться от мороза. Сознание сначала было затуманено... и только через пару минут я смог видеть - Кори, засыпанного по плечи, и Симоне, к нашему общему счастью, оказавшемуся свободным. Именно он нас потом и откапал. Лавина сошла мегатонн на… ну не знаю… огромная лавина свежего снега с обломками синеватого льда. Некоторые из низ были размером с тумбочку… счастье, что ни один не попал. За спиной жутким оскалом была раскрыта трещина шириной в несколько метров - мы счастливо перелетели ее своей тройкой.
Вокруг ревел ураган, вихри снега метались, заслоняя горы, мы были шокированы и лишены сил. Однако, все равно, это было счастье. Мир вокруг Был. И в нем былы Мы.

Потом Кори, ошалевший, ринулся вперед… вытаптывая колею прочь - туда! подальше от проклятого склона Гашербрума-5.
- Стой! Нам вправо, Студент! - пытался я его остановить.
- Там смерть! - как на сумасшедшего гаркнул он на меня. - Пойдем в другую сторону.
А в следующую секунду ледник под ним разверзся. Кажется, в одной из предыдущих заметок я писал что-то про Брюса Уиллиса в «Крепком Орешке-4»… Теперь я наблюдал со стороны, как Кори среди глыб и осколков льда, среди хаоса рушившейся вселенной проваливается в бездну. А потом, упав в снег, почувствовал дикий рывок, от которого меня чуть не переломило пополам. Веревка натянулась. И напоминанием об исчезнувшем Кори уходила в разверстую черную пасть гигантской трещины.

Вылез он минут через пять, когда я совсем окоченел - еще не в силах отойти после лавины. Симоне помог ему прийти в себя. Я принялся топтать следы в ту сторону, куда надо было. Благополучно обогнув трещины и миновав среднюю часть ледника, мы пробились к краю ледопада… (писать об этом легко… но те три часа пути с отчаянием озверевших викингов тоже трудно выразить) и в тумане с удивлением разглядели чьи-то следы. И в один из моментов Симоне радостно закричал кому-то внизу. И я понял, что наши мытарства близки к благополучному завершению.

Это были пакистанцы. Хасан и Сейджан из лагеря. Без кошек и ледорубов они лезли по леднику. Пробивая снег по колено. Без этой тропы… без воды, которую они принесли…я не знаю, когда я бы доплелся до Базы. А так - мерно покачиваясь, с трудом передвигая ноги, обгрызая куски льда по краям воротника, видя только следы в метре-двух перед собой… я плелся, едва в силах переваривать одну простую мысль.

Она была такой… тоненькой… как моя иссушенная высотой душа. Подобно пару дыхания в этом густом здесь внизу воздухе. И безветренном. И едва слышно звучала в моей голове:
«Файе-е-ер!!!»

На страницу Экспедиции

Денис Урубко. Гашербрум II. Первое послевкусие

От Болельщика

Я вначале прочитал эту статью на Вашем блоге. К сожалению, на нем нельзя написать отзыв. Поэтому не удержался, еще раз прочел на этом, уважаемом мной сайте, где можно оставить отзыв. Что сказать о восхождении? Величайший риск, и он оправдался, потому что был тщательно просчитан и подобрались ну очень крутые парни. Малейшая осечка, промедление, ошибка при спуске и всё! Шли на грани между светом и вечной тьмой. Оправдан был этот риск или нет, пусть решают специалисты. Вся экспедиция от начала до конца - сценарий для захватывающего приключенческого фильма о альпинизме! Такого еще не придумали сценаристы, но жизнь переплюнула все надуманные сценарии. Зарабатывайте на этом для написания дальнейших страниц Ваших приключений, а мы попереживаем за Ваши успехи. Поздравляю еще раз! Нет слов! Считаю, что Вы с Симоне Моро - альпинисты №1 на сегодняшний день. Интересно, что ждет лейтенанта Урубко дома?

Спасибо

Как всегда, классно написано! Нет, даже еще лучше!