Скалолазание > Соревнования >

О Втором Чемпионате СССР по скалолазанию
рассказывает М.Левин (Челябинск)

В 1965 году Михаил Иванович Ануфриков оперативно ответил на моё письмо, в котором я, судья 2-ой катег., мастер спорта по альпинизму, просил разрешить мне постажироваться на Чемпионате СССР по спортивному скалолазанию.

По его телеграмме областной Совет спортивных обществ и организаций выписал мне сверхплановые командировочные (главбухгалтер-мужчина попросил "Кокур").

Через месяц я впервые приземлился в Крыму. Первое потрясение: уже в симферопольском аэропорту висели афиши с огромными буквищами: ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО С Т И Х И. А афиш о Чемпионате СССР не было. Да и в самом низу поэтической афиши было очень мелко написано: "Читает Ф.Филармионов".

Руководители ялтинского спорта поставили печати на моё командировочное удостоверение и рассказали всё: и в какой гостинице живут Ануфриков и главный судья Иван Иосифович Антонович, и где селятся судьи, и где судьи будут сегодня ужинать по трёхрублёвым талонам, и что все судьи сейчас под Крестовой скалой. Что, афиши о Чемпионате? есть, но мало, взять на память не удастся... я, дурачок, не настаивал.

Октябрьское тепло плюс тёплую встречу вечером со знакомыми по "Джайлыку" и "Химику" судьями-альпинистами - это помню хорошо, а со следующего дня началась пахота, какой я нигде не встречал! До моря рукой подать, но главный судья всё замечал и буквально преследовал всех своими замечаниями, рыком мегафона он развлекал охрану у ворот ближнего санатория, да и насчёт образных сравнений Иван Иосифович, повоевавший на кавказских перевалах, был не промах. Потом мне объяснили, что первый Чемпионат СССР по скалолазанию (1955г., скала Алим, северней Крестовой) вызвал неудовольствие "наверху", 10 лет ушло на "разруливание". Честь и слава ответственному секретарю Федерации альпинизма СССР М.И.Ануфрикову! Мы понимали, что и от нас зависит "дальнейшее улучшение климата"...

На женской трассе мне поручили полку в верхней правой части стены - с полки я наблюдал за лазанием внутри угла, не видного судьям снизу: нет ли проскальзываний, срывов одной или двух конечностей. С высоты 30 метров я старался не глядеть вниз на 10 шезлонгов, в которых комфортно лежали 5 судей по технике и 5 судей-хронометристов. Сначала всё шло, как сейчас говорят, штатно: карандаш привязан, стартовый протокол привязан, я к крюку привязан, спусковая верёвка рядом. Но когда Иван Иосифович в мегафон спросил:

- Михаил, можем привязать фляжку с чаем или с компотом выбирайте!

Я моментально ответил:
- Лучше две пустых!

Внизу похихикали, но я дотерпел, благо женщин выступало немного - по 2 в команде, - а команды помню такие: победившая Грузия, "серебряный" Казахстан, "бронзовая" Москва, Ленинград, Украина, две от России, причём Осетия - отдельно... ещё Армения - я хорошо знал Агвана Чатиняна, их лидера.

На следующий день меня "опустили" с полки под трассу - работал стартёром у мужчин, желанные шезлонги были по-прежнему ниже меня (и по-прежнему далеко мне до них было!).

Когда я дал отмашку Толе Шалыгину, он ракетой взвился по трассе, потом спрямил её, отказавшись от траверса, и не сбавлял, а даже прибавлял скорости - удивительная у него была физподготовка и столбистская техника! Я спустился со стартовой площадки, отошёл, чтоб лучше видеть - и увидел, что зацепился за скальную зазубрину страховочный трос, Шалыгин остановился!

Изо всей силы он пытался вырвать засевший трос, намотал его на руку, дёрнул - и повис на тросе, который высвободился-таки.

Я не успел первым подбежать к нему, меня опередил Громко, - я выщелкнул карабин из Толиной обвязки, запачкался его кровью - её было много! Мне показалось, что у него напрочь вырван "Венерин бугорок" - подушечка под большим пальцем правой ладони.

В том индивидуальном лазании лучшее время показал мой знакомый по "Красной Звезде" 1959г. Олег Космачёв (Казахстан), однако те, что в шезлонгах, оштрафовали его, он получил бронзовую награду (но потом блеснул в парной гонке). А на втором месте оказался совсем молодой красноярец Саша Путинцев (за команду выступала и его сестра Наташа, и отец, Владимир Григорьевич, в будущем - первый заслуженный тренер СССР по скалолазанию).

"Золотыми" стали Рита Спицына, шофер такси из Алма-Аты, и капитан грузинской команды Миша Хергиани - мы познакомились на спасработах в 1956г. Вот он на фото рядом с уверенным в себе Шалыгиным, положившим руку другу-сопернику на плечо. Рука ещё цела, Толя и не догадывается, что в парной гонке ему не бежать...

Фото Ю.Бурлакова (Ялта) из коллекции Анатолия Шалыгина (Красноярск).

Спасибо большое за рассказ

Спасибо большое за рассказ. И еще, может Вы помните имена и фамилии тех, кто тогда выступал за Осетию. Буду очень благодарен за ответ. С уважением...

Интересный материал

Интересный материал и уникальное фото. Добавил это фото Ю.Бурлакова (автора книги «Восходитель» о Михаиле Хергини – в его книге такой фотографии нет) на страницу http://alpekstrim.at.ua/news/2009-04-19-2 , посвященную легендарному «Тигру скал»